Моббинг в студенческих коллективах учебных заведениях г. Чита — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Моббинг в студенческих коллективах учебных заведениях г. Чита

2017-08-11 646
Моббинг в студенческих коллективах учебных заведениях г. Чита 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В результате проведенного нами анкетирования были получены данные изложенные ниже.

Общий морально-психологического климат в своей студенческой группе респонденты оценили следующим образом:

81% - благоприятный

19 % - неблагоприятный

Удовлетворенность взаимоотношениями в группе:

устраивают - 45%,

не всегда устраивают – 46%,

не устраивают – 9 %

Выполнению интегральной функции морально-психологического климата способствует, на наш взгляд, существование традиций в группе, таких, например, как, встречи по поводу праздников, сборы во внеучебное время. Часто встречаются во внеучебное время 20,79 % респондентов, редко 69,96 %, никогда – 9,25%

О наличии моббинга может свидетельствовать присутствие (или неприсутствие) членов группы на этих встречах. Всегда присутствуют – 46, 44 %, редко – 46,08 %, никогда – 7,08%.

Оценивая уровень корпоративной культуры, так же, кроме совместных встреч во внеурочное время, мы учитываем и традиции группы, такие как отмечание праздников всей группой: “Отмечаетл ливаша группа праздники?”

- да, все праздники всей группой – 7,59%

- некоторые праздники всей группой – 20,13 %

- все праздники малыми группами – 23,11 %

- отмечаем крайне редко, малыми группами – 49,17 %

Полученные данные говорят о том, что исследуемые студенческие группы не имеют таких традиций, что может отрицательно сказаться на сплоченности коллектива и его морально психологическом климате.

Хотя большинство респондентов характеризуют отношения в своих группах как нормальные (45%) и дружественные (35 %), некоторые студенты оценивают их как враждебные (3,3%), конкурентные (5,7%), безразличные (11%).

Не всегда устраивают отношения внутри группы 45,51 % респондентов, не устраивают – 8,91 %, среди причин, с которыми связаны неудовлетворительные отношения, чаще всего называют – различия интересов - 38,94 %, недостаток взаимопонимания и терпимости – 21,78 %, психологическую несовместимость – 15,18 %, недостаток воспитания – 11,88 %.

К субъективным показателям, помогающим выявить наличие моббинга в группе, мы отнесли субъективную оценку, то есть наличие обиды, претензии к кому-либо. Хотя большинство студентов (73,6%) не часто испытывают чувство обиды и разочарования, но все таки 26,4 % ответили положительно на вопрос, о том, приходиться ли им испытывать чувство разочарования и обиды. У 28,75% это связано с проблемами в учебе, 17,5 % связывают чувство обиды и разочарования с материальными проблемами, 13,75 %– с отношениями с преподавателями и руководством института. Нам же интересен тот, факт, что среди причин обид и разочарований были названы отношения с одногруппниками (12,5 %), а именно: ненависть и оскорбление одногруппников, навязывание чужого мнения, разочарование в поведении одногруппников.

Вышеизложенные данные позволяют сделать вывод о том, что морально-психологический климат в исследуемых группах благоприятен для возникновения конфликтов и моббинга в том числе. Сами студенты, оценивая конфликтность своей группы, на вопрос, о том, случаются ли конфликты в вашей группе, отвечали следующим образом: да – 63,36%, нет – 28,38%, остальные (8,26%) затруднились ответить на этот вопрос. Среди причин, вызывающих конфликты были названы следующие:

- несовпадение мнений, непонимание друг друга, отстаивание своих интересов - 21,84%,

- конкуренция (13,52%), чаще всего такую причину указывали студенты Байкальской Академии Управления и Права, поясняя это наличием бально-рейтинговой системы и спорами из-за ответов на семинарах и практических занятиях, и у студентов Высшего Театрального Университета (конкуренция связана с участием студентов в спектаклях театра), так же студенты - актеры отмечают среди причин усталость, нервозность – 5,2 % (что связано с тяжелыми нагрузками на занятиях)

- разные мелочи, бытовые проблемы – 14,56%.

