Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий и международные системы аккредитации — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий и международные системы аккредитации

2017-09-10 218
Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий и международные системы аккредитации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В середине 1970-х годов в разных странах стали создаваться системы аккредитации испытательных лабораторий, и в 1977 году впервые была созвана международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий ИЛАК (International Laboratory Accreditation Conference), которая не имела формы организации и преследовала цель обмена опытом по юридическим и техническим аспектам процедурам. По существу ИЛАК – это международный форум, а не организация в обычном представлении.

Для принятия решения о ежегодном проведении конференции главным побудительным мотивом явилось Соглашение ГАТТ/ВТО по техническим барьерам в торговле и важность международного взаимного признания подтверждения соответствия (ПС), результатов испытаний и систем аккредитации. Практическое направление деятельности ИЛАК началось с изучения юридических и административных аспектов взаимного признания результатов испытаний и систем аккредитации на 2-й многосторонней основе; подготовки международного указателя национальных систем аккредитации испытательных лабораторий, национальных правил признания результатов испытаний; изучения эффективности создания национальных систем аккредитации испытательных лабораторий. Проведя аналитическую работу и выявив юридические и административные различия, препятствующие заключению соглашений о взаимном признании, эксперты ИЛАК определили существование на практике двух - типов соглашении между государствами:

• соглашение по взаимному признанию протоколов испытаний и сертификатов без аккредитации лаборатории;

• соглашение по взаимному признанию национальных систем аккредитации испытательных лаборатории и сертификатов.

Основное направление деятельности ИЛАК – содействие признанию результатов испытаний аккредитованных лабораторий путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании систем испытательных лабораторий.

ИЛАК играет большую роль в информационном обеспечении заинтересованных сторон как по вопросам аккредитации лабора­торий и заключению соглашений о взаимном признании, так и о своей деятельности. ИЛАК издает указатель национальных сис­тем аккредитации и испытательных лабораторий, которые в них аккредитованы; библиографический указатель литературы по ак­кредитации; публикует отчеты рабочих и специальных групп по изучению различных проблем аккредитации. Материалы о дея­тельности ИЛАК регулярно публикуются в журнале «Метрология», который издает Международная организация мер и весов (МОМВ). ИЛАК разработана классификация испытаний и изделий для систем аккредитации, которая опубликована в Справочнике. Кроме Указателя ИЛАК издает ежегодник для специалистов по сертификации. Помимо специальной информации в нем даются сведения об официальных представителях органов по аккредитации, к которым можно обращаться за консультацией. Более подробную информацию о действующем порядке и направлениях работы зарегистрированных программ аккредитации лабораторий всех стран ИJlAК публикует в подробном Справочнике, состоящем из четырех разделов: «Органы по аккредитации лабораторий, удовлетворяющие установленным критериям», «Другие системы одобрения лабораторий», «Международные системы", «Проекты предлагаемых систем».

Кроме обширной информационной работы, ИJlAК разрабатывает рекомендации по заключению соглашений о взаимном признании и требования к типовому международному соглашению о взаимном признании национальных систем аккредитации.

Деятельность ИJlAК играет большую практическую роль в заключении соглашений на уровне органов по аккредитации испытательных лабораторий. Публикации ИЛАК определяют следующие виды таких соглашений:

· признание зарубежной лаборатории заинтересованной стороной - любой производственной или торговой организацией, которой необходимо провести испытания;

· признание зарубежной лаборатории третьей стороной;

· соглашение между лабораториями о взаимном признании результатов испытаний;

· безусловное признание информации об испытаниях, представляемой зарубежной лабораторией;

· соглашение о взаимном признании между органами по аккредитации двух стран.

Для взаимного признания результатов испытаний необходима гармонизация критериев аккредитации лабораторий и процедуры аккредитации, что является еще одной из важных задач ИЛАК. В этом направлении ИЛАК поддерживает тесные деловые контакты с ИСО, МЭК, ЕЭК ООН, МОЭМ. Деятельность ИЛАК в значительной мере повлияла на принятие в ЕС европейских стандартов EN 45000, которые устанавливают требования кредитуемым испытательным лабораториям, органам аккредитации и по подтверждению соответствия.

Совместно с ИСО/МЭК были дополнены и пересмотрены руководства ИСО/МЭК 25, 38, 54 и 55, касающиеся различных аспектов оценки и аккредитации испытательных лабораторий.

