Экономическая несостоятельность предприятий и банкртство — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Экономическая несостоятельность предприятий и банкртство

2017-08-11 304
Экономическая несостоятельность предприятий и банкртство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «несостоятельность (банкротство)» указывает на
неспособность удовлетворения требований кредиторов по
оплате товаров, работ иуслуг, отсутствие на расчетном счете
денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обяза-
тельныхстраховых взносов идр.

Не во всех случаях наличие кредиторской задолженности
свидетельствует опризнании предприятия-должника банкротом
Обычно во внимание принимается лишь такая сумма задолжен
ности, которая превышает стоимость имущества должника.

Во всем цивилизованном мире государство принимает на
себя функции регулирования экономических отношений вслу-
чаяхбанкротства хозяйствующих субъектов, решая при этом
две задачи:

• обеспечение сохранения интересов кредиторов;

• обеспечение сохранения бизнеса.

Регламентация процедур банкротства вРеспублике Бела-
русь осуществляется Законом Республики Беларусь «Об эко-
номической несостоятельности (банкротстве)» иУказом Пре-
зидента Республики Беларусь «О некоторых вопросах эконо-
мической несостоятельности (банкротства).

Экономическая несостоятельность —неплатежеспо-
собность, имеющая или приобретающая устойчивый характер,
признанная решением хозяйственного суда об эк
несостоятельности ссанацией должника.

Банкротство —неплатежеспособность, имеющая или
приобретающая устойчивый характер, признанная решением
хозяйственного суда обанкротстве сликвидацией должника-
юрлица, прекращением деят-тидолжника-
ИП.

Основной формой борьбы сэкономической несостоятель-
ностьюпризнается их досудебное оздоровление.
Для этого на руководителей иучредителей организаций, атак-
же на госорганы управления возлагаются обя-
занностисвоевременно принимать меры по предупреждению
эк несостоятельности.

Меры:

• изменение структуры исостава органов управления;

• взыскание дебиторской задолженности;

• привлечение инвестиций, втом числе иностранных.

• достижение соглашений скредиторами ореструктуриза-
ции кредиторской задолженности, втом числе путем предо-
ставления необходимых гарантий;

• предоставление кредитов, бюджетных ссуд, субсидий,
иных видов финансовой помощи вустановленном законода-
тельством порядке ит.п.

Хозяйственный суд по ходатайству должника
вправе установить защитный период сроком до 3лет вце-
ляхзавершения досудебного оздоровления.

Процедура банкротства предприятия производится лишь в
крайних случаях, когда достоверно обоснована невозможность
или нецелесообразность проведения досудебного оздоровления.

Для признания должника банкротом кредитор должен по-
дать вхозяйственный суд заявление, предусматривающее на-
личиедля этой процедуры всовокупности 3оснований:

• наличие укредитора достоверных, документально под-
твержденныхсведений онеплатежеспособности должника,
имеющей или приобретающей устойчивый характер;

• предъявление кредитором доказательств применения к
должнику принудительного исполнения, не произведенного в
течение 3 месяцев, либо сведения об отсутствии удолжни-
каимущества, достаточного для удовлетворения предъявлен-
ных кнему требований;

• установление минимального размера суммы задолженно-
стиперед кредитором, необходимой для подачи заявления о
банкротстве.

Требование наличия всовокупности всех трех факторов
для возбуждения дела обанкротстве позволяет избежать мас-
совогоего характера инацеливает руководство на активную работу по санации, восстановлению эффективной деятельно-
сти и платежеспособности предприятий.

Процесс объявления предприятия банкротом включает в
себя 3основные стадии:

1) предприятие признается неплатежеспособным на осно-
вевыявления неудовлетворительной структуры баланса.

2) кдолжнику-предприятию могут быть применены реор-
ганизационныеили ликвидационные процедуры, а также ми-
ровое соглашение.

3)предприятие объявляется банкротом после признания
факта онесостоятельности хозяйственным судом.

Неудавлетварительная структура баланса —это состояние
имущества иобязательств должника, когда за счет имущества
не может быть обеспечено своевременное выполнение обяза-
тельствперед кредиторами всвязи с недостаточной степенью
ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость
имущества может быть равна общей сумме обязательств долж-
никаили превышать ее.

