А. П. Кулиш, Е. В. Третьякова — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

А. П. Кулиш, Е. В. Третьякова

2017-08-11 422
А. П. Кулиш, Е. В. Третьякова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра русского театра

Основные правила

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

(Краткое библиографическое описание

для научно-вспомогательного аппарата)

 

Методические указания для студентов

театроведческого и продюсерского факультетов

4-е издание, переработанное и дополненное

 

Санкт-Петербург


Утверждено на заседании Ученого совета театроведческого факультета 23 декабря 2010 г.

 

Составители четвертого издания — кандидаты искусствоведения

А. П. Кулиш, Е. В. Третьякова

 

 

Рецензенты — кандидаты искусствоведения

Л. Г. Пригожина, А.В. Сергеев

 


От составителей

Одной из обязательных составных частей любого исследования, предназначенного к публикации, является правильно оформленный научно-вспомогательный аппарат. Это различного рода пояснительные примечания и приложения, в том числе сведения об отдельных произведениях печати, иных источниках и архивных документах, на которые опирался автор, списки использованной и существующей по данному вопросу литературы, хронографы, указатели имен и названий, встречающиеся в труде, и т. п.

Научный аппарат в равной степени необходим и автору и читателю. Автору он позволяет ознакомить читателя с дополнительными фактами, шире представить и по-своему систематизировать известные материалы, ввести в обиход забытые или новые данные. Наличие такого аппарата — свидетельство высокой культуры труда ученого.

Для читателя научный аппарат — путеводная нить в поисках интересующих его сведений. Вместе с тем он дает возможность яснее представить характер работы, проделанной исследователем, и, главное, использовать собранное в процессе дальнейшего изучения той же или смежной темы. Не случайно многие ученые начинают знакомство с книгой или статьей с просмотра примечаний, указателей, списка литературы.

Научный аппарат должен быть точен и четко оформлен. Одним из непременных условий, обеспечивающих такую точность и четкость, является твердое знание правил библиографического описания и правил составления легенд архивных документов.

Усилиями многих научных учреждений разработаны специальные инструкции, регламентирующие принципы библиографического описания. Важным фактором для их выработки и систематизации явился ряд изданных в последнее десятилетие государственных стандартов, и, прежде всего, «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Сформулированные здесь правила распространяются и на работу по составлению научного аппарата.

Впервые разработанные А. Я. Трабским более тридцати лет назад, изменяемые и дополняемые в последующих изданиях, настоящие методические указания предназначены главным образом для студентов театральных институтов, ибо готовились они с учетом требований, предъявляемых к оформлению прежде всего театроведческих исследований. Указания дают возможность ознакомиться с основными правилами и наиболее распространенными вариантами библиографического и археографического описания. Они могут быть использованы как руководство по созданию научного аппарата любых трудов театроведческого профиля, в том числе дипломных и курсовых сочинений.

Пользуясь указаниями, следует иметь в виду, что рекомендации библиографического характера, содержащиеся в них, применимы лишь при составлении прикнижных и пристатейных списков литературы и иных источников (в практике каталогизационной работы и при составлении библиографических справочников правила библиографического описания применяются в более полном объеме).

Необходимо также учитывать, что правила составления библиографических ссылок иные, чем применяемые для составления прикнижных и пристатейных списков и регулируются отдельным ГОСТом.

В методических указаниях, по необходимости кратких, невозможно было, разумеется, предусмотреть все варианты библиографических и археографических описаний, которые могут встретиться на практике. Невозможно было предусмотреть все эти варианты и при составлении примеров, сопровождающих методические указания. Поэтому в случаях, когда возникают затруднения необходимо опираться на следующие документы:

ГОСТ 7.1–03. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Взамен ГОСТ 7.1–84. Введ. с 01.07.04.

ГОСТ 7.80–00 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. Введен впервые. Введ. с 01.07.01

ГОСТ 7.82-01 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. Введен впервые. Введ. с 01.07.02.

ГОСТ Р 7.0.5–08. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. Введен впервые. Введ. с 01.01.09.

ГОСТ 7.12–93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. Взамен ГОСТ 7.12–77. Введ. с 01.07.95.

ГОСТ 7.11–04. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках. Взамен ГОСТ 7.11–78. Введ. с 01.09.05.

На основе этих документов составлены настоящие методические указания.

