Психолого-педагогический модуль. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Психолого-педагогический модуль.

2017-08-11 289
Психолого-педагогический модуль. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи:

· повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми с ОВЗ;

· повышение психолого-педагогической компетентности родителей или лиц заменяющих с целью создания оптимальных условий для подготовки ребенка с ОВЗ к школе;

· формирование у родителей детей-инвалидов представления об особенностях развития и становления личности, этапах социализации ребенка с ОВЗ в обществе;

· создание оптимальных условий для работы с родителями по обучению их навыкам развития познавательных процессов ребенка с ОВЗ в семье через повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

· работа с родителями-тьюторами по формированию адекватных родительских установок, направленных на развитие детей раннего возраста, путем активного вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс.

· создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и овладение им навыками письма в семье через повышение психолого-педагогической компетентности родителей или лиц их замещающих;

· формирование у родителей представления о познавательном развитии ребенка в онтогенезе, методах и приемах формирования и развития мелкой моторики и координации движений руки;

· создание оптимальных условий для формирования элементарных математических представлений, формирования первичных коммуникативных навыков у ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье через повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

· обучение методам и приемам формирования элементарных математических представлений, необходимых для подготовки детей с ограниченными возможностями к обучению в школе, самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум;

· обучение родителей технологиям коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание:

1. Особенности взаимоотношений и коммуникации детей и родителей.

2. Особенности развития и социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3. Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.

4. Раннее развитие ребенка.

5. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению.

6. Работа с родителями по обучению навыкам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

7.Формирование и развитие графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

