Формирования психолого-педагогической компетентности родителей в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Формирования психолого-педагогической компетентности родителей в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях

2017-08-11 253
Формирования психолого-педагогической компетентности родителей в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

Формирования психолого-педагогической компетентности родителей в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях

«Мы – вместе!»

 

 

 

Белгород 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате освоения программы слушатель должен демонстрировать следующие результаты:

1) знания:

представление о личности, особенностях развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья; знание способов и приемов адаптации ребенка-инвалида в социальной среде;

знание закономерностей и особенностей развития речи ребенка с нарушениями ОДА, характеристики детей со стертой дизартрией, направлений коррекционно-педагогической деятельности, системы логопедических занятий;

представление о закономерностях и особенностях познавательного развития (математические представления) ребенка с ограниченными возможностями здоровья; направлениях коррекционно-педагогической деятельности по формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья элементарных математических представлений;

знание форм, методов и приемов формирования и развития мелкой моторики и координации движений руки;

представление о формах, методах и приемах формирования навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями, необходимые для их полной адаптации и интеграции в общество;

знание форм, методов и приемов развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на занятиях изобразительного творчества;

представление об основах формирования маршрута индивидуального сопровождения развития ребёнка, направленного на преодоление проблем, связанных с двигательной функцией организма;

представление о повышении реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития;

2) умения:

Умение создавать наиболее эффективные условия интеллектуального развития, формирования социальных компетенций, развития познавательных процессов, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями;

применение форм, методов и приемов развития и обучения детей с ограниченными возможностями, необходимых для подготовки детей к обучению в школе и интеграции в общество;

использование форм, методов и приемов работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями;

применение психолого-педагогических методик и приемов развития детей раннего возраста;

владение приемами логопедического массажа, умение использовать дыхательные упражнения, проводить артикуляционную гимнастику с ребенком, применять пальчиковые упражнения, использовать голосовые упражнения, проводить упражнения для развития просодических компонентов речи (темпа, ритма, интонации);проводить игры и упражнения для развития физического и фонематического слуха; использовать игры и упражнения для развития физического и речевого дыхания; применять игры и упражнения для формирования и развития пассивного и активного словарного запаса; владеть комплексом игр и упражнений для развития артикуляторной и мимической мускулатуры;

умение формировать у детей с ограниченными возможностями элементарные математические представления, использовать методы и приемы для развития элементарных математических представлений;

умение создавать наиболее эффективные условия для развития положительной динамики мелкой моторики, которые необходимы для успешной адаптации детей-инвалидов;

применение различных видов изобразительной деятельности (рисование, аппликация, мозаика, нетрадиционные способы) для положительной динамики мелкой моторики рук;

применение методов и приемов, упражнений физиотерапии и лечебной физкультуры с целью домашней реабилитации детей с ОВЗ.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа включает в себя несколько направлений работы с родителями, реализуемых в следующих модулях: психолого-педагогическом, коммуникативно-речевом, эрготерапевтическом, модуле «Лечебная физкультура».

Эрготерапевтический модуль.

Задачи:

· работа с родителями-тьюторами по обучению их методам и приемам формирования социально-бытовых умений и навыков, необходимых для подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум;

· способствовать обучению родителей-тьюторов принципам создания оптимальных условий для развития навыков самообслуживания детей с ОВЗ в семье;

· работа с родителями-тьюторами по обучению их методам и приемам формирования мелкой моторики рук детей с ОВЗ, необходимых для успешной адаптации в социум;

· содействие обучению родителей-тьюторов принципам создания оптимальных условий развивающей среды, для развития мелкой моторики рук у ребенка с ОВЗ.

Содержание:

1. Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями.

2. Работа с родителями по обучению их навыкам развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ на занятиях изобразительного творчества.

