Урок 39. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Урок 39. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН

2017-09-10 1167
Урок 39. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные задачи: 1) вспомнить понятие «шипящие согласные звуки»; 2) объяснить, почему написание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ носит традиционный характер и является орфограммой; 3) развивать речь учащихся при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов; 4) воспитывать уважительное отношение к языку и его традициям.

1) Создание проблемной ситуации: После каких согласных, твердых или мягких, надо писать букву А? букву У? букву И? Мы сегодня будем говорить о таких случаях, когда нормы употребления этих букв нарушаются.

2) Повторение сведений о шипящих согласных: Подумайте, почему шипящие согласные так назвали. Вспомните, какие звуки попали в группу шипящих согласных. Произнесите эти звуки, послушайте себя. С чем их можно сравнить? Все шипящие согласные звуки — непарные по твердости-мягкости. Какие из них твердые? Какие мягкие? В чем особенность сочетания букв шипящих согласных звуков с гласными буквами?

3) Работа с моделями слов ножи, шишки, щука, часы (упр. 97). Надо найти твердые и мягкие согласные звуки в звуковых схемах модели: Звуки [ж], [ш] — твердые. Какую гласную букву надо было бы писать после них? А какое правило вы знаете еще с первого класса? (ЖИ — ШИ пиши с буквой И!) Звуки [ч’], [щ’] — мягкие. Какие гласные буквы надо было бы писать после них? А какое правило знают уже даже ученики первого класса? (ЧУ — ЩУ пиши с буквой У, ЧА — ЩА пиши с буквой А!) Сами мы не сумеем объяснить такое написание. Кто нам поможет? Конечно, Самоваров!

Чтение сообщения Самоварова (с. 72). Вывод: давайте сохранять то, что было придумано нашими далекими предками!

4) Нахождение изучаемых на данном уроке орфограмм в пословицах (упр. 98). Объяснение смысла пословиц. Запись одной из них по памяти.

5) Составление из слогов с изучаемыми орфограммами слов (упр. 52 из РТ).

6) Составление словосочетаний из слов с орфограммой ЖИ — ШИ (упр. 55 из РТ).

7) Составление предложений из слов с выбором разных по степени сложности вариантов (упр. 56 из РТ). Задание осложнено тем, что из слов каждого варианта надо составить не одно, а несколько предложений (в первом варианте — 2, во втором — 4).

8) Итог урока: Какие известные с 1 класса орфограммы сегодня повторили? Что нового о них узнали? (Написание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ является традиционным, мы пишем их так, как писали наши далекие предки.)

Чтение «Узелков на память» (с. 73).

9) Домашнее задание. Упр. 53 из РТ; сделать карточки с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.


Уроки 40—41. Шипящие согласные звуки.

Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)

Основные задачи: 1) закрепить навык правописания буквосочетаний ЖИ — ШИ; 2) повторить сведения о видах предложений по цели высказывания; о группах слов — названий предметов и слов — названий действий; 3) развивать речь учащихся при изменении слов — названий предметов по числам; при составлении словосочетаний и предложений.

Это важно! Правило «ЖИ — ШИ пиши с буквой И» безоговорочно может быть применено только для написания букв ударных гласных звуков (жизнь, шить и т. п.). Буквы безударных гласных звуков могут нуждаться в применении и других правил (ср.: он будет здесь проживать, ему надо прожевать пищу). В учебнике и рабочей тетради в основном подобраны примеры слов с ударными гласными.

Первый урок. 1) Игра «Помощник учителя»: Ребята, помогите мне определить тему сегодняшнего урока. Над правописанием какого буквосочетания мы сегодня будем работать? Прочитайте текст из упр. 108 и назовите тему.

На доске записывается тема урока, в тетрадях по памяти — стихотворные строки И. Сурикова (упр. 99). Изучаемая орфограмма подчеркивается.

2) Вопрос учителя: «Почему после твердых согласных Ж и Ш пишут не букву Ы, а букву И?» — позволяет еще раз напомнить о традиционном характере написания изучаемого буквосочетания.

3) Разграничение ударного и безударного написания буквосочетаний ЖИ и ШИ: А могут ли после букв Ж и Ш стоять другие гласные буквы, не только И? Ктототам говорит, что не могут. А вы как думаете? (На доске записаны словосочетания с пропуском гласных букв в словах: Ж_леть котенка, ж_вет в лесу; острые ш_пы у розы; ш_ровая молния. ) Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить? (Жалко, жалость; жить, жизнь; шип; шар, шарик.)

