Глава 1. Теоретические подходы к изучению устойчивости психической направленности личности как фактора влияния на образ жизни личности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава 1. Теоретические подходы к изучению устойчивости психической направленности личности как фактора влияния на образ жизни личности

2017-09-10 696
Глава 1. Теоретические подходы к изучению устойчивости психической направленности личности как фактора влияния на образ жизни личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................12

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ.....................................................18

1.1 Образ жизни и стратегия личности в научных трудах зарубежных и отечественных психологов...................................................................................18

1.2 Особенности направленности личности и ее жизненная стратегия.............22

1.3 Инновации как источник стресса и устойчивость как направленности личности................................................................................................................29

Выводы по главе 1..................................................................................................33

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ................................................36

2.1 Общая характеристика объекта и процедуры исследования........................36

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов.......................................46

Выводы по главе 2..................................................................................................62

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ...................................................................................64

3.1 Коррекционная программа..............................................................................64

3.2 Анализ полученных результатов....................................................................00

3.3 Рекомендации по развитию направленности и жизненной стратегии личности................................................................................................................77

Выводы по главе 3................................................................................................81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................89

ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................94

 


Введение

Сферу направленности личности принято рассматривать в качестве ведущей личностной подструктуры, которая является универсальной базой всех проявлений личности. Она ориентирует всю жизнь и деятельность индивида. Через направленность личности и ее особенности преломляются все ее свойства и качества, которые трудно измерить или изучить в чисто виде, не учитывая их изменений под воздействием направленности. Изучение направленности личности, а также ее отдельных компонентов – это актуальная проблемой в психологии в практическом и теоретическом плане.

Владея элементарными основами психологии, можно успешно адаптировать себя для жизни в обществе. Для продуктивного выполнения поставленных перед собой целей и комфортного взаимодействия с окружающими нас людьми, нужно иметь базовое представление о том, что такое психология личности, как происходит ее развитие, изучить устойчивость психической направленности личности как фактора влияния на ее образ жизни. Вникая в подобные вопросы, мы можем сделать свою жизнь более продуктивной, гармоничной и комфортной.

Важность изучения особенностей направленности личности и ее жизненных стратегий, явилась причиной исследования данного вопроса, что и позволило определить цель дипломной работы.

Актуальность работы заключается в изучение направленности личности и ее жизненных стратегий, что позволяет получить представление о направлениях в изменении социальных норм и установок. В этой связи особое внимание привлекают подростки, поскольку они наиболее динамично реагируют на социальные перемены. В этом возрасте начинает активно функционировать система личностных направленностей и происходит порождение новых смысловых структур. Кроме того, в работе уточняется социально-психологическое отличие подростков из полных и неполных семей, так как, это тоже очень важно. Проведение подобных исследований позволяет разработать и использовать программу социально-психологической коррекции, которая ориентирована на оказание психологической помощи подросткам.

Цель исследования — выявление особенностей субъективных представлений о жизненных стратегиях подростков, а также специфики процесса социализации подростков, разработка и апробация программы развития у них коммуникативных навыков.

Работа предполагает решение следующих задач:

1. Изучение теоретико-методологической базы представлений о направленности личности и ее жизненных перспективах.

2. Провести анализ психологических особенностей личности подростков и представить сравнительный анализ психологического содержания представлений о жизненных стратегиях подрастающих детей.

3. Изучение представлений о жизненных перспективах подростков в зависимости от их пола.

4. Определение специфики процесса социализации подростков из полных и неполных семей.

5. Разработка и использование коррекционно-развивающих программ с элементами социально-психологического тренинга, направленных на развитие коммуникативных навыков подростков.

6. Составление практических рекомендаций по работе с детьми для родителей и педагогов из образовательных учреждений.

Объектом исследования является направленность личности подростка и ее жизненная стратегия.

Эмпирическая база исследования представлена учащимися 10-11 классов средней общеобразовательной школы №7 г. Ноябрьска под непосредственным руководством сотрудников «Центра психологической поддержки семьи и молодежи «Доверие» г. Ноябрьска. Для оценки эффективности формы представленного психологического исследования учащихся на базе средней общеобразовательной школы № 7 г. Ноябрьска в течение III-IV четверти 2017 учебного года был проведен формирующий эксперимент, участие в котором приняло 59 учеников 10-11-х классов указанного образовательного учреждения в возрасте 15-16 лет.