 

Библиографическое описание в прикнижных и пристатейных списках литературы (источников), библиографических ссылках

I. Основные положения

1. Библиографическое описание, прикнижный и пристатейный списки литературы (источников), библиографическая ссылка

Библиографическое описание — совокупность сведений о документе (на любых материальных носителях), приведенных в установленном правилами порядке, позволяющих отличить данный документ от всех других и характеризующих в некоторой степени его содержание, читательское или потребительское назначение, объем, справочный аппарат и т. п.

Объектом библиографического описания являются все виды опубликованных (в том числе депонированных[1]) и неопубликованных документов на любых носителях — книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, нотные, картографические, аудиовизуальные, изобразительные, нормативные и технические документы, микроформы, электронные ресурсы, другие трехмерные искусственные или естественные объекты; составные части документов; группы однородных и разнородных документов.

Библиографическое описание части документа называется аналитическим описанием.

Прикнижный (относящийся ко всей книге) или пристатейный (относящийся к статье, главе, разделу, параграфу) список литературы(источников) — библиографический список документов, использованных при подготовке данной работы, а также существующих по данному вопросу.

Библиографическая ссылка — библиографическое описание документа, цитируемого, рассматриваемого или упоминаемого в тексте работы или в примечании к тексту.

Объектом библиографической ссылки может быть документ в целом, его часть, а также группа документов или их отдельных частей.

Библиографическая ссылка приводится во всех случаях, когда документ цитируется, и в случаях, когда необходимо сообщить читателю библиографические сведения об упоминаемом или рассматриваемом документе, а также об источниках и литературе вопроса.

 

Основное заглавие

[ ] Общее обозначение материала

= Параллельное заглавие*

: Сведения, относящиеся к заглавию*

/ первые сведения об ответственности

; последующие сведения об ответственности*

Область издания

. — Сведения об издании

= параллельные сведения об издании*

/ первые сведения об ответственности, относящиеся к данному изданию

; последующие сведения об ответственности, относящиеся к данному изданию*

, дополнительные сведения об издании*

/ первые сведения об ответственности, относящиеся к дополнительным сведениям об издании

; последующие сведения об ответственности, относящиеся к дополнительным сведениям об издании*

Область специфических сведений

. —

Область выходных данных

. — Первое место издания

; Последующее место издания*

: Имя издателя (издающей организации), распространителя и т. п.*

[ ] сведения о функции издателя, распространителя и т. п.