4) Игра «Самый внимательный». Учитель читает слова, а учащиеся поднимают карточки с буквосочетаниями ЖИ или ШИ, если они есть в слове. Выигрывают те ребята, которые не допустили ошибок: пожалеть, пружина, шептать, пушистый, служить, стрижи, жевать, жалеть, пассажир, шиповник, тушить.

5) Орфографическая минутка. Записать на доске и в тетрадях слова дружить, жалеть, вершина, пушистый, шестой, жижа, сторожить, карандаши, шить, камыши.

Второй урок. 6)Отработка навыка правописания буквосочетаний ЖИ — ШИ на материале упр. 100, 101, 102; упр. 62 из РТ.

В упр. 100 надо проверить ударением слова шипеть, шиповник; вспомнить, что слова животное, жираф — слова с непроверяемым написанием.

7) Игра «Кто быстрее?» (упр. 54 из РТ).

8) Домашнее задание. Упр. 57 из РТ.


Уроки 42—43. Шипящие согласные звуки.

Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)

Основные задачи: 1) закрепить навык правописания буквосочетаний ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ; 2) разграничить случаи ударного и безударного употребления орфограммы ЧА — ЩА; 3) развивать навыки общения при инсценировке; 4) обогащать речь детей словами речевого этикета.

Это важно! Написание буквосочетаний ЧА — ЩА, как и ЖИ — ШИ, должно проверяться ударением, иначе возможны ошибки. Сравните: чистота дома — чисто, частота радиоволн — частый.

Первый урок. 1) Игра «Помощник учителя»: Кто поможет мне определить тему урока? Прочитайте веселые стихи из упр. 60 в РТ и назовите тему урока.

Тема записывается на доске после ответа детей.

2) Разграничение ударного и безударного написания буквосочетаний ЧА — ЩА: Могут ли после букв Ч и Щ стоять другие гласные буквы, не только А? (На доске записаны предложения с пропуском гласных букв в словах: Дежурный следит за ч_стотóй в классе. Ученики ч_стéнько не моют руки. Мой дом стоит на большой плóщ_ди. Овцы стали щ_пáть травку.) Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить? (Чисто, чистый; часто, частый; площадка; щиплет.)

3) Работа с упр. 103, 104, 105.

Второй урок. 4) Отработка навыка правописания слов с буквосочетаниями ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЖИ — ШИ на материале упр. 106, 107, 108. Дополнительное задание к тексту и рисунку (упр. 106): Вы часто приглашаете гостей? Как вы их встречаете? Какие вежливые слова им говорите? (Проходите, пожалуйста; позвольте предложить вам...; не хотите ли попробовать...; будьте добры, передайте мне, пожалуйста, и т. п.)

Можно разыграть сценку «Встречаем гостей» с обязательным использованием слов речевого этикета.

5) Домашнее задание. Упр. 58 из РТ.

Уроки 44—45. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)

Основные задачи: 1) закрепить навык написания буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ; 2) способствовать активному употреблению учащимися слов с изученными орфограммами в письменной речи (в связных текстах); 3) развивать речь детей при работе с прозаическими текстами, при составлении собственного текста.

Первый урок. 1) Создание проблемной ситуации. (На доске в два столбика записаны слова: 1. Вода, глаза, родной, любить, бродить. 2. Чашка, щука, чужой, дружить, спешить.): Как вы думаете, по какому принципу слова объединены в столбики? (Во втором столбике слова, в которых есть сочетания шипящих согласных с гласными.) Назовите эти буквосочетания.

2) Работа с рассказом М. Пришвина (упр. 61 из РТ) ведется учащимися самостоятельно по заданиям РТ. Обязательно нужно проверить ударением гласную букву в слове жилец. Дополнительный вопрос: Как вы думаете, ежу понравилось в доме у героя рассказа? Докажите.

Второй урок. 3) Помощь Ане и Ване в составлении текста по опорным словам (упр. 109). Затем устно ученики составляют рассказы (с элементами описания и повествования) о своих животных.

4) Выборочный диктант.