 

№ п\п Тема Содержание Форма Количество часов
  Раздел 1.Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями
  Теоретический блок 5 часов
1.1.   Формирование навыков самостоятельного приема пищи у детей с ограниченными возможностями. 1. Особенности формирования у детей с ограниченными возможностями навыков самостоятельного приема пищи. 2. Приемы и методы формирования навыков самостоятельного приема пищи у детей с ограниченными возможностями.   Мини-лекция     1 час  
1.2. Обучение гигиеническим навыкам детей с отклонениями в развитии. 1. Особенности формирования у детей с ограниченными возможностями навыков самостоятельного приема пищи. 2. Приемы и методы формирования навыков самостоятельного приема пищи у детей с ограниченными возможностями.   Мини-лекция     1 час  
1.3. Формирование навыков одевания и раздевания у детей с отклонениями в развитии.   1. Изучение особенностей формирования навыков одевания и раздевания у детей с ограниченными возможностями. 2. Формы и методы формирования навыков одевания и раздевания у отклонениями в развитии.     Мини-лекция   1 час
1.4. Развитие умений и навыков оказания посильной помощи в семье у детей с ограниченными возможностями. 1. Особенности обучения ребенка с ограниченными возможностями умениям и навыкам оказания помощи в семье. 2. Формы и методы формирования умений и навыков оказания помощи в семье у ребенка с особенностями развития.     Мини-лекция   1 час
1.5. Формирование элементарных навыков приготовления пищи у детей с отклонениями в развития.   1. Специфика формирования элементарных навыков приготовления пищи у детей с отклонениями в развития. 2. Способы и приемы формирования элементарных навыков приготовления пищи у детей с ограниченными возможностями.   Мини-лекция   1 час
  Практический блок 5 часов
1.6. Приемы и методы формирования навыков самостоятельного приема пищи у детей с ограниченными возможностями. 1.Знакомство с приборами, необходимыми для приема пищи (в зависимости от ведущей руки – со специализированной ложкой для левой руки или для правой руки). 2.Отработка навыка удержания ложки в руке(упражнение «Держим ложку»). 3.Отработка схемы «глаза-рука»(упражнение «Варим кашу», упражнение «Кормим животных»). 4.Отработка схемы «рука-рот» (упражнение «Кушаю сам ложкой» (йогурт или фруктовое пюре)). 5.Релаксация. Практическое занятие 1 часа
1.7. Способы и приемы формирования гигиенических навыков у детей с особенностями развития. 1. Знакомство с понятием «гигиенические навыки». 2. Отработка навыка умывания, навыка чистить зубы и причесываться на кукле. 3.Отработка данных навыков с переносом на ребенка. 4. Релаксация.   Практическое занятие 1 час
1.8. Способы и методы формирования навыков одевания и раздевания у детей с отклонениями в развитии. 1. Ознакомление с понятиями «одежда», «обувь», «головной убор». 2. Разъяснение связи между одеждой и временами года. 3. Знакомство с различными видами застежек на одежде. 4. Формирование навыка застегивания (расстегивания) различных видов застежек на одежде. 5. Релаксация.   Практическое занятие 1 час
1.9. Система работы по формированию умений и навыков оказания помощи в семье ребенком с особенностями развития. 1. Знакомство с отдельными видами помощи ребенка с ограниченными возможностями дома и ее необходимость (мытье посуды, застилание кровати, стирка,уход за комнатными растениями и т.д.). 2. Отработка навыка мытья посуды. 3. Отработка навыка застилание кровати. 4. Отработка навыка стирки носового платочка. 5. Отработка навыка ухода за комнатным растением. 6. Релаксация. Практическое занятие 1 час
1.10 Способы и приемы формирования элементарных навыков у детей с ограниченными возможностями по приготовлению пищи   1. Показать причины, по которым необходимо формирование у детей с ограниченными возможностями элементарным навыкам приготовления пищи. 2. Знакомство с правилами безопасности при работе с острыми (режущими), горячими предметами, электроприборами. 3.Знакомство с алгоритмом приготовления простого блюда.   Практическое занятие 1 час
  Раздел 2. Работа с родителями по обучению их навыкам развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ на занятиях изобразительного творчества
  Теоретический блок 8 часов
2.1. Особенности развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.   1. Изучение особенностей развития и специфики обследования мелкой моторики у детей с ОВЗ. 2. Создание мотивационной основы деятельности, благоприятной среды развития ребенка: - время и место занятий, - оборудование и материалы для занятий, - режим дня.   Мини-лекция   1 час