, дата издания

(место изготовления*

: имя изготовителя*

,) дата изготовления

Область физической характеристики

Объем

: (или,) иллюстрации

: другие сведения о физической характеристике

; размеры

+ сведения о сопроводительном материале*

Область серии

II. Примеры воспроизведения элементов книги, журнала, газеты и иных источников в библиографическом описании

В книге, журнале, газете и иных источниках В библиографическом описании
Заголовок описания
Автор
Автор выступает под своим именем и фамилией
а) имя (имена), отчество, фамилия
А. Иванов Иванов, А. П.[23]
Аркадий Иванов Иванов, А. П.
Арк. Иванов Иванов, А. П.
Профессор Аркадий Петрович Иванов Иванов, А. П.
Доктор исторических наук А. П. Иванов Иванов, А. П.
Уильям Шекспир Шекспир, У.
Жан-Батист Мольер Мольер, Ж.-Б.
Эрнст-Теодор-Амадей Гофман Гофман, Э.-Т.-А.
Данте Данте (или Данте Алигьери)
Абай Абай (или Абай Кунанбаев)
Александр Дюма-отец Дюма, А. (отец)
Александр Дюма-сын Дюма, А. (сын)
б) двойные или составные фамилии
Ю. Смирнов-Несвицкий Смирнов-Несвицкий, Ю. А.
Эркман — Шатриан Эркман, Э.
в) фамилия с частицами
Мирзо Турсун-заде Турсун-заде, М.
Д. Тер-Аванесян Тер-Аванесян, Д. В.
Габриель Д’Аннунцио Д’Аннунцио, Г.[24]
Эдуардо Де Филиппо Де Филиппо, Э.
Шарль Де Костер Де Костер, Ш.
М. Тамайо‑и‑Баус Тамайо-и-Баус, М.
Оноре де Бальзак Бальзак, О. де
Антуан де Сент-Экзюпери Сент-Экзюпери, А. де
Гуго фон Гофмансталь Гофмансталь, Г. фон
г) фамилии, приведенные в устаревшей форме написания
Д. Гелсуорси Голсуорси, Дж. (и в обл. примеч.: Перед загл. авт. Д. Гелсуорси)
Юджин О’Нейль О’Нил, Ю. (и в обл. примеч. Перед загл. авт.: Ю. О’Нейль)
Сомерсет Могам Моэм, У.-С. (и в обл. примеч.: Перед загл. авт.: С. Могам)
д) два или три автора[25]
В. Степанов и К. Михайлов Степанов, В.
Г. Р. Петров, М. К. Владимов и В. И. Григорьев Петров, Г. Р.
Автор выступает под псевдонимом
а) псевдоним общеизвестен
К. С. Станиславский Станиславский, К. С.
Максим Горький Горький, М.
Вольтер Вольтер
Анатоль Франс Франс, А.
б) псевдоним раскрыть не удалось
Театрал Театрал
Любитель истины Любитель истины
Лицедей Антимонов Лицедей Антимонов
Антон Пет-кий Пет-кий, А.
Конст. С-ов С-ов, К.
Сергей Р. Р. Сергей
Фис Фис
А. А.
А. Б. А. Б.
А. Б. В. А. Б. В.
№ 6 № 6
в) псевдоним раскрыть удалось
Книжник Рубакин, И. А. (и в обл. примеч.: Перед загл. псевд.: Книжник; вариант: После текста псевд.: Книжник)[26]
Петр Шубин Виленский, П. А. (и в обл. примеч.: Перед загл. псевд.: Петр Шубин; вариант: После текста псевд.: Петр Шубин).
А. Г. Гвоздев, А. А. (и в обл. примеч.: Перед загл. псевд.: А. Г.; вариант: После текста псевд.: А. Г.)
Текст описания
Область заглавия и сведений об ответственности
1. Основное заглавие[27]
Повесть об артисте Повесть об артисте
Театральные страницы 1969 Театральные страницы, 1969
Стихотворения (1814–1836) Стихотворения (1814–1836)
Гамлет Гамлет
«Гамлет» на сцене Театра им. Евг. Вахтангова «Гамлет» на сцене Театра им. Евг. Вахтангова
Чайка Дядя Ваня Вишневый сад Чайка; Дядя Ваня; Вишневый сад
Полное собрание сочинений Полное собрание сочинений
Собрание сочинений Собрание сочинений
Избранные сочинения Избранные сочинения
Собрание сочинений Ф. М. Достоевского Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений
Шекспир Шекспир, У. [Полное собрание сочинений][28]
Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим Орленев, П. Н. Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим (вариант Орленев П. Н. Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева…)
А. С. Пушкин о театре Пушкин, А С. О театре
Художник Театр Зритель Художник. Театр. Зритель [29]
2. Общее обозначение материала[30]
  [Видеозапись] Videorecording
  [Звукозапись] Sound recording
  [Изоматериал] Graphic
  [Карты] Cartographic material
  [Комплект] Kit
  [Кинофильм] Motion picture
  [Микроформа] Microform
  [Мультимедиа] Multimedia
  [Ноты] Mmusic
  [Предмет] Object
  [Рукопись] Manuscript
  [Текст] Text
  [Шрифт Брайля] Braille
  [Электронный ресурс] Electronic resource
 
