Влияние сознания и самосознания личности на ее поведение в организации. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Влияние сознания и самосознания личности на ее поведение в организации.

2017-09-10 211
Влияние сознания и самосознания личности на ее поведение в организации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сознание – высшая комплексная форма отражения предметов и явлений окружающего мира.

 

Потребность – состояние нужды в чем-либо.

Мотивы – побудительные причины поведения и действий человека.

Желание – состояние актуализированной потребности.

Стремление – желание и готовность действовать определенным образом.

Ожидание – предвосхищение человеком будущих событий, отражает представление человека о результатах действий.

Цель – воображаемый и предполагаемый результат деятельности.

Установка – готовность чувствовать и вести себя определенным образом.

Ценности – нравственные и этические императивы, выработанные культурой, усвоенные личностью в виде субъективной значимости явлений.

Убеждения – элементы мировоззрения, духовные устои.

Культура – система приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, традиций, норм и правил.

Жизненный опыт – совокупность усвоенных навыков, умений, знаний, полученных в результате практического взаимодействия личности с миром.

Социальные факторы – принадлежность к социальной группе, образование, правовые условия, семейное положение и др.

Экономические факторы – благосостояние семьи, уровень заработной платы, профессионализм и др.

 

Самосознание – особая форма сознания личности, при которой она одновременно является и объектом, и субъектом. В результате этого процесса формируется Я-концепция человека, или Я-образ. Я-концепция – динамическая система внутренних идентичностей.

В состав Я-концепции входят «Я» возможное – представление индивида о том, каким он может и хотел бы стать; «Я» прошлое – каким он был; «Я» динамическое – каким бы он хотел стать; «Я» идеальное – каким он должен быть; «Я» социальное – его роли в обществе; «Я» профессиональное – виденье себя как члена профессионального сообщества, а также другие образы «Я».

 

Важнейшей составляющей самосознания является самооценка личности – эмоционально-ценностное отношение к себе, предполагающее оценку своих способностей, качеств, поступков, своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной.

С понятием самооценки тесно связано понятие уровня притязаний. Уровень притязаний – степень трудности целей, достижение которых является для человека привлекательным, максимальный успех, которого стремиться достичь человек в том или ином виде деятельности. Уровень притязаний также бывает заниженным, завышенным и адекватным.

Типы поведения личности.

Американский психолог Макгвайр выделил 16 типов поведения, классифицируя их по следующим критериям: цель, потребность, ситуация.

1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, заключающейся в классификации и упрощении существующей информации, которая одновременно может привести и к потере значимой информации.

2. Защитное поведение – поведение, определяемое включением механизмов психологической защиты личности (отрицанием, замещение, проекцией, регрессией и др.), которые позволяют сохранить позитивное мнение о самом себе и защититься от проблем, не имеющих решения в данный момент.

3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

4. Привычное поведение – воспроизведение знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях, обусловленное положительным подкреплением этих вариантов поведения в аналогичных ситуациях.

5. Утилитарное поведение – стремление решить практическую проблему с максимальным достижением целей (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

6. Ролевое поведение – поведение, обусловленное требованиями социальной роли, которые могут не соответствовать личным устремлениям.

7. Сценарное поведение – поведение, определяемое правилами, существующими в данной культуре, обществе, и статусом человека.

8. Моделирующее поведение – многовариантное поведение людей в малых или больших группах, плохо контролируемое ими и окружающими и обусловленное такими механизмами, как подражание, внушение и др.

9. Уравновешивающее поведение – предполагает наличие у человека одновременно противоречащих друг другу мнений, оценок, установок, которые он пытается «примирить», согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.

10. Освобождающее поведение – человек стремится обезопасить себя физически или социально от реальных или кажущихся проблем, сохранить свою эмоциональную стабильность за счет внешних действий: уступчивости, отказа от среднепривлекательных целей, избегания неудач.

11. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.

12. Экспрессивное поведение – проявляется в тех случаях и сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и степени удовлетворенности, при стабильно высокой самооценке, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором его повседневного поведения.

13. Автономное поведение – предполагает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели под влиянием чувства свободы выбора и контроля своих поступков.

14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершение своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.

15. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность переносить информационную неопределенность, освоение различной внешней информации в форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.

16. Эмпатическое поведение – учет и охват эмоционально окрашенной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия, способности чувствовать, понимать и сопереживать другому человеку.

 

 

Тема 4. Групповое поведение


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.