Предмет – особенности выявления, развития и коррекции направленности личности подростка и его жизненной стратегии.

Гипотезы исследования.

1. Направленности личности состоят из разных уровней, которые обусловлены различным соотношением мотивов и уровнем их развития в самой структуре личности. Формирование направленности личности носит динамический характер. Это связано с возрастными и индивидуальными особенностями человека.

2. Индивидуально-личностные особенности подростков соответствуют типу направленности личности и качественным характеристикам компонентов ее структуры.

3. Прослеживается четкая взаимосвязь между направленностями личности и жизненными стратегиями у подростков.

Подтверждение каждой из гипотез представлено в выводах к главам исследовательской работы.

Для решения представленных задач и проверки выдвинутых гипотез в работе были использованы следующие методы:

Теоретические: теоретико-методологический анализ научной литературы, а также анализ результатов собственного исследования.

Эмпирические: наблюдение, проведение социально-психологических тренингов, контрольные психодиагностические исследования.

Статистические: качественная и количественная обработка за счет метода математической статистики (T-критерий Вилкоксона), критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена и критерий различий Вальда-Вольфовича.

Для изучения социально-психологических свойств личности подростков был использован блок методик, адекватных возрасту. В исследовании мы использовали:

- личностный опросник Г. Айзенка;

- дифференциально – диагностический опросник с классификацией типов профессий (Е. А. Климов);

- тест для выявления направленности (Л.П Горфункель модифицированная Т. А. Шиловой);

- тест на диагностику враждебности (по шкале Кука-Медлей);

- Опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова.

Для теоретико-методологической базы исследования использовались: теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон и др.), положения гуманистической психологии и гуманной педагогики (К. Роджерс, А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Ш. А. Амонашвили); теория социализации личности (С. А. Беличева, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, Р. М. Шамионов, В. П. Глушкова); базовые концепции развития личности и возрастной психологии (В. С. Мухина, Е. Ф. Рыбалко); теоретические концепции семьи и родительства (Р. В. Овчарова, О. А. Карабанова, Л. Ф. Осухова).

В ходе эмпирического исследования нами была разработана программа психологической коррекции с элементами психологического тренинга для детей, которую можно использовать для развития коммуникативных навыков подростков.

В работе были представлены психологические теории направленности личности, что значительно расширяют представления о становлении личности в процессе социализации при воздействии семьи и школы. Было установлено, что успешность процесса социально-психологической адаптации связана со способностью подростков самостоятельно принимать решения и управлять своим поведением.

Было выявлено, что одним из ведущих механизмов формирования характера личности является особенность взаимодействия между ребенком и родителем. Все это дает представление о том, что в тех случаях, когда развитие подростка проходит в условиях неполной семьи или в полной, но с отсутствием какого-либо воспитания и взаимопонимания между родителями и детьми, временная связь имеет свойство нарушаться, меняется эмоциональное отношение к будущему, к постановке целей, к планируемым событиям, к стратегиям поведения, направленным на достижение желаемого.

Результаты представленных исследований направлены на разработку принципов работы психологической службы относительно обеспечения социально-психологического сопровождения семей с разным структурным составом.

Практическая значимость работы базируется на ряде методик, которые можно использовать для диагностики особенностей представлений о жизненных стратегиях подростков. Кроме того, значимость работы состоит в разработке и апробировании программ работы с подростками в форме коррекционно-развивающих программ и тренингов.


 

Рисунок 1.1 - Структура направленности личности

 

Направленность является зеркалом личности человека. Таким образом, направленность – это обобщенная характеристика личности с точки зрения того, к чему она стремится, что человек ценит в жизни и как воспринимает внешние воздействия. Потребности человека побуждают к активным действиям, влияют на его мышление, переживания и волю. Благодаря своей настойчивости и волевому усилию человек преодолевает все свои трудности, решает поставленные задачи, связанные с удовлетворением своей потребности.

Знание структуры направленности личности и ее содержания дает представление о преобладающей ориентации мыслей человека и его стремлений. Кроме того, это позволяет прогнозировать и верно оценивать поступки, поведение человека в определенных ситуациях, предупреждать отклонения от общественных правил, оказывать на него эффективные воспитательные воздействия.