№ п\п Тема Содержание Форма Количество часов
  Раздел 1. Особенности взаимоотношений и коммуникации детей и родителей 6 часов
1.1. Актуальность вопроса родительской компетентности   Роль семьи в воспитании и развитии ребенка. Значение понятия «родительская компетентность» Упражнения: 1.Имя прилагательное. 2. Инвентаризация проблем. 3.Идеальный родитель и ребенок. 4.Домашнее задание. 5. Шеринг Мини-лекция с элементами тренинга   1 час
1.2. Влияние психологического климата в семье на ребенка Понятие «психологический климат». Типы психологического климата. Формирование благоприятного психологического климата. Упражнения: 1. Анкетирование родителей на тему «Психологический климат в семье». 2. Игры «Искра», «Карандашик», «Погружение в детство», «Зато он». 6.Домашнее задание. 7. Шеринг. Мини-лекция с элементами тренинга   2 часа
1.3. Что и как мы говорим нашим детям Особенности общения родителей с детьми. Эффективные способы взаимодействия с ребенком.   Мини-лекция с элементами тренинга .   1 час
1.4. Формирование самооценки ребенка Самооценка и её роль в развитии ребенка. Роль семьи в формировании положительной самооценки ребенка. Упражнения: 1.Ассоциация на слово «самооценка». 2.Принятие. 3. «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу». 4.Шеринг.   Мини-лекция с элементами тренинга   1 час
1.5. Воспитание детей: три простых психологических приёма для родителей.   Психологические особенности конструктивного общения. Упражнения: 1. «Я хороший родитель, потому что…» 2.Чемодан. 3.Анкетирование. 4.Прощание разными способами. Мини-лекция с элементами тренинга 1. «Я хороший родитель, потому что…» 2.Чемодан. 3.Анкетирование. 4.Прощание разными способами. 1 час
  Раздел 2. Особенности развития и социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  Теоретический блок 10 часов
2.1. Типы темперамента. Ознакомление родителей с типами темперамента, оказание родителям помощи в выборе стратегии взаимодействия с детьми разного типа темперамента. Мини-лекция 1 час
2.2. Уверенное и неуверенное поведение. Расширение представления родителей об уверенном и неуверенном поведении, формирование позитивного отношения к проблеме неуверенность. Мини-лекция 1 час
2.3. Типы поведения и личностные особенности. Ознакомление родителей с личностными особенностями детей, отработка приемов взаимодействия с детьми с разными типами поведения. Круглый стол   1 час
2.4. Характер. Ознакомление родителей с типами характера, этапами становления и формирования характера. Мини-лекция 1 час
2.5. Самооценка личности. Знакомство родителей с видами самооценки и её влияние на социализацию ребенка-инвалида. Мини-лекция 1 час
2.6. Взаимоотноше-ние детей с взрослыми. Ознакомление родителей с особенностями взаимоотношения детей с взрослыми, рассмотрение вопросов формирования позитивного отношение к проблеме ребенка. Мини-лекция 1 час
2.7. Взаимоотноше-ния со сверстниками Знакомство родителей с особенностями взаимоотношения детей с ограниченными возможностями со сверстниками, рассмотрение проблем связанных с возрастными кризисами. Мини-лекция 1 час
2.8. «Я-позиции». Ознакомление родителей с этапами становления личности ребенка с ограниченными возможностями, с основными составляющими «Я-позиции»: когнитивной оценочной и поведенческой. Мини-лекция 1 час
2.9. Профессиональ-ное самоопределение. Знакомство родителей с профессиональным самоопределением детей с ограниченными возможностями. Ознакомление родителей с тестами по определению интересов, склонностей, предпочтений ребенка в выборе профессии.   Мини-лекция 1 час
2.10. Позиция «Я и общество». Ознакомление родителей с особенностями формирования у детей с ограниченными возможностями позиции «Я и общество». Факторы, обусловливающие положение ребёнка-инвалида в обществе.   Мини-лекция 1 час
  Практический блок 10 часов
2.11. Типы темперамента. Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми разного типа темперамента. Тренинг. Тест на определение типа темперамента. 1 час
2.12. Уверенное и неуверенное поведение. Игровые приемы и упражнения по формированию уверенности у детей. Практическое занятие 1 час
2.13. Типы поведения и личностные особенности. Игры и упражнения, направленные на взаимодействие с детьми с разными типами поведения и личностными особенностями. Практическое занятие 1 час
2.14. Характер. Практические упражнения по взаимодействию с детьми с разным типом характера. Тренинг 1 час
2.15. Самооценка личности. Методика «Лесенка». Техники и упражнения по формированию у детей адекватной самооценки. Практическое занятие 1 час
2.16. Взаимоотноше-ния детей с взрослыми. Ролевые игры, направленные на взаимодействие взрослых с детьми. Практическое занятие 1 час