В конце мая я случайно оказался в лесу. Чудный запах ландышей разносился вокруг. В лесу была удивительная тишина. Но чуткие уши услышали стук, который раздавался где-то далеко в лесу. Видно, там живет дятел. Он часто долбит своим крепким клювом мягкое дерево.

Учитель читает текст, дети самостоятельно записывают слова с изучаемыми буквосочетаниями. Затем учащиеся читают выписанные слова, называют в них все известные орфограммы. 5) Домашнее задание. Упр. 59 из РТ.


Уроки 46—47. Шипящие согласные звуки.

Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)

Основные задачи: 1) пояснить учащимся, почему написание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН является орфограммой; 2) формировать умение орфографически верно записывать эти буквосочетания; 3) развивать речь детей при подготовке к изложению текста и написании изложения.

Первый урок. 1) Введение в тему: Профессор Самоваров познакомил Аню и Ваню еще с одним правилом, связанным с буквами шипящих звуков. Аня и Ваня все поняли и теперь будут писать грамотно. А вы хотите узнать новое правило?

Чтение диалога Самоварова, Ани и Вани (с. 78). На доске записывается (под диктовку учащихся) тема урока.

2) Нахождение слов с изучаемыми орфограммами в предложениях (упр. 111). Поясняется значение слова хищный, подбираются синонимы к слову мощный.

3) Отработка навыка правописания изучаемых на уроке орфограмм ведется на материале упр. 110; упр. 63 и 64 из РТ; упр. 113.

Второй урок. 4) Работа с текстом о синичке (упр. 112).

5) Изложение по тексту упр. 112. Совместно с учителем второклассники составляют план в форме вопросов, устно отвечают на эти вопросы, а затем пишут изложение по плану. Примерный план: 1. Как выглядит синичка? 2. Где она живет? 3. Чем питается синичка?

6) Итог уроков: О чем напоминают нам «Узелки на память» (с. 79)? Прочитайте. Что мы узнали на уроке?

7) Домашнее задание. Упр. 65 из РТ.

Уроки 48—49. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН»

Основные задачи: 1) проверить степень усвоения учащимися орфограмм с шипящими согласными; 2) провести работу над ошибками, допущенными в диктанте.

Первый урок. Текст диктанта.

Щука

Щука живет в пресных реках. Это хищная рыба. Длина обычной щуки около двух метров. Ее вес может быть больше десяти кг. Щука пятнистая с темными полосками. Щуки живут в глубоких местах. В начале лета они могут выходить на мелководье. (40 слов)

Задание (проговаривается учителем устно или записано на доске): подчеркнуть слова с буквосочетаниями ЖИ, ЧА, ЩУ, ЧН, ЩН.

На доске может быть вывешен рисунок с изображением щуки. Надо выписать слово мелководье, спросить, как дети понимают его значение.

До записи диктанта надо указать, что слово килограмм можно написать сокращенно без точки, если оно стоит не в конце предложения.

Второй урок посвящается работе над ошибками, допущенными в диктанте.


Урок 50. Слог. Перенос слов

Основные задачи: 1) повторить правила деления слов на слоги; 2) углубить полученные детьми в 1 классе знания о правилах переноса слов.

1) Необходимость переноса слова выясняется в процессе беседы: Ктототам записывал название сказки «Тараканище». Помните, кто ее написал? Название у Ктототама не уместилось на строчке, и он решил сделать страницу шире, подклеить к ней лист бумаги. Правильно ли он решил? Что вы ему подскажете? А как правильно надо разделить слово на части для переноса?

2) Повторение правил деления слов на слоги начинается с повторения определения слога: Что такое слог? После попытки детей ответить самостоятельно читается сообщение Самоварова (с. 80).

Учитель может дать совет, как легче разделить слово на слоги: Представьте себе, что вам надо очень громко и медленно прокричать слово, чтобы его было слышно далеко. Например, вам надо назвать имя победителя в соревновании. Как вы тогда произнесете имена: Марина, Саша, Наташа? (Дети произносят имена, скандируя.) Вспомните, когда люди могут произносить слова по слогам.

Выслушиваются ответы детей, затем рассматриваются рисунки в учебнике (с. 83): Что могут кричать болельщики? Произнесите по слогам их возможные возгласы. Самоваров расскажет нам еще об одном случае, когда слова могут произноситься по слогам.

Чтение сообщения Самоварова и стихотворного отрывка о черепахах (с. 83).

3) Создание проблемной ситуации: Можно ли, прочитав слово, сразу определить, сколько в нем слогов? От чего это зависит? (Определенную помощь может оказать веселый стишок: Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников.)

Чтение сообщения Самоварова (с. 81).

4) Поиск ответа на вопрос Мудрика (с. 82). Дополнительные вопросы учителя: Сколько звуков в каждом из слов: кот, мяу, уха? А сколько слогов? Почему?

5) Отработка навыка деления слова на слоги (упр. 67, 68, 69 из РТ).

6) Определение связи между делением слов на слоги и правилами переноса слов: Если я умею делить слова на слоги, сумею я правильно перенести слово или нет? Надо ли знать еще какие-то правила? Давайте сравним слова каша, эхо и знаю. Сколько в них слогов? Как их можно перенести? Ка-ша, а слова эхо и знаю переносить нельзя, потому что нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку одну букву. Для переноса слов надо не только уметь делить слово на слоги, но и знать особые правила.

7) Нахождение ошибок при переносе слов, которые допустил Ктототам (упр. 70 из РТ).

8) Итог урока: Что такое слог? Как определить количество слогов в слове? Какие правила переноса слов мы сегодня повторили?

9) Домашнее задание. Упр. 66 из РТ.


Урок 51. Слог. Перенос слов (продолжение)

Основные задачи: 1) отработать навык деления слов на части для переноса; 2) развивать внимание детей при нахождении неверных вариантов переноса слов, при нахождении еще не изученных правил.

1) Проверка домашнего задания может проходить в форме игры «Кто больше?»: выясняется, кто больше придумал слов из данных в задании слогов и верно определил количество слогов в них.

2) Составление слов из слогов: На прошлом уроке мы учились делить слово на слоги. А сейчас сделаем наоборот: будем из слогов собирать слова, как вы это делали дома. Если вы сумеете выполнить задание, то узнаете, кто был на дне рождения у слона (упр. 117).

Резервное задание — упр. 116.

3) Работа с названиями фантастических растений из стихотворения Н. Кончаловской и рисунком к нему (упр. 118) позволяет развивать воображение ребенка; раскрыть перед ним механизм образования подобных слов. Устно школьники могут назвать, из каких знакомых слов образованы эти необычные названия: помидыня — помидор и дыня, огурбуз — огурец и арбуз. Эти слова записываются, определяется, какие из них являются словами из словаря.

Как дополнительное может быть дано задание составить необычные названия предметов мебели, цветов и т. п.: гладиастра, ромашгип, дивасло и др. Можно предложить описать устно или нарисовать эти предметы.

4) Игра «Следопыт»: детям предлагается прочитать сообщение Самоварова (с. 85) и определить, какие правила переноса слов не изучались на прошлом уроке (это перенос слов с буквами Й, Ь, Ъ).

5) Закрепление навыка переноса слов ведется на материале упр. 120. Резервное задание — упр. 114.

6) Итог урока: Как можно переносить слова?

7) Домашнее задание. Упр. 71 из РТ.

Урок 52. Слог. Перенос слов (продолжение)

Основные задачи: 1) закрепить навык деления слов для переноса; 2) повторить изученные орфограммы.

1) Повторение правил деления слов для переноса ведется в форме оказания помощи Ане и Ване (упр. 72 из РТ), на материале упр. 73 из РТ.

2) Повторение изученных ранее орфограмм (упр. 74 из РТ).

3) Итог урока: Какие правила деления слов на части для переноса мы узнали?

4) Домашнее задание. Упр. 121.


Урок 53. Ударение. Ударный слог

Основные задачи: 1) показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов; 2) показать, как важно орфоэпически верно произносить слова при общении с людьми; 3) развивать устную речь детей при составлении предложений.

1) Проверку домашнего задания можно начать с загадки про календарь: Под Новый год пришел он в дом таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес и наконец совсем исчез. В календаре указаны все дни каждого месяца. Вы вспомнили дома последовательность месяцев?

Названия месяцев читаются в нужном порядке, затем учитель предлагает назвать все месяцы, а не только указанные в учебнике.

2) Анализ роли ударения в словах начинается с чтения стихотворения-загадки (упр. 122). В случае затруднения учащиеся подбирают слова из упр. 123.