Так же встречаются и такие ответы, которые могут быть причинами не только конфликтов внутри групп, но и послужить возникновению моббинга:

- высокомерие, разница в социальном и материальном положении – 2,08%

- неудовлетворительное, глупое, плохое поведение кого-либо – 3,12 %

- зависть – 3,12 %

- личная неприязнь к человеку – 3,64 %

- неуважение друг друга – 6,24 %

Если характеризовать моббинг как специфический фильтр для студентов (угодных и неугодных) для формальных и неформальных лидеров, то предположение о существовании данного явления находят подтверждение и после анализа следующих вопросов: “Есть ли в вашей группе студенты, без которых отношения в Вашей группе могли бы быть лучше”: да - 43,23%, нет – 35,31%, затруднились ответить – 21,46%. Следовательно, членов группы можно разделить на потенциальных мобберов и их потенциальных жертв.

Среди объективных причин моббинга в любых организациях, группах мы указывали отсутствие четких границ иерархии, существование малых групп, борьба за лидерство. Все перечисленные категории прослеживаются в ответах на вопросы о существовании малых групп внутри студенческой группы (да – 81,51%), о наличии лидера в группе (лидер отсутствует – 63,36 %). Вывод о возможном противостоянии назначенного старосты и неформального лидера можно сделать по следующим результатам: из всех ответивших на вопрос “Есть ли в вашей группе лидер?” лишь 35,2 % сказали, что именно староста является этим лидером.

Моббинг может возникнуть в таком коллективе, где плохо налажена передача информации, что может быть связано с умышленным скрыванием чего-либо, либо с плохо налаженными путями коммуникации.

Неправильное или нарушенное информационное взаимодействие может привести к невыполнению интегральной и социально-позновательной функций морально-психологического климата, что в свою очередь, может привести к возникновению моббинга. Анализируя ответы респондентов, можно предположить то, что информационное взаимодействие в группах способствует возникновению моббинга и ухудшению морально-психологического климата: “Всегда ли Вы в курсе событий, происходящих в группе?”

- да – 69,96 %

- нет – 30,04 %

Бывает ли так, что одногруппники не сообщают Вам что-либо о времени консультаций, переносе пар и проч?

- никогда – 47,19 %

- иногда – 42,57 %

- часто – 4,62 %

- всегда – 5,62 %, что свидетельствует уже не о плохо отработанных информационных каналах, а об умышленном утаивании и скрывании информации.

При благоприятном морально-психологическом климате все студенты группы включены в совместную деятельность, цент и уважают друг друга, при малейшем нарушении таких отношений возможно появление моббинга. Не смотря на в большинстве положительную оценку морально-психологического климата, характер отношений в опрошенных группах нельзя назвать полностью благоприятными, так как оценивая отношение к себе в группе, некоторые студенты все таки считают, что к ним относятся безразлично – 14,19 %, не ценят, оскорбляют – 1 %, отношения неустойчивые, то хорошие, то плохие – 26,73 %. При этом 6,27 % респондентов отмечают, ч в группе, где они проводят большую часть времени, у них нет друзей. Интересен и тот факт, что 31,35 % опрошенных, считают, что за время обучения в университете к ним была допущена несправедливость, и 22 % из них указывают на то, что эта несправедливость к ним допущена одногруппниками.

Так как мы определяем студенческий моббинг как систематическое негативное давление на члена (членов) студенческой группы, осуществляемое одним или несколькими одногруппниками, то для выявления моббинга нам необходимо было узнать, чувствуют ли респонденты на себе “давление” группы:

Никогда - 57,42 %

Редко – 39,27 %

Часто – 3,31%, что говорит о желании группы или её члена навязать свою точку зрения.

При наличии психологического давления, притеснений, эмоционального насилия в студенческой группе члены, подвергнувшиеся моббингу будут чувствовать себя неуютно, у них может появиться желание покинуть группу. Не хотели бы уйти из группы – 82,51 %, хотели бы покинуть группу - 17,49 % опрошенных, что говорит о том, что студенты психологически некомфортно чувствуют себя в группе.