2.2. Способы, методы и приемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на занятиях изобразительного творчества. 1.Проведение массажа кисти и пальцев рук. 2.Пальчиковая гимнастика рук. 3.Фигуры для пальчиков с использованием стихов, потешек, песенок, народных сказок. Мини-лекция презентация 1 час
1.Художественное развитие ребенка. 2.Ознакомление с методами и приемами развития мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями: - словесный, - наглядно-действенный, - практический, - игровой. Мини-лекция презентация 1 час
1.Продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование. Мини-лекция презентация 1 час
2.3. Использование различных материалов для развития мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями. 1.Применение изобразительных материалов для развития мелкой моторики рук (бумага, салфетки, картон, ткань, краски, мелки, пластилин). Фактура материала. 2.Применение природного материала для развития мелкой моторики рук (вода, песок, глина, воск, шишки, семена, орехи, камешки и т.д.). Мини-лекция 1 час
2.4. Использование игр для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями. 1.Игры с ладошками. 2.Игры с персонажами пальчикового театра. 3. Игры с предметами подручного материала для развития мелкой моторики рук. Мини-лекция 1 час
2.5. Использование бумажной пластики как один из способов развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями. 1.Обрывная аппликация. 2.Предметная и комбинированная аппликация. 3.Тематическая аппликация. 4.Декупаж. 5.Папье-маше. 6.Оригами. 7.Квиллинг. Мини-лекция 1 час
2.6. Использование нетрадиционных способов изобразительного творчества как один из способов развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями. Ознакомление с нетрадиционными способами изобразительного творчества: 1.Рисование песком, крупами. 2.Рисование ладошками и пальчиками рук. 3.Рисование пластилином. 4.Тестопластика. 5.Барельеф.     Мини-лекция 1 час
  Практический блок 10 часов
2.7.   Специфика обследования состояния мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями.   1.Обучение родителей специфики обследования состояния мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями. 2.Проведение массажа, пальчиковой гимнастики рук. Практическое занятие 1 час
1.Обучение основным приемам и методам развития мелкой моторики рук у детей. Практическое занятие 1 час
2.8. Использование природного материала на занятиях. Применение природного материала, для развития мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями(шишки, орехи, скорлупа, семена, деревянные палочки, бруски, ракушки, камешки). Практическое занятие 1 час
2.9. Применение средств обеспечения для развития мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями. 1.Обучение приемам работы со средствами обеспечения (инструменты, шаблоны, лекала, трафареты), для развития мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями. 2.Соблюдение техники безопасности. Практическое занятие 1 час
2.10. Словесный и наглядно-действенный метод развития мелкой моторики. Практическое применение родителями словесного и наглядно-действенного метода развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями на занятиях изобразительного творчества (аппликация).   Практическое занятие 1 час
2.11. Игровой метод развития мелкой моторики. Практическое применение родителями игрового метода развития мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями на занятиях изобразительного творчества (сюжетная аппликация).   Практическое занятие 1 час
2.12. Бумажная пластика Обучение родителей приемам использования бумажной пластики, для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями (геометрическая аппликация). Практическое занятие 1 час
2.13. Использование мозаики Обучение родителей приемам использования мозаики для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями. Практическое занятие 1 час
2.14. Использование нетрадиционных техник изобразительного творчества Обучение родителей приемам использования нетрадиционных техник изобразительного творчества:- рисование пластилином, - тестопластика, - барельеф. Практическое занятие 1 час
Обучение приемам использования нетрадиционных техник изобразительного творчества: - рисование песком, крупами, - рисование ладошками и пальчиками рук, - рисование штампами. Практическое занятие 1 час
             