3) Самостоятельная работа школьников по вопросу: Чем же ударный гласный звук отличается от безударного? (Произносится сильнее, четче.)

При этом надо подчеркнуть способность ударения различать слова. Затем читается сообщение Самоварова (с. 87).

4) Поиск слов-омографов продолжается при работе в паре: дети читают веселые стихотворные строки (упр. 124), произносят слова вслух и лишь затем списывают, расставив ударения. Сравнение этих слов по значению проводится при работе всего класса.

5) Сопоставление произношения слова с верным и неверным ударением (такую игру предлагает ребятам Совенок, с. 88). Чтение слов с постановкой ударения поочередно на каждый из слогов, например: кóрмушки, кормýшки, кормушки́ и т. д. С каким ударением слово легче узнать? Помогает ли нам ударение в общении? Послушайте предложение, все слова которого произнесены с неверным ударением. Кóгда школьни́ки пóйдут на каникýлы.Легко ли понять его смысл?

6) Выполнение упр. 76 из РТ.

7) Игра «Помоги друзьям» (упр. 75 из РТ).

8) Итог урока: На какие звуки в слове падает ударение — на гласные или согласные? Как произносится ударный гласный?

9) Домашнее задание. Упр. 133.


Урок 54. Ударение. Ударный слог (продолжение)

Основные задачи: 1) закрепить навык нахождения ударного слога в словах; 2) показать особенность буквы Ё (обозначает всегда ударный гласный звук); 3) развивать речь детей при досказывании сказки.

Это важно! С существующими в современной речи вариантами ударения (типа дóговордоговóр, квáртал квартáл) дети сталкиваются постоянно. Лишь в немногих случаях обе сосуществующие формы являются допустимыми (в соответствии с указаниями орфоэпических словарей). Чаще всего лишь один из вариантов может быть рекомендован. Учитель должен обратить внимание на речевое окружение каждого учащегося: нельзя научить ребенка говорить правильно (в том числе и с правильным ударением), если он слышит вокруг себя неграмотную речь.

1) Сказка-загадка «Угадай букву-хвастунишку»: Как-то гласные буквы стали спорить, кто из них важнее. «А это я! — кричала буква А. — Я первая стою в азбуке!» «Я! Я! Я! — надрывалась буква Я. — Я — так говорит о себе каждый человек!» А еще одна гласная буква улыбнулась и промолвила: «О чем вы говорите? Какие же вы главные? Если на вас не будет падать ударение, вас будет еле слышно! Во всем алфавите главная я, потому что всегда ударная!» Можете назвать букву-хвастунишку?

Чтение сообщения Самоварова (с. 90). Выясняется, что гласные в односложных словах всегда ударные. Анализируются примеры Самоварова, в них ставится ударение.

2) Наблюдение за ролью ударения при различении одинаково написанных слов (упр. 132). После работы со стихотворными текстами дети составляют предложения со словами и́рис и ири́с. Аналогично выполняется упр. 129.

3) Игра «Волшебные превращения слов». Ученики представляют, что у них в руках волшебный молоточек — ударение, и с его помощью превращают одно слово в другое, объясняя значение получившегося слова (упр. 127, 128). Устно с парами слов составляются предложения.

4) Игра «Угадай-ка» (упр. 131). Каждая из предложенных в задании слоговых ритмических схем (лá-ла-ла, ла-лá-ла, ла-ла-лá) должна быть произнесена несколько раз, можно даже «простучать» ее, чтобы легче было подобрать слова, произносящиеся с ударением на тех же слогах.

5) Тренировка в постановке ударения (упр. 77 из РТ). После определения места ударения в словах учащиеся досказывают сказку.

6) Итог урока: Для чего надо уметь верно ставить ударение в словах?

7) Домашнее задание. Выписать из словаря три слова с ударением на первом, втором, третьем слоге.


Урок 55. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме

Основные задачи: 1) формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; 2) развивать умение находить проверочные слова путем подбора родственных слов или изменения формы слова; 3) создать представление о единообразном написании слова; 4) показать значение верного написания слов для различения их по смыслу.

Это важно! Ученики должны представлять себе написанное слово как языковую единицу, которая имеет постоянный буквенный состав, не зависящий от различий в произношении звуков в сильной и слабой позиции.