3. Параллельное заглавие
Михаил Чехов Michael Chekov = Michael Chekov
Большой театр Bjlshji theatre = Bjlshji theatre
4. Сведения, относящиеся к заглавию[31]
а) Сведения, дополняющие заглавие
Идеи и образы Возрождения (Наука XIV–XVI вв. в свете современной науки) Идеи и образы Возрождения: (наука XIV–XVI вв. в свете современной науки)
Хороший спектакль «Чайка» А. П. Чехова в постановке молодежи Хороший спектакль: «Чайка» А. П. Чехова в постановке молодежи
б) Сведения о литературном жанре, типе или форме издания
Роман роман
Драма в четырех действиях драма в 4 д.
Воспоминания воспоминания[32]
Очерки творчества очерки творчества
Библиографический указатель библиогр. указ.
Словарь-справочник словарь-справочник
Каталог выставки каталог выставки
Материалы и документы материалы и документы
Доклад на совещании директоров театров 20 января 1975 г. докл. на совещ. директоров театров, 20 янв. 1975 г.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук автореф. дис. … канд. филол. наук
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук автореф. дис. … д-ра экон. наук
Альбом альбом
Сборник статей сб. статей
в) Сведения о читательском назначении
Учебное пособие для студентов театроведческих факультетов учеб. пособие для студентов театровед. фак.
г) Сведения о том, что издание является переводом[33]
Перевод с английского пер. с англ.
Стихи в переводе В. Брюсова стихи в пер. В. Брюсова
д) Сведения о количестве томов многотомного издания
В двух томах в 2 т.
В 10 томах в 10 т.
В трех частях в 3 ч.
В 8 книгах в 8 кн.
5. Сведения об ответственности[34]
а) Сведения об авторах и коллективах[35]
Уильям Шекспир Уильям Шекспир
Лев Николаевич Толстой Лев Николаевич Толстой
П. Н. Сергеев, Н. К. Ершов, А. Г. Костин П. Н. Сергеев, Н. К. Ершов, А. Г. Костин
Леонид Никитин, Вячеслав Зорин, Георгий Чебаков Леонид Никитин, Вячеслав Зорин, Георгий Чебаков
Составитель А. К. Максимов сост. А. К. Максимов
Собрал Михаил Ефимов собр. Михаил Ефимов
Обработала Людмила Александровна Балашова обраб. Людмила Александровна Балашова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова МГУ им. М. В. Ломоносова
Академия Наук СССР Институт истории АН СССР. Ин-т истории
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства СПбГАТИ
Российский институт истории искусств РИИИ
б) Сведения о других лицах, принимавших участие в создании произведения печати
Вступительная статья А. В. Луначарского вступ. статья А. В. Луначарского
Предисловие Адриана Пиотровского предисл. Адриана Пиотровского
Послесловие А. А. Гвоздева послесл. А. А. Гвоздева
Примечания Б. А. Семенова примеч. Б. А. Семенова
Комментарии К. Л. Беловой коммент. К. Л. Беловой
Иллюстрации Михаила Захарова ил. Михаила Захарова
Рисунки К. Г. Рюмина рис. К. Г. Рюмина
Перевод с английского Г. В. Рогова пер. с англ. Г. В. Рогова
Перевод с немецкого С. К. Старковой и Е. Л. Прохорова пер. с нем. С. К. Старковой, Е. Л. Прохорова
Перевод с французского Л. М. Лапина, Ю. А. Сырцова, Г. В. Шумилова пер. с франц. Л. М. Лапина [и др.]
Под редакцией К. Ю. Галкина под ред. К. Ю. Галкина
Под редакцией Петра Жукова и Тимофея Гришина под ред. Петра Жукова и Тимофея Гришина
Под редакцией А. Н. Киреева, С. М. Лагутина, В. А. Шарова под ред. А. Н. Киреева [и др.]
Ответственный редактор И. А. Карпов отв. ред. И. А. Карпов
Главный редактор Лев Викторов гл. ред. Лев Викторов
Редактор-составитель Д. Б. Букин ред.-сост. Д. Б. Букин
Редакционная коллегия: А. Г. Акимов, Б. М. Ершов, К. Г. Лукин редкол: А. Г. Акимов [и др.]
Редакционная коллегия: А. Г. Акимов, Б. М. Ершов (ответственный редактор), К. Г. Лукян редкол: Б. М. Ершов (отв. ред.) [и др.]
Предисловие Г. М. Савельева Перевод с английского Валерии Светловой и Олега Яковлева Комментарии М. К. Володина предисл. Г. М. Савельева; пер. с англ. Валерии Светловой и Олега Яковлева; коммент. М. К. Володина
Область издания[36]
Издание 2‑е Изд. 2-е
Издание второе Изд. 2-е
Второе издание 2-е изд.
Издание третье, дополненное Изд. 3-е, доп.
Четвертое издание, дополненное и переработанное 4-е изд., доп. и перераб.
Факсимильное издание Факс. изд.
Официальное издание Офиц. изд.
Новое издание. Перепечатано с издания 1934 г. Новое изд., перепеч. с изд. 1934 г.
Репринтное издание Репр. изд.
Область специфических сведений[37] Картографический документ[38]
Масштаб 1: 22 000 000 1: 22 000 000
Нотный документ
Партитура Партитура
Партитура и голоса Партитура и голоса
Электронный ресурс
Электронные данные и программа (33 файла, 459658539 байт) Электрон. дан. и прогр. (33 файла: 459658539 байт)

