Основные теоретические положения. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основные теоретические положения.

2017-08-11 301
Основные теоретические положения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как самостоятельная наука клиническая психология возникает в конце 19 века, когда В.Вундт в 1879 г открыл первую экспериментальную лабораторию. До этого психические знания развивались внутри философии методом интроспекции. С применением экспериментальных методов к исследованием психики, психология становится объективной наукой. В 1896 Лайтнер Уитмер открывает первую в мире психологии и начал развивать направление, которое он назвал клинической психологией. Конечно современная клинич психология занимается более широким диапозоном психологических нарушений. В. М. Бехтеерев в 1895 г открывает в Казани 2-ю в мире и первую в России экспер лабор. Практически каждая клиника имела свою экспер лаб, где врачи и психологи выступали в одном лице. Исследовани. Э. Кречмер пишет первый учебник «Медицинская психология».. Объектом ее исследования явл-ся больной чел и его псих деятельность.

Клин псих - это область психологической науки, изучающая частные и общие закономерности нарушения и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития. С т.з. цели, задачи, спец значимости Клин псих - это область профессиональной деятельности психолога, направленная на охрану и укрепление здоровья населения.

Основоположником отечественной п/псих был физиолог, невропатолог, психиатр, В М.Бехтерев. В 1895 г он открывает первую экспер лаб в Казани. С.С.Корсакова. Бехтерев и Токарский - это начало патопсихологии, то Б.В.Зейгарник можно назвать ее продолжением и становлением. под руков К.Левина пишет диплом «Воспроизведение незавершенных и завершенных действий», где доказывает зависимость памяти от мотивационной сферы. «Эффект Зейгарник». В нач 30-х г приезжает в Москву, сотрудничает с Л.С.Выготским, который возглавлял лабор в клинике Корсакова и разрабатывал свою культурно-историческую теорию развития ВПФ. Зейгарник изучает псих деятельность при псих заболеваниях. С 1947 по 1967 гг возглавляет лабор патопсихологии в инстит психиатрии им. Ганушкина..

Нейропсихология возникла на стыке психологии, медицины (неврология, нейрохирургия) и физиологии. Изучает мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Очень активно разрабатывалась в США Канаде, Англии, Польше, Франции, Японии, Германии и в др. странах

Западе в 50-60-е г ХХв с опорой на неврологию. А отечественная нейропсихология изначально развивалась с опорой на психологию.

А.Р.Лурия (1902-1977гг). В развитии отечественной нейропсих выделяют выделяют несколько этапов: I этап - зарождение нейропсихологии -конец 20-х нач 30-х гг. Первые исследования были посвящены разработке принципа системного строения и системной мозговой организации ВПФ

II этап - довоенный (1934-1941гг). После смерти Выготского Лурия продолжает нейропсихологические исследования в Харькове. Создает нейропсихологическую концепцию мозговой организации речевых процессов (докторская диссертация).

III этап - время войны и послевоенные годы. Накоплен огромный опыт исследования больных с ЧМТ. На Урале создан восстановительный госпиталь. В 1947 г.

IV этп длился до 1977г. Изучаются особенности нейропсихологических синдромов при поражении различных областей мозга —лобных, премоторных, височных, теменных, теменно-затылочных. В 1973г он пишет учебник «Основы нейропсихологии».

. Современная нейропсих изучает функции правого полушария, мозговую организацию эмоциолнально-личностной сферы. Исследует возрастные особенности мозговой организации психических процессов.

Предмет и задачи псих аномального развития.

К середине 20-х г в мире сложилась псих умственно отсталых, псих слепых и в меньшей степени псих глухих.. Но попыток обобщения этих направлений не было. Задачу формирования основ специальной психологии поставил Л.С.Выгодский. Задача состояла из 2-х аспектов:

1) изучить причины и закономерности развития в психике детей с различными физическими и умственными недостатками.

