Предпринимательство: сущность, функции, виды. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Предпринимательство: сущность, функции, виды.

2017-08-11 210
Предпринимательство: сущность, функции, виды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В условиях рыночной экономики любая экономическая деятельность в конечном результате направлена на получение максимальной прибыли. Однако высокая прибыльность достигается не сама по себе, а есть результат определенной активной деятельности субъектов рынка. Такая деятельность получила название предпринимательства.

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, активным поиском. Всё это есть признаки предпринимательства.

Сущность предпринимательства более глубоко раскрывается через его основные функции:

Ресурсная функция заключается в том, что предприниматель берёт на себя инициативу соединения земли, капитала, труда в процессе производства товара и услуг и организует производство.

Управленческая функция – это принятие управленческих решений на всех этапах производственной и сбытовой деятельности, осуществления планирования, организации контроля.

Инновационная – осуществление инновации, нововведений, т.е. новаторство, освоение новой продукции, новых технологий и новых форм организации труда, поиск новых средств удовлетворения потребностей потребителя и др.

Функция риска – предусматривает необходимость принятия таких решений, которые направлены на достижения успеха, но не гарантирует его по причине изменчивости и неопределённости экономической ситуации. Предприниматель всегда рискует своим временем, трудом, деловой репутацией, вложенными средствами.

В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты:

Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство.

Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства:

Производственное предпринимательство – это такое, в котором осуществляется производство товаров, услуг, информаций, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства основная.

Коммерческое предпринимательство состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции.

Финансовое предпринимательство – разновидность коммерческого. Объектом купли- продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги.

Посредническо е предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.

Страховое предпринимательство – это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Информационное предпринимательство – это деятельность по коммерческому получению, хранению и продаже информации (экономической, научно-технической, социальной, правовой и др.)

Таким образом, все виды предпринимательства направлены на получение дохода. Но для этого необходимо научиться комбинировать ограниченные ресурсы.

Рынок и рыночный механизм. Многообразие рынков в современной экономике

Рынок - совокупность отношений, форм организации сотрудниче­ства людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Предпосылки возникновения рынка:

1) частная собственность; 2) разделение труда; 3) экономическая независимость производителей; 4) свобода в принятии экономических решений.

Функции рынка.

а) посредническая (интегративная) функция, непосредственное соединение производителей товаров и потребителей; б) ценообразующая функция, образование цены через соотношение спроса и предложения; в) информационная функция, предоставление рынком информации о размерах производства и удовлетворении спроса на конкретные товары; г) регулирующая функция, переход капиталов в более прибыльные отрасли; д) санирующая (оздоравливающая) функция, освобождение эконо­мики от неэффективных форм хозяйствования.

Механизм рыночной саморегуляции определяется взаимодействием спроса и предложения.

Существуют различные классификации рынков:

· по основному товару (рынок недвижимости, фондовый рынок, ва­лютный рынок, сырьевой рынок, рынок труда и т.п.);

· по занимаемому пространству (национальный, региональный, мировой и т.п.);

· по отношению к закону (легальный и нелегальный);

· по типу конкуренции (рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции).

Достоинства рынка:

1) ориентирован на спрос; 2) стимулирует НТП; 3) эффективно распределяет ресурсы; 4) координирует спрос и предложение

Недостатки рынка:

1) не гарантирует всем стабильного дохода; 2) расточителен (при изменении спроса меняется и предложение, а и), что уже было произведено распродаётся по низкой цене либо уничтожается); 3) цикличен (фазы подъёма сменяются фазами спада); 4) не способен самостоятельно бороться с монополиями, инфляцией, безработицей.

Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатели хотят и могут купить при определенном уровне цен.

Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на этот товар. Показывает обратно пропорциональную связь между це­ной и спросом на товар.

Цена спроса - максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар.

Эластичность спроса - сила изменения спроса в зависимости от изменения цены. Спрос может быть эластичным (объём спроса меня­ется на больший процент, чем цена) и неэластичным (объём спроса ме­няется на меньший процент, чем цена).

Неценовые факторы спроса: ожидания потребителей, мода, сезон, уровень дохода, товары-заменители, сопутствующие товары.

Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю по определенной цене в определенной экономи­ческой ситуации.

Закон предложения: чем выше цена на товар, тем больше предложе­ние этого товара. Показывает прямо пропорциональную связь между ценой и предложением товара.

Цена предложения - минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Эластичность предложения - сила изменения предложения в зави­симости от изменения цены.

Неценовые факторы предложения - цены на ресурсы, изменение налогов, технологии, цены на товары-заменители.

Под действием законов спроса и предложения формируется равновесная цена - цена, при которой объем спроса равен объему предложе­ния. Такое состояние на рынке называется рыночным равновесием. На графике оно изображается точкой в месте пересечения линий спроса и предложения.

Для успешного функционирования механизма рыночной саморегу­ляции необходимо наличие конкуренции.

Конкуренция - соперничество между субъектами рынка за лучшие условия экономической деятельности.

Виды конкуренции, исходя из цены:

· ценовая - конкуренция по цене, характерна для фирм-аутсайдеров;

· неценовая - конкуренция по качеству, характерная для развитых фирм.

Виды конкуренции, исходя из товаров:

· конкуренция чистая (совершенная, свободная) - рынок, на ко­тором много покупателей, много продавцов, предлагающих практиче­ски одинаковые товары;

· конкуренциямонополистическая (несовершенная) - рынок, на котором много покупателей, много продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.

Позитивные черты конкуренции:

1) способствует научно-техническому прогрессу; 2) даёт потребителям возможность выбора; 3) избавляет рынок от неэффективных производителей; 4) способствует улучшению качества товаров

Конкуренции угрожает монополия - рынок, на котором один из участников получил исключительную возможность экономической де­ятельности.

Виды монополии:

· чистая монополия: один продавец на всю отрасль. Разделяется на естественную и искусственную. Естественная монополия возника­ет по объективным, не зависящим от воли людей, причинам (высокий положительный эффект масштаба, некие уникальные условия). Искус­ственная монополия создается людьми намеренно для извлечения мо­нополистических выгод. Все формы искусственной монополии запре­щены по закону;

· абсолютная монополия: один продавец на все сферы экономики;

· олигополия: несколько крупных предприятий, занимающих боль­шую долю рынка определенной отрасли;

· монопсония: один покупатель на всю отрасль.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.