Вопрос. Система прав и свобод чел. Правовое положение личности в рф. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Вопрос. Система прав и свобод чел. Правовое положение личности в рф.

2017-08-11 201
Вопрос. Система прав и свобод чел. Правовое положение личности в рф. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина

Основные права и ϲʙᴏбоды можно классифицировать на базе важнейших сфер человеческой жизни:

личные;

политические;

социально-экономические и культурные.

Среди основных прав личные выдвигаются на первый план. Этим государство подчеркивает их социальную значимость, что объясняется, по-видимому, характером первоначальной борьбы против государственной власти именно за их осуществление.

Конституции советского общества были нацелены на обеспечение социально-экономических прав и их гарантии. Это проистекало из господства государственной собственности.

Ныне действующий Основной Закон России значительно расширил круг личных прав человека, занявших главенствующее положение в системе прав личности.

Личные права закреплены в ст. 20–30 Конституции. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: право на жизнь (ст. 20), право на защиту ϲʙᴏей чести и доброго имени (ст. 21 и ч. 1 ст. 23), право на ϲʙᴏбоду и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25). Ограничения данных прав могут осуществляться только в случаях, установленных федеральным законом и на основании судебного решения. Со вступлением в Европейское Сообщество государство обязалось исключить из практики и применение смертной казни.

К личным правам человека ᴏᴛʜᴏϲᴙтся также право на ϲʙᴏбодное передвижение, выбор места жительства и пребывания (ст. 27). Хотя Конституционный Суд Российской Федерации официально отменил институт прописки, реализация ϶ᴛᴏго права все еще затруднена. Конституция закрепляет также право каждого определять и указывать ϲʙᴏю национальность (ст. 26), право на пользование родным языком, ϲʙᴏбодный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). К личным правам следует отнести ϲʙᴏбоду совести и вероисповедания (ст. 28), ϲʙᴏбоду мысли и слова, ϲʙᴏбоду информации (ст. 29).

Особое значение среди основных прав приобретают политические права, прежде всего право участвовать в управлении делами государства и избирательное право (ст. 32). Только граждане будут субъектами политических прав. Стоит заметить, что они олицетворяют активный статус гражданина, дают ему возможность принимать участие непосредственно или через ϲʙᴏих представителей в управлении государственными делами, в органах местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

Основной Закон закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), провозглашая таким образом право участия граждан в политической жизни общества.

Стоит отметить, что основополагающий принцип политической жизни изложен в ст. 1, кᴏᴛᴏᴩая закрепляет демократический характер формирования государственного строя. К политическим правам также ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32), право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Избирательное право осуществляется на основании целой системы правовых норм и прежде всего федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. Право гражданина на участие в референдуме осуществляется и согласно федеральному конституционному закону «О референдуме РФ» от 3 октября 1995 г. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» призван обеспечить механизм осуществления права граждан на равный доступ к государственной службе.

Конституция провозглашает такие социально-экономические и культурные права, как право на ϲʙᴏбодное использование ϲʙᴏих способностей и имущества, ϲʙᴏбода экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности (ст. 35) и право граждан иметь в частной собственности землю (ст. 36). Конституционное право частной собственности дает возможность каждому ϲʙᴏбодно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на законном основании. К социально-экономическим и культурным правам также ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: право на труд (ст. 37), право на отдых (ч. 5 ст. 37), право на социальное обеспечение (ст. 7 и 39), право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право на образование (ст. 43), право на участие в культурной жизни и пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям, ϲʙᴏбоду творчества (ст. 44).

Вопрос о конституционном характере социальных прав с течением времени приобретает особую актуальность. Хотя Основной Закон и закрепляет основные социальные права, но государственное право еще не разработало единой концепции их осуществления. Об ϶ᴛᴏм свидетельствуют чисто декларативные определения государства как «демократического федеративного правового государства» (ст. 1, ч. 1), «социального государства» (ст. 7, ч. 1). Разумеется, когда общество находится в глубоком кризисе, обеспечить защиту социальных прав граждан сложно, но с государства такая ответственность не снимается. Социальные блага, закрепленные в Конституции, возлагают на государство обязанность обеспечить их защиту. При этом Конституция прямо не говорит об ϶ᴛᴏм, в ней сказано: «Российская Федерация – социальное государство, политика кᴏᴛᴏᴩого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека» (ст. 7).

Правовой статус личности: понятие и структура

Говоря о правах и свободах личности, полное и реальное представление о них нельзя будет получить, если не рассмотреть эти явления в составе правового статуса личности. Прежде всего эта категория имеет собирательный, универсальный характер. Она вмещает в себя: 1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранного гражданина; 3) правовой статус лица без гражданства; 4) правовой статус беженца; 5) правовой статус вынужденного переселенца.

Также в данной категории находят отражение индивидуальные особенности человека и действительное его положение в общей системе многообразных общественных отношений.

Права и свободы составляют базу правового статуса личности, поэтому не могут быть реализованы без других его компонентов (например, без обращающихся к правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в некоторых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как основных черт волевого и осмысленного поведения человека).

Категория правового статуса дает возможность увидеть права, свободы, обязанности личности в ее целостном, системном виде, позволяет проводить сравнение статусов, открывает пути для их дальнейшего совершенствования.

Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности.

 

Кодификация зак-ва

Кодификация - это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права

Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.

Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах:

основы законодательства; кодекс; иные виды (уставы, положения, правила).

Основы законодательства активно используются в кодификационной деятельности Российской Федерации. Это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться, в первую очередь, в нормативных актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов.
Основы законодательства обычно стоят во главе тех или иных отраслей либо институтов права, обеспечивают взаимоувязанность и согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Ныне в Российской Федерации приняты и действуют такие акты, как Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.
2. Кодекс - чаще всего используемый вид кодификационного акта. Это значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению.

3. Иные виды кодификационных актов - уставы, положения, правила и т.д.

· Уставы - это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например, Устав Центробанка РФ), либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь, хозяйственной деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта). В форме уставов определяется также порядок деятельности различного рода воинских формирований (Устав караульной службы, Дисциплинарный устав и др.).
Ныне в форме устава также формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики в составе РФ, которые принимают конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.

· Положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).

· Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда. причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).

  • 75 вопрос. Роль государства в политической системе общества. Гос – во и общ орг.
  • Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.
  • Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:
  • - Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.
  • - Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.
  • - Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.
  • - Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.
  • - Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.
  • - Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.
  • - Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.
  • Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.
  • Место и роль государства в политической системе
  • Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.
  • Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое.
  • Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму «общеобязательности».
  • Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
  • Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.
  • Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:
  • Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;
  • Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;
  • Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
  • Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);
  • Обладает, как правило, монополией на правотворчество;
  • Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);
  • Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:
  • Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы;
  • Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы;
  • Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства;
  • В Конституции имеется статья, которая провозглашает РФ социальным и правовым государством. Формирование правового государства - одно из направлений развития нашей политической системы. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений.
  • Роль государства в политической системе:
  • Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления;
  • Регистрирует их соответствующими органами (как правило Минюстом) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;
  • Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения;
  • Государство и общественные организации
  • При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как особого звена в политической системе общества важное значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникающих между ним и общественными организациями.
  • Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и Поддержку.
  • Укрепление и развитие общности и единства всех государственных и общественных организаций - свидетельство дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами, если будут успешно преодолеваться противоречия между государством и общественными организациями. Взаимоотношения между ними строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это - сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т. д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
  • Говоря о взаимоотношениях государства и общественных организаций, нужно всегда помнить, что эти отношения двусторонние. Большинство из них опосредуется соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер (государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т. д.). Некоторые отношения еще не имеют правового выражения, что, естественно, требует дальнейшего совершенствования законодательства об общественных организациях, их правовом статусе, исследования вопросов по таким направлениям, как границы вмешательства государства в деятельность общественных организаций, правотворчество общественных организаций, его природа, природа уставов общественных организаций, общественные организации как субъекты права, как носители прав и обязанностей, как участники различного рода правовых отношений и т. д.

36.Понятие,виды содержание правоотношений, объекты правоотношений.

правоотношение- это общественное отношение, урегулированное нормами права. Правоотношение представляет собой юридическую связь между субъектами.

Правоотношение - это юридическая взаимосвязь субъектов права, возникающая на основе правовых норм в случае наступления предусмотренных законом юридических фактов.

 

Признаки правоотношения:

1. Юридическое основание правоотношения.

2. Реальный характер правоотношения.

3. Общественный характер правоотношения.

4. Защита правоотношения со стороны государства.

 

Классификация правоотношений:

· Абсолютные и относительные.

У абсолютных правоотношений определен только управомоченный участник. Вторая сторона правоотношения как персонально определенный субъект отсутствует.

В относительных правоотношениях персонально определены все участники.

· Отраслевые правоотношения.

административные, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п. правоотношения.

· Регулятивные и охранительные правоотношения.

Регулятивные правоотношения возникают, изменяются или прекращаются на основе регулятивных норм права.

Охранительные правоотношения возникают, изменяются или прекращаются на основе охранительных норм права.

 

Объект правоотношения - это материальные или нематериальные блага, ценности, по поводу которых складывается правоотношение.

 

Объектами правоотношения могут быть:

· Материальные объекты - имущество, деньги, ценные бумаги, другие предметы материального мира.

· Нематериальные блага - произведения науки, искусства, литературы.

· Личные неимущественные блага -жизнь, честь, здоровье, деловая репутация, свобода и безопасность, неприкосновенность частной жизни и т. п.

· Действия лица или результаты таких действии такие как, например, участие в выборах, дача свидетельских показаний, оказание услуг и т.д..

 

Содержание правоотношения - это субъективные юридические права и обязанности участников правоотношения.

 

Субъективное право - это мера дозволенного поведения участника правоотношения, обеспеченная мерами государственной защиты.

Виды субъективных прав:

· Право требовать от другого участника исполнить свои обязанности. Например, требование исполнения обязательства

· Право на собственные активные действия. Например, право голоса, право вступления в трудовые отношения и т.д.

· Право обладать, пользоваться, распоряжаться определенным благом - материальным либо нематериальным

· Право обратиться к государству за защитой нарушенных субъективных прав, то есть возможность прибегнуть к государственному принуждению, чтобы обеспечить реализацию субъективного права.

Юридическая обязанность - это мера должного поведения участника правоотношения, обеспеченная мерами государственного принуждения. Юридическая обязанность может быть

· Активная - предполагает совершение активных действий,

· Пассивная - это воздержание от определенных действий.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.