2) выделить общие законы аномального развития.. В развитии детей с различными физическими и умственными недостатками прослеживаются те же основные закономерности, что и в развитии здорового ребенка. Отсюда общая важнейшая закономерность аномального развития - нарушения взаимодействия с окружающим миром и прежде всего с людьми. Первичный дефект - это всегда биологические изменения. Но нарушение (например слуха) влечет за собой нарушение речи - это уже вторичный дефект. А нарушение речи - это нарушение формирования понятий, обобщений, нарушения мышления, т.е. страдает вся познавательная сфера. 'При нарушении общения страдают все собственно человеческие формирования личности. аномальный ребенок развит не меньше, он развит иначе. Замечено, что психические процессы меняют течение болезни. А соматические заболевания влияют на ход психических процессов. Оно особенно существенно при длительных хронических заболеваниях. Концепция А.Ш.Тхостова и В.В.Николаева. В ходе переживания последствий соматических заболеваний изменяется эскиз будущего. Все эти достаточно драматические переживания ведут к стойкой перестройке всей структуры личности. Формируются эгоцентрические установки, изменяется жизненная направленность Психология в соматической клинике изучает влияние психических факторов на самотическую сферу и во вторых влияние соматических факторов на психику человека.

Теория деятельности как методологическая основа отечественной кл/псих. Эта теория создана в советской психологии и своими корнями уходит в работы Выготского, В ее создании приняли участие Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн и др, но в концентрированном виде она представлена в работах А.Н.Леонтьева, где он дает структуру деятельности (Д). Для аозникновения(любой)Д, должна возникнуть потребность(П) - это состояние нужды, недостатка в чем-либо. Это Объективное отношение м/у 5-ом и миром, требующее для своей реализации активности 5-та в форме Д. П - это внутренняя психологическая энергия, но она не рождает Д. Для этого нужен мотив(М) - это опредмеченная П. Мотив включает в себя не только энергию (П), но и образ того предмета, который, отвечает этой потребности. Т.е, предмет - это то что может удовлетворить (П). П - М - Д. Деятельность состоит из большого набора действий(д), но всякое (д) имеет цель (Ц). Цель должна работать на мотив, должна приводить к реализации (М), но (М) не всегда осознаются. Действия состоят из операций (о). Операция автоматизирует действие. Операция всегда отвечает условиям, в которых она осуществляется. Отношение мотива к цели образует смысл.

Биологическое - это обязательное условие существования и развития психики. В нашем мире психика вне организма невозможна.

Психическое - процесс, который протекает в биологических условиях. Весь организм должен нормально функционировать, чтобы функционировала психика. постоянство условий — здоровье. Искажение условий - болезнь.. Чем ближе повреждение к ЦНС, тем большее влияние на психические процессы.

Социальное - ответственно за содержание психических процессов. Воздействия социального мира прямо не переходят в реальность психическую.

В психиатрии долгое время существовало мнение, что распад психики - это возвращение на предыдущую степень развития. Эрнст Кречмер считал, что мышление шизофреника - это мышление подростка. Действительно, если сравнивать больного с органическими изменениями мозга и подростка, то внешне можно увидеть много сходств. Однако аналогия здесь только внешняя. У больного органика наблюдается конкретно-ситуационное мышление.

1-Разница - у больного мы сталкиваемся со снижением уровня процесса обобщения и абстрагирования, у него есть запас знаний («растение», «флора - фауна»). А у ребенка мышление абстрактное, еще не сформировано, нет запаса знаний, но ребенок обучаем, в то время как больной уже не обучаем. Его нельзя научить вновь. 2-Внешнее сходство - отвлекаемость ребенка и больного.

Больного любой объект отвлекает от цели (нарушение целенаправленности) в основе ее лежит снижение бодрствования коры. А ребенок отвлекается потому. Что ему все интересно, он активно познает мир, у него мощная ориентировочная активность, высокая степень бодрствования коры.

3-Сходство - некритичность больного органика и ребенка.

Болезнь нарушает биологические условия существования психики. При формировании аномалий развития личности действуют психологические механизмы общие для нормы и патологии, но искажающие условия, в которых они действуют. Итог - в основе формирования личности больного чел лежат психологические закономерности. Механизмы сходные с закономерностями нормального психического развития. Однако болезненный процесс создает особые условия функционирования психологических механизмов, что и приводит к искаженному патологическому развитию личности.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.