Наличие моббинга в коллективе, и следовательно, неблагоприятного морально-психологического климата может быть связано и с тем, что изначально студенты не удовлетворены выбранной специальностью и ВУЗом, и эти недовольства находят выход таким специфическим способом. Мы включили в нашу анкету вопрос об удовлетворенности выбранным учебным заведением и специальностью. Большинство студентов (69,97 %), если бы им представилась возможность, выбрали бы тот же ВУЗ, и ту же специальность. 3,3 – другой ВУЗ, ту же специальность, 14,19 – тот же ВУЗ, другую специальность, другой ВУЗ, и другую специальность выбрали бы 12,54% респондентов. В целом, студенты удовлетворены выбранным жизненным путем, но присутствуют и те, которым бы хотелось изменить свой выбор. Эта категория студентов вполне может выступать и мобберами (из-за незаинтересованности учебой, незанятостью, нереализованностью), и таким образом утвердиться, а так же данная группа студентов может быть и жертвами моббинга (из-за нежелания включаться в общие дела группы, неприятия традиций, обычаев группы).

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в целом морально-психологический климат в студенческих группах учебных заведений г. Чита благоприятен, но требует корректировки (работы с кураторами, организация внеучебной деятельности, становление корпоративной культуры вузов) с целью недопускания возникновения моббинга, предпосылки которого прослеживаются во взаимоотношениях студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Организация как специфическая форма социального взаимодействия является социальным пространством, в котором происходит общение людей, совершается деятельность, направленная на удовлетворении потребностей. Эффективной и продуктивной деятельности организации сособствует благоприятный морально-психологический климат. Нарушения и негативные изменения в морально-психологическом климате ведут к возникновению конфликтов, моббинговых ситуаций, что в сою очередь, еще более ухудшает обстановку внутри организации.

2.Моббинг как термин появился в конце 90-х. годов прошлого века, но как социальное явление не является чем-то новым. Психологическое притеснение, давление, эмоциональное насилие существовало в организациях всегда в таких формах как байкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации и прочее. Под термином моббинг можно объединить все эти явления внутри групп.

3. Моббинг как фактор морально-психологического климата отрицательно влияет не только на взаимоотношения сотрудников, студентов, членов группы, но и сказывается на эффективной работе всей организации.

4. С социологической точки зрения моббинг интересен как фактор социального взаимодействия. Появляясь в организациях моббинг является следствием неправильной организации трудового (учебного) процесса, указывает на проблемы связанные с распределением ролей внутри группы, на ошибки в системе управлений. Моббинг - это проблема общения между людьми, которая в условиях неэффективного управления приобретает значение управленческой проблемы. Ведь если обязанности сотрудников четко распределены, информационные потоки налажены, принципы управления прозрачны и неписанные правила и ритуалы сведены к минимуму, то почвы для моббинга практически не остается.

5. Изучение моббинга возможно на примере студенческих групп, так как они являются одной из форм социальной организации, но обладают между тем, рядом специфических особенностей, которые влияют не только на характер взаимоотношений, но и на формы проявления моббинга. В любом случае моббинг, в кокой бы из социальных организаций он не присутствовал, приводит к потере трудоспособности, стрессу. Поэтому необходимо выявление моббинга на ранних стадиях, для того чтобы не допустить его дальнейшего развития.

6. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что моббинг в студенческих группах учебных заведений города Читы имеет место быть, и проявляется в таких формах как утаивание информации, оскорбление и унижение одногруппников, приводящее к тому, что у студентов появляется желание покинуть группу.

Моббинг - нежелательное явление для организации, так как является причиной ухудшения морально-психологического климата, что сказывается не только на продуктивности деятельности организации, но и на здоровье людей. Как социальный феномен моббинг свидетельствует о том, что отношения внутри организации накаляются и требуют скорейшего урегулирования.

Для того, что бы не допустить моббинг в организации, её политика должна быть построена таким образом, что бы она могла обязать сотрудников уважительно относиться друг к другу и поощряет вежливое обращение, способствует предотвращению возникновения моббинга.

Руководство организации играет важнейшую роль в предотвращении этого явления. Если настаивать на соблюдении правил хорошего тона, вежливом обращении, высоких нравственных нормах на рабочих местах и создавать атмосферу заботы о сотрудниках, то появление моббинга можно предотвратить.

В организациях так же необходимо заниматься не только психологической разгрузкой "жертв моббинга", но и профилактикой конфликтов, повышением коммуникативной компетентности сотрудников, особенно руководителей.

К таким же действиям следует обращаться при работе со студенческими группами, но с учетом их специфических особенностей. Необходимо:

- усовершенствовать систему иерархии не только в каждой группе, но и в институтах в целом (отношения между студентами и старостами, кураторами)

-для поддержания корпоративной культуры групп необходимо налаживать и грамотно руководить внеучебной занятостью студентов

- создавать в университетах центры психологической поддержки и разгрузки для студентов.