1) Понять необходимость верного написания букв безударных гласных звуков поможет такое задание: Как вы понимаете такое предложение (произносится устно): Спишите, только не спешите. Аня и Ваня не поняли: то ли списывать слова, то ли не списывать. Сумеем ли мы им помочь? Какие слова сказала учительница? Давайте запишем ее слова на доске, пропустим буквы безударных гласных звуков: сп_шите. Второе слово — не сп_шите. Пропущенные буквы в данных словах обозначают одинаковые безударные гласные звуки. А вы знаете, как надо проверять буквы безударных гласных звуков? (Подобрать слова-родственники, чтобы безударный звук стал ударным.) Давайте подберем. Что у нас получилось? (Предложение целиком записывается на доске.) Спишите, только не спешите. Какой вывод надо сделать? (Буквы безударных гласных звуков надо проверять.)

2) Анализ моделей слов (упр. 134) приводит к выводу: и под ударением, и в безударном положении гласный звук в слове передается одной и той же буквой!

3) Подбор проверочных слов к словам, данным без пропуска букв (упр. 135). Это сделано специально, для того чтобы у детей возникло представление о единообразном написании слова, чтобы они смогли увидеть одинаковый буквенный состав части (корня) слова (шкафы — шкаф).

4) Чтение сообщения Самоварова (с. 93).

5) Определение пропущенных букв безударных гласных звуков (упр. 136; упр. 78 из РТ). Обязательно надо ставить ударения в парах записанных слов, подчеркивать одинаковые буквы для обозначения и безударных, и ударных гласных звуков.

6) Итог урока: Почему написание букв безударных гласных звуков в словах надо проверять? Как надо проверять безударные гласные?

Чтение «Узелков на память» (с. 94).

7) Домашнее задание. Упр. 137.


Уроки 56—57. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

Основные задачи: 1) познакомить школьников с разными способами проверки изучаемой орфограммы; 2) активизировать словарный запас учащихся при подборе проверочных слов; 3) развивать речь детей при составлении предложений из данных слов; 4) совершенствовать навыки построения текста-доказательства при объяснении выбора проверочных слов.

Первый урок. 1) Вы уже поняли, как важно научиться верно писать буквы безударных гласных звуков. А Ктототам не очень хорошо понял, что для этого надо сделать. Давайте поможем ему. (Сначала нужно поставить ударение в слове, найти букву безударного гласного звука. Потом подобрать проверочное слово, чтобы безударный гласный оказался под ударением.) Что в этих действиях вы считаете самым трудным? Я думаю, что самое трудное — верно подобрать проверочное слово. Давайте потренируемся это делать.

2) Подбор проверочных слов путем изменения формы числа слов — названий предметов (упр. 79 и 80 из РТ; упр. 138).

3) Проверка слов с буквой Е: Есть ли безударная гласная в слове весна? Как ее проверить? Одна — весна, а много...? Обратите внимание: букву Е можно проверять буквой Ё.

Выполнение упр. 140, 141.

Второй урок. 4) Проверка букв безударных гласных звуков в словах из скороговорки (упр. 136).

5) Составление групп родственных слов (упр. 82 из РТ) и поиск проверочных слов в данных группах.

6) Вписывание букв безударных гласных звуков в слова текста (упр. 81 из РТ).

7) Итог уроков: Как можно найти проверочные слова? (Изменить слово, чтобы оно называло один предмет или много предметов, подобрать слова-родственники.)

8) Домашнее задание. Упр. 145.

Уроки 58—59. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

Основные задачи: 1) продолжить формирование навыка правописания букв безударных гласных звуков, представления о единообразном написании слова; 2) обратить внимание детей на смысловую связь родственных слов; 3) развивать речь учащихся при составлении текста на заданную тему.

Первый урок. 1) Определение смысловой связи между родственными словами: Мы разбирались, как написать слова в предложении Спишите, только не спешите (фраза записана на доске). Как вы думаете, слова спишите и спешите — родственники? Почему нет? (Они не связаны по смыслу: списать это написать что-то, а спешить значит торопиться.) Запомните: слова-родственники обязательно должны быть связаны по смыслу.

2) Выбор проверочного родственного слова из двух предложенных (упр. 149).

3) Подбор к проверочным словам проверяемых слов (упр. 143).

4) Распределение слов по группам в зависимости от места ударения (упр. 144). Проверочные слова подбираются устно. Со словами можно составить предложения или небольшой текст о весне.