2.17. Взаимоотноше-ния детей со сверстниками Анализ проблем во взаимоотношениях детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками. Решение психологических задач. Занятие-практикум 1 час
2.18. Формирование «Я-позиции» у детей с ограниченными возможностями здоровья Отработка приемов и способов формирования у детей «Я-позиции». Занятие-практикум 1 час
2.19. Профессиональ­ное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья Заочная экскурсия по учебным заведения для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием Интернет-ресурсов. Знакомство с игрой «В мире профессий». Занятие-практикум   1 час
2.20. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в общество Рассмотрение путей социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Занятие-практикум 1 час
  Раздел 3. Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями
  Теоретический блок 5 часов
3.1.   Особенности развития познавательных процессов Особенности развития восприятия детей дошкольного возраста Мини-лекция   1 час
Особенности развития внимания детей дошкольного возраста Мини-лекция 1 час
Особенности развития памяти детей дошкольного возраста Мини-лекция   1 час
Особенности развития мышления детей дошкольного возраста Мини-лекция 1 час
Особенности развития воображения детей дошкольного возраста Мини-лекция   1 час
  Практический блок 5 часов
3.2. Развитие восприятия детей дошкольного возраста 1.Игра «Собери капельки в стакан». 2.Игра «Спрятались от дождика». 3.Игра «Девочка и корзинка». 4.Игра «На что похожа эта фигура». 5.Игра «Помоги рыбкам». 6.Игра «Я - волшебник». Занятие-практикум 1 час
3.3. Развитие внимания детей дошкольного возраста 1.Игра «Асимметричная гимнастика». 2.Игра «Четыре стихии». 3.Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания. 4.Упражнение "Выполни по образцу". 5.Упражнение «Ладошки». Занятие-практикум   1 час
3.4. Развитие памяти детей дошкольного возраста 1. Игра «Чего не стало?» 2.Игра «Узнай предмет». 3. Игра "Кто знает больше". 4.Игра «Кукловоды». Занятие-практикум 1 час
3.5. Развитие мышления детей дошкольного возраста 1.Игра «Что лишнее?» 2.Игра «Опиши и угадай предмет». 3. Игра «Дай оценку предметам». 4.Игра «Времена года». Занятие-практикум   1 час
3.6. Развитие воображения детей дошкольного возраста 1.Игра «Волшебные кляксы». 2.Упражнение «Незаконченные фигуры». 3.Упражнение «Завершение рассказа». 4.Упражнение «Составление рассказа с использованием отдельных слов». Занятие-практикум 1 час
  Раздел 4. Раннее развитие ребенка
  Теоретический блок 6 часов
4.1.   Особенности развития ребенка от рождения до года   Изучение родителями-тьюторами информации о необходимости специальных занятий, о создании специальных условий, в которых ребенок раннего возраста сможет успешно развиваться Мини-лекция 1 час
Знакомство родителей-тьюторов с особенностями развития сенсорно-перцептивных процессов у детей от рождения до года Мини-лекция 1 час
4.2. Особенности развития ребенка от года до двух лет   Знакомство родителей-тьюторов с особенностями развития восприятия ребенка от года до двух лет Мини-лекция 1 час
Знакомство родителей-тьюторов с особенностями развития сенсорно-перцептивных процессов у детей от года до двух лет Мини-лекция 1 час
4.3.   Особенности развития ребенка от двух до трех   Знакомство родителей-тьюторов с особенностями развития восприятия, памяти, воображения и мышления у детей в возрасте от двух до трех лет Мини-лекция 1 час
Знакомство родителей-тьюторов с особенностями развития сенсорных процессов у детей от двух до трех лет Мини-лекция 1 час
  Практический блок 3 часа
4.4. Организация развивающей, благоприятной для развития сенсорных способностей, среды. Овладение родителями-тьюторами навыками и умениями для развития сенсорных способностей ребенка от рождения до года.   Практическое занятие 1 час
4.5. Занятия для детей от года до двух лет по развитию сенсорных способностей Овладение родителями-тьюторами навыками и умениями для сенсорного развития ребенка от года до двух лет (цвет, форма, величина)   Практическое занятие 1 час
4.6. Занятия для детей от двух до трех лет по развитию сенсорных способностей Овладение родителями-тьюторами навыками и умениями для развития восприятия, памяти, воображения и мышления у детей в возрасте от двух до трех лет Практическое занятие 1 час
  Раздел 5. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению
  Теоретический блок часов
5.1. Психологическая готовность детей к школе. Понятие «психологическая готовность». Мини-лекция 1 час
Особенности мотивационной готовности детей к обучению в школе с ограниченными возможностями. Мини-лекция 1 час
Особенности личностной готовности детей к обучению в школе детей с ограниченными возможностями. Мини-лекция 1 час
Особенности умственной готовности детей к обучению в школе детей с ограниченными возможностями. Мини-лекция 1 час
5.2. Методы и способы подготовки детей к школьному обучению Способы и приемы формирования мышления у детей с особенностями развития. Мини-лекция 1 час
Изучение особенностей формирования восприятия у детей с ограниченными возможностями. Мини-лекция 1 час
Способы и приемы развития памяти у детей с ограниченными возможностями. Мини-лекция 1 час
Методы формирования внимания у детей с отклонениями в развитии. Мини-лекция 1 час
Изучение особенностей формирования воображения у детей с ограниченными возможностями. Мини-лекция 1 час
Особенности эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе с ограниченными возможностями. Мини-лекция 1 час
5.3. Особенности физической готовности детей к обучению в школе с ограниченными возможностями. Особенности состояния здоровья, общее физическое развитие, физическая работоспособность, развитие двигательных навыков и качеств, работа мелкой моторики, особенно тонкой моторной координации. Мини-лекция 1 час
  Практический блок 10 часов
5.4. Оценка общей психологической готовности ребенка к обучению в школе Формирование навыков учебной деятельности, стимулирование желания учиться в школе. Практическое занятие 1 час
Формирование новой социальной позиции, самооценки, навыков об­щения со сверстниками и взрослыми. Практическое занятие 1 час
5.5. Способы и методы развития психических функций и видов познавательной деятельности у детей с ОВЗ Способы и методы развития мышления у детей с отклонениями в развитии. Практическое занятие 1 час
Способы и методы развития восприятия у детей с отклонениями в развитии. Практическое занятие 1 час
Способы и методы развития памяти (зрительной, слуховой, тактильной и двигательной) у детей с отклонениями в развитии. Практическое занятие 1 час
Способы и методы развития произвольного внимания у детей с отклонениями в развитии. Практическое занятие 1 час
Способы и методы развития воображения у детей с отклонениями в развитии. Практическое занятие 1 час
5.6. Формирование навыков при подготовке к школе детей с ОВЗ Формирование произвольности самоконтроля при выполнении работы у детей с отклонениями в развитии. Практическое занятие 1 час
Развитие мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени. Практическое занятие 2 часа
  Раздел 6. Работа с родителями по обучению навыкам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  Теоретический блок 6 часов
6.1. Основные требования к знаниям и умениям дошкольников) 1.Необходимые требования к знаниям детей по ЭМП. 2.Необходимые требования к умениям детей по ЭМП Мини-лекция   1 час
6.2. Особенности формирования элементарных математических представлений у ребенка с ограниченными возможностями Изучение родителями-тьюторами информации: - о необходимости проведения занятий по развитию у детей ЭМП; -о создании специальных условий, в которых ребенок с ограниченными возможностями сможет успешно развиваться и получить необходимые знания по подготовке к школе.   Мини-лекция 1 час
6.3. Знакомство с формами и методами обучения детей с ОВЗ счету   -Счет предметов в прямом порядке (до пяти), -счет предметов в обратном порядке (от пяти до одного). - Количественные и порядковые числительные. -Место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. - Понятия «следующее и предыдущее число». Мини-лекция 2 часа
6.4. Знакомство детей с цифрами   1.Цифры (1,2,3,4,5). 2. Использование тактильных цифр. 3.Шрифт цифр.   Мини-лекция 1 час
6.5. Обучение детей соотнесению числа, цифр с количеством 1.Соответствие количества, числительного, цифры. 2.Сравнение чисел. 3.Установление отношения больше, меньше, равно. Мини-лекция   1 час
  Практический блок 6 часов
6.6. Обучение детей с ОВЗ счету в пределах 5 Выполнение заданий по обучению детей с ОВЗ счету в пределах 5:
  1. Пересчет предметов на картинке (муляжей);
  2. Счет на слух;
  3. Счет по осязанию («Волшебный мешочек)
Практическое занятие 1 час
6.7. Знакомство детей с цифрами (1,2,3,4.5) Выполнение заданий по знакомству детей с цифрами:
  1. Выполнение заданий в рабочей тетради;
  2. Работа с трафаретами;
  3. Рисование цифр с использованием круп.
  4. Рамки - вкладыши.
Практическое занятие 1 час
6.8. Обучение детей с ОВЗ соотнесению числа, цифры с количеством Выполнение заданий по соотнесению числа, цифры с количеством:
  1. Выполнение заданий в рабочей тетради;
  2. Выполнение заданий с использованием пособий «Монтессори»
Практическое занятие 1 час
6.9. Использование игр для формирования элементарных математических представлений Овладение родителями-тьюторами навыками и умениями проведения дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ.   Практическое занятие   2 часа
  Раздел 7. Формирование и развитие графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
  Теоретический блок 2 часа
         
7.1. Особенности формирования и развития у детей с ограниченными возможностями здоровья графических навыков и умений. -Знакомство родителей-тьюторов с тремя основными этапами в формировании графического навыка письма. Характеристика типичных нарушений графических навыков у детей с ОВЗ. - Знакомство родителей-тьюторов с методиками, определяющими уровень развития тонкокоординированных движений и уровень развития зрительно-двигательных координаций. Мини-лекция 1 час
7.2. Приемы и методы формирования и развития мелкой моторики и координации движений руки. Изучение родителями-тьюторами: -значение развития мелкой моторики; -последовательность развития мелкой моторики и координации движений рук; -подготовка руки ребёнка к занятиям по письму (упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами), упражнения для развития мелкой моторики, гимнастика для пальцев) Мини-лекция 1 час
  Практический блок 10 часов
7.3. Обучение элементарным графическим навыкам Основные методы и приемы обучения элементарным графическим навыкам, формирования навыка держать правильно карандаш, ручку в процессе письма; развитие умения проводить прямые линии в вертикальном и горизонтальном направлении по показу, опорным точкам, формирование пространственных представлений. Знакомство с тетрадкой в клетку, рабочей строкой, клеткой. Задания: 1. Обводка линий (дорожек, заборчиков) разной конфигурации по показу. 2.Рисование дорожек, заборчиков разной конфигурации по опорным точкам с использованием образца. 3.Рисование по опорным точкам геометрических фигур с основой на образец 4. Рисование по опорным точкам фигур разных предметов (елки с помощью треугольников, домик, солнца, мяч..)   Практическое занятие 2 часа
7.4. Формирование умения работать с трафаретом   Практическая отработка с родителями-тьюторами методов и приемов формирования умения работать с трафаретом, умения обводить и раскрашивать фигуру в трафарете. Знакомство со штриховками. Задания: 1. Обводка геометрических фигур по трафарету. 2. Обводка геометрических фигур по трафарету и штриховка их по образцу. 3.Обводка и раскраска геометрических фигур по трафарету. 4.Обводка и раскраска фигур разных предметов с элементами штриховки.   Практическое занятие 2 часа
7.5. Обучение произвольному управлению графическими движениями. Обучение родителей-тьюторов способам и методам произвольного управления графическими движениями. Задания: 1.Обводка по трафарету геометрических фигур, а их раскраска без трафарета. 2. Обводка с помощью трафарета по показу предметов из «геометрических фигур»: елки, дома, солнца, мяча и т.д.), а их раскраска без трафарета. 3.Обводка с помощью трафарета неопределенных фигур разной величины, фигур животных, а их раскраска без трафарета.   Практическое занятие 2 часа
7.6. Обучение рисованию объектов с натуры. Обучение родителей-тьюторов способам и приемам рисования объектов с натуры. Задания: 1. Рисование «дорожки, заборчиков», предварительно построенных ребенком из палочек, кирпичиков разного цвета по образцу. 2. Рисование геометрических фигур, предварительно построенных из палочек одинаковой величины по образцу. 3.Рисование «домиков», предварительно сложенных из геометрических фигур по образцу. 4.Рисование предметов предварительно сконструированных из блоков разной величины по образцу.   Практическое занятие 2 часа
7.7 Поэлементное обучение письму Знакомство родителей-тьюторов с приемами поэлементного письма: - соединение точек; - написание наклонных; - рисование наклонных с закруглением внизу по заданным точкам и самостоятельно; - рисование наклонных с закруглением вверху по заданным точкам и самостоятельно; - рисование овалов по заданным точкам и самостоятельно; - чередование заданных элементов; - соединение элементов вместе без отрыва ручки от листа. Практическое занятие 2 часа
           

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.