Организация работы по формированию предпосылок фонематических представлений — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация работы по формированию предпосылок фонематических представлений

2017-08-11 188
Организация работы по формированию предпосылок фонематических представлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учитывая всё выше сказанное, необходимо организовывать работу по формированию предпосылок фонематических представлений с детьми с неврологической симптоматикой уже в раннем, сенситивном для развития компенсаторных возможностей, возрасте по следующим направлениям:

· развитие способности локального восприятия неречевых и речевых звуков;

· развитие ориентировочно-поисковой реакции на звук;

· формирование широкого диапазона звуковых сигналов, интонационных характеристик речи с их фиксацией в памяти ребёнка;

· развитие процессов запоминания и узнавания во всех видах памяти (вербальной, образной, двигательной, аффективной);

· формирование функций анализа и синтеза в ходе работы над слогом, словом, предложением.

Методическое пособие по формированию предпосылок фонематических представлений разработано для детей 2-4 лет с неврологическими нарушениями. Отличительной особенностью предлагаемых занятий является то, что в них в системе задана последовательность усвоения фонематических представлений, позволяющих выходить за пределы непосредственного опыта ребенка, подготавливая его к усвоению ритмико-интонационной стороны речи. Параллельно происходит формирование скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи.

Программа занятий по формированию фонематических представлений рассчитана на два учебных года и строится с учётом следующих дидактических принципов:

· принцип комплексности: воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений, в работе принимают участие логопед, воспитатель и родители;

· принцип максимальной опоры на различные анализаторы: формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем - зрительной, кинестетической, двигательной;

· принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции, т.к. опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых, компенсаторных началах;

· принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину): работа над каждым типом задания проводится в определённой последовательности;

· принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому): т.е. учёта того уровня, на котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны взрослого;

· принцип усложнения материала, с постепенного включения трудностей в коррекционную работу.

В качестве специфических принципов для формирования фонематических представлений используются:

онтогенетический принцип: учитывается последовательность формирования фонематических представлений в онтогенезе;

функционально-семантический принцип, так как именно с его позиций к обучению языку общность эмоциональных реакций партнеров выступает в роли ориентировки на коммуникативную ситуацию, а согласованность предметных и речевых действий взрослого и ребёнка - в роли комплексных познавательных и языковых ориентировок.

Занятия проводятся индивидуально и (или) малыми подгруппами (2-3 ребенка) ежедневно. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству (от 10 до 40 минут). В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр, направленных на формирование предпосылок фонематических представлений. Упражнение должно закончится прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременное переключение на другую деятельность можно осуществить при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму.

Каждое занятие состоит из трёх частей: вводно-мотивационной, операционно-исполнительной, оценочно-рефлексивной.

1.Вводно-мотивационная часть занятия (1-3мин.) включает ритуал приветствия, установление и поддержание эмоционально-положительного контакта «взрослый-ребёнок», «родитель-ребёнок». Инициатива приветствия принадлежит взрослому. Такое планирование содержания вводной части содействует созданию установок на позитивную ориентацию на занятии и на совместную деятельность.

2.Содержание операционно-исполнительной части занятия предусматривает реализацию установленного этапа программы обучения. Это определяет используемые взрослым (логопедом, воспитателем, родителями) приёмы работы.

3.Оценочно-рефлексивная часть занятия (2-5 минут) представляет собой подведение итогов, оценивание деятельности детей, рефлексирование происходящего на занятии.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.