В качестве критериев для оценки удовлетворительности
структуры бухгалтерского баланса предприятий используютсяпоказатели: коэффтек ликвидности икоэфф обеспеченности собствоборотными средствами.

Основанием для признания структуры бухба-
ланса неудовлетворительной, апредприятия —неплатежеспо-
собнымявл наличие одного из след условий:

• коэфф тек ликвидности на конец отчетного
периода имеет значение меньше нормативныхкоэфф
платежеспособности;

• коэффобеспеченности собствоборотными
средствами на конец отчетного периода имеет значение ниже
нормативных коэффплатежеспособности.

 

65. Содержание и принципы финансовогопланир-я

Необходимость и возможность планир-я как определенного вида деятельности управленческого персонала диктуется общими условиями хозяйствования. С помощью планир-я сводится к минимуму неопределенность рыночной среды ее негативные последствия для хозяйствующего субъекта. Финпланир-е на предприятии – это планир-е всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предпр-я.

Составлениепредпр-ем фин планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их ден потоков. В литературе так определяют основные понятия, связанные с финансовымпланир-ем.

Фин. план – обобщенный плановый док-т, отражающий поступления и расходования денежных средств предпр-я на текущий (до 1 года) и долгосрочный (свыше 1 г) период. Он включает составление текущих и капитальных бюджетов, а также прогнозов финансовых ресурсов от 1 до 3 (редко - 5) лет. В РБ составляется в форме баланса доходов и расходов.

Бюджет – оперативный фин план, составленный, как правило, в рамках до 1 г, отражающий расходы и поступления средств по операционной (основной), инвестиционной и фин деятельностью. При управлении финансами предпр-я используются 2 основных вида бюджетов – текущий (или оперативный) и капитальный.

Бюджетир-е – процесс разработки конкр бюджетов в соотв с целями оперативного планир-я (н-р, платежный баланс на предстоящий месяц).

Бюджетирование капитала – процесс разработки конкр бюджетов по формир источников капитала (пассивы баланса) и их размещ (активы баланса), в частности прогноз баланса А и П на предстоящий квартал, полугодие, год.

Бюдж контроль – текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

Смета – форма планового расчета, определяющая потребность предпр-я в ден ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.

Финпланир-е имеет большое значение для деятельности предпр-я:

1) в процессе финпланир-я соизмеряются доходы и затраты и в процессе их корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность;

2) все статьи фин плана связаны с эк показателями и разделами бизнес плана: пр-во продукции и услуг, НТР и др.;

3) в процессе финпланир-я создаются условия своевременного вып-я обязательств перед бюджетом, соц фондами, банками и др кредиторами, что позволяет предпр-ю защитить себя от штрафных санкций.

Целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменение рыночной конъюнктуры, нарушение договорных обязательств с партнерами.

Фин план связан со всеми сторонами деят-типредпр-я и определяет объекты фин вложений, направления использования фин ресурсов и способствует более эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Рассмотрим основные задачи финпланир-я на предприятии. К ним относится:

1) Обеспечение фин ресурсами основной, инвестиционной, финдеят-ти;

2) Определение направлений эффективного использования капитала и определение степени рациональности его использования;

3) Нахождение внутренних резервов роста прибыли за счет экономии использования ден средств;

4) Установление рациональных фин отношений с контрагентами, бюджетом, банками;

5) Контроль за платежеспособностью, фин состоянием и кредитоспособностью предпр-я;

6) Защита интересов акционеров и других инвесторов.

Принципы финпланир-я, определяющие характер и содержание этого вида управленч деятельности на предприятии:

1. Принцип фин соотношения сроков (золотое банковское правило) – получение и исп средств должно происходить в установленные сроки, т.е. кап вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств;

2. Платежеспособности – планир-е денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предпр-я в любое время года. При этом у предпр-я должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение краткосрочных обязательств;

3. Сбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств;

4. Учета потребностей рынка – для предпр-я важно учитывать конъюнктуру рынка и оценивать целесообразность привлечения кредита, т.к. не во всех случаях собственных средств достаточно для финансир-я текущей и инвест деятельности;

5. Предельной рентабельности – целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают макс рентабельность.