Рабочими органами ИЛАК являются комитеты: по проведению конференций; по прикладному применению аккредитации в торговле; по практике аккредитации; по практической работе ла­бораторий; редакционный комитет.

По инициативе ИЛАК разработаны пять руководств ИСО/МЭК, представляющие собой комплект справочных методических ма­териалов для выработки согласованных международных критери­ев аккредитации испытательных лабораторий. Аккредитация испытательных лабора-торий на основе согласован­ных на международном уровне принципов и процедур - важней­ший этап создания атмосферы взаимного доверия, а это в свою очередь путь к устранению технических барьеров в торговле.

К созданию международной или региональной системы ак­кредитации ИЛАК рекомендует продвигаться постепенно - от заключения двусторонних соглашений по признанию результатов испытаний на уровне органов по аккредитации, лабораторий или правительства; затем аккредитация зарубежной лаборатории в на­циональной системе и, наконец, взаимное признание систем акк­редитации на двусторонней и многосторонней основе. Конечный этап - создание международных систем аккредитации.

Наиболее авторитетны следующие международные системы аккредитации.

Система аккредитации МЭКСЭ, проводит аккредитацию лабораторий, занимающихся испытаниями электронных компонентов. Виды испытаний - электрические, механические и другие в зави­симости от области применения испытуемого компонента.

Федерация ассоциаций по маслам, семенам и жирам (FOSFA Intemationa1), проводит аттестацию лабораторий, осуществляющих аналитические исследования данных товаров по заказам органи­заций - участников международной торговли. Лаборатории про­водят химические, биологические и другие испытания.

Международная организация по текстильным изделиям из шер­сти (Interwoollabs), аккредитирует лаборатории по проверке шерсти на соответствие унифицированным для всего мира критериям.

Судовой Регистр Ллойда, аттестует лаборатории по испытаниям материалов и неразрушающему контролю. Объекты испытаний: сталь­ные пластины, прокат, брусы, обшивки, трубопроводы и трубки, железные отливки, изделия из алюминиевых сплавов, отливки для гребных винтов из сплавов меди, якорные цепи, канаты проволоч­ные и др. Основной вид неразрушающего контроля - радиография.

В Европе функционируют две региональные организации по аккредитации: Европейское сотрудничество по аккредитации органов по подтверждению соответствия продукции, систем качества, персонала, (ЕАС) и Европейское сотрудничество по аккредитации лабораторий (испытательных и калибровочных), а также органов по обучению персонала и контролирующих организаций (ЕАL). Общая цель этих организаций - способствовать доверию рынка к сертификатам, выдаваемым сертификационными органами, которые аккредитованы этими организациями. Деятельность EAL и ЕАС базируется на правилах и процедурах, соответствующих европейским стандартам EN 45000, что также способствует созданию условий для взаимного признания результатов испытаний и подтверждения соответствия.

 

 

27. Экологическое подтверждение соответствия;

28. Государственный контроль и надзор за сертифицированной продукцией;

29. 1 и 2 этап сертифицированного аудита СМК;

30. 3 и 4 этап сертифицированного аудита СМК.

Вопросы по дисциплине «Система менеджмента качества»

1. Процессный подход и совершенствование системы управления организацией;

o.

o 9.3.4. Процессный подход

o Одно из главных новшеств стандартов ИСО серии 9000:2000 г. является то, что любая деятельность или комплекс деятельности в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, рассматривается как процесс. Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Поэтому процессный подход – это идентификация процессов, обеспечение их взаимодействия и управление ими. Процессный подход продемонстрирован на рис. 27

o При процессном подходе четко определяются процессы проектирования и разработки производства продукции, контроля и поставки продукции. Это обеспечивает гарантию удовлетворения требований




Потребителя и позволяет от управления качеством продукции перейти к управлению процессами производства, т.к. известно, что управление качеством возможно только на основе управления процессом производства продукции каждый процесс должен управляться и должны устанавливаться полномочия, права и ответственность за управление процессом.

