IV. Воспитание нравственно-этических качеств — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

IV. Воспитание нравственно-этических качеств

2017-09-10 186
IV. Воспитание нравственно-этических качеств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- воспитывать у детей уверенность в своих действиях, потребность в самостоятельных бытовых действиях, доброжелательное отно­шение друг к другу, умение оказать посильную помощь друг другу;

- приучать быть вежливым, стимулировать общение детей с окружающими.

 

Третий год

Дальнейшее развитие и формирование навыков по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности проводится в соответствии с индивидуальными двигательными возможностями де­тей. При этом учитываются возможности двигательной функции каждого ребёнка, которая необходима для выполнения конкретного бытового действия. Если эта функция появилась, то необходимо ее даль­нейшее развитие и закрепление путем включения в выполнение всех доступных действий, связанных с трудовым воспитанием.

I. Самообслуживание:

- правильно пользоваться всеми предметами домашнего обихода, уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, помогать другим детям;

- совершенствовать навыки личной гигиены: правильно пользоваться столовыми приборами, предметами личной гигиены

(мыло, зубная щетка, зубная паста или порошок, полотенце, расческа и т.д.);

- следить за своим внешним видом и правильно его оценивать,
соблюдать чистоту в одежде и обуви, уметь причесываться, сле­дить за тем, чтобы внешний вид детей по опрятности и чистоте
тела не был ниже функционально-двигательных возможностей, исполь­зуя которые дети могут самостоятельно исправить те или иные не­поладки. Следить за слюнотечением, за правильным дыханием, поль­зоваться носовым платком.

II. Хозяйственно-бытовой труд.

Труд в природе:

-продолжать и совершенствовать участие в дежурстве по сто­ловой: правильно расставлять приборы на столе в соответствии с чиcлом сидящих. Учитывать при этом пространственное положение приборов на столе по отношению к сидящим (правое, левое направ­ление, ближе - дальше, в середине стола, с краю и т.д.);

- дежурство по занятиям: распределять индивидуальные посо­бия для занятии в последовательности их использования, какие

из них потребуются раньше, должны лежать сверху или ближе; уби­рать пособия, мыть кисти, стаканы пластмассовые, вытирать столы после занятий по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду;

- принимать посильное участие в уборке групповой комнаты,
ухаживать за комнатными растениями, домашними животными, приучать детей к тому, чтобы каждая вещь имела свое место;

- развивать у детей понятие о красивом: о красоте отдельных вещей, их сочетаемости, о красоте интерьера в целом.

Обсуждать с детьми возможные варианты украшения групповой комнаты.

- принимать участие в уборке участка, в уходе за растениями, при этом обращать внимание детей на изменения, происходящие
с растениями в зависимости от условий ухода за ними, учить пользоваться некоторым хозяйственным инвентарем, отличать культур­ные растения от сорных, знать названия всех растений, имеющихся на участке;

- подключать детей к выполнению таких трудовых операций,
цель, содержание и способ выполнения которых им доступен и понятен, чтобы был виден результат действия, имелась возможность его проанализировать с выявлением ошибок и способов устранения, развивать и поддерживать интерес к труду, к выполнению поручений
взрослых, к взаимопомощи.

III. Ручной труд

Содержание занятий, методика их проведения, выбор необходи­мого материала и орудия действия должны дифференцироваться в за­висимости от состояния движения каждого ребенка и уровня его развития и полом. При этом необходимо учитывать: способ удержа­ния в руке предметов и возможность их перекладывания из руки в руку, умение выполнять действия обоими руками, умение распреде­лять мышечное усилие при удержании ножниц, разведении концов при резании бумаги, картона, ткани. Поэтому одним детям предла­гается выполнять различные поделки из готовых деталей, другие дети вначале сами изготовляют детали, помогают другим детям в их изготовлении, а затем выполняют различные поделки. На занятиях по ручному труду использовать умения, приобретенные в процессе конструирования, формировать у детей умение распределять пред­стоящую работу по этапам, подбирать необходимые материалы и ору­дия для труда. Использовать занятия по ручному труду для обогаще­ния сенсорного опыта, обращать внимание на свойства и качества материалов, учить использовать полученные знания в деятельности. Развивать выдумку, смекалку, воображение. Выполненные детьми по­делки использовать затем в играх, в качество подарков взрослым.

На занятиях: обучать детей пользоваться бумагой, картоном, природным материалом, тканью, ножницами, клеем, пластилином, нитками, иголкой, изготовляя различные поделки ("снеговик" из трех кругов разного размера, из ткани) с помощью пуговиц, таким образом, выполняется "ёлочка" из трех треугольников и другие фигуры.);

- обучать детей резать бумагу по прямой линии, вырезать геометрические фигуры с прямыми линиями (прямоугольник, квад­рат, треугольник);

- изготовлять поделки из бумаги посредством склеивания,

складывания и плетения;

- изготовлять поделки из ткани (различные фигуры-игрушки,

одежду для куклы);

- изготовлять поделки из различного природного материала -

желуди, шишки, листья;

- изготовлять поделки из коробочек (мебель для куклы) и различного бросового материала (катушки, коробки для спичек, яичная скорлупа, картонная тара);

- формировать простейшие навыки по ремонту книг и пособий. Связывать необходимость изготовления поделок с повседневными нуж­дами детей.

IV. Воспитание нравственно-этических качеств:

- воспитывать культуру поведения: приучать быть вежливым,
благодарить, здороваться, прощаться, разговаривать тихо, называть взрослых по имени и отчеству, уметь выразить свою просьбу,
помогать том детям, кто напитывает различные трудности в быто­вых действиях.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

Данный раздел программы направлен на расширение кругозора детей, обогащение их чувственного и практического опыта, на ак­тивизацию мыслительной деятельности и развития речи. При форми­ровании и развитии знаний об окружающем мире используются раз­личные методы: наглядные, практические и словесные. Наглядные методы: кратковременные и длительные наблюдения за живыми объек­тами, отдельными явлениями живой и неживой природы; рассматри­вание картин; просмотр диа- и кинофильмов.

Практические методы: дидактические игры с дидактическими игрушками, игры с натуральными предметами, настольно-печатные игры; словесные игры; элементарные опыты, кратковременные и длительные.

Словесные методы: рассказ и чтение воспитателя; беседа воспитателя с детьми.

Первый год

Задачи:

- уточнение представлений детей об окружающей действитель­ности, их систематизация, выявление понимания причинно-следственной зависимости между известными детям объектами и явлениями. Уточнение ориентировки детей в быту и в ближайшем окружении: знание предметов и явлений, понимание их функционального назна­чения, способность применять имеющиеся знания в доступней прак­тической, игровой и элементарной бытовой деятельности.

- расширение представлений детей об окружающем мире, о пред­метах и явлениях живой и неживой природы:

1.Знать ближайшее окружение:

Участок и помещение детского сада, групповая комната, туалет, спальня, раздевалка, лечебные кабинеты, игровые утолки.

2.Одежда и обувь.

Знать названия, применение в зависимости от погоды. Уточнение и развитие представлений о различных деталях в одежде: воротник, рукава, пуговицы, застежки, варежки (правая и левая), ботинки (правый и левый), лицевая и изнаночная стороны одежды, перед, низ, правая - левая сторона. Одежда уличная и домашняя, повседнев­ная и праздничная. Рассматривание образцов одежды на картинках, иллюстрациях. Показ кукольной одежды и усвоение действий с ней; показ способов ухода за одеждой: складывание, развешивание, стирка, разглаживание и т.д.

3. Мебель и посуда.

Мебель в группе, в столовой, в залах лечебной физкультуры, в зале для музыкальных занятий, мебель в доме. Назначение мебели, знание постоянного места каждого из предметов мебели и умение ориентироваться в пространстве с опорой на конкретные предметы мебели ("передо мной шкаф с книгами, а стол стоит "сзади", окно "справа" от стола и т.д.). Формирование и уточнение назначения мебели (на чем сидят, спят, в чем хранят игрушки, книги, посуду). Расстановка мебели куклы в игре с куклой (разные варианты), уход за мебелью. Знакомство с различной посудой - столовой, чайной, кухонной, правильное использование посуды, мытье и вытирание.

4. Времена года и сезонные изменения в природе. Обобщение проводимых ранее наблюдений о смене времен года, о занятиях людей в разное время года. Описание осенней, зимней, весенней и летней погоды с указанном 1-2 ведущих признаков. Называние ме­сяцев года (без обязательного запоминания порядка их следова­ния). Наблюдения за объектами неживой приводы, практическое оз­накомление с их свойствами (снег и лед в тепле тают, превра­щаются в воду, вода на морозе замерзает, песок сыпучий, пласти­лин мягкий, снег холодный, солнце согревает, припекает, "све­тит, но не греет" зимой, начинает согревать весной. Наблюдение и выделение признаков последовательной смены времен года. Зна­комить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в природе: в живом и растительном мире, сформировать представления об изме­нениях погоды.

5.Животный и растительный мир. Сведения о животных: кто, где живет, чем питается, строение тела животных, какую пользу приносят человеку. Различение диких и домашних животных (3-4 названия). Различение нескольких животных в натуре и на картин­ке, в игрушке, их называние; различение по описанию внешне­го вида, по повадкам и движениям. Знакомить детей с раститель­ным миром: деревья, цветы, трава, кустарники, находящиеся в ближайшем окружении. Научить отличать кусты от деревьев, траву от цветов.

Знание и называние 3-4 видов овощей и фруктов, выделение их основных отличительных признаков, сравнение по основным приз­накам: различение по вкусу, запаху, цвету, форме, строению. Срав­нение овощей сырых и вареных, целых и измельченных. Некоторые блюда, приготовленные из овощей.

6. Различать и называть по характерным признакам части су­ток: утро, день, вечер, ночь.

7. Люди, их занятия, профессии людей. Знание состава своей семьи, понимание родственных отношений, возраста членов семьи, кто чем занимается. Ознакомление с профессиями людей, работаю­щих в детском саду, наблюдения за их деятельностью в рабочее время. Узнавание людей названных профессий по изображениям на картинках. Расширение представлений в процессе чтения книг, про­смотра диафильмов, телепередач.

8.Знакомство с явлениями общественной жизни: подготовки и проведение праздников: Новый год, 23 Февраля, 8 Марта.

9.Транспортные средства. Уточнение представлений о транспортных средствах, которые доступны непосредственному наблюде­нию. Знакомство с деятельностью людей, занятых на этих видах транспорта.

Второй год обучения.

Работа на втором году предусматривает дальнейшее расшире­ние и углубление представлений детей по выделенным на первом го­ду стержневым темам, а также знакомство с новыми темами. Услож­нение материала идет за счет расширения объема сведений в реальной действительности, выделения все большого количест­ва существенных и второстепенных признаков и свойств объектов и явлений, подлежащих изучению, установления взаимосвязи и причин­но-следственной зависимости между ними.

1. Времена года и сезонные изменения в природе. Выделение характерных признаков времени года, изменения в живой и поживой природе: дождь, гроза, молнии тучи, солнце, прекращение дождя, заморозки, снег, лед, вода, ветер, метель и т.д. Уточнение после­довательности смены времен года. Практическое установление зави­симости деятельности человека и поведения животных от сезона. Дни недели, последовательность их смены.

2. Животный и растительный мир. Животные домашние, дикие, хищные. Внешний вид, повадки. Растения леса, сада, огорода, поля. Знакомство с птицами, зверями, рыбами.

Животный и растительный мир. Домашние животные. Польза, приносимая ими. Детеныши домашних животных. Узнавание и называние 3-4 видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности. Дикие животные. Узнавание и называние 3-4 видов диких животных и их детенышей.

Домашние птицы. Их польза для человека (3-4 вида). Забота человека о птицах. Узнавание и называние птиц: воробей; скворец,

голубь, ворона, галка.

Растения леса, сада, огорода, поля. Узнавание, называние. Различение по характерным признакам, по величине и вкусу плодов (4-5 видов).

3. Расширение представлений о транспортных средствах: ма­шины, автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, самолеты, поезда

и т.д. Понимание возможности и необходимости перемещения на том или ином виде транспорта, сравнение скорости передвижения (быстрее - медленнее, но по сравнению с чем). Гужевой вид транспорта, необходимость его применения.

4.Материалы и инструменты. Рассматривание различных по­делок из бумаги, картона, ваты, ткани, глины и др. Определение материалов, из которых они сделаны и инструментов, попользован­ных при их изготовлении. Нахождение среди окружающих предметов тех, которые сделаны из одного материала; рабочие инструменты; гвозди, молоток, лопата, топор и т.д.

5. Знакомство с предметами материальной культуры, музыкаль­ными инструментами.

6. Расширение представлений о труде и занятиях людей. Полу­чение новых знаний о труде своих родителей, о наиболее распро­страненных профессиях: учитель, врач, продавец, летчик, моряк, с/х. профессии.

7. Расширение представлений об общественной жизни. Дни ро­ждения, праздники и подготовка к ним.

 

 

Третий год обучения

Дальнейшее расширение и углубление представлений по стержневым темам с введением тематики, связанной с подготовкой детей к школе. Усложнение материала за счет введения познавательных за­дач, создания проблемных ситуаций, решение которых требует са­мостоятельности, активности детей, умения Действовать по анало­гии, умения применять имеющиеся знания при решении новых задач, понимания определенной закономерности явлений, умение сделать вывод, дать объяснение.

1. Времена года и сезонные изменения в природе. Ежедневные наблюдения за погодой: небо ясное, облачное, голубое, синее и т.д.; облака, тучи в ясный и пасмурный день; ветер холодный, теплый, сильный, слабый; дождь; почва в зависимости от темпера­туры воздуха и осадков. Выделение характерных и менее значимых признаков изменений я природе; взаимозависимость различных явле­ний: появление почек и листочков на ветках, замерзание и таяние воды под воздействием температуры, прорастание растений (лук, овес, пшеница) под воздействием тепла и воды и т.п.

Изменений явлений в природе по сезонам. Установление связи между наблюдаемыми изменениями природы и изменениями в жизни растений, животных и деятельности людей.

2.Животный и растительный мир

Расширение представлений о животных за счет увеличения ко­личества видов животных. Выделение общих отличительных призна­ков в их внешнем виде, в повадках; общее и отличительное в уходе за ними. Умение рассказать об основных отличительных признаках при сравнении 2-3-х видов зверей, птиц, насекомых. Умение от­нести конкретные виды животных к обобщающим понятиям: "домашние животные", "птицы", "рыбы", "насекомые".

Умение рассказать об основных отличительных признаках при сравнении 2-3-х растений: липы и рябины; тюльпана и колокольчика, астры, ромашки и георгина, василька и одуванчика, крыжовника и клубники, а такие проводить сравнение различных овощей и фруктов. Точное усвоение всех плаваний.

3. Усвоение сведений географического и исторического поряд­ка: знание страны, в которой живом, своего города, села, деревни, поселка, других городов, куда ездили с родителями, где живут родственники; значение названий рек, морей, гор, т.о. всего то­го, что дети видели. Формирование элементарных представлений об исторических событиях: Великая Октябрьская социалистическая ре­волюция, Великая Отечественная война.

4. Ознакомление с новыми профессиями людей: артист, худож­ник, инженер, музыкант, монтер, сельскохозяйственные рабочие

и др. Представления о месте и характере работы, о видах и про­дуктах деятельности людей.

5. Уточнение представлений о скорости, длительности и по­следовательности смены различных явлений: дни недели, времена года, части суток. Усвоение порядка их следования, установление последовательности и зависимости от заданного отрезка времени. Например: установить последовательность смены частой суток, на­чиная с вечера - что было до этого? что будет потом? То же самое по временам года и дням недели).

6. Ознакомление с предстоящими обязанностями школьника. Атрибуты школьной жизни: портфель, карандаш, ручки, пенал и др.; класс, коллектив школы, учительница, уроки, домашние задания, правила поведения в школе и вне школы, отметки по различным пред­метам, Как надо готовиться к школе. Кого принимают в школу.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Первый год

I. Обогащение и совершенствование словарного запаса детей. Употребление в активной речи всех лексико-грамматических групп: существительных, глаголов, прилагательных, числительных, местоимений, наречий, предлогов, союзов.

- расширение понимания лексического значения слов. Подбор слов наиболее подходящих к заданному (белье стирают, моют); подбор слов к заданному в следующей последовательности: к суще­ствительному глагол, к глаголу существительное, к существитель­ному прилагательное, к глаголу наречие;

- активизация употребления в речи слов различных граммати­ческих категорий путем ответа на вопросы: кто? что делает? что? чем делает? какой? куда? откуда? где?

- развитие понимания явления многозначности слов, начиная роботу с существительных, где переносное значение слова основа­но на наглядных конкретных признаках: "шляпка" девочки, гриба, гвоздя; "ручка" ребенка, двери, кастрюли ("спинка” ребенка, стула, кресла;

- понимание явления многозначности в глаголах: "летит” птица, бабочка, муха, самолет, "идет” человек, снег, поезд, слон,

"плывет” утка, корабль, лодка, лебедь;

- составление предложений с этими словами;

- знакомство с навыками словообразования путем активизации: внимания к оттенкам слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определений различий в их значении и звучании: дом-домик, сад-садик, новый - новенький, нос у взрослого и носик у ребенка.

II. Формирование ориентировки в фонетическом строе речи:

- активизация слухового внимания: определение направления
звуков в пространстве, различение и узнавание голосов детей

и взрослых, звуков окружающей среды. (Игра типа: "Угадай по го­лосу", "Кто так кричит?", "Где звучит?, "Кто к нам идет?" и др.);

- развитие внимания к отдельном звукам в речевом потоке

и в составе отдельного слова; различение на слух слов-парономов при опоре на картинку и в речевом потоке: «суп-зуб. кот - кит, косо - коза; на лугу пасутся козы - на лугу пасутся козы, Марина ест малину - малина ест Марину" и т.д.;

- уточнение артикуляции и произношения отдельных звуков,
подготовка к выделению звука в звуковом ряду: а-у-и-о -
ы - о; повторение звукового ряда в различном сочетании звуков,

определение количества звуков и их последовательности;

- подготовка к выделению первого гласного звука в cлове в ударной позиции (Алик, Осы, Ухо, эхо);

- уточнение артикуляции и произношения согласных звуков. Анализ и синтез закрытого (обратного) слога: ап, уп, ук, ок, ак;

- подготовка к выделению согласного в конце слова: стул, диван, мак.

III. Развитие связной речи. Прослушивание литературных про­изведений. Ответы на вопросы по содержанию (4-5 вопросов: о чем говорится, что узнали нового, черты героев рассказа, что понра­вилось. Пересказ детьми литературных произведений. Заучивание стихотворений. Рассказывание о игрушке: описательные и сюжет­ные рассказы.

Художественная литература

I квартал.

Для рассказывания детям.

"Лисичка со скалочкой (русск. нар. сказка);

"Рукавичка" (украинская нар. сказка).

Для чтения

Л.Толстой "Умная галка";

С.Маршак "Усатый - полосатый";

Я.Тайн "Послушный дождик";

К.Чуковский "Путаница";

С.Михалков "Овощи";

В.Сутеев "Кто сказал мяу?"

Для заучивания наизусть:

Потешки "Гуленька", "Киска", "Расти коса";

А.Барто "Кораблик",

С.Маршак "Ой, кузнец, молодец".

II квартал.

Для рассказывания детям.

Русские нар. сказки:"Бычок - смоляной бочок", "Зимовье зверей"

Для чтения.

И.Суриков "Белый снег пушистый",

3.Александрова "Про маленькую Таню";

Е.Чарушин "Как лошадка зверей катала";

В.Маяковский "Что такое хорошо, что такое плохо".

Для заучивания наизусть.

Е.Трутнева "Елка";

П.Воронько '"Пирог".

III квартал.

Для рассказывания детям.

"Пых" (русск. нар. сказка),

"Два жадных медвежонка" (вен. нар.cсказка),

Ш.Перро "Красная ша­почка".

Для чтения

К.Ушинский "Умей обождать"; "Вместе тесно, а врозь скучно"; К.Чуковский Федорино горе", "Айболит";

С.Маршак "Пожар".

Для заучивания наизусть.

Потешки "Солнышко-ведерышко". "Дождик, дождик", "Иди, весна"; Е.Благинина "Флажок";

IV квартал

Для рассказывания детям.

Русские народные сказ­ки: "Гуси-лебеди", "Лиса и козел",

"Колосок" укр. нар. сказка.

Для чтения.

М.Зощенко "Графин";

Е.Чарушин "Воробей";

Л.Воронцова "Танин пирожок";

С.Мар­шак "Багаж", "Ванька-встанька";

Л.Квитко "Кисонька",

К.Чуковский "Тараканище".

Для заучивания наизусть

"Ай-дуду" (потешка);

А.Пушкин "Ветер по морю гуляет...";

Е.Серова "Колокольчик", "Одуванчик",

П.Воронько "Пробочка'.

Второй год обучения

I. Обогащение и совершенствование лексики детей. Употреб­ление в активной речи всех лексико-грамматических групп.

-Расширение понимания значения слова путем введения слова в различные речевые контексты.

-Активизация поиска слов, близких по значению и их объединение в группы на основе смысловой (семантической) близости: "вода" - море, ручей, река, вода в кране, в ванне, и бутылка и т.д.

-Подбор слов, наиболее подходящих к заданному с включением: к глаголу-глагол, к наречию - наречия, к прилага­тельному - прилагательного.

-Умение исключить слова, не подходящие к данной группе и объяснить почему (к слову "дерево" предлагают­ся слова: молодое, высокое, золотое, шерстяное, душистое; к слову "дуб" - береза, сосна, елка, ромашка, куст. Исключить не­подходящие, объяснить почему).

- Продолжать работу по поиску и подбору слов - эпитетов, обстоятельств; определение и нахождение предметов по описанию их признаков и функциональному назначению;

- Совершенствование понимания является многозначности сло­ва: знакомство со словами-антонимами (мокрый - сухой, молодой - старый, большой - маленький) и синонимами (большой, огромный);

- Развитие внимания к изменению грамматической формы сло­ва: подбор существительных к местоимению (мой, моя, мое); упот­ребление существительных в единственном и множественном числе

(составление словосочетаний и предложений по картинкам: залаяла собака - залаяли собаки, одна миска - две миски, много мисок);

- Изменение глаголов по временам, понимание степени оттен­ка действия, которое обозначает данный глагол: встает, привста­ет, встал);

- Составление предложения по демонстрации действий и пред­метов. Определение количества слов в предложении (предложение из 2-3 слов без предлогов и союзов, местоимений и наречий); составление предложений по картинкам.

III.Формирование ориентировки в фонетическом строе речи.

Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия. Совершенствование артикуляции и произношения звуков. Подготовка к звуковому анализу слов с сохранными в акустическом и артику­ляционном плане звуков;

- выделение согласного звука в конце слова (дом, мак, шар);

- анализ и синтез открытого слога: са, су, ко;

- выделение начального согласного и ударных гласных в середине слова (лук, дом, гусь, шар);

- подбор слов на заданный звук без указания его места в слове о опорой на картинки;

- придумывание слова c заданным звуком;

- формирование ориентировки в слоговой структуре слова: раз­деление слов на слоги: односложных (стул, дом, мак), двухсложных (каша, вата), трехсложных (машина, собаки, ворона).

III. Развитие связной речи.

Прослушивание и пересказ литера­турных произведений. Заучивание стихотворений. Составление описательных рассказов по картинке сюжетной, предметной, по серии картинок. Составление рассказов из опыта детей: "Наш праздник", "Что было на прогулке", "Подарок маме".

Художественная литература

I квартал.

Для рассказывания детям.

Русские народные сказки: "Лисичка-сестричка и серый волк", "Заяц-хвастун", “У страха глаза велики".

Для чтения.

А. Барто "Твой праздник",

Н.Носов "Живая шляпа",

К.Чуковский "Бармалей",

Е.Серова "Нехорошая история",

Г.Снеги­рев "Верблюжья варежка". Для заучивания наизусть. Л.Плещеев "Осенью" ("Осень поступила..."),

II. квартал.

Для рассказывания детям.

Русские народные сказки: "Крылатый, мохнатый, да масляный", "Хвосты", "Три поросенка" (англ. сказка).

Для чтения

Л.Кононов "Елка в Сокольниках",

С.Маршак "Мы военные",

3.Александровская "Дозор",

М.Ильин, Е.Сегал "Машины на нашей улице",

С.Михалков "Дядя Степа",

Н.Носов "На горке",

Е.Пермяк "Торопливый ножик",

Л.Воронкова "Лепешки с творогом", "Таня выбирает елку" и др.

 

Для заучивания наизусть.

Е.Трутнева "На крылечко снежок", С.Маршак "Песня о елке", С.Михалков "Андрюша", И.Суриков "Белый снег пушистый", П.Воронько "Есть в лесу под елкой хата".

III квартал.

Для рассказывания детям

"Хаврошечка" (русск. нар. сказ.), "Бременские музыканты" (братья Гримм), 'Фея" (Ш.Перро).

Для чтения.

М.Пришвин "Лисичкин хлеб",

В.Бианки "Аришка-трусишка",

А. Барто "Веревочка",

3.Александрова "Мальчик потерялся",

С.Маршак "Почта".

Для заучивания наизусть.

С.Маршак "Май", стихи о весне,

В.Берестов "Песенка весенних ми­нут",

Л.Майков "В мае",

3.Александрова "Майский праздник".

IV квартал.

Для рассказывания детям.

"У солнышка в гостях" (словацкая сказка),

"Сестрина Аленушка и братец "Иванушка» русск. нар. ск.,

В.Катаев "Дудочка и кувшинчик".

Для чтения.

А. Барто "На заставе"

А.Митяев "Мешок овсянки",

В.Маяковский "Эта книжечка моя про мо­ря и про маяк",

Л.Квитко "Чудо",

Л.Толстой "Пожарные собаки",

С.Маршак " Терем- теремок", "Вот какой рассеянный",

К.Чуковский "Мука-Цокотуха " •

Для заучивания наизусть.

С.Маршак "Июнь", "Июль", "Август",

К.Чуковский "Английские народные песенки",

А.Пушкин "Ель растет перед дворцом", "Румяной зарею покрылся...", П.Воронько "Липка".

Третий год обучения

I. Обогащение и совершенствование лексики детей. Активиза­ция и употребление в речи слов различных грамматических катего­рий, в том числе предлогов и союзов. Продолжать работу по подбор: эпитетов, обстоятельств, дополнений, изменений слов в зависи­мости от степени и оттенка качества или действия, которое они обозначают (маленький, меньше, малюсенький, рисует, подрисовывает, дорисовывает), изменение глаголов по времени с установ­лением общего и отличного в данные действиях: рисует, рисовал, нарисовал, будет рисовать;

- образование слов с новым значением (на наглядной основе, по картинкам) путем постановки и ответа по вопросы: что это? где его хранят? что с ним делают? Подвести к пониманию того, что эти слова "родственные" (однокоренные): "чай - чашки, чайник, чайный сервиз", "соль - солить, солонки, соленый";

- подбор слов - антонимов и синонимов к существительным и

глаголам;

- правильное употребление согласования слов в роде, числе,
лице и падеже, составление словосочетаний с опорой на наглядный

материал;

- работа над предложением: составление предложений по демон­страции действий и предметов; составление предложения по отдельным картинкам, по опорным словам, распространению предложения по вопросам с определением количества слов в предложении без выделения предлогов и союзов.

II. Формирование ориентировки в фонетическом строе речи. Фонематический анализ слов, на основе дальнейшего совершенство­вания слухового восприятия, артикулирования и произношения зву­ков:

- выделение гласного в начале слова;

- выделение согласного в конце слова;

- выделение согласного в начале слова;

- выделение гласного в середине слова;

- выделение гласного в конце слова;

- полный звуковой анализ слов типа "мак", "жук", "сыр", "дом"

- придумывание слов на заданный звук с определением его мес­та в слове (слово начинается па этот звук, звук находится в се­редине слова, в конце слова). Подбор слов с заданным звуком; исключение слов, не имеющих заданный звук в своем составе;

- Формирование ориентировки в слоговой структуре слова: разделение слов на слоги с различной слоговой структурой в том числе слов со стечением согласных звуков "дырка, ветка, аптека"; придумывание слов с заданным количеством слогов.

- Развитие связной речи детей. Пересказы художественных произведений. Беседы по содержанию. Творческие рассказы по предложенной воспитателем теме, придумывания предложений и завершения рассказа, составление рассказа по плану воспитателя, на самостоятельно выбранную тематику, составление рассказа по картинке, по серии картинок. Формирование объяснительной речи. Творческие рассказы по предложенной воспитателем теме, придумывания

продолжения и окончания рассказа, составление рассказа по плану воспитателя

на самостоятельно избранную тематику, составление рассказа по картинке,

по серии картинок. Формирование объяснительной речи.
Художественная литература.
1 квартал. Для рассказывания детям: Д.Мамин-Сибиряк "Сказка про доброго

зайца", "Кукушка" (немецкая сказка).

Для чтения. Л.Кассиль "Москва", Винокуров "Как самолёт в поле работает",

"Воздушный охотник"(по выбору воспитателя), В. Катаев "Грибы",В.Житков,

"Обвал", Н.Носик "Карасик"
II квартал. Для рассказывания детям. В.Одоевский Мороз
Иванович", "Сивка-бурка" (русск.нар.сказка). П.Баков"Серебряное

копытце".

Для чтения А.'Кононов "Опасный путь", З.Воскресенская
"Секрет" (из книги "Рассказы о семье Ульяновых", З.Александрова
"Песня о Чапаеве", Г.Скрабянский "Зима", "Осень",

Г.Снегирев "Скворец", А.Гайдар «Чук и Гек», С.Михалков "Как друзья познаются".

Для заучивания наизусть. Е.Трутнева "С новым годом", Л.Квитко "Медведь в лесу", Никитин "Встреча зимы", А.Пушкин "Зима!
Крестьянин торжествуя...", С.Есенин "Береза", С.Михалков "Заяц-портной"

III квартал. Для рассказывания детям. Русская народная сказка

"Снегурочка", "Царевна-лягушка", Г.Х.Андерсен "Принцесса на
горошине".

Для чтения. А.Кононов» Большое дерево", Н.Саконская "В гостях
у Ленина", М.Пришвин "Золотой луг", «Ребята и утята"
А.Пушкин "Сказка о царе Салтане", Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы",

Л.Толстой "Лев и собачка".

 

Для заучивания наизусть. Воронько "Журавли", И.Токмакова "Весна", А.Блок "На лугу", Ф.Тютчев "Весенние воды", Я.Колас "Песня о весне", Е.Благинина "Черемуха".

IV квартал. Для рассказывания детям. С.Маршак "Двенадцать месяцев", В.Катаев "Цветик-семицветик", Г.Андерсен "Гадкий утенок".

Для чтения. В.Житков "Красный командир", С.Баруздин "Шел по улице солдат", С.Маршак "Первое - сентября", Л.Воронкова "Подружки идут в школу", В.Бианки "Лесные домики", С.Маршак "Дом, который построил Джек", "Откуда стол пришел", П.Ершов

"Конек-горбунок", Л.Толстой "Косточка"
Для заучивания наизусть.
3. Александрова "В школу", Е.Серова "Гвоздика", "Незабудка",Е.Благинина "Одуванчик".

ИГРА.
Первый год обучения.

1. Обучение предметным действиям с целью расширения общих представлений детей, их практических умений и навыков, способности выделять различные свойства предметов, определять действия с предметами в соответствии с выделенными свойствами.

2. Обучение действиям с сюжетными игрушками с целью развития предпосылок сюжетно-ролевой игры:

- учить правильно, в соответствии с функциональным назначением использовать сюжетные игрушки - машины, куклы, кукольные наборы посуды, мебели, одежды, кубики - строитель и т.д.;

- учить производить с сюжетными игрушками простые игровые действия, а затем последовательно объединять их в связные эпизоды, отображающие реальные жизненные ситуации (игры с куклой; кормление куклы, укладывание спать, одевание, раздевание куклы, прогулка в коляске и т.д., игры с машинами: нагружать машину кубиками, отвозить их, выгружать, строить из кубиков, привезенных на машине и т.д.;

- учить находить предметы, необходимые для продолжения игры (взять тележку, чтобы показать зайку, одеяло - чтобы завернуть куклу);

- учить переносить действия, усвоенные с помощью взрослого с одного предмета-игрушки на другой (кормить не только куклу, но и мишку, зайку, собачку и т.д.);

- учить попользовать в игре дополнительный игровой материал, заменяющий недостающий предает: кубик вместо мыла, палочки вместо расчески. При этом следить, чтобы предмет-заменитель назывался в соответствии с его назначением в игре;

- содействовать воспроизведению в игре действий людей (врач, повар, шофер), оценок из жизни детей с помощью кукол, несложных инсценировок из знакомых сказок, называл кукол именем действующего лица (сказки: "Колобок", "Репка", "Теремок"), сопровождать свои действия речью, передавал разговор действующих лиц;

- учить сооружать из напольного строительного материала простые постройки, применяя умения, приобретенные на занятиях по конструированию (стол, стул, дом для куклы, гараж для машины).
Использовать постройки в игре, развивая вокруг них несложный сюжет (куклы живут в построенном для них доме, в гости к ним приехали на машине мишка и зайка, куклы гуляют, они пошли в зоопарк, где встретились с различными зверюшками;

- организовывать коллективные игры детей (2-3 человека), поощрять проявления просьбы, взаимопомощи, стимулировать речевую и интеллектуальную активность детей, выражение просьбы друг к другу, умение рассказать о том, что делает, объяснить зачем так делать, что еще нужно сделать в процессе игры и для ее запоминания.

К концу первого года обучения у детей должны быть сформированы предпосылки для перехода к самостоятельной сюжетно-ролевой игре. Это предполагает:

-сформированность функционального назначения предметов и овладение по мере двигательной возможности каж<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.18 с.