При формировании целей и перспектив необходимо добиваться гармоничного соотношения у человека личных и общественных стремлений. Преобладание широких перспектив придает разносторонний характер их деятельности. Установка является внутренней готовностью личности к определенной деятельности, которая придает цельность и значительно влияет на ее эффективность. В основе деятельности человека лежат много установок, которые находятся между собой в сложной взаимообусловленности и зависимости.

Структура направленности личности может быть простой и сложной, а главное в ней – это устойчивое доминирование какого-то интереса и потребности.

Итак, все формы направленности личности являются мотивами ее деятельности. Мотивы могут быть осознанными или не совсем осознанными. Базовая роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

 

Рисунок 1.2 - Формы направленности личности

Долговременные мотивационные установки представляют собой ядро личностной направленности и определяют стержневую линию всей жизни. Человек сам принимает решение о своей жизненной стратегии, хотя некоторую роль в ее формировании играют родители, а также внешнее окружение.

Личностные планы формируются на базе долговременных мотивационных установок[4] и определяют содержание поведенческих направлений. К этому относят: влечение, желание, стремление, убеждение, интерес, склонности, установку, убеждение, идеалы и ценностные ориентации. Все они обозначены в жизненном плане субъекта и подвергаются изменениям в трудной жизненной ситуации.

Принято выделять три вида направленности, которые охватывают основные сферы жизни человека, но наряду с ними выделяют еще и ряд других вариантов.

1. Личная направленность. Она выстраивается на мотивах личного благополучия, стремления к первенству. Такой человек мало интересуется другими людьми и их чувствами. Любым способом он стремится осуществить свои желания.

2. Направленность на взаимные действия. Это потребность в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения с другими людьми. Такому человеку интересны совместные проекты, взаимоотношения.

3. Деловая направленность.Человек легко увлекается процессом деятельности, стремится к овладению новыми навыками. Этот человек обязательно выскажет свою точку зрения, если она важна для решения задачи.

4. Эмоциональная направленность личности. Человек направлен на чувства и переживания. Такая направленность может соответствовать и потребности в славе, и потребности в помощи другим.

5. Социальная направленность личности. Человек склонен к служению отечеству, стремится максимально реализовать себя для пользы страны.

Особенности направленности личности. Существуют и дополнительные аспекты направленности, отвечающие какой-либо сфере жизни:

1. Нравственность повседневного поведения зависит от уровня общественной ценности и социальной значимости отношений для личности.

2. Целеустремленность личности зависит от разнообразия потребностей личности и круга интересов.

3. Цельность личности зависит от степени устойчивости отношений, а также последовательности и принципиальности.

Подобные особенности дополнительно характеризуют общую направленность личности и придают определенные черты характеру.

Опираясь на позиции представленных авторов, направленность можно описать как устойчивую социально обусловленную подструктуру личности. Это совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность человека, с некой отстраненностью от ситуационных факторов.

Направленность можно представить убеждениями, интересами, склонностями личности, которая выражена в гармоничном характере отношений и знаний, а также действий личности и ее доминирующих мотивов поведения. Направленность проявляется на уровне духовных потребностей и практических действий.

В целом, направленность – это сложная иерархическая система, которая направлена на активное взаимодействие личности с социальным окружением в процессе ее развития. Очень важное значение направленность приобретает в качестве сохранения целостности личности, она объединяет прошлый опыт и текущую деятельность, а также показывает готовность личности к прогнозированию дальнейших действий и их анализу.

Понятие «направленность» тесно связано с вопросами структурного строения ценностных ориентаций, что позволяет рассматривать данные функции в контексте потребностей, мотивации и смысловой ориентации личности. Таким образом, направленность может представляться как социальный опыт, который формирует жизненные ориентиры личности к окружающей действительности, которые предопределяют и регулируют ее поведенческие реакции.

Говоря о самой личности и о ее направленности, следует подробнее рассмотреть такое понятие как «жизненная стратегия». Стратегия жизни в ее социологическом понимании представляет собой динамическую, саморегулирующую систему социокультурных представлений личности о собственной жизни, которая ориентирует и направляет ее поведение в течение длительного времени. Она предполагает определение или принятие наиболее значимых ориентиров и приоритетов на долговременную перспективу.

Место стратегий в структуре жизнедеятельности личности входит в систему ориентирования наряду с системами мотивации и контроля. Ориентирование выполняет функцию рефлексии жизни с точки зрения ее смысла, ценностей, норм и целей.