При составлении бизнес-плана обязательным является наличие фин обоснования: прогноз фин-хоз деятельности и финдок-ты (фин расчеты к нему). Фин обоснование представлено в бизнес-плане в разделах: «финансовый план» и «стратегия финансирования».

Рассмотрим процесс финпланир-я, который включает неск этапов.

Этап 1. Анализ фин показателей за предыдущий период. Он осущ-ся на основании сл. финдок-товпредпр-я: бух баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении ден средств. Эти док-ты имеют большое значение для финпланир-я, т.к. содержат данные для анализа расчетов фин показателей, а также являются основой для составления прогнозных значений этих док-ов.

Баланс предпр-я является док-том финпланир-я, а отчетный бух баланс служит исходной информационной базой на 1 этапе планир-я.

Этап 2. Составление прогнозных док-ов: прогноза баланса, отчета о прибылях и убытках, движения ден средств, которые вх в состав перспективного плана и вкл в научно-обоснованный бизнес-план предпр-я.

Этап 3. Уточнение и конкретизация перспективного плана путем разработки текущего (годового) плана.

Этап 4. Осуществление оперативного финпланир-я.

Завершается процесс финпланир-я внедрением и контролем за выполнением фин плана.

По содержанию плановых решений выделяют: стратегич, тактич и оперативно-календарноепланир-е. В завис от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов фин планы подразделяются на перспективные, текущие (годовые) и оперативные (краткосрочные).

 

 

66. Методы финансовогопланир-я

Под методами планир-я понимают конкр способы и приемы плановых расчетов. Припланир-иифин показателей используют следующие методы: расчетно-аналитический; нормативный; балансовый; ден потоков; оптимизации плановых решений; экономико-математическое моделирование.

Сущность расчетно-аналитического методапланир-я состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины фин показателей, принимаемых за базу, и индексов их изменения в плановом периоде рассчитывается их величина на будущий период. Рассматриваемый метод планир-я применяется в тех случаях, когда отсутствуют фин-эк нормативы, а взаимосвязь показателей может быть установлена непрямым способом, а косвенно, на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет).

Сущность нормативного методапланир-яфин показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предпр-я в фин ресурсах и источниках их образования. В качестве нормативов выступают ставки налогов и сборов, тарифы и отчисления в государственные социальные фонды, нормы аморт отчислений, учетная ставка банковского % и др.

Следует отметить, что в финпланир-ии применяется целая система норм и нормативов: республиканские, местные, отраслевые, нормативы самого предпр-я.

Республиканские нормативы являются обязательными на всей территории РБ. Они вкл: ставки респ налогов, нормы аморт по основным группам ОС, ставки рефинансирования коммерческих банков, устанавливаемые НБРБ; нормы обязательных резервов банков, депонируемых в НБРБ, тарифные ставки на государственное пенсионное обеспеч и соц страх, мин месячная ОТР, мин размер уставного капитала для акц обществ открытого и закрытого типа и т.д.

Местные нормативы действуют в отдельных территориальных единицах РБ и утверждаются представит и исполнит органами власти. Как правило, эти нормативы охватывают ставки местных налогов и сборов.

Отраслевые нормативы прим-ся в рамках отдельных отраслей или по группам орг-правовых форм предприятий (малые предпр-я, акц общества, предпр-я с иностринвест).

Нормативы предприятий разрабатывают сами хозяйствующие субъекты и используют для регулирования произв-торг процесса, а также для контроля за эффективнымисп-ем ресурсов. Данные нормативы вкл: нормативы плановой потребности в оборотных активах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в обороте предпр-я; нормы запасов, заделов НЗП, запасов бытовой продукции на складе и товаров в днях; норматив отчислений в ремонтный фонд (в % от с\спродукции); нормативы распр-я чистой прибыли на потребление, накопление, в резервные фонды и ряд других.

