Общие формы организации обучения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие формы организации обучения

2017-08-11 197
Общие формы организации обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всеми одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения их в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, учит рассуждать и находить ошибки в рассуждениях товарищей по классу, формировать устойчивые пoзнaвaтeльныe интересы, активизировать их деятельность.

От учителя требуется заранее спроектировать, а затем создать ситуации, отвечающие задачам учебного занятия; умение терпеливо выслушать всех желающих, тактично поддержать и внести необходимые коррективы в ходе обсуждения. В силу своих возможностей ученики могут одновременно делать обобщения и выводы, рассуждать в ходе урока или другой формы проведения занятия на разном уровне. Учитель должен это учитывать и опрашивать их сообразно их возможностям. Такой подход учителя при фронтальной работе позволяет учащимся и активно слушать, и обмениваться своими мнениями, знаниями с другими, внимательно выслушивать чужое мнение, сравнивать их со своим, находить ошибки в суждениях. В этом случае на уроке идет коллективный мыслительный процесс. Учащиеся не просто работают рядом, когда каждый в одиночку решает учебную задачу, а все вместе активно участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации работы учащихся, получает возможность влиять на весь класс, учебную группу, излагать учебный материал всему классу, достигать определенного темпа в деятельности учащихся на основе учета их индивидуальных особенностей. Все это несомненные достоинства фронтальной формы организации учебной деятельности учащихся на уроке. Вот почему в условиях массового обучения эта форма организации учебной работы является незаменимой и наиболее распространенной в современной школе.

Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание может быть разбито на ряд относительно простых заданий, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Учителю это дает возможность соотносить сложность заданий с реальными возможностями каждого ученика, создавать на занятии атмосферу доверительных отношений между учителем и учащимися, вызывать у них чувство сопричастности в достижениях класса, группы.

Фронтальная форма учебной работы, как отмечают ученые-педагоги Чередов И.М., Зотов Ю.Б. и другие, имеет ряд недостатков. Она по своей природе нацелена на абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, уровня знаний, умений и навыков не готовы. Слабые ученики работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем сильным ученикам. Они нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания; им нужны задания поискового, творческого характера, работа над которыми способствует развитию способностей учащихся и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учеников необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной деятельности на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении нового материала и его закрепления, пишет Ю.Б. Зотов, наиболее эффективна фронтальная форма организации учебной деятельности, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно, например, работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Таким образом удается оптимально сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.

Индивидуальная форма организации работы учащихся. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочниками, словарями, энциклопедиями, хрестоматиями и т.д.); решение задач, примеров; написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином дли всех темпе; вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специальных заданий. Т.е. если ученик выполняет по указанию учителя самостоятельное задание, учитывающее его возможности, то это индивидуализированная форма. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Когда же учитель специально уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, такую форму учебной работы называют индивидуализировано-групповой.

Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности — дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для учеников с плохой успеваемостью дифференциация должна проявляться не столько в различии заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они пользовались правильными приемами, дает советы, задает наводящие вопросы, а выяснив, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и еще раз объяснить материал всему классу.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах учебного занятия, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы при закреплении, повторении, выполнении различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке. Например, при изучении литературного произведения можно заранее дать индивидуальные задания каждому ученику или группе учащихся. Общим для всех является прочтение художественного произведения. В процессе этого чтения учащиеся готовят ответ на свой вопрос. Здесь важны два обстоятельства:

каждый ученик работает на пределе своих возможностей;

каждый выполняет необходимую часть анализа литературного произведения. На занятии учащиеся объясняют свою часть нового материала.

Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся в этих случаях является разной. «Первоначально учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: ученики могут работать по более общим, недетализированным заданиям, без непосредственного вмешательства учителя. Например, в старших классах, получив такое задание, каждый ученик сам составляет план работы, подбирает материалы, приборы, инструменты, выполняет необходимые действия в намеченной последовательности, фиксирует результаты работы. Постепенно все больший удельный вес приобретает работа исследовательского характера».

Для учащихся с плохой успеваемостью необходимо составлять такие задания, которые бы содержали в себе: образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу, различные теоретические сведения, поясняющие явление, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования; сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и т.п. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих способностей, организованности постепенно, но углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребность в самообразовании. В этом заключаются достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны. Но эта форма организации имеет ряд серьезных недостатков. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы, как фронтальная и групповая.