Образ жизни характеризует эмоционально окрашенную картину человеческой жизни. Смысл жизни выражает ее сущностное предназначение и своеобразие, как целостное представление о предназначении и фундаментальных основаниях.

Жизненные стратегии – это особый класс ориентаций личности. Их выделяют по характеру жизненной активности. Это, так называемые, надситуативные и интегративные (способность личности подниматься над уровнем конкретной жизненной ситуации и удерживать целостное представление), долговременные и перспективные ориентации личности.

Помимо стратегического уровня в системе ориентирования личности присутствует также своего рода тактический уровень, представленный ситуативными, частичными, кратковременными ориентациями. Наряду с перспективными ориентациями "от настоящего к будущему" возможны ретроспективные ориентации "от настоящего к прошлому".

Устремленность в прошлое, переживание характерны для особого типа рефлексивной деятельности -ретроспективного ориентирования (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1

Выводы к главе 1

Теория о направленности личности и ее жизненных стратегий позволяет получить представление о направлениях в изменении социальных норм и установок.

Благодаря изучению теоретико-методологической базы было выявлено, что направленность – это важнейшее свойство личности, которое отображает динамику развития человека, с точки зрения социального и духовного существа, а также главные тенденции его поведения.

Исходя из гипотезы нашего исследования о том, что направленности личности состоят из разных уровней, обусловленных различным соотношением мотивов и уровнем их развития в самой структуре личности, было подтверждено, что формирование направленности личности носит динамический характер. Это связано с возрастными и индивидуальными особенностями человека.

Направленность личности является ведущим психологическим свойством личности, которая показывает систему ее побуждений к жизни и деятельности. Она является одним из важнейших компонентов всей структуры личности. Это качество является системой с совокупностью доминирующих склонностей, интересов, идеалов, потребностей и убеждений, а также мировоззрения. Все это служит предпосылкой того, как будет вести себя индивид в условиях изменчивой внешней среды.

Направленность личности влияет и на мотивацию деятельности, черты темперамента, психические состояния, эмоциональные, познавательные, а также психические процессы.

Место стратегий в структуре жизнедеятельности личности входит в систему ориентирования наряду с системами мотивации и контроля. Ориентирование выполняет функцию рефлексии жизни с точки зрения ее смысла, ценностей, норм и целей. Образ жизни характеризует эмоционально окрашенную картину человеческой жизни.

Жизненная стратегия представляет собой динамическую, саморегулирующую систему социокультурных представлений личности о собственной жизни, которая ориентирует и направляет ее поведение в течение длительного времени. Она предполагает определение или принятие наиболее значимых ориентиров и приоритетов на долговременную перспективу.

Смысл жизни выражает ее сущностное предназначение и своеобразие, как целостное представление о предназначении и фундаментальных основаниях. Жизненные стратегии – это особый класс ориентаций личности. Их выделяют по характеру жизненной активности.

Проблема психологического стресса населения, особенно подростков, приобретает всю большую научную и практическую актуальность в связи с развитием различных инноваций нашей жизни. Психологический стресс представляет собой серьезную угрозу качеству жизни людей.

Психологическая устойчивость направленности личности к стрессу является интегральным показателем, в нем отражаются результаты обучения и воспитания личности, опыт взаимодействия с окружающим миром. Психологическая устойчивость к стрессам – это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций.

Психологическая устойчивость является одним из качеств личности, которая объединяет целый комплекс способностей. Выделяют три аспекта психологической устойчивости: стойкость, уравновешенность, сопротивляемость.

Для одного стресс является жизненной трагедией, а для другого - необходимым элементом жизнедеятельности. Устойчивость личности может поддерживаться факторами социальной среды, которые поддерживают самооценку, а также условия, способствующие самореализации, адаптации. Психологическая поддержка социального окружения очень важна, а также эмоциональная поддержка близких и друзей.

Направленность является одним из факторов, которая обеспечивает устойчивость личности в условиях любых жизненной ситуациях, особенно проблемных. Это происходит потому, что именно направленность определяет ведущую жизненную стратегию, а также особенности оценки происходящего и выбор поведения человека.

Целью воспитания должно быть формирование у подростков психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах деятельности.

 


Рисунок 2.4 - Профессиональные интересы учащихся.