Этот метод планир-я является самым простым и доступным. Вследствие этого актуальной проблемой управления финансами предприятий является разработка эк обоснованных норм и нормативов для формирования и использования ден ресурсов и орг-ии контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением предпр-я.

Сущность балансового методапланир-яфин показателей состоит в том, что благодаря балансу достигается увязка имеющихся в наличии фин ресурсов и фактической потребности в них. Данный метод применяется при прогнозе поступлений и выплат из ден фондов (накопл и потр), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении фин планов и является инструментом для прогнозир-я инструментов и сроков поступлений необхфин ресурсов. Теория прогнозир-яден потоков базируется на ожидаемых ден поступлениях на опр дату и бюджетировании всех расходов и затрат. Данный метод дает более обширную информацию, чем метод балансовых расчетов.

Сущность метода оптимизации плановых решений сводится к составлнеск вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При данном методе могут прим-сяразл критерии выбора.

Сущность экономико-математического моделирования в финпланир-иизакл в том, что оно позволяет опрколич выражение взаимосвязей фин показателей факторов, влияющих на их величину. Описанная взаимосвязь выражается через эк-мат модель, которая предст собой точное мат выражение эк процессов с помощью мат методов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц). Следует отметить, что в модель включаются только осн (определяющие) факторы. При этом модель может базироваться на функц или корреляц связи.

При функц связи существует зависимость искомого показателя от показателя-аргумента.

Понятие «корреляц связь» означает вероятностную зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом кол-ве наблюдений. Эта связь выражается уравнениями регрессии различного вида.

В плановом периоде опр показатели на базе эк-мат моделей вносятся необх коррективы. Прим-е эк-мат моделей позволяет перейти от ср величин к многовариантным расчетам балансовых показателей (вкл прибыль).

 

67. Перспективное финансовое планир-е

Перспективное финпланир-е определяет важнейшие показатели, пропорции, темпы расширенного воспр-ва являясь осн формой реализации целей хоз субъекта.

В соврем условиях перспективное финпланир-е охватывает период от 1 года до 3. Вместе с тем такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от эк стабильности в стране, возможности прогнозир-я объемов фин ресурсов и направлений их использования.

Перспективное финпланир-е предполагает разработку фин стратегии предпр-я и прогнозир-ефин деятельности. Под фин стратегией понимают особую область финпланир-я, поскольку она является составной частью общей стратегии эк развития и должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными в общей стратегии. Вместе с тем фин стратегия оказывает влияние на общую стратегию предпр-я, т.к. изменение ситуации на фин рынке влечет за собой корректировку фин, затем и общей стратегии развития фирмы.

Т.о., фин стратегия предполагает определение долгосроч целей финдеят-ти и выбор наиболее эфф способов их достижения. Большое значение при формировании фин стратегии имеет учет факторов риска.

Фин стратегия является основой для разработки фин политики предпр-я по конкретным направлениям фин деятельности: налоговой, амортизац, дивидендной, эмиссионной и т.д. Рассмотрим раздел бизнес-плана «Стратегия финансирования». Он вклобщий объем средств, необх для реализации целей бизнес-плана, источники их получения, а так же окупаемость проекта и получения дохода инвестора на вложенный капитал.

Отправной точкой перспективногопланир-я является прогнозир-е, которое воплощает стратегию компании на рынке. Сущность прогнозир-я состоит в изучении возможного фин состояния предпр-я на длительную перспективу. Задачейпрогнозир-я в отличие от планир-я не является реализация разработанных прогнозов на практике т.к. они предст собой лишь предвидение возможных изменений.Прогнозир-еосн-ся на разработке альт фин показателей и параметров, исп-е которых при наметившихся тенденциях изм-я ситуации на рынке позволяет определить 1 из вариантов развитияфин состояния предпр-я.

При разработке перспективного фин плана используется 3 основных финдок-та, которые вкл прогноз:

1. Отчет о прибылях и убытках;

2. Движение ден средств;

3. Бух баланса.