Групповая (звеньевая) форма организации учебной деятельности учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются следующие:

—класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

—каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

—задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

—состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Численность групп различна. Она колеблется от трех до шести человек. Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Руководители групп и их состав могут быть разными на разных учебных предметах, подбираются они по принципу объединения учащихся разного уровня обученности, внеурочной информированности поданному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность за результаты отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и со стороны учащихся-консультантов. Это объясняется тем, что при фронтальной и индивидуальной формах проведения урока учителю труднее помогать всем ученикам. Пока он работает с одним или двумя школьниками, остальные, нуждающиеся в помощи, вынуждены ждать своей очереди. Совсем иное положение таких учащихся в группе. Они получают помощь и со стороны учителя, и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе и других. Причем для сильного ученика эта форма работы очень полезна, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении материала однокласснику. Консультант руководит работой группы по определенному предмету. На другом уроке он — рядовой член группы - работает под руководством своего более подготовленного по этому предмету одноклассника-консультанта. Сменяемость консультантов предупреждает опасность появления зазнайства у отдельных учащихся.

Групповая форма работы учащихся наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественно-научным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на занятиях по трудовому, производственному обучению при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой деятельности максимально используются обсуждение результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

Исключительно эффективна групповая организация учебной деятельности учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, успешно она может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке учителя, его оперативной помощи.

Без направляющей деятельности учителя группы не могут эффективно работать. Содержание этой деятельности прежде всего сводится к обучению учащихся умению работать самостоятельно, советоваться с одноклассниками, не нарушая тишины на уроке, к созданию системы заданий для отдельных групп учащихся, обучению их умению распределять эти задания между членами группы так, чтобы были учтены возможности каждого ученика.

Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от его умения распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник ощущали заботу учителя, его заинтересованность в успехе, в плодотворных межличностных отношениях. Своим поведением учитель выражает заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселяет в них уверенность в своих силах, учит с уважением относиться к слабым ученикам.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более сложных, оригинальных заданиях. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых на уроке учебно-воспитательных задач, от учебного предмета, специфики содержания, его объёма и сложности, от особенностей класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, а также учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Коллективная работа, возникающая только на базе дифференцированной групповой работы, должна иметь следующие признаки:

· класс воспринимает данное учителем задание как задание, за которое класс несёт ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку;

· организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных групп под руководством учителя;

· действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;

· есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой (Х.Й. Лийметс).

Отсюда следует, что не каждая работа, которая формально протекает в коллективе, является коллективной, по своему характеру она может быть индивидуалистической. При фронтальной работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций: все ученики делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит учебным процессом один учитель. При коллективном обучении коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.

К конкретным формам организации обучения относятся следующие: урок, лабораторные и практические занятия, семинары, конференции, олимпиады, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и т.д. Некоторые из названных форм перешли в разряд нестандартных уроков и начинают претендовать на статус основной формы.

К числу основных и стабильных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная её цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивид. склонности, дарования и способности учащихся. Строится она с учётом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Внеурочная уч. деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся, выполняет определённые дидактические функции:

· закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

· расширение, углубление уч. материала, проработанного в классе;

· формирование умений и навыков самост. выполнения упражнений;

· развитие самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося;

· выполнение индивид. наблюдений, опытов; сбор и подготовка уч. пособий, таких, как гербарии, открытки, газетные и журнальные вырезки и т.л. для изучения новых тем на уроках.

На практике применяют следующие виды домашних учебных работ:

· усвоение изучаемого материала по учебнику;

· устные и письменные упражнения;

· творческие работы (написание сочинений, небольших художественных произведений, придумывание своих примеров и т.д.);

· проведение наблюдений;

· практические и лабораторные работы;

· изготовление наглядных пособий.

Наряду с общими заданиями отдельным учащимся нередко задают индивидуальные домашние задания, которые направлены на преодоление пробелов в знаниях или на развитие познавательных способностей.

Традиционно к вспомогательным формам уч. работы относят экскурсии, хотя сегодня мы встречаем их в списке нестандартных уроков. Экскурсия –вводная, текущая, итоговая, заключительная. Объектами экскурсии бывают музеи, выставки, различные предприятия и т.д. Они обеспечивают учащимся непосредственное знакомство с явлениями окружающей жизни в их статике и динамики, взаимосвязях с другими явлениями. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану – наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т.д. Экскурсия м.б. фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Выбор её организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, соображениями безопасности и охраны здоровья учащихся. Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и комплексно, включая тематику ряда смежных дисциплин. Всем видам экскурсии свойственна общая структура. В нее входит подготовка учителем учащихся к восприятию, формирование у них соответствующей установки, рекомендации дополнительной литературы. Его собственная тща­тельная подготовка: продумывание методики показа и рас­смотрения главного объекта, способов вовлечения детей в активное восприятие; инструктирование привлекаемых к показу и рассказу специалистов, поиск форм обобщения увиденного. В ходе экс­курсии учитель показывает, дополняет, уточняет, отвечает на воп­росы учащихся и ставит вопросы сам. Важное значение имеет заключительный этап экскурсии: учащиеся анализируют и систематизируют собранный материал, готовят доклады, рефераты, составляют таблицы. Учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретённые учащимися во время экскурсии, делает обобщающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит глубже ознакомиться с вопросом.