 

Изучая полученные данные, было выявлено, что особой популярностью среди подростков пользуются профессии типа «человек- человек». Этот тип профессии выбрали 14 человек. Пример профессий такого профиля: учитель, врач, воспитатель детских дошкольных учреждений, специалист по продажам, социальный работник, психолог, юрист и др.

Предпочтению типу профессий «человек – художественный образ» отдали 10 учащихся. Пример профессий подобного профиля: дизайнер, архитектор, модельер, фотограф, парикмахер, ювелир, кондитер, писатель, журналист, музыкант и др.

Тип профессий «человек – знак» выбрали 8 учащихся. Пример профессий подобного профиля: экономист, бухгалтер, редактор, переводчик, чертежник и др.

Интерес к профессиям типа «человек – природа» проявили 6 учащихся. Пример подобных профессий: ветеринарный врач, микробиолог, эколог агроном, садовода, лесовод и др.

Предпочтение к профессиям типа «человек – техника» выразили 4 человека. Пример профессий подобного профиля: инженер, слесарь, токарь, механик по ремонту, водитель транспорта, специалист по компьютерной технике и др.

Полученные данные свидетельствуют о том, что для подростка потребность в общении очень важной составляющей. Именно поэтому, профессии, связанные с взаимодействием с другими людьми, так привлекают подростков. В наши дни все большую популярность набирают профессии «человек – художественный образ». Это дизайнер, модельер, парикмахер, менеджера по рекламе и т.д.

Представим сравнительный анализ профессиональных предпочтений у девушек и юношей.

Рисунок 2.5 - Сравнение профессиональных предпочтений девушек и юношей.

 

Исследование показало, что юноши чаще всего выбирают профессии типа «человек-техника» и «человек-знак». Для девушек важнее– «человек-художественный образ» и «человек-человек».

Критерий Манна-Уитни был использован нами для сравнения достоверности различий в двух группах (девушек и юношей). При помощи данного критерия можно выявить различия между малыми выборками, когда n1•n2≥3 или n1=2, n2≥5. Критерий U и его эмпирическое значение отражает величину зоны совпадения между рядами. Чем меньше Uэмп, тем более очевидно, что различия информативны. Если Uэмп.>Uкp005, Но принимается, здесь различия по двум выборкам не считаются статистически важными. Если Uэмп Uкp_005, Но отклоняется, здесь различия в двух выборках являются статистически значимыми.

При сравнении двух выборок объемом 21 и 16 подростков критические значения коэффициента Манна-Уитни составили U= 84, при уровне значимости р≥0,05; и U= 67, при уровне значимости р ≥ 0,01.

По типу профессии «человек-техника» критерий Манна-Уитни равен 72,226, при уровне значимости р≥0,034. Значения критерия Манна-Уитни, полученного в исследовании, ниже показателей критического значения критерия Манна-Уитни, т.е. Uэм ≤Uкр (72,226 84). Уровень значимости р≥0,034 говорит о том, что зависимость между переменными – статистически достоверна, другими словами, различия в двух выборках у нас статистически достоверны.

Исходя из того, что у юношей средний балл по типу профессии «человек-техника» выше, чем у девушек, то это говорит о том, что юноши предпочитают именно подобные типы профессий.

По типу профессии «человек- художественный образ» критерий Манна-Уитни равен 63,427, при уровне значимости р≥0,05. Значения критерия Манна-Уитни, который был получен в исследовании, ниже показателей критического значения критерия Манна-Уитни, т.е. Uэм ≤Uкр (63,427 84). Уровень значимости р≥0,05 показывает, что зависимость между переменными у нас статистически достоверна, вероятность ошибки находится на уровне 5%.

По типу профессии «человек- художественный образ» девушки имеют средний балл (5,5), юноши 3,4 балла. Это свидетельствует о том, что у девушек более выражено предпочтение подобного типа профессий.

Результаты исследования показывают, что группа профессий типа «человек-техника» является преимущественно мужской «темой». Сюда можно отнести слесарей, токарей, радиомехаников, механиков по ремонту и т.д. В подобных профессиях кроме профессиональных знаний требуется и физическая сила. На сегодняшний день все большую востребованность и престижность получают профессии «человек – художественный образ», типа модельера, дизайнера, парикмахера и т.д. Девушкам нравится тема искусства, их привлекает мода и эстетика. Кроме того, творческие профессии менее тяжелые в физическом плане и поэтому они больше подходят для девушек.

