Основные формы передачи технологий — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные формы передачи технологий

2017-09-10 275
Основные формы передачи технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Передача технологий на коммерческой основе осуществляется в следующих основных формах:

патентные соглашения — торговая сделка, при которой вла­делец патента уступает свои права на использование изобре­тения покупателю патента;

лицензионные соглашения — торговая сделка, при которой собственник нематериальных активов предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуаль­ную собственность в определенных пределах;

ноу-хау — предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, эко­номического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преиму­щества. Предметом купли-продажи являются незапатентован­ные изобретения, имеющие коммерческую ценность;

инжиниринг — предоставление технологических знаний, не­обходимых для приобретения, монтажа и использования ку­пленных или арендованных машин и оборудования. Сюда входит широкий комплекс мероприятий по подготовке тех­нико-экономического обоснования проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гаран­тийного и послегарантийного обслуживания.

К числу мероприятий по передаче технологии на некоммерче­ской основе относятся выставки, научные конференции, симпо­зиумы, обмен публикациями и т. д.

Главной формой международного научно-технического обмена в настоящее время является лицензионная торговля. Она стабильно в 3—4 раза превышает темпы торговли традиционными товарами. Лицензионные операции сконцентрированы в промышленно раз­витых странах — свыше 90% купли-продажи. Ведущее место за­нимают США, Япония, Великобритания. Развивающиеся страны начали предлагать передовую технологию лишь с 70-х гг. в основ­ном в виде сублицензий, при этом они, как правило, импортируют новейшие технологии.

В 90-х гг. произошло резкое увеличение торговли интеллекту­альной собственностью, прежде всего за счет внутрифирменных потоков и перекрестного финансирования. США имеют самое круп­ное сальдо лицензионной торговли (22,3 млрд долл.). Наиболее крупные покупатели американской технологии — Япония и Юж­ная Корея (44% всех поступлений США в 1999 г.). Американские компании покупают основную часть лицензий в Западной Европе (44% платежей США) и Японии (около 30% платежей).

Лицензионная торговля обладает отраслевой специализацией — основной объем лицензионной торговли сконцентрирован в элек­тротехнике, электронной и химической промышленности. Основ­ной объем купли-продажи лицензий совершается между материн­скими компаниями и филиалами. В 1999 г. доля прав на интеллек­туальную собственность в общем экспорте США составила 14,3% (36,5 млрд долл.), в импорте — 7,6% (13,3 млрд долл.), из них 2/з оборота — сделки между материнскими компаниями и их фи­лиалами. Лицензирование может иметь экономические, стратегические, политические и правовые мотивы.

 

Объекты коммерческого права

Объектами коммерческого (торгового) права явля­ются ценности, по поводу которых возникают отноше­ния, регулируемые коммерческим правом. К указанным объектам относятся товары, различного рода товаро­распорядительные документы, а также объекты интел­лектуальной собственности.

В качестве товара как объекта коммерческого пра­ва выступает вещи, находящиеся в коммерческом,(тор­говом) обороте, т. е. имущество, выступающее предме­том договоров купли-продажи, в котором в качестве хотя бы одной из сторон выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, Отсюда можно сде­лать вывод, что к объектам коммерческого права отно­сятся не все товары, а только те, которые участвуют в торговом, коммерческом обороте, т. е. могут быть про­двинуты от производителя к потребителю.

Следует иметь в виду, что исходя из мировой прак­тики целый ряд товаров, являющихся предметами про­дажи не входит в круг объектов коммерческого права. Это связано с их спецификой, особенностями их прода­жи, транспортировки и иных параметрам.

К указанным товарам, в частности, относятся элек­троэнергия, тепло, вода, недвижимое имущество

Это выражается тем, что порядок оборота товаров данного вида остался за пределами регулирования Тор­говых кодексов ведущих западных стран, а также, что данные товары исключены из предмета регулирования ведущих международных документов в области торго­вого права (например, Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.). Кроме того, исходя из российского законодательства ряд товаров (например, космическое оборудование, военная техника, яды и др.) в нашей стране изъяты из торгового оборота, соответственно также не могут являться объектами коммерческого права.

К другим объектам коммерческого права можно от­нести товарораспорядительные документы. Эти доку­менты предоставляют право своим владельцам на товар, указанный в них. Продажа товара в торговых сделках влечет за собой обязательную передачу товарораспоря­дительных документов. К указанным документам отно­сятся: складские свидетельства, коносамент (документ, отражающий ответственность владельца груза за каче­ство товара и его упаковку29), накладные на перевозку грузов другими видами транспорта.

Что касается таких объектов коммерческого права, как объекты интеллектуальной собственности, сле­дует отметить, что в учебной литературе их часто име­нуют как «средства индивидуализации товара». К ним относятся: товарный знак, знак обслуживания, фирмен­ное наименование.

Товарным знаком в соответствии с действующим за­конодательством РФ является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которым призна­ется исключительное право, удостоверяемое свидетель­ством на товарный знак (ст. 1477 ГК РФ).

На территории России действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федераль­ным органом исполнительной власти по интеллектуаль­ной собственности, а также в других случаях, преду­смотренных международным договором Российской Фе­дерации.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистри­рованы словесные, изобразительные, объемные и дру­гие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цвето­вом сочетании.

Знак обслуживания — это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Следует также иметь в виду, что к нормам о знаках обслуживания применя­ются вышеперечисленные нормы о товарных знаках.

Относительно такого объекта интеллектуальной соб­ственности как фирменное наименование вначале необ­ходимо сказать, что коммерческая организация, высту­пает в гражданском обороте под своим фирменным наи­менованием, которое определяется в учредительных документах и включается в единый государственный ре­естр юридических лиц при государственной регистра­ции юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица долж­но содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначаю­щих род деятельности.

В юридической литературе существуют различные точки зрения на объекты коммерческого права. В час­тности, ряд авторов30 к объектам коммерческого права относят имущественные права (вещные и обязательст­венные). К вещным правам соответственно относятся способность субъекта владеть, пользоваться и распоря­жаться имуществом и правами на имущество. Среди обязательственных прав выделяются универсальные (право землепользования, сервитут, права залога не­движимости и аренды предприятий) и специальные (право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного землепользования, пра­во пожизненного наследуемого владения, земельным участком. Все вышеперечисленные права имеют, в пер­вую очередь, отношение к гражданскому (имуществен­ному) обороту, а не коммерческому праву. Торговые отношения характеризуются рядом принципиальных отличий от имущественных (гражданских) отношений. Это всегда возмездная деятельность, имеющая опреде­ленную целевую направленность — продвижение това­ра от изготовителя к потребителю31.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.