Педагог формулирует детям общие и индивидуальные задания: дома сде­лать записи об основных впечатлениях; подготовить зарисовки; использовать накопленные знания на уроках по смежным пред­метам. Экскурсия с успехом применяется для обучения всех воз­растных групп. Она способствует накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащает зрительными образами содержание учебного процесса, обучает умению замечать, видеть отдельный факт, подробность, деталь, их место в общей система
взаимодействующих явлений и способствует развитию эмпирического мышления. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

В ряду ведущих форм — школьный семинар. Он позволяет вклю­чить весь коллектив класса в активную самостоятельную, под руководством учителя, проработку материала. В условиях пере­стройки, идейно-нравственного очищения общества, развития глас­ности и демократии, усиления идеологической борьбы, семинарское занятие приобретает особое значение. Противоречие современной жизни заключается в том, что поток сложной и разно­речивой политической, культурной, научной информации, поступа­ющей к школьникам, неизменно возрастает, а возможность идео­логически точного самостоятельного анализа и оценки ими всех поступающих сведений у подавляющего большинства ребят крайне ограничена. Семинарская форма позволяет учителю вместе с уча­щимися осуществлять глубокий анализ, давать выверенные оценки разнообразной информации, учить школьников делать это само­стоятельно.

Семинар может быть посвящен обсуждению результатов само­стоятельного изучения учащимися той или иной учебной темы. Учитель обеспечивает готовность школьников к такой деятельно­сти, инструктирует их по работе с дополнительной и справочной литературой. На занятии организуется тематическое или проблемное обсуждение вопроса. Учащиеся излагают свои точки зрения, ставят вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на; вопросы учителя. В заключение педагог подводит итоги обсужде­ния; расставляет идеологические акценты в рассмотренных фак­тах, событиях; оценивает работу учеников и выставляет отметки.

На семинарах подвергаются критическому осуждению творче­ские работы учащихся; сочинения, рисунки, продукты технического творчества, исследовательские доклады. Семинарское занятие может носить и репродуктивный, учебно-повторительный характер., На нем обсуждаются основные положения прочитанной лекции у учащиеся демонстрируют свое понимание ее основных идей. Семи­нар приобретает творческий характер, когда для более глубокого обсуждения проблемы учащиеся подбирают материалы газет, радио, телепередач, научных журналов, научно-популярных книг.

Некоторые семинары посвящаются заслушиванию и обсуждению одного или нескольких учебных докладов, подготовленных учащимися под руководством учителей, вводящих класс в новую тему. Подобная учебная работа на семинаре возможна главным образом в старших классах и с подростками, способными в отдельных случаях принимать участие в обсуждениях.

Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний; умений, навыков, поскольку требует от учащихся большой предварительной самостоятельной работы и мыслительной активности в ходе обсуждения. Оно активизирует и развивает такие психические процессы, как мышление, память, речь, чувства и, что особенно важно, дает простор применению разнообразных мыслительных приемов и операций. Оно формирует такие моральные качества, как ответственность, самостоятельность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения.

Сопутствующей формой является и школьная учебная конференция. Она сосредоточивает и мобилизует духовные силы школьников, развивает познавательные интересы, обеспечивает полноценное повторение и закрепление учебного материала. В период подготовки к конференции учащиеся включаются в самостоятель­ную работу, обогащенную поиском и творчеством. Учитель забла­говременно оповещает учащихся о предстоящей конференции по изученному разделу программы и предлагает отдельным уча­щимся на выбор добровольно взять тему для сообщения или до­клада. Весь класс готовится к обсуждению; каждый должен быть готов выступить в качестве оппонентов. Докладчики получают кон­сультации у учителя и специалистов по существу вопроса и по подбору литературы. Конференция проводится в отведенное рас­писанием время, в течение 1—2 учебных часов. Обсуждается 3—4, 5—7 докладов, последовательно раскрывающих тему и не превы­шающих по времени 5—7 минут. Учащиеся — слушатели задают докладчикам вопросы, высказывают критические суждения и до­полнения. В заключение учитель подводит итоги, делает обобще­ния, оценивает работу докладчиков и наиболее активно, творчески выступивших слушателей.