Область выходных данных

1. Место издания[39] Москва М. Ленинград Л. Петроград Пг. Петербург Пб. Санкт-Петербург СПб. Нижний Новгород Н. Новгород Ростов-на-Дону Ростов н/Д[40] Горьковское областное издательство Горький: Обл. изд-во Москва — Ленинград М.; Л. Москва — Киев Москва; Киев Москва — Киев — Минск — Таллинн М. [и др.] 2. Издательство, издающая организация[41] «Искусство» Искусство Издательство «Искусство» Искусство «Музыка» Музыка «Наука» Наука Государственное издательство политической литературы Политиздат Государственное издательство художественной литературы Гослитиздат Издательство «Художественная литература» Худож. лит. Издательство Академии Наук СССР Изд-во АН СССР Издание Государственной ордена Ленина библиотеки СССР им. В. И. Ленина Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина Всероссийское театральное общество ВТО Издание Всероссийского театрального общества ВТО Союз театральных деятелей СТД Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство Лениздат Книжное издательство Кн. изд-во Издательство П. П. Сойкина Изд-во П. П. Сойкина Издание А. Ф. Маркса изд. А. Ф. Маркса Товарищество А. Ф. Маркса Т-во А. Ф. Маркса Издание братьев Салаевых изд. бр. Салаевых Молодая гвардия. Музыка Издательство «Искусство» — ООО «Аванта+» — Издательский дом «Новый учебник» Молодая гвардия: Музыка Искусство [и др.] Москва Государственный музей изобразительных искусств Издательство «Художник и книга» Вашингтон Национальная галерея искусств М.: ГМИИ: Художник и книга; Вашингтон: Нац. галерея искусств 3. Дата издания[42] а) год     1975 год   MDCCCXXVIII[43]   MMI   © Государственный Русский музей, 2009 Cop. 2009 К печатанию дозволяется 23 июня 1848 года ценз. 1848 б) день и месяц 1 января 1 янв. 2 февраля 2 февр. 3 марта 3 марта 4 апреля 4 апр. 5 мая 5 мая 6 июня 6 июня 7 июля 7 июля 8 августа 8 авг. 9 сентября 9 сент. 10 октября 10 окт. 11 ноября 11 нояб. 12 декабря 12 дек. 15–22 февраля 15–22 февр. 28 ноября – 4 декабря 28 нояб. – 4 дек. 4. Сведения об отдельном томе многотомного издания Том 3 Т. 3 Том пятый Т. 5 Том VII Т. 7 Восьмой том Т. 8 Часть вторая Ч. 2 Книга четвертая Кн. 4 Выпуск шестой Вып. 6 Область физической характеристики[44] 1. Количество физических единиц В собрании сочинений 8 томов 8 т. Два электронно-оптических диска 2 электрон. опт. диска Три грампластинки 3 грп. Она карта на четырех листах 1 к. (4 л.)   2. Указание на общее количество страниц (столбцов, листов) и иллюстраций[45]   В книге 175 страниц   175 с. В томе энциклопедического издания 830 столбцов 830 стб. В альбоме 63 листа 63 л. В книге 251 страница, 15 иллюстраций и портрет 251 с., 15 ил., портр.   В книге 132 страницы с цветными иллюстрациями 132 с.: цв. ил. В книге 160 нумерованных арабскими цифрами страниц, 4 ненумерованных и 12 нумерованных римскими цифрами 160, [4], XII с. 2. Указание на отдельную страницу (столбец, лист) Ссылка на страницу 78 С. 78 Ссылка на страницы 78–79 С. 78–79 Ссылка на столбец 170 Стб. 170 Ссылка на лист 28 Л. 28 Область серии Библиотечка красноармейца (Библиотечка красноармейца) Библиотека поэта (Библиотека поэта) Жизнь замечательных людей (Жизнь замечательных людей) Жизнь в искусстве (Жизнь в искусстве) В помощь лектору Выпуск 8 (В помощь лектору; вып. 8) Собрание сочинений в восьми томах Том 5 (Собр. соч.: в 8 т.; т. 5)[46] Область примечания[47] В издании отсутствует имя автора, заглавие и выходные данные Авт., загл. и вых. дан. установлены по справ.: Подробный словарь русских гравировальных портретов / Д. А. Ровинский. — СПб., 1888. — Т. 3. — № 654. Область стандартного номера (или его альтернативы) и условий доступности ISBN 5-7975-0063-9 ISBN 5-7975-0063-9

III. Примеры библиографического описания для списков литературы (источников)

А. Описание книг

Схема описания [48]

Заголовок[49]. Основное заглавие [Общее обозначение материала][50]: сведения, относящиеся к заглавию / первые сведения об ответственности; последующие сведения об ответственности. — Сведения о повторности издания / первые сведения об ответственности, относящиеся к данному изданию; последующие сведения об ответственности, относящиеся к данному изданию. — Место издания: Издательство или издающая организация, Год издания. — Объем:[51] сведения об иллюстрациях. — (Основное заглавие серии: сведения, относящиеся к заглавию серии / первые сведения об ответственности, относящиеся к серии; последующие сведения об ответственности, относящиеся к серии; обозначение [52] и номер выпуска или тома [53] серии). — Примечания. — Стандартный номер (или его альтернатива)7.

