Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой

2017-08-11 179
Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой

Методическое пособие

Кириллова Е.В.,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры современных технологий реабилитации МГОУ

 

 

Данное методическое пособие предназначено для широкого круга профессионалов – логопедов, дефектологов, воспитателей, а также студентов дефектологических факультетов. Методическое пособие можно использовать в специальных центрах и дошкольных учреждениях. Любое из приведенных занятий без особых усилий может быть воспроизведено и в домашних условиях. Представлены подробные конспекты системы занятий по формированию предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой, даны рекомендации по использованию занятий в повседневной жизни. Программа составлена таким образом, что представленные в ней занятия не только отвечают интересам и собственному опыту детей, но и побуждают их к творчеству.

 

Рецензент: профессор Шаховская С.Н.


Проявления неврологической симптоматики

В последнее время отмечается увеличение количества детей с неврологическими нарушениями – минимальной мозговой дисфункцией, синдромами гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальным и церебрастеническим синдромом.

При гиповозбудимости у детей прослеживается малая двигательная и психическая активность, вялость, пассивность, низкая мотивация. При гипервозбудимости отмечается дефицит произвольного внимания, двигательная расторможенность и эмоциональная лабильность. Психоневрологическая симптоматика при гипертензионно-гидроцефальным синдроме проявляется в задержках психомоторного развития, нарушении режимов сна и бодрствования, двигательной расторможенности, капризности. При минимальной мозговой дисфункции отмечается задержка сенсорно-моторного и речевого развития.

При всём разнообразии неврологической симптоматики, детям свойственно снижение психической активности, внимания, памяти, отмечается недостаточность целенаправленной деятельности. Кроме того, симптомы поражения нервной системы могут иметь регредиентный характер. Детям с неврологической симптоматикой свойственны периодические кризы, проявляющиеся в приступах плача, рвотном рефлексе, беспокойном поведении, аффективно-респираторных приступах. Даже при лёгком и доброкачественном течении без очаговых неврологических симптомов общий потенциал ребёнка снижен.

Нарушения нервно-психической сферы представляют интегративное выражение расстройств биологического и социального созревания. В дальнейшем у детей с показателями дизонтогенеза наблюдаются отставания в психофизическом и речевом развитии.

Общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, задержка речевого развития, нарушения развития анализаторной деятельности и межанализаторных ассоциаций, определяют трудности формирования целостных представлений об окружающем и тормозят потребности ребенка в общении.

Ранняя диагностика и коррекционная работа – один из важнейших факторов успешной адаптации ребенка с неврологической патологией к жизни, так как у него снижены предпосылки для развития речи. Изменения нервной реактивности в критические периоды онтогенеза определяют характер негативных симптомов в клинической картине психоречевых расстройств. Поэтому диагностика и ранняя комплексная коррекционно-педагогическая помощь детям с неврологической патологией должны быть поставлены на поток. В раннем начале помощи заложен значительный потенциал по устранению отягощающих проявлений.


Задачи и приемы работы

В представленном методическом пособии по формированию предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой представлены разработанные нами и апробированные на практике задания. Ознакомление с ними поможет специалистам не заниматься поиском пособий и написанием планов работы, а посвятить время разработке новых форм работы.

В первые годы (2-3 года) у детей с неврологической симптоматикой способность к слуховому восприятию снижена, недостаточно сформирована реакция на звучание предметов и голосов. Ребёнок затрудняется в различении неречевых звуков и звучания музыкальных инструментов, в выделении лепетной и полной формы слов из речевого потока. Особенно нарушено чувство ритма. Коррекционно-педагогическая работа организуется по двум взаимосвязанным разделам:

1. Развитие слухового внимания;

2. Развитие чувства ритма.

Задачи первого раздела:

· расширение рамок слухового восприятия;

· развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти;

· формирование основ слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;

· формирование способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Приёмы коррекционной работы:

· привлечение внимания к звучащему предмету;

· совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;

· определение местонахождения и направленности звука; знакомство с характером звучащих предметов;

· различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;

· запоминание последовательности звучаний (шумов предметов); различение голосов;

· реагирование на громкость звучания; узнавание и различение гласных звуков;

· выделение слов из речевого потока; развитие подражания неречевым и речевым звукам;

· различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

Задачи второго раздела:

· формирование ритмико-интонационной стороны речи;

· формирование ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного);

· формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;

· знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков;

· развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

Приёмы коррекционной работы:

· воспроизведение ритма в движениях и играх; ходьба и маршировка под музыку;

· двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

· ритмические упражнения для рук и ног;

· воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

· развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;

· знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков;

· развитие речевых вокализаций; знакомство со схемой ритма;

· соотнесение ритма со схематическим изображением; произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

· дифференциация ритмических рисунков;

· отображение определённых качеств движения;

· ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

Таким образом, формируя предпосылки фонематических представлений, можно решать следующие проблемы:

· уменьшить дефицит языковой способности;

· развить мышление;

· развить коммуникативную компетенцию ребенка.

Совокупность рекомендованных задач должна побуждать специалистов к дальнейшему творчеству. Представленные задания отвечают интересам и опыту детей раннего возраста с неврологической симптоматикой. Отмеченные успехи в коммуникативном и когнитивном развитии детей подтверждают правильность выбора и составления игровых заданий.

 


Содержание работы по формированию предпосылок фонематических представлений

Й год обучения

Задачи:

· Формирование регулятивной функции речи, т.е. умения управлять своим поведением на основе словесных инструкций в деятельности;

· Развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования анализа неречевых и речевых звуков.

Занятие №1.

Цель: привлечение внимания ребенка к звучащему предмету (колокольчику).

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: На столе перед ребенком две коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает и, переставив коробочки, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

Варианты: Использование погремушки, коробочки с мелкими предметами, трещотки. Увеличение количества коробочек (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, где находится колокольчик или погремушка).

 

Занятие №2.

Цель: формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов (голосов ближайшего окружения).

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Взрослый побуждает ребенка найти звучащую игрушку-пищалку в пространстве комнаты и проследить взглядом за ее перемещением. Инициировать внимание можно с помощью стихотворных текстов:

-Где же кукла наша?

Найдем мы куклу Машу!

Занятие №3.

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Взрослый предлагает ребенку прослушать звучание двух музыкальных инструментов (звучащих игрушек). Каждое действие с ними он предваряет фразой: «Сначала поиграю на дудочке, затем – на бубне», интонационное выделяя слова «сначала», «потом».

Затем взрослый просит ребенка:

Ответить на вопрос или показать, какой музыкальный инструмент взрослый взял сначала (потом)?

Воспроизвести звучание игрушек: -Поиграй, как я (ребенок повторяет действия взрослого со своим набором инструментов (игрушек).

Варианты:

· Количество музыкальных инструментов (звучащих игрушек) увеличивается от 3-х до 5-ти).

· Действия с ними производятся за ширмой (без опоры на зрительное восприятие).

· К уже знакомым звукам добавляется новый, который необходимо выделить.

· Взрослый предлагает ребенку соотнести предложенный план с произведенными действиями: «Сначала я поиграю на дудочке, затем – на барабане». Взрослый может нарушить план для того, чтобы активизировать внимание ребенка.

Занятие №4.

Цель: определение направления звука.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Два колокольчика находятся в комнате на расстоянии 1-1,5 метров друг от друга (в поле зрения ребенка). Взрослый попеременно звенит колокольчиками, предлагая ребенку повернуться к звучащему предмету. Взрослый, произнося стихотворную фразу, сопровождает ее демонстрационными действиями:

-Где же, где же колокольчик? (показывает колокольчик и прячет его в коробочку).

-Нет-нет, