Государственные органы как субъекты социальных правоотношений — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Государственные органы как субъекты социальных правоотношений

2017-08-11 1119
Государственные органы как субъекты социальных правоотношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами государственного права. Именно в результате воздействия государственно-правовых норм на общественные отношения возникают государственно-правовые отношения. Иначе говоря, государственно-правовые отношения могут возникнуть только при наличии государственно-правовых норм. Между правовыми нормами и правовыми отношениями существует неразрывное единство, логическая и юридическая связь.

Государственно-правовые отношения по своей сущности ничем не отличаются от правоотношений, урегулированных нормами других отраслей права. Однако по своему конкретному содержанию они имеют определенную специфику, свои особенности.

Во-первых, отличительной особенностью государственно-правовых отношений является то, что возникают они в особой сфере отношений, составляющих предмет государственного права как отрасли права.

Во-вторых, особенность государственно-правовых отношений и в том, что многие из них имеют общий характер и выражаются в виде правового состояния. Это - состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации.

В-третьих, специфика государственно-правовых отношений и в том, что значительное их большинство носит характер властеотношений, поскольку хотя бы один из субъектов в конкретном правоотношении обязательно должен быть представителем государства, а главное, потому, что только в этих правоотношениях участвуют органы законодательной (представительной) власти, как в центре, так и в субъектах Российской Федерации во всем объеме их прав и обязанностей.

Вместе с тем, среди государственно-правовых отношений есть не только отношения, основанные на принципе «власть - подчинение», но и на принципе равенства сторон как субъектов правоотношений, например, при заключении договоров между субъектами Российской Федерации.

В-четвертых, особенность государственно-правовых отношений и в том, что им присущ особый состав участников (субъектов), большинство из которых могут быть участниками только государственно-правовых отношений.

Субъекты государственно-правовых отношений. При рассмотрении данного вопроса, в государственном праве применяются два понятия - «субъект государственного права» и «субъект государственно-правовых отношений». Субъект права - это возможный участник правоотношений, носитель прав и обязанностей, предусмотренных нормами государственного права. Субъект права может быть, а может и не быть участником конкретного правоотношения. Субъект правоотношения - это реальный носитель прав и обязанностей, реализующий их в конкретном государственно-правовом отношении.

Субъектами государственно-правовых отношений могут быть:

- народ Российской Федерации как общность граждан Российской Федерации; аналогичная общность в пределах территории конкретного субъекта Федерации, а также коренные малочисленные народы России;

- российское государство в целом как государственная организация всего народа Российской Федерации;

- субъекты Российской Федерации: республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;

- государственные органы Российской Федерации - Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, обе его палаты (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации;

- государственные органы субъектов Российской Федерации и органы муниципальных образований;

- постоянные и временные комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственный Думы Российской Федерации, представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в представительных органов муниципальных образований;

- депутаты представительных органов индивидуально, в составе депутатских групп и парламентских фракций, а также в составе других депутатских формирований;

- общественные объединения: политические партии, общественные организации, массовые общественные движения, общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке;

- собрания граждан по месту жительства и по месту работы;

- собрание военнослужащих по воинским частям;

- избирательные комиссии - центральная избирательная комиссии Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые; соответствующие комиссии по проведению референдумов;

- граждане Российской Федерации и вынужденные переселенцы;

- иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы.
Государственно-правовые нормы содержат также характеристику прав и обязанностей каждого из субъектов, устанавливают для каждого из них специфическую, только ему присущую право- и дееспособность, то есть способность обладать правами и обязанностями в соответствии с нормами государственного права (правоспособность), и способность самостоятельно, своими личными, осознанными действиями осуществлять принадлежащие им права и обязанности (дееспособность). Особенность субъектов государственно-правовых отношений в том, что они обладают различными, индивидуальными для каждого из них правами и обязанностями, то есть различной государственно-правовой право- и дееспособностью.