1. Библиографическое описание под заголовком [54]

 

а) Смелянский, А. М. Предлагаемые обстоятельства [Текст]: из жизни рус. театра второй половины ХХ в. / Анатолий Смелянский. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. — 352 с., [96] л. ил., портр.

б) Смелянский, А. М. Предлагаемые обстоятельства / Анатолий Смелян-ский. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. — 352 с.

а) Волков, Н. Д. Театральные вечера [Текст] / Н. Д. Волков; послесл. А. В. Солодовникова. — М.: Искусство, 1966. — 478 с.: ил.: портр.

б) Волков, Н. Д. Театральные вечера / Н. Д. Волков. — М.: Искусство, 1966. — 478 с.

а) Бочаров, И. Н. Кипренский [Текст] / Иван Бочаров, Юлия Глушакова. — 2-е изд., знач. доп. — М.: Молодая гвардия, 2001. — 390 с., [24] л. ил. — (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: сер. биогр.: осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким; вып. 1009 (809)). — Библиогр.: с. 385–389.

б) Бочаров, И. Н. Кипренский / Иван Бочаров, Юлия Глушакова. — 2-е изд., знач. доп. — М.: Молодая гвардия, 2001. — 390 с. — (Жизнь замечательных людей).

Описание под заголовком

а) Бернандт, Г. Б. Советские композиторы и музыковеды [Текст]: cправочник: в 3 т. / Г. Б. Бернандт, И. М. Ямпольский. — М.: Сов. композитор, 1978. — Т. 1. А–И. — 270 с.

б) Бернандт, Г. Б. Советские композиторы и музыковеды: в 3 т. / Г. Б. Бернандт, И. М. Ямпольский. — М.: Сов. композитор, 1978. — Т. 1. — 270 с.

Описание под заглавием

а) История русского драматического театра [Текст]: в 7 т. / редкол.: Ю. А. Дмитриев [и др.]; Ин-т истории искусств. — М.: Искусство, 1977. — Т. 1. От истоков до конца XVIII века / автор тома В. Н. Всеволодский-Гернгросс. — 485 с.

б) История русского драматического театра: в 7 т. / редкол.: Ю. А. Дмитриев [и др.]. — М.: Искусство, 1977. — Т. 1. — 485 с.

б) Том имеет частное название

Описание под заголовком

а) Станиславский, К. С. Собрание сочинений [Текст]: в 8 т. / К. С. Станиславский; редкол.: М. Н. Кедров (гл. ред.) [и др.] — М.: Искусство, 1954. — Т. 1. Моя жизнь в искусстве / ред. Н. Д. Волков; подгот. текста и примеч. Н. Д. Волкова, В. Р. Канатчиковой. — 515 с.: ил.: портр.

вариант:

Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве [Текст] / К. С. Станис-лавский; ред. Н. Д. Волков; подгот. текста и примеч. Н. Д. Волкова, В. Р. Канатчиковой. — М.: Искусство, 1954. — 515 с.: ил.: портр. — (Собр. соч.: в 8 т.; т. 1).

б) Станиславский, К. С. Собрание сочинений: в 8 т. / К. С. Станиславский. — М.: Искусство, 1954. — Т. 1. — 515 с.

вариант:

Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. — М.: Искусство, 1954. — 515 с. (Собр. соч.: в 8 т.; т. 1).

Описание под заглавием

а) Федор Иванович Шаляпин [Текст]: в 3 т. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Искусство, 1977. — Т. 2. Воспоминания о Шаляпине / ред.-сост. и авт. коммент. Е. А. Грошева. — 600 с.: ил.: портр.

вариант:

Воспоминания о Шаляпине [Текст] / ред.-сост. и авт. коммент. Е. А. Грошева. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Искусство, 1977. — 600 с.: ил.: портр. — (Федор Иванович Шаляпин: в 3 т.; т. 2).

б) Федор Иванович Шаляпин: в 3 т. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Искусство, 1977. — Т. 2. — 600 с.

вариант:

Воспоминания о Шаляпине. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Искусство, 1977. — 600 с. — (Федор Иванович Шаляпин: в 3 т.; т. 2).