В заключении хотелось бы сказать о том, что организационная структура любого типа всегда конфликтна по самой своей природе (функциональные и профессиональные различия структурных подразделений, профессиональные и личностные различия сотрудников, наличие корпоративных и личных интересов персонала, которые нельзя запретить). Каждый руководитель, профсоюзы, совет предприятия - все должны заботиться о том, чтобы между сотрудниками не возникали конфликты, и все проблемы решались своевременно и справедливо.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базаров Т. Ю Моббинг // Элитариум, май 2006

2. Бакалавр Экономики. Хрестоматия. Том 2./под общ. ред. В.И. Видяпина; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Центр кадрового развития. - Информационно-издательская фирма "Триада", М.., 1999. 1056 с.

3. Барков С. А. Социология организации: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 288 с.

4. Батурина О. Моббинг как причина конфликтов//Азбука успеха, октябрь 2001

5. Большой толковый социологический словарь. Том 1 (А – О): Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2001.

6. Большой толковый социологический словарь. Том 1 (П – Я): Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2001.

7. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2005. - 416

8. Гуляева С. Выживает сильнейший// Cosmopolitan, сентябрь 2006

9. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта// Социологические исследования, № 5, 1994

10. Дугаева Е. Осторожно: моббинг//Управление персоналом.-2005.-№11

11. Дэвэнпорт Н. Моббинг: Эмоциональное насилие на работе: молчаливое увлечение?// Психология жизни, №4, 2006

12. Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. "Психология бизнеса" - М.: АРМАДА, 1998.- 511 с

13. Килхлер Э. Психологические теории организации//Психология труда и организационная психология; т. 5/Пер. с нем. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2005, - 312 с.

14. Киселев И.Я. Новый облик трудового права в странах Запада: прорыв в постиндустриальное общество//Управление персоналом, № 4, 2002.

15. Кичкаев В. Буллинг. Офисные хулиганы//Отдел кадров, август 2005

16. Князева Д. Моббинг// В деталях, №9, 2004

17. Люшин С. Моббинг: профессиональное заболевание и пути излечения// Русская Германия, май 2005

18. Меркулова О. С. Психология труда (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2004. – 80 с

19. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 1999.

20. Нарицын Н. Н. Что такое моббинг и как с ним бороться// "7+7Я", №10.2006

21. Осипова О. Дедовщина на работе //Дом Солнца, №3, 2006

22. Половко Н. Психотронный моббинг //Отдел кадров, №5, 2006

23. Ранчина К. Сотрудника обижать не рекомендуется//Деловой Петербург №162 (2239), 09.2006

24. Самая полная коллекция рефератов и сочинений Мультимедиа-издательство "Адепт" 2002

25. Саютин А. Моббинг персонала //Управление персоналом №8-9 2004

26. Скавитин А. Моббинг // Человеческие ресурсы Урала №2, 2003

27. Скавитин А. Моббинг персонала: опыт зарубежных исследований//Топ-Персонал, май 2005

28. Социальная философия / Отв. редактор С.Э. Крапивенский. — Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2000.

29. Социологический энциклопедический словарь / Ред. – коорлинатор Осипов Г. В..-М.: Инфра.М-НОРМА,1998.-488 с

30. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003.

31. Тимченко Н. И. Конфликтогены // Элитариум, май 2004

32. Федяева Р.Х. Организационная культура и ответственность современных предпринимательских структур. М., МИПСЭТ, 1997г.

33. Фуколова Ю. Корпоративные изгои//Секрет фирмы, №13 (100), апрель 2005

34. Шестиловская Н. Сигнал тревоги //Современные технологии управления персоналом, №4, 2005

35. Шпер В. Л. Вести из Интернета: моббинг //Методы Менеджмента качества, июль 2006

36. Шухаев Е. О. Моббинг персонала // Стратегии управления персоналом, сентябрь 2005 г.

37. http://www.a-training.ru /sources/mobbing/

38. http://www.bullyonline.org /cases/index.htm

39. http://www.conf.stavsu.ru/conf.asp?ReportId=245

40. http://www.cosmo.ru /your_career/

41. http://www.ecsocman.edu.ru/db/search.html?word

42. http://www.elitarium.ru /2006/05/27/mobbing.html

43. http://www.elitarium.ru/2006/05/27/socialnaja_kompetentnost_v_delovykh_otnoshenijakh.html

44. http://emigration.russie.ru/news/1/5591_1.html

45. http://www.hrm.ru/db/hrm/FF75ADD0CAB2E580C32571310045DE25/category.html

46. http://www.hrm.ru/db/hrm/040A4EEF6287BCA6C3256E5F0039E3A6/category.html

47. http://www.hrm.ru/db/hrm/1455CC7ED4D82975C3256EBE004EF7C7/category.html

48. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001388

49. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001386

50. http://www.job-today.ru/cheboksary/issue/2006/14_133_03.htm.

51. http://www.kp.ru/daily/23254/28021

52. http://www.leymann.se

53. http://www.markus.spb.ru

54. http://www.mobbing-usa.com

55. http://www.naritsyn.ru/read/all/profession/mobbing.htm.

56. http://www.natalyapolovko.narod.ru

57. http://narod.yandex.ru/cgi-bin/yandmarkup?cluste

58. http://www.profigroup.by /forum/

59. http://www.profiz.ru /stup/4_2005/art20

60. http://www.prof-union.ru/m/622/mobbing

61. http://www.psyfactor.org

62. http://www.psylive.ru /Default.aspx

63. http://ruscore.ru/rqref/part19/item24751.html

64. http://www.stq.ru /riasite/index.phtml?page=48&article_id=1450>

65. http://www.sunhome.ru/psychology

66. http://www.topwords.com.ua

67. http://www.uhr.ru /index?act=search&qs=

68. http://www.uominieimprese.ru

69. http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0059.asp

70. http://www.wikimediafoundation.org?search=mobbing

71. http://webwarez.vvsu.ru/topic

72. http://facto.ru/magazine/06_2006/mobbing/

 

 

Приложение 1

 

Анкета

Уважаемый студент, просим Вас ответить на несколько вопросов, которые необходимы для анализа психологического климата в коллективе.

Анкета анонимна, данные не будут использоваться против Вас, просим Вас отвечать на вопросы откровенно и искренне.

Заранее благодарим!

1. Как Вы оцениваете климат в своей группе?

□ Благоприятный

□ Неблагоприятный

2. Каковы взаимоотношения между студентами в Вашей группе?

□ Дружественные

□ Нормальные

□ Безразличные

□ Конкурентные

□ Враждебные

□ Ваш вариант (дополните, пожалуйста)_____

_________________________________________

3. Есть ли в Вашей группе лидер?

Да перейти к вопросу 4

Нет перейти к вопросу 5

Затрудняюсь ответить перейти к вопросу 5

4. Является ли староста этим лидером?

□ Да

□ Нет

□ Затрудняюсь ответить

5. Существует ли в вашей группе разделение на малые группы?

□ Да

□ Нет

□ Затрудняюсь ответить

6. Случаются ли в Вашей группе конфликты?

□ Да перейти к вопросу 7

Нет перейти к вопросу 8

Затрудняюсь ответить перейти к вопросу 8

 

7. Что является причиной конфликтов в Вашей группе?___________________________________________________

_________________________________________________________8. Есть ли в вашей группе студенты, без которых отношения в группе могли бы быть лучше?

□ Да

□ Нет

□ Затрудняюсь ответить

9. Встречается ли Ваша группа во внеучебное время?

Часто перейти к вопросу 10

Редко перейти к вопросу 10

Никогда перейти к вопросу 11

10. Присутствуете ли Вы на этих встречах?

Приложение 2

□ Всегда

□ Редко

□ Никогда

11. Отмечаете ли Вы с группой праздники?

□ Да, все праздники, всей группой

□ Некоторые праздники всей группой

□ Да, все праздники малыми группами

□ Отмечаем крайне редко, малыми группами

12. Есть ли у Вас в группе друзья?

□ Да

□ Нет

13. Всегда ли вы в курсе событий, происходящих в группе?

□ Да

□ Нет

14. Бывает ли так, что Ваши одногруппники Вам не сообщают что-либо о времени консультаций, переносе пар и проч.?

□ Да, часто

□ Да, иногда

□ Всегда

□ Нет, никогда

15. Часто ли Вы испытываете чувство обиды и разочарования?

Да перейти к вопросу 16

Нет перейти к вопросу 17

16. С чем это было связано? (возможно несколько вариантов ответа)

□ С проблемами в учебе

□ С материальными проблемами (трудности оплаты обучения, жилья)

□ Отношения с преподавателями и руководителями института

□ Ваш вариант (дополните, пожалуйста)_________

____________________________________________

17. Интересно ли Вам общаться с одногруппниками?

□ Со всеми

□ С некоторыми

□ Ни с кем

18. Приятно ли Вам общаться с одногруппниками?

□ Со всеми

□ С некоторыми

□ Ни с кем

19. Часто ли Вы испытываете на себе “давление” группы? (состояние, когда, повинуясь решению большинства Вам приходиться делать то, что вы не хотите)

□ Часто

□ Редко

□ Никогда

20. Когда Вы находитесь в группе, то чувствуете что:

□ Вас ценят

□ К Вам безразличны

□ Вас не ценят, оскорбляют

□ Пытаются навязать свою точку зрения

□ Отношения к вам неустойчивы, то хорошие, то

плохие

□ Ваш вариант (дополните, пожалуйста)_______

____________________________________________

Приложение 3

21. Устраивают ли Вас взаимоотношения внутри Вашей группы?

Да перейти к 23 вопросу

Не всегда перейти к 22 вопросу

Нет перейти к 22 вопросу

 

22. Если Вы не удовлетворены взаимоотношениями в группе, то с чем это обычно связано? (возможно несколько вариантов ответа)

□ Различие интересов

□ Психологическая несовместимость

□ Влияние на окружающих неформальных лидеров

□ Недостаток взаимопонимания и терпимости

□ Недостаток воспитания

□ Ваш вариант (дополните, пожалуйста)_________

__________________________________________

23. Как Вы считаете, за время учебы в ВУЗе по отношению к Вам была ли допущена какая-либо несправедливость?

Да перейти к вопросу 24

Нет перейти к вопросу 26

Затрудняюсь ответить перейти к вопросу 26

24. С чьей стороны была допущена несправедливость к Вам?

□ Одногруппников

□ Руководства института

□ Преподавателей

□ Ваш вариант (дополните, пожалуйста)

25. Хотелось бы вам перевестись в другую группу?

□ Да

□ Нет

26. Если бы Вам предложили вновь выбрать ВУЗ и специальность, то Вы:

□ Выбрали тот же ВУЗ, ту же специальность

□ Другой ВУЗ, ту же специальность

□ Тот же ВУЗ, другую специальность

□ Другой ВУЗ, другую специальность

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе.

27. Ваш пол_____________

28. Ваш возраст____________

 

БЛАГОДАРИМ ЗА ОТВЕТЫ!

 


[1] Дэвэнпорт Н. Моббинг: Эмоциональное насилие на работе: молчаливое увлечение?// Психология жизни, №4, 2006

 

[2] Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 1999. С. 4.

[3] http://pilic.narod.ru/fils1037/fils1058.htm/социальная роль

[4] Социальная философия/Отв. редактор С.Э. Крапивенский. — Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2000.

[5] Меркулова О. С. Психология труда (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2004. – 80 с

 

[6] http://5ballov.ru/referats/preview/25372/Группа как функцилнальная единица

[7] http://www.upr4.mnogosmenka.ru/upr40121/upr40121.htm/ Морально-психологический климат коллектива

[8] Тимченко Н. И. Конфликтогены // Элитариум, май 2004

 

[9] http://5ballov.ru/referats/preview/25372 /Конфликты

[10] Бакалавр Экономики. Хрестоматия. Том 2./под общ. ред. В.И. Видяпина; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Центр кадрового развития. - Информационно-издательская фирма "Триада", М.., 1999.

 

[11] Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2005. - 416

[12] Романова Л. Каннибализм в законе [Электронный ресурс]: Журнал “De Facto”, текстовые данные 35 Kb – режим доступа: http://www.facto.ru/magazine/06_2006/mobbing/ 20.04.2007.

[13] Фуколова Ю. Корпоративные изгои//Секрет фирмы, №13 (100), апрель 2005

 

[14] Кичкаев В. Буллинг. Офисные хулиганы//Отдел кадров, август 2005

 

[15] Скавитин А. Моббинг персонала: опыт зарубежных исследований//Топ-Персонал, май 2005

 

[16] Скавитин А. Моббинг // Человеческие ресурсы Урала №2, 2003

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.