o 9.3.5. Системный подход к управлению

o В ИСО 9001:2000 система качества рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели. Это повышает результативность и эффективность организации. При этом создается система качества, позволяющая объединить процессы создания продукции с процессами проверки соответствия продукции потребностям заказчика. Это гарантирует выполнение требований потребителя. Проводится оценка степени удовлетворения заказчика, т.к. достижение удовлетворенности потребителя должно быть ключевым фактом успеха в бизнесе. В целом системный подход это:

o – определение потребностей и ожиданий потребителя;

o – установление политики и целей организации в области качества;

o – определение процессов и распределение обязанностей, необходимых для достижения целей в области качества;

o – установление показателей эффективности каждого процесса по отношению к достижению целей в области качества;

o – применение показателей, позволяющих определять эффективность каждого процесса;

o – определение средств предупреждения несоответствий и исключение их причин;

o – поиск возможностей повышения эффективности и результативности процессов;

o – определение и установление приоритетов среди тех возможных улучшений, которые могут обеспечить оптимальный результат;

o – планирование стратегий, процессов и ресурсов для реализации выявленных возможностей улучшения;

o – оценивание полученных результатов по отношению к ожидаемым.

o Следовательно системный подход приводит к улучшению системы менеджмента качества организации и создает доверие к процессам и надежности продукции.

 

2. Состав этапов типового проекта моделирование бизнес-процессов;

Типовой проект организации бизнес-процессов включает следующие этапы:

Этап 1. Подготовительный.

Этап 2. Моделирование и анализ бизнес-процессов «как есть».

Этап 3. Моделирование бизнес-процессов «как должно быть».

Этап 4. Подготовка и внедрение изменений в процессах, построение процессной системы управления организацией.

Подготовительный этап проекта является важнейшим, так как создает необходимые условия и предпосылки для успешного выполнения проекта. Этот этап включает в себя следующие работы:

— диагностику проблем организации;

— определение основных бизнес-процессов (сети процессов);

— определение и ранжирование целей проекта;

— выбор (разработку) и утверждение методики ведения проекта, включая методику моделирования бизнес-процессов, структуру регламента выполнения бизнес-процесса и другие документы;

— подготовку программного и аппаратного обеспечения;

— формирование рабочих групп;

— методическую подготовку — обучение руководителей и специалистов организации;

— информирование персонала о задачах проекта;

— детальное планирование работ.

Основной результат подготовительного этапа — наличие команды руководителей и сотрудников организации («критической массы»), «зараженных» философией процессного подхода, четко представляющих цели проекта и последовательность шагов по их достижению. Второй важнейший его результат — утвержденная корпоративная методика моделирования бизнес-процессов. Она может быть основана на стандартах, адаптирована для целей организации либо разработана заново.

На втором этапе проекта выполняются моделирование и анализ бизнес-процессов. Этап 2 включает следующие работы:

— создание моделей организационной структуры;

— создание вспомогательных моделей (деревьев функций, доку-ментов, материальных ресурсов и т. д.);

— разработку моделей бизнес-процессов верхнего уровня;

— проверку адекватности моделей верхнего уровня;

— разработку моделей детальных бизнес-процессов (несколько уровней декомпозиции);

— проверку адекватности детальных моделей;

— создание моделей документов, данных и т. д.;

— проведение анализа моделей;

— формирование отчетов.

Основной результат этапа 2 — модели бизнес-процессов, построенные в соответствии с требованиями организации, и данные анализа этих моделей. Полученные модели процессов используются для дальнейшей работы по созданию регламентирующих документов и реорганизации бизнес-процессов.

Третий этап предназначен для построения моделей бизнес- процессов «как должно быть». В методиках, предлагаемых различными авторами и фирмами, подразумевается, что на этапе 3 должны быть сформированы новые варианты моделей бизнес-процессов. Но опыт выполнения проектов говорит о том, что на практике такой подход не работает. Дело в том, что понимание того, «как должно быть», формируется у сотрудников (и привлеченных консультантов) постепенно, по мере описания и регламентации бизнес-процессов, выполнения работ по анализу процессов и осознания того, что, собственно, в организации «не так» и почему. Широко рекламируемые предложения консалтинговых фирм за короткое время (два-три месяца) описать и изучить бизнес-процессы (в том числе при помощи средств имитационного моделирования, ABC-анализа стоимости и т. д.) являются, по сути, некорректными рекламными акциями. Создав огромную модель процессов организации, ни один специалист не в силах сразу сказать, как надо реорганизовать всю сеть процессов, чтобы система стала эффективнее.