5) Закрепление навыка правописания слов с изучаемой орфограммой (упр. 146).

Второй урок. 6) Работа над правописанием безударных гласных сочетается с наблюдением за словами разных частей речи (упр. 152).

7) Работа с текстом (упр. 142). Возможна беседа по тексту: Какой день описан в рассказе? Что делали все ребята после уроков? А что начали делать Аня и Коля? Какой снеговик у них получился? Как он выглядел? А чем вы любите заниматься зимой? (Два лучших ответа записываются на доске и в тетрадях.)

8) Домашнее задание. Упр. 151.


Урок 60. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

Основные задачи: 1) развивать умение подбирать проверочные слова; 2) развивать речь детей при ответах на вопросы по сказке; 3) вызвать интерес учащихся к анализу поэтических произведений, к определению причин их благозвучности.

1) Игра «Кто быстрее и грамотнее?» (упр. 147) проводится с тремя командами (рядами). Каждая команда вставляет буквы и подбирает проверочные слова к одному из столбиков данных слов. Выигрывает та команда, которая быстро и верно справится с заданием. Другой способ проведения игры — эстафета. Слова с пропущенными буквами заранее выписаны учителем на доске в три столбика, оставлено место для записи проверочных слов. Члены каждой команды по одному выходят к доске, вписывают буквы и записывают проверочное слово к одному из слов на доске, садятся на место, только после этого к доске выходит следующий участник.

2) Устная проверка написания букв безударных гласных звуков (упр. 150). Сложность задания в том, что должны быть подобраны проверочные слова, относящиеся к разным частям речи.

3) Наблюдение за напевностью стихотворной речи: рифмой и ритмом (упр. 148).

Объясняется написание пропущенных букв, текст записывается по памяти.

4) Домашнее задание. Упр. 150 (письменно).

Уроки 61—62. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

Основные задачи: 1) показать отличие алгоритма объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением; 2) формировать потребность детей в обращении к орфографическому словарю при написании слов с непроверяемым написанием; 3) закрепить навык списывания текста.

Первый урок. 1) Создание проблемной ситуации: Мы поспорили с Ктототамом. Ему надо было написать два слова (пишет на доске с пропуском букв): м_шина, м_льчишка. Он проверил слова так: машина — Маша, потому что это игрушка девочки Маши, мальчишка — мальчик. Все ли он верно сделал? Можно ли проверить слово машина? Давайте прочитаем, что об этом говорят в учебнике Аня, Ваня и Самоваров (с. 102).

2) Демонстрация учителем орфографических словарей, напоминание о словаре в учебнике: Как в словаре расположены слова?

3) Вписывание пропущенных букв в слова с непроверяемым написанием (упр. 84 из РТ).

4) Распределение слов с непроверяемым написанием по тематическим группам (упр. 153). Устное составление предложений с этими словами.

5) Работа в паре (упр. 154): учащиеся диктуют друг другу по одной строке слов, третью строку списывают самостоятельно, затем проводят взаимопроверку.

Второй урок. 6) Рисуночный диктант. Морковь, огурец, береза, ворона, картофель, пенал.

7) Работа с орфографическим словарем в конце учебника проводится в форме игры-соревнования: найти в словаре как можно больше слов из тематических групп (названия групп можно записать на доске): растения, люди, машины.

8) Составление слов из записанных на доске слогов: кар-ти-на-во-ро-род-со-ка-кор-зи-.

9) Итог уроков: Все ли безударные гласные в слове можно проверить? Как уточнить написание непроверяемых безударных гласных?

10) Домашнее задание. Упр. 85 из РТ.


Уроки 63—64. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

Основные задачи: 1) формировать умение проверять слова с двумя безударными гласными; 2) активизировать навыки работы с орфографическим словарем; 3) развивать мышление детей при прогнозировании содержания текста по его заглавию.

Первый урок. 1) Сколько безударных гласных звуков может быть в одном слове? Приведите примеры. (Тараканище — 4, сторожить — 2, веселить — 2, каникулы — 3, огородить — 3.) Как поступать, когда записываешь такие слова? (Надо написание каждой буквы объяснять отдельно! Веселить — весело, весёлый.)

2) Диктант. Слова записываются на доске, каждая буква безударного гласного звука проверяется, ее написание объясняется. Образец записи: колосóк — кóлос, колóсья. Голова, волосок, дорогой, молодой, деревянный, зеленеет, вечерок, борода, сторона.