Применение дифференциально – диагностического опросника с классификацией типов профессий Е.А. Климова. позволило получить следующие данные: подростки обоих полов наиболее высоко оценивают профессии, связанные с взаимодействием и общением (13,4 баллов) и творческой деятельностью (13,1 баллов). Подростки, выбравшие профессии по типу «человек-природа», показали результат в 11,2 баллов. Профессии «человек – знак» подростки оценили достаточно средне (9,4 баллов). Профессии по типу «человек-техника» оценили в 6,4 балла.

 

Рисунок 2.6 - Профессиональные способности по типу профессии

(средний балл)

 

Для выявления соотношений профессиональных интересов с необходимыми требованиями и способностями к определенному типу профессии был задействован корреляционный анализ (коэффициент Спирмена). Выявлены статистически значимые корреляции профессиональных способностей и интересов по следующим типам профессий:

Результаты корреляционного анализа показывают, что учащимся 10-11 классов школы №7 характерна средняя степень взаимосвязи профессиональных интересов и умений, а также склонностей к таким типам профессий как: «человек-человек», «человек–знак», «человек-художественный образ». Достаточно сильная степень взаимосвязи прослеживается у профессий типа «человек–техника». Интерес же к профессиям «человек-природа» не зависит от соответствующих склонностей и умений подростков. Результаты исследования показывают, что подобные профессии пока менее востребованы. Более востребованными является разного рода творчество. В целом профессиональные умения совпадают с профессиональными склонностями учащихся.

В эмпирическом исследования особенностей личности с использованием личностного опросника Г. Айзенка приняли участие 59 учащихся 10-11 классов, в ходе которого были выявлены следующие показатели.

Таблица 2.4

Рисунок 2.7 - Выраженность свойств личности

 

Итак, нейротизм и экстраверсия являются наиболее распространенными личностными особенностями подростков. Черты интроверта и эмоциональная устойчивость выявляются менее часто.

Подростки с чертами экстраверта, более ориентированы на внешний мир, они активны, инициативны, а также склонны к риску. Экстраверты открыто выражают свое мнение, они легко заводят знакомства и не видят трагедии в расставании. Им легко работать в коллективе.

Подростки-интроверты в большей степени ориентированы на свои впечатления от внешних факторов и свой собственный внутренний мир. У таких людей не так много новых контактов, им комфортнее иметь узкий круг друзей. Внешне выглядят спокойными и задумчивыми, не любят незапланированных сюрпризов, им комфортнее работать в одиночку.

У экстравертов, помимо сильных качеств, есть еще и слабые. Они импульсивны, поверхностны в чувствах. Интроверты же более настойчивые, глубоки в своих чувствах, им свойственно вдумчивое погружение в работу.

Подростки различаются еще и по качеству нейротизма. Это качество отвечает за эмоциональную устойчивость человека. Подростки, у которых высокий нейротизмом более вспыльчивые, нервные и слишком впечатлительные, им трудно ориентироваться в новой обстановке. Низкий нейротизмом у подростков выражен стабильностью и уравновешенностью, устойчивостью к стрессовым ситуациям, их самоуважение находится на высоком уровне. Каждый из «устойчивых» или «неустойчивых» типов имеет свои – и +. Подростки с высоким нейротизмом – это тонкие, отзывчивые и склонные к сочувствию натуры. Подростки с низким нейротизмом отличаются своей «толстокожестью». Они не понимают намеков, им правильнее говорить все напрямую. Такие люди отличаются высокой работоспособностью, они могут справиться даже с самой сложной ситуацией и не потерять чувство самообладания.

Список наиболее подходящих профессий для определенных личностных особенностей.

1. Людям, которые обладают чертами интроверта и высокого нейротизма не следует выбирать профессии, связанные с интенсивными контактами. В такой список входят профессии менеджера, учителя, продавца и т.д. Больше всего таким людям подойдет работа, где можно заняться предметным трудом – творчеством или исследованием, конструированием, моделированием и т.п.

2. Людям с чертами экстраверта и высокого нейротизма предпочтительно не выбирать операторский тип профессии: диспетчера, летчика, шофера и т.п. Велики риски аварий, поломок и т.д. Монотонность конвейерного производства тоже не подойдет.