В то же время следует отметить, что если мы рассматриваем отдельно взятый простейший бизнес-процесс, то создавать для него модель «как должно быть» вполне допустимо. Например, процесс загрузки автомобиля клиента на складе готовой продукции, процесс формирования счета-фактуры и т. п. Для таких простейших процессов могут быть выполнены следующие шаги:

— выбор приоритетных направлений реорганизации процесса;

— разработка критериев оценки эффективности перспективного процесса;

— обсуждение конкретных мер повышения эффективности процесса;

— формирование нескольких вариантов моделей бизнес- процесса «как должно быть»;

— анализ полученных вариантов на основе выбранных критериев.

Следует отметить, что на практике трудно выделить какой-то один сложный и длинный сквозной межфункциональный бизнес-процесс из всей деятельности организации и пытаться его реорганизовывать. Целесообразно определить группу относительно простых межфункциональных процессов, взаимодействующих между собой для получения значимого для организации результата. Например, сложный сквозной процесс разработки нового изделия может включать группу межфункциональных процессов — от работы над идеей до подготовки к производству.

С другой стороны, если мы рассмотрим деятельность организации на очень высоком уровне (когда в модели всего 6-8 объектов, обозначающих различные работы), то такая модель становится обозримой. В этом случае можно говорить о реорганизации данной модели и ее экономическом обосновании. К сожалению, осмысленных изменений на верхнем уровне может не оказаться. Например, на металлургическом комбинате сначала нужно выплавить сталь, а уже потом изготовить прокат, но не наоборот. Складывается следующая ситуация. Пока мы находимся на высоком уровне рассмотрения, все изменения кажутся нам тривиальными и ненужными. Как только мы переходим к детальным бизнес-процессам, резко возрастает объем информации, снижается эффективность ее анализа, становится невозможным корректное обоснование решений по реорганизации бизнес-процессов организации. Создавать в организации такую систему управления, которая сама привела бы к постоянному улучшению процессов, то есть внедрять систему управления, основанную на процессном подходе.

Очевидно, что в случае построения процессной системы управления этап 3 не должен отдельно выделяться — он объединяется с этапом 4.

На этом этапе проводится подготовка к внедрению процессной системы управления. Осуществляется выбор приоритетов при изменении процессов на основе рассчитанной экономической эффективности, оцениваются требуемые ресурсы, проводится оценка рисков и компенсационных мероприятий, выполняются подготовительные работы с персоналом организации.

Затем совершается собственно реорганизация бизнес-процессов, при этом могут выполняться следующие работы:

— регламентация бизнес-процессов и создание других необходимых документов (положений о подразделениях, должностных и рабочих инструкций, методик измерения и анализа показателей процессов, форм отчетности владельцев процессов и т. д.);

— поэтапное внедрение бизнес-процессов «как должно быть» процессной системы управления;

— оперативный контроль выполнения плана;

— контроль качества создаваемых (реорганизуемых) бизнес- процессов;

— корректировка моделей бизнес-процессов на основе практического опыта;

— изменения организационной структуры, должностных обязанностей исполнителей;

— разработка новой документации (регламентов по процессам, должностных и рабочих инструкций).

Результатом проекта должны стать новые, более эффективные бизнес-процессы, комплект регламентирующей процессы документации, соответствующая новым процессам организационная структура.

 

3. Понятие объекта и элементов системы менеджмента качества;

Рассмотрим последовательно эти вопросы. В предыдущих стандартах ИСО серии 9000 1993-1994 г.г. были заложены 20 элементов системы качества:

– ответственность руководства;

– система качества;

– анализ контракта;

– управление проектированием;

– управление документаций и данными;

– закупки;

– управление продукцией, поставляемой потребителем;

– идентификация и прослеживаемость продукции;

– управление процессами;

– контроль и испытания;

– управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием;

– статус контроля и испытаний;

– корректирующие и предупреждающие действия;

– погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка;

– управление регистрацией данных о качестве;

– внутренние проверки качества;

– подготовка кадров;

– обслуживание;

– статистические методы.

Все эти элементы нет необходимости рассматривать, хотя некоторые особенности этих элементов будут учтены при рассмотрении системы качества по ИСО 9001: 2000 г. Вместо 20 элементов в новом стандарте пять разделов:

– система менеджмента качества;

– ответственность руководства;

– менеджмент ресурсов;

– процессы жизненного цикла продукции;

– измерение, анализ и излучение

4. Основы методологии описания процессов;


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.