Каждый из субъектов, имеющих статус юридического лица, обладает соответствующей компетенцией, в которой определены их права и обязанности.

Что касается граждан (физических лиц), то их правоспособность наступает с момента рождения, так как именно с этого момента они становятся гражданами Российской Федерации и на них распространяется действие российского законодательства. Дееспособность граждан Российской Федерации наступает после достижения ими определенного возраста, дающего возможность самостоятельно реализовать то или иное право, установленное нормами государственного права.

Важно, чтобы то или иное право гражданин реализовал непосредственно, своими действиями: так, с 6-7 лет у гражданина - появляется право на образование, а с 8 лет:

- право на объединение в детские общественные организации, с 14 лет

- право на объединение в молодежные общественные организации, с 18 лет

- право избирать (активное избирательное право), в 21 год - право быть избранным в представительные органы (пассивное избирательное право), в 30 лет - право быть высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, в 35 лет - быть избранным Президентом Российской Федерации, в 40 лет - быть членом Конституционного Суда Российской Федерации и т.д.

Возникновение, изменение и прекращение государственно-правовых отношений. Возникновение, изменение и прекращение государственно-правовых отношений, как и всяких иных правоотношений, связано с обстоятельствами, предусмотренными нормами права. Эти обстоятельства называются юридическими фактами. Они отличаются от обычных общественных отношений тем, что влекут за собой определенные правовые последствия.

По своему характеру юридические факты делятся на юридические действия и юридические события.

Юридические действия - это обстоятельства, связанные с деятельностью человека, проявлением его воли. Юридические действия можно подразделить, во-первых, на правомерные и противоправные (когда они запрещены законом) и, во-вторых, на юридические акты и юридические поступки. Примером правомерных юридических действий является издание законов и иных нормативных правовых актов на то уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления, с соблюдением установленной процедуры, а неправомерных - попытка издания тех же актов органами, на то не уполномоченными.

Юридические события - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. К числу юридических событий в государственном праве следует отнести, например, рождение человека, его болезнь, достижение установленного законом возраста, смерть человека; принесение присяги Президентом Российской Федерации и др.

Объекты государственно-правовых отношений. Под объектом государственно-правовых отношений следует понимать то, на что направлено конкретное право и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения притязаний управомоченного лица. Объект государственно-правовых отношений делятся на действия, материальные (имущественные) блага и нематериальные (неимущественные) блага[63].

Действия - как объект государственно-правовых отношений, имеют в государственном праве профилирующее значение, так как именно через действия реализуется народовластие в самых различных формах, осуществляется законодательная, исполнительная и судебная власть, реализуются права и свободы человека и гражданина и т.д. Действия как объект государственно-правовых отношений могут облекаться в различную форму в зависимости от субъектов этих правоотношений, а, главное, норм государственного права, призванных урегулировать данное конкретное правоотношение.

Материальные (имущественные) блага как объект государственноправовых отношений выступают значительно реже, чем действия. Однако при возникновении ряда государственно-правовых отношений, связанных с закреплением экономической системы, форм собственности и т.п. объектом правоотношений являются вещи, то есть общественные и личные блага. Так, в части 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации установлено: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

В простом государственно-правовом отношении обычно бывает какой-либо один из указанных объектов правоотношений, в сложных правоотношениях может быть одновременно несколько объектов. Например, в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации участвуют граждане Российской Федерации (избиратели), политические партии (при выдвижении кандидатов в депутаты Государственной Думы), кандидаты в депутаты Государственной Думы, избирательные комиссии, наблюдатели и другие участники избирательного процесса.


Заключение

В результате проведенного исследования субъектов права социального обеспечения в Российской Федерации можно сделать следующие выводы и внести следующие предложения по улучшению законодательства:

1. Основной характеристикой субъекта в праве социального обеспечения является нуждаемость в предоставлении государством средств для жизнеобеспечения. В настоящее время необходимо придать этой категории правовое значение.

2. Актуальность применения нуждаемости обусловлена реализацией принципа адресности в предоставлении видов социального обеспечения.Нуждаемость предложено понимать как невозможность удовлетворения алиментарных (то есть необходимых для жизнеобеспечения) потребностей человека, а в ряде случае и семьи, своими собственными средствами. Под последними подразумеваются не только способность к труду, но и материальные возможности, физические, психические и иные усилия лица.

3. Социально-обеспечительная правоспособность должна включать в себя не любые возможности субъекта в праве социального обеспечения, а только те возможности, которые имеет каждый. Все иные возможности, обусловленные правовой ролью или юридическим условием, следует включить в специальную правоспособность. Специальная правоспособность в праве социального обеспечения возникает с момента появления юридического условия или признания государством правовой роли.

4. Проявление нуждаемости в правоспособности состоит в том, что она определяет возможности, составляющие правоспособность. В зависимости от вида нуждаемости (нетрудоспособность краткосрочного характера или длительная по сроку, малообеспеченность, незанятость и др.) производится дифференциация тех возможностей субъекта, которые предоставляются правовыми нормами, то есть содержание специальной правоспособности обусловлено конкретной правовой ролью или юридическим условием.

5. Особенность дееспособности в праве социального обеспечения заключается в существовании одновременно двух ее видов. Первая, названа общей, возникает с того момента, когда лицу в силу закона предоставлена возможность своими собственными действиями реализовывать принадлежащие ему права. Момент возникновения этой общей социально- обеспечительной дееспособности законодателем не закреплен. Обосновывается предложение установить его по достижении лицом 16 лет.

6. Дееспособность второго вида названа специальной дееспособностью. Ее наличие не обусловлено возрастом лица, она возникает одновременно со специальной правоспособностью. Отмечено, что она может появиться у лица и до 16 лет. В том случае, например, если лицо произвело расходы на погребение умершего (в соответствии со статьей 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе распоряжаться своими доходами), оно имеет право на возмещение этих расходов. Момент возникновения этой дееспособности, таким образом, также связан с правовой ролью или юридическим условием. Эта специальная праводееспособность[64] свойственна семье как субъекту права социального обеспечения.

7. Семья является особым коллективным субъектом в некоторых видах социально-обеспечительных правоотношений. Выделены признаки, характеризующие семью и дано понятие семьи. Установлено, что моментом возникновения праводееспособности семьи является только юридическое условие. Исследованы нормы законодательства о тех семьях, нуждаемость которых выше, чем в обычных семьях. Критерием предоставления повышенного размера обеспечения является, например, в неполной семье, не номинальное отсутствие кого-либо из родителей, а только такое отсутствие, которое вызывает повышенную нуждаемость (например, рождение ребенка у одинокой малоимущей матери) либо наличие члена семьи, состояние которого обуславливает повышение нуждаемости семьи (для ребенка- инвалида требуется дополнительное питание, лечение, уход)[65].

8. Усовершенствование законодательства социального обеспечения позволит урегулировать отношения по социальному обеспечению. Кардинальной перестройки структуры социального обеспечения невозможно осуществить, так как это тормозится самим развитием общества.

Однако представляется возможным попытаться адаптировать существующую технологию социального обеспечения к новым условиям и заложить в ее основу положительные тенденции развития систем социального обеспечения за рубежом. Безусловно, технология социального обеспечения должна строиться на принципах адресности, всеобщности, доступности и гарантированности социального обеспечения. Это позволит изменить существующее положение различных категорий граждан посредством оказания социальных выплат и услуг, которые позволят обеспечить достойную жизнь граждан и повысить уровень и качество социального обслуживания.

Именно в этом случае все заложенные в Конституции РФ права граждан на социальное обеспечение будут соответствовать действительности, а статья 7 Конституции РФ, которая гласит, что «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», будет иметь не только ярко выраженный декларативный, но и реализуемый в действительности характер.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.