3. А вот обладателям черт интроверта и низкого нейротизма предпочтительна работа операторского типа, но не рекомендуется профессия, подразумевающая общение с людьми: педагога, журналиста, руководителя или общественного деятеля.

4. Людям с чертами экстраверта и низкого нейротизма больше всего подходят профессии руководителя, бизнесмена, менеджера и т.п. Тесный контакт с другими людьми идет им лишь на пользу.

Итак, каждый тип человеческого характера имеет свои положительные стороны. Человек может обладать чертами как первого, так и второго типа. Нужно только умело ими пользоваться.

Для определения взаимосвязи между профессиональными интересами и особенностями личности мы использовали коэффициент корреляции Спирмена.

Таблица 2.5

Таблица 2.6

Таблица 2.7

Таблица 2.8

Выводы по главе 2

Согласно рассмотренной гипотезе, было выявлено, чтоиндивидуально-личностные особенности подростков соответствуют типу направленности личности и качественным характеристикам компонентов ее структуры.

Спектр составляющих, которые входят в ценностно-мотивационный компонент направленности достаточно широк и включает в себя потребности, желания, интересы, стремления, жизненные перспективы, цели, убеждения, а также ценностные ориентации.

Обобщая полученные в ходе исследования данные, делаем вывод, что использованные методы наблюдения и тестирования позволяют в полной мере изучить психологические характеристики личности подростков.

Итоги наших исследований, представленных во второй главе:

1. В ходе эмпирического исследования и использования дифференциально – диагностического опросника с классификацией типов профессий было выявлено, что для подростка потребность в общении очень важной составляющей. Именно поэтому, профессии, связанные с взаимодействием с другими людьми, так привлекают их. Наибольшей популярностью среди подростков пользуются профессии типа «человек-человек». Данный тип профессии как наиболее привлекательный выбрали 14 подростка. Далее следуют «человек-художественный образ» (выбрали 10 подростков), «человек-знак» (выбрали 8 подростков), «человек-природа» (выбрали 6 подростков), «человек-техника» (выбрали 4 подростка). Юноши предпочитают профессии типа «человек-техника» (U= 72,226; при р = 0,034), девушки – «человек-художественный образ» (U= 63,427; при р = 0,05).

2. Подростки наиболее высоко оценивают свои способности и умения, связанные с общением и взаимодействием (средний балл 13,4) и творческой деятельностью (средний балл 13,1). Юноши и девушки считают, что у них есть способности по ухаживанию за животными, они умеют ориентироваться в природных явлениях (средний балл 11,2). Свои умения, связанные с типом профессии «человек-знак» подростки оценивают средне (9,4 баллов). По мнению подростков, хуже всего развиты способности, связные с техникой (средний балл 6,4).

3. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что для подростков характерна средняя степень взаимосвязи профессиональных интересов и профессиональных умений, склонностей к следующим типам профессий: «человек- человек», «человек-художественный образ», «человек– знак». Сильная степень взаимосвязи установлена для профессий типа «человек – техника». А интерес к профессиям «человек-природа» не связан с соответствующими склонностями и умениями подростков.

4. В эмпирическом исследования особенностей личности с использованием личностного опросника Г. Айзенка у тестируемых подростков выявлено преобладание черт экстраверта. Кроме того, наиболее распространенной личностной особенностью подростков являются и нейротизм. Преобладание черт интроверта и эмоциональная устойчивость встречаются менее часто.

5. Обнаружены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и особенностей личности у подростков:

- человек – человек и экстраверсия (r=0,410, при р=0,022);

- человек – знак и нейротизм (r= - 0,348, при р=0,010);

Итак, очевидно, что существует взаимосвязь между особенностями личности и профессиональными интересами подростков.

Для определения уровня личной и коллективистической направленности у подростков и его сформированности мы использовали методику Л.П. Горфункеля. Анализ проведенных исследований позволяет сделать следующие выводы:

1. Выявлены подростки с различным соотношением групп мотивов в структуре направленности личности. У большинства подростков направленность личности выражена достаточно ярко. В ней преобладают личные и лично-престижные направленности. Коллективистическая направленность также имеет место быть, только в меньшей степени выражена у подростков в наше время.

2. В процессе тестирования, наряду с коллективистической, личной и лично-престижной направленностью,


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.