 

Описание статьи из книги

Е) Доклад, речь

Текст опубликован полностью[65]

б) Михалков, С. В. Задачи партии — задачи литературы: докл. председателя правления СП РСФСР С. В. Михалкова[66] [на VI съезде писателей РСФСР, 11 дек. 1985 г.] // Лит. газ. — 1985. — 18 дек. — С. 1–3.

Ж) Беседа

б) Таиров, А. Я. Камерный театр: беседа с руководителем театра А. Я. Таировым / записал С. С. Игнатов // Правда. — 1923. — 7 окт.

варианты:

Игнатов, С. С. Камерный театр: беседа с руководителем театра А. Я. Таировым // Правда. — 1923. — 7 окт.

Камерный театр: беседа с руководителем театра А. Я. Таировым / записал С. С. Игнатов // Правда. — 1923. — 7 окт.

К) Рецензия на книгу

Схема описания

Заголовок. Основное заглавие главы (раздела и т. п.): сведения, относящиеся к заглавию / первые сведения об ответственности // Библиографическое описание произведения, частью которого является глава. — Обозначение [69] и порядковый номер [70] главы. — Страницы, на которых напечатана глава. — Примечания.

а) Глава книги

б) Берков, П. Н. Комедии Сумарокова 1750-х годов // Берков, П. Н. История русской комедии XVIII в. / П. Н. Берков. — Л.: Наука, 1977. — Гл. 2. — С. 24–42.

б) Бегунов, Ю. К. Ранняя русская драматургия: (конец XVII — первая половина XVIII в.) // История русской драматургии: XVII — первая половина XVIII века / редкол.: Ю. К. Герасимов, Л. М. Лотман (отв. ред.), Ф. Я. Прийма. — Л.: Наука, 1982. — Гл. 1. — С. 28–57.

б) Раздел книги

б) Дикий ставит «Блоху» // Дикий, А. Д. Избранное. — М.: ВТО, 1976. — С. 324–405.

В. Расположение материалов в списке литературы (источников)

 

1. Алфавитный список [71]

а) Список, составленный в строго алфавитном порядке

1. Бескин, Э. М. «Федра» // Театр. Москва. — 1922. — № 27. — 14–19 февр. — С. 13–14.

2. Блюм, В. И. «Федра» в Камерном // Известия ВЦИК. — 1922. — 12 февр. — После текста псевд.: Садко.

3. Буасси, Г. «Федра» в Камерном театре // Театр и музыка. — 1923. — № 35. — 9 окт. — С. 1107–1108.

4. Головашенко, Ю. А. Режиссерское искусство Таирова / Ю. А. Головашенко. — М.: Искусство, 1970. — С. 75–77.

5. Долинов, М. Е. Между Сциллой и Харибдой // Экран. — 1922. — № 21. — 14–21 февр. — С. 5.

6. Игнатов, С. С. «Федра» в Московском Камерном театре / С. С. Игнатов. — М.: изд. автора, 1925. — 28 с.

7. Коонен, А. Г. Страницы жизни / А. Г. Коонен. — М.: Искусство, 1975. — С. 270–276.

8. Луначарский, А. В. «Федра» // Известия ВЦИК. — 1922. — 11 февр.

То же // Луначарский, А. В. Собр. соч.: в 8 т. / А. В. Луначарский. — М.: Худож. лит., 1964. — Т. 3. — С. 108–111. — Загл.: «Федра» в Камерном театре[72].

9. Мокульский, С. С. «Федра» в Камерном театре // Жизнь искусства. — 1924. — № 20. — 18 мая. — С. 12–13.

10. Нильсен. Диспут о «Федре» // Экран. — 1922. — № 22. — 21–28 февр. — С. 15.

11. Старк, Э. А. Московские впечатления // Вестн. театра и искусства. — 1922. — 14 марта.

12. Таиров, А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма / А. Я. Таиров. — М.: ВТО, 1970. — С. 439–450.

б) Список, составленный с применением рубрик

Книги

1. Головашенко, Ю. А. Режиссерское искусство Таирова / Ю. А. Головашенко. — М.: Искусство, 1970. — С. 75–77.

2. Игнатов, С. С. «Федра» в Московском Камерном театре / С. С. Игнатов. — М.: изд. автора, 1925. — 28 с.

3. Коонен, А. Г. Страницы жизни / А. Г. Коонен. — М.: Искусство, 1975. — С. 270–276.

4. Таиров, А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма / А. Я. Таиров. — М.: ВТО, 1970. — С. 439–450.

 

Журналы

5. Бескин, Э. М. «Федра» // Театр. Москва. — 1922. — № 27. — 14–19 февр. — С. 13–14.

6. Буасси, Г. «Федра» в Камерном театре // Театр и музыка. — 1923. — № 35. — 9 окт. — С. 1107–1108.

7. Долинов, М. Е. Между Сциллой и Харибдой // Экран. — 1922. — № 21. — 14–21 февр. — С. 5.

8. Мокульский, С. С. «Федра» в Камерной театре // Жизнь искусства. — 1924. — № 20. — 18 мая. — С. 12–13.

9. Нильсен. Диспут о «Федре» // Экран. — 1922. — № 22. — 21–28 февр. — С. 15.

 

Газеты

10. Блюм, В. И. «Федра» в Камерном // Известия ВЦИК. — 1922. — 12 февр. — После текста псевд.: Садко.

11. Луначарский, А. В. «Федра» // Известия ВЦИК. — 1922.

То же // Луначарский, А. В. Собр. соч.: в 8 т. / А. В. Луначарский. — М.: Худож. лит., 1964. — Т. 3. — С. 108–111. — Загл.: «Федра» в Камерном театре.

12. Старк, Э. А. Московские впечатления // Вестн. театра и искусства. — 1922. — 14 марта.

2. Хронологический список [73]

а) Список, составленный в строго хронологической последовательности

1. Эфрос, Н. «На дне»: пьеса Максима Горького в постановке Московского Художественного театра / Николай Эфрос; под ред. А. М. Бродского; предисл. Вл. И. Немировича-Данченко. — М.: Госиздат, 1923. — 114 с.

2. Данилов, М. «На дне» // Бакинский рабочий. — 1925. — 20 мая.

3. К-ун, Б. «На дне» // Труд. — Баку, 1925. — 20 мая.

4. Владимиров, Л. «На дне» // Смена. — 1927. — 9 июня.

5. Мазинг, Б. «На дне» // Рабочий и театр. — 1927. — № 24. — 12 июня. — С. 6.

6. Алперс, Б. Вторая жизнь спектакля // Сов. искусство. — 1936. — 17 марта.

7. Березарк, И. Разоблачение утешительства // Звезда. — 1937. — № 6. — С. 159–170.

8. Качалов, В. Первый спектакль «На дне» // Известия. — 1937. — 30 дек.

9. Дурылин, С. Горький на сцене: сб. статей // Горький и театр. — М.; Л.: Искусство, 1938. — С. 220–301.

10. Дрейден, С. В зрительном зале — Владимир Ильич / С. Дрейден. — М.: Искусство, 1967. — С. 287–311.

11. Виноградская, И. Жизнь и творчество К. С. Станиславского: летопись: в 4 т. / И. Виноградская. — М.: ВТО, 1971. — Т. 1. 1863–1905. — 558 с.

б) Список, составленный с применением рубрик

Книги

1. Эфрос, Н. «На дне»: пьеса Максима Горького в постановке Московского Художественного театра / Николай Эфрос; под ред. А. М. Бродского; предисл. В. И. Немировича-Данченко. — М.: Госиздат, 1923. — 114 с.

2. Дурылин, С. Горький на сцене // Горький и театр: сб. статей. — М.; Л.: Искусство, 1938. — С. 220–301.

3. Дрейден, С. В зрительном зале — Владимир Ильич / С. Дрейден. — М.: Искусство, 1967. — С. 287–311.

4. Виноградская, И. Жизнь и творчество К. С. Станиславского: летопись: в 4 т. / И. Виноградская. — М.: ВТО, 1971. — Т. 1. 1863–1905. — 558 с.

Режиссура 1920-х годов

1. В поисках реалистической образности: проблемы советской режиссуры 20–30-х годов. — М.: Наука, 1981. — 374 с.

2. История советского драматического театра: в 6 т. — М.: Наука, 1966. — Т. 2. 1921–1925. — 474 с.; 1967. — Т. 3. 1926–1932. — 613 с.

3. Строева, М. Н. Режиссерские искания Станиславского, 1917–1938 / М. Н. Строева. — М.: Наука, 1977. — 415 с.

Режиссура В. Э. Мейерхольда

4. Встречи с Мейерхольдом: сб. воспоминаний. — М.: ВТО, 1967. — 622 с.

5. Мейерхольд, В. Э. Статьи, письма, ре<


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.