С целью составления прогнозных финдок-тов важно правильно опр объем будущих продаж (объем реализ продукции). Сл. отметить, что это необходимо для орг-циипроизв процесса, эфф распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж позволяет получить представление о той доле рынка, которую предпр-е предполагает завоевать своей продукцией.

В основном прогнозы объемов продаж сост-ся на 3 года. При этом годовые прогнозы продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них инф-ция. Такой подход связан с тем, что в 1 год пр-ва уже известны потребители продукции, расчеты на 2 и 3 годы носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований.

Прогнозы продаж выражаются как в ден, так и в натур единицах и помогают определить влияние цены, объема пр-ва и инфляции на потоки наличных ден средств предпр-я. Прогноз объемов продаж по конкретному виду продукции содержит сл показатели: объем продаж в натур выраж; цену ед продаж, тыс.руб.; индекс цен, %; объем реализации в ден выражении. При этом берутся данные отражающие фактич значение предыдущего года и плановые значения последующих 3 лет. Так, первый планируемый год разбивается по месяцам, 2 – по кварталам, а по 3 году планир-еосущ-ся в целом на год.

С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

На практике при проведении прогнозного анализа прибыли широко исп-ся метод «издержки-объем-прибыль». Этот метод называют анализом безубыточности. Он является достаточно универсальным и позволяет опр объем пр-ва и продаж товара с т.зр. их безубыточности, а так же принимать решения о целевых размерах прибыли. Сущность метода состоит в поиске точки нулевой прибыли, или точки безубыточности, которая означает, что доход от продаж предпр-я= его издержкам, т.е сущность метода заключается в определении такого мин объема продаж, начиная с которого предпр-е не несет убытки. При этом издержки предпр-я равны его доходам. Точку безубыточности можно опр как в физ, так и в ден единицах. Графически точки безубыточности опр-ся на пересечении графика доходов и издержек.

Рассм период позволяет увеличить гибкость финпланир-я и снизить фин риск за счет изм-я структуры издержек, необх для пр-ва и реализации продукции.Т.о., используя этот метод предпр-е может изм (уменьшатьили увеличивать) долю перем и пост издержек в общем объеме затрат.

Прогноз движения денежных средств – финдок-т, получающий в последние годы все большее распространения.

Прогноз движения ден средств отражает перемещение ден потоков по тек, инвест и фин деятельности. При разработке прогноза разграничение направлений деятельности позволяет повысить результативность управления ден потоками.

Фин менеджеру прогноз движения ден средств помогает оценить исп-иепредпр-ем ден средств и опр их источники. Прогнозные данные в дополнение к изучению отчетной информации позволяют оценить будущие потоки, а следовательно перспективы роста предпр-я и его будущие фин потребности.

С помощью прогноза движения ден средств можно оценить синхронность поступления и расходования ден средств с целью обеспеч достаточности ден поступлений на отдельном временном отрезке для покрытия расходов ден средств. Недостаток ден средств в конкр момент времени вызывает неплатежи и даже угрозу несостоятельности. Задержка же в платежах может привести к уплате штрафов и пени.

Финансир-е инвестиций вкл-ся в прогноз после тщательного технико-эк обоснования и анализа пр-венных и финансовых инвестиций. Будущие денежные потоки при планир-ии долгосрочных инвестиций и источников их финансир-ярассм-ся с позиции временной ценности денег на основе методов дисконтир-я для получения соизмеримых результатов.

Прогноз движения денежных средств оформляется в виде баланса и состоит из 2 разделов: источники денсредств и исп-е ден средств. 1 раздел вкл: доходы от осндеят-ти; др доходы; эмиссию цб; банк займы; прочие поступления; всего ден поступлений.

2 раздел содержит: увелич товарно-матер запасов; увеличение осн капитала (инвест); з\п; др издержки; прочие платежи, вкл налоги, %, ссуды; всего выплат. Прогноз движения ден средств осущ-ся за 3 плановых года.

В состав осн док-ов перспективного финпланир-я входит прогноз бух баланса. Понятие «баланс» означает равновесие, равенство активов и пассивов, т.е. исп-сяпредпр-ем средства по своей величине должны быть равны ден источникам их поступления.

Баланс – это сводная таблица, в которой отраж-ся источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс А и П необходим для того, чтобы оценить в какие виды А направляются ден средства и за счет каких видов П предполагается финансировать здания этих А.

По сравнению с прогнозом отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику фин операций предпр-я, прогноз баланса отражает фиксированную, стат картину фин равновесия предпр-я.

После составления прогнозныхдок-тов определяют стратегию финансирования предпр-я. Сущность ее заключается: в опр-ии источников долгосрочного финансир; формирования структуры и затрат капитала; выборе способов наращивания долгосрочного капитала.

 

 

68. Текущее финансовое планирование (ТФП)

ТФП конкретизирует показатели пер­спективного финансового плана и включает разработку следующих финансовых документов:

1) текущего финансового плана (расчетного баланса дохо­дов и расходов): он объединяет финансовые результаты по всем видам деятельности предприятия и отражает возможности производственного и социального развития на период до одного года (составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам). Может включать 3 раздела (доходы и поступления средств; расходы и отчисления средств; взаимоотношения с бюджетом) или 2 раздела (тогда ассигнования из бюджета записываются в разделе «Доходы и поступления средств», а платежи в бюджет - в разделе «Расходы и отчисления средств»).

2) плана движения денежных средств: он составляется на год с разбивкой по кварталам. Состоит из 2-х разделов: поступления (приток денежных средств) и расходов (отток денежных средств). Притоки и оттоки денежных средств показываются по основным направлениям деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой. Сальдо по соответствующему виду деятельности определяется как разница между доходами и расходами соответствующих разделов плана. План позволяет определить реальные источники поступления средств, обоснованность расходов, синхронность их возникновения, потребность в заемных средствах. План считается составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита денежных средств.

3) плана отчета о прибылях и убытках: конкретизирует размер прогнозируемой прибыли в рамках текущего года. При его составлении особое внимание уделяется полноте вероятных источников получения прибыли и планируемых затрат, относимых на себестоимость продукции, а также ожидаемой величине налоговых платежей.

4) плана бухгалтерского баланса на конец планируемого года: он показывает все изменения активов и пассивов в результате реализации плановых мероприятий, состояние имущества и финансов хозяйствующего субъекта. Дает возможность убедиться в том, что все запланированные активы предприятия действительно обеспечены источниками финансирования.

5) валютного плана: составляется на год с поквартальной разбивкой и отражает движение средств на текущем валютном счете в банке. Важную роль при его составлении играют предполагаемый объем валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в соответствии с заключенными контрактами, а также планируемые банковские валютные кредиты, прочие валютные поступления и предполагаемые расходы в валюте. При планировании учитывается принцип валютной самоокупаемости, сущность которого сводится к постоянному накапливанию валютного фонда, хранящегося на текущем валютном счете предприятия.

6) кредитного плана: составляется на год. В нем отражается получение и погашение как краткосрочных, так и долгосрочных ссуд банков, получаемых на производственные, инвестиционные, сезонные потребности и иные цели.

Реализация намеченных мероприятий ТФП предприятия позволяет выявить фактические результаты его деятельности. В то время как плановые показатели отражают намечаемые ориентиры, фактические показатели показывают реальные результаты деятельности. Поэтому срав­нение фактических и плановых величин дает возможность осуществлять финансовый контроль на предприятии.

 

 

69. Оперативное финансовое планирование (ОФП)

Субъекту хозяйствования для контроля за поступлением фактической выручки на текущий (расчетный) счет и расходо­ванием наличных финансовых ресурсов необходимо ОФП. Оно дополняет текущее планирование. ОФП включает состав­ление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

Платежный календарь - основной оперативный финан­совый план, назначение которого заключается в управлении денежными потоками предприятия.

При составлении платежного календаря решаются следую­щие задачи: фор­мирование информационной базы о движении денежных при­токов и оттоков; ежедневный учет изменений в информацион­ной базе; анализ неплатежей и организация конкретных мероприятий по их преодолению; расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств; определение временно свободных де­нежных средств предприятия; анализ финансового рынка с по­зиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

При составлении платежного календаря выделяют следую­щие этапы:

• выбор периода планирования; обычно это квартал (ме­сяц). У субъектов хозяйствования, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие перио­ды планирования (декада);

• планирование объема реализации продукции (работ, услуг);

• определение объема возможных денежных поступлений (доходов);

• оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом пе­риоде;

• определение денежного сальдо; рассчитывается как раз­ность сумм поступлений и расходов за период планирования;

• подведение итогов; показывает, будет ли у предприятия недостаток или излишек средств.

Платежный календарь содержит следующие разделы: на­чальное сальдо, поступление средств, расходование средств, сальдо за период, конечное сальдо; минимально допустимое сальдо (соответствует оплате реализации продукции в теку­щем месяце); недостаток средств (-), излишек средств (+).

Наряду с платежным календарем на многих предприятиях составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие. Он позво­ляет избежать просрочек и пени.

Также на предприятии должен составляться кассовый план,- план оборота наличных денеж­ных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

Кассовый план содержит следующие разделы: поступления денег (кроме денег, полученных в банке); виды расходов наличными деньгами; расчет выплат заработной платы, выплат социального характера и др.; календарь выдачи заработной платы персоналу предприятия. Он разрабатывается на квартал и в установленный срок представляется в коммерческий банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслуживании.

Последним этапом финансового планирования является со­ставление сводной аналитической записки, в которой содер­жится характеристика основных показателей годового финан­сового плана: величина и структура доходов, расходов, взаи­моотношений с бюджетом, коммерческими банками, контр­агентами. Значительная роль отводится анализу источников финансирования инвестиций и распределению прибыли. В конце аналитической записки даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

 

 

70. Сущность бюджетного планирования на предприятии

Бюджет - это смета доходов и расходов предприятия. Обычно бюджеты составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.

Основные преимущества внедрения принципов бюджетного планирования:

• в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям предоставляется большая самостоятель­ность в расходовании, экономии бюджета фонда оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность персонала в успешном выполнении плановых заданий;

• помесячное планирование бюджетов структурных подразделений более точно отражает показатели размеров и струк­туры затрат (чем система бухучета финансовой отчетности), плановое значение размера прибыли;

• бюджетное планирование позволяет осуществлять режим строгой экономии финансовых ресурсов фирмы.

Классификация бюджетов:

1) По широте номенклатуры затрат:

- функциональный бюджет (составляется по одной, реже по двум статьям затрат, в частности бюджет амортизации, бюд­жет оплаты труда);

- комплексный бюджет (разрабатывается по широкой номенклатуре затрат, в частности бюд­жет внепроизводственных расходов).

2) По методам разработки:

- стабильный бюджет (не изменяется при изменении объемов деятельности предприятия, в частно­сти бюджет амортизации);

- гибкий бюджет (предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксированных суммах, а в виде нормативов рас­ходов, которые взаимосвязаны с объемными показателями деятельности предприятия, например с объемом выпуска или реализации продукции).

С целью организации эффектив­ной системы бюджетного планирования деятельности пред­приятия применяется следующая сквозная система бюджетов: бюджет материальных затрат; бюджет потребления энергии; бюджет амортизационных отчислений; бюджет фонда оплаты труда; бюджет прочих расходов; налоговый бюджет; бюджет погашения ссуд банков. Сводный бюджет предприятия определяется как сумма бюджетов структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов.

В процес­се составления бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом дета­лизации. Его сущность: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Считается, что оптимальный - это такой бюджет, в котором доходный и расходный разделы равны.

Бюджетное планирование начинается с прогноза объема продаж, затем составляется материальный бюджет, который определяет виды, количество сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана продаж; бюджет закупок ха­рактеризует расходы на закупки всех материалов; трудовой бюджет отражает прямые затраты труда, которые необходимы при организации запланированных видов деятельности. Далее составляется бюджет административных, накладных расходов, прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объеме реа­лизации продукции предприятия; прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и возможностей их возврата. Кроме того, при бюджетном планировании анализируются данные по основным производственным и резервным фондам предприятия.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.