Подготовка и проведение конференции воспитывает у школь­ников самостоятельность, укрепляет навыки и умения самостоя­тельной работы, уверенность в своих силах. Подготовка и изложе­ние доклада, критические выступления развивают мышление, бу­дят интерес, превращают утомительное и малоэффективное по­вторение и закрепление на уроках в увлекательное сопоставление точек зрения, отстаивание своих позиций и убеждений в свободной дискуссии. Школьная учебная конференция используется в основ­ном в работе с учащимися старшего возраста.

Сопутствующими формами учебно-познавательной деятельно­сти учителей и учащихся являются консультации, групповые и индивидуальные занятия. Их назначение заключается в том, чтобы одним школьникам помочь преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, разделов программы, а другим — оказать поддержку в углубленном изучении предмета.

В их структуру входит: задавание учащимися вопросов и отве­ты, разъяснения учителя или специально приглашенных специа­листов. Консультации бывают общеклассными и групповыми, а при подготовке учащимися творческих работ и докладов — инди­видуальными. Консультационное общение развивает познаватель­ный интерес, поддерживает пытливость мысли школьников, учит их точности в формулировании возникающих проблем и вопросов. Когда эпизодической консультации оказывается недостаточно для полной ясности в усвоении проблемы, возникает необходимость в эпизодических групповых или индивидуальных дополнительных за­нятиях. Они призваны восполнить пробелы в усвоении знаний, создать основу для дальнейшей успешности познавательной дея­тельности школьников. Индивидуальные и групповые дополнительные занятия способствуют ликвидации затруднений в учебной работе. Вместе с тем следует помнить, что чрезмерное злоупотребление ими таит опасность утверждения в детях пассивности, ожидания обязательной помощи, демобилизации собственных внутренних ду­ховных сил.

Потребность в консультации - учебной беседе, в которой вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи самост. работой над определённым материалом или заданием. Правильно организованная консультация помогает учащимся преодолевать трудности, подойти к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснения сложного задания, сущности того или иного явления. Учителю она позволяет обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимания на те аспекты, которые требуют доработки. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает верно оценить уровень своих знаний. Во время консультации педагогу не следует тотчас давать готовые ответы на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью проверочных вопросов выяснить, чего учащийся не понимает, в чём действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему.

Поддерживающие и стимулирующие занятия организуются для неуспевающих учащихся как дополнительные занятия по предмету. На занятиях прорабатывается неусвоенный учащимися материал, исправляются полученные ранее неудовлетворительные отметки.

Факультативные занятия и курсы по выбору направлены на расширение ЗУНов, развитие творческих способностей и интересов учащихся. Содержание этих занятий, как правило, связано с углубленным изучением основных учебных предметов. Большое внимание на этих занятиях уделяется работе учащихся с учебной литературой и первоисточниками, подготовке докладов и рефератов.

Ведущей формой обучения является также экзамен. Он имеет целью систематизацию, закрепление, выявление состояния знаний; умений и навыков учащихся. Экзамен — форма общественной проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности. Подготовка к нему порождает у школьников состояние ответственности, мобилизирует их духовные силы на переосмысление, повторение и систематизацию изученного материала, способствует интенсивному обобщению знаний.

Экзамен имеет разнообразную структуру: ответы учащихся на экзаменационные билеты; выполнение учащимися самостоятельной творческой работы типа сочинения; контрольное исполнение тру­довых операций; участие школьников в различных соревнованиях, олимпиадах, в выполнении практических трудовых, физкультурных заданий.

Урок-семинар позволяет включить весь класс в активную самостоятельную работу, стимулировать усвоение материала, приучить к самообразованию. Гл. его цель- формирование умения самост. трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества. Способствует развитию самостоятельности, осознанности, системному обобщению и приобретению знаний в различных уч. и жизненных ситуациях.

Урок лабораторно-практических занятий направлен на соединение знаний с практическим самостоятельным выполнением различных упражнений, опытов, решение задач. Задания могут выполняться как индивидуально, так и в группах с обязательным выполнением каждым намеченного объёма работ. Проведение таких уроков способствует развитию умений и навыков самостоятельного получения знаний, проф. ориентации учащихся, инициативы и творчества в поиске своих решений.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.