3) Работа со словами с двумя безударными гласными, один из которых проверяется ударением (упр. 83 из РТ).

4) Дописывание предложений, содержащих слова с непроверяемым написанием (упр. 155). Обратить внимание на произношение слова mpaMвaй!

5) Резервное задание — упр. 86 из РТ.

6) Прогнозирование содержания текста «Искусственный дождь» по его заглавию (упр. 156). Вопрос после чтения текста: Для чего люди придумали искусственный дождь? Выделенные слова выписать в тетрадь в алфавитном порядке.

Второй урок. 7) Работа с текстом «Лев» по заданиям учебника (упр. 157).

8) Кроссворд из слов с непроверяемым написанием заранее чертится на доске и заполняется при чтении вопросов-загадок. Его можно провести и как игру «Угадай-ка!».

(По горизонтали) 1. Овощ в форме кочана. (По вертикали) 1. Начальник на корабле. 2. Место на вокзале, где пассажиры ожидают поезда. 3. Птица-трещотка. 4. Машина — главный помощник в сельском хозяйстве.

9) Игра «Кто быстрее?» проводится по орфографическому словарю из учебника. Класс делится на команды. Каждая команда получает задание выписать из словаря пять слов, относящихся к одной из тематических групп: животные, овощи, месяцы.

10) Задание «Пишу и объясняю» (упр. 87 из РТ).

11) Итог уроков: Все ли безударные гласные в слове можно проверить ударением? Какой словарь поможет уточнить их написание?

12) Домашнее задание. Составить предложения с выписанными во время игры «Кто быстрее?» словами.


Уроки 65—66. Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме»

Основные задачи: 1) проверить уровень усвоения темы «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме»; 2) развивать мышление детей при отгадывании загадок; 3) развивать внимание учащихся при записи слов по рисункам; 4) провести работу над ошибками.

Проверочная работа может состоять из двух частей.

Первый урок. 1) Словарный диктант. Учитель может провести либо диктант по рисункам, либо игру «Угадай-ка».

Слова для диктанта по рисункам: трактор, трамвай, овес, пшеница, морковь, помидор, топор, земляника.

Материал для игры «Угадай-ка»: 1. Стоят Ермачки, красные колпачки. Кто ни пройдет, всяк поклон им отдает. (Земляника.) 2. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор.) 3. Землю пашет и рычит, очень мощный он на вид. (Трактор.) 4. Второй месяц года. (Февраль.) 5. Он по городу идет, много он людей везет. (Трамвай.) 6. В камзоле алом тот синьор, он зовется... (помидор). 7. Брось в грязь — будет князь. (Овес.) 8. Стоят столбы точеные, головки золоченые. (Пшеница.)

2) Диктант с грамматическим заданием.

Ленивый кот

У Миши жил кот Пушок. У него был пушистый хвост. Кота кормили молоком и кашей. Но Пушок кашу не любил. Он просил мяса. Мышей он не ловил. Часто мыши пробегали у самого кончика хвоста Пушка. Хорошо жилось мышам с ленивым котом! (43 слова)

Задание: выписать пять слов с проверяемыми безударными гласными; подобрать и записать проверочные слова к выписанным словам.

Второй урок посвящается работе над допущенными учащимися ошибками.


Уроки 67—68. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме

Основные задачи: 1) вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; 2) пояснить, почему парные по звонкости-глухости согласные в конце слова — это орфограмма; 3) продолжить формирование представления детей о единообразном написании слова; 4) показать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; 5) развивать речь детей при работе с текстом.

Первый урок. 1) Аня и Ваня предлагают вам догадаться, по какому принципу они разделили звуки на две группы. (На доске записаны два столбика звуков: 1) [б], [в], [г], [д], [ж], [з]; 2) [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].) Чем звуки различаются? А все ли звонкие и глухие согласные записаны на доске?

Чтение сообщения Самоварова (с. 106) и совета Совенка (с. 107).

2) Нахождение звонких и глухих согласных звуков в сильной позиции (перед гласными) и в слабой позиции (в конце слова) (упр. 158, 159): Помогают ли звонкие и глухие согласные звуки различать слова? Докажите. Объясните значение слов прутом — прудом и т


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.