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Логопедический модуль

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей/Е.Ф.Архипова. – М.:АСТ: Астрель, 2008 – 255 с.

2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Комплексные занятия с детьми раннего возраста /2 – 3 года/ Санкт–Петербург, «Паритет», 2005.

3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить. Санкт–Петербург, «Паритет», 2005.

4. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. Ярославль, 2005.

5. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. Стимульный материал. М., 2007.

6. Датешидзе Т.А. Развивающие игры с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб.,2004.

7. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений/ Е.А.Дьякова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003 – 96 с.

8. Игнатьева С.А., Блинкова Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М., ВЛАДОС,2004.

9. Косинова Е.М. Уроки логопеда. М.;ЭКСМО, 2011.

10. Косинова Е.М. Игры для развития речи. – М.: Эксмо, 2006 – 192.

11. Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика: Практическое пособие/ Е.Н.Краузе. – СПб.: КОРОНА принт, 2004 –80 с.

12. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего возраста. М., 2005.

13. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ Т.А.Куликовская. – М.: Издательство “Гном и Д”, 2006 – 64 с.

14. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии/ З.А.Репина, В.И.Буйко. – Екатеринбург: Изд–во «ЛИТУР», 2001 – 208 с.

15. Уварова Т.Б. Наглядно–игровые средства в логопедической работе. М.,2009.

16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии/ М.Ф.Фомичева. – М.: Просвещение, 1989 – 239 с.

17. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! М., 2008.

Педагогический модуль

1. Баряева Л. Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б.Баряева. – СПб, 2003.

2. Колесникова Е.В. Математика для детей 4–5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.

3. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М., 1985

4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6–7 лет с ЗПР. – М., 2007.

5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010.

6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 4–5 лет. – М., 2008.

7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.

8. Черенкова Е.Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. – М., 2007.

9. Чумакова, И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Книга для педагога-дефектолога. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

10. Безруких М.М. «Как научить писать ребенка красиво»,М., 1995.

11. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003.

12. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – БГПИ., 1996.

13. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. – 1992.

14. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970.

15. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Эксмо, 2006.

16. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А., «Я учусь писать», Москва, 1994.

17. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, 1997.

Эрготерапевтический модуль

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для вузов / Л.И. Акатов.– М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Зак Г.Г. Внеклассные формы работы как дополнительное условие повышения самостоятельности при формировании социально–трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта, Екатеринбург, 2001.

3. Иванова Н.Н. Современные подходы к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья // Социально–гуманитарные знания.– 2003.– N 4.

4. Кислякова Ю.Н. Социально-бытовое воспитание детей с особенностями психофизического развития., Ю.Н. Кислякова,М. НИО, 2005.

5. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно–гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2002 №1.

6. Ковалец И.В. Социально-бытовая адаптация детей с ранним детским аутизмом. Мн.: 2000г.

7. Коноплева А.Н., М.Г. Еленский Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. Мн.: НИО. 2005.

8. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2001.

9. Маллер А.Р. Социально–трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей и подростков в специальных учреждениях. – М.: Педагогика, 2000.

10. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М.: Теревинф, 2006.

11. Шинкаренко Г. И. Развитие самостоятельности умственно отсталых школьников (на занятиях по формированию навыков самообслуживания). В сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях (по материалам Всесоюзных Педагогических чтений) / Под ред. Н. Г. Морозовой. – М.: 2001.

12. Шарохина Л.В. Коррекционно–развивающие занятия. – Москва, 2011.

13. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика. Москва, 2005.

14. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка – дошкольника, Москва, 2004.

15. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей.

16. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.

17. Информационно практический журнал «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения», №1/2010 (5), стр. 26–30.

18. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Комплект ступеньки к школе. Тренируем пальчики.

19. Гаврина С.Е. Развитие мелкой моторики руки. Тесты для детей дошкольного возраста.

20. Соколова Е.И. Играем, наклеиваем, развиваем моторику руки.

21. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.

22. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности.

23. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 3–5 лет.

Программа

формирования психолого-педагогической компетентности родителей в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях

«Мы – вместе!»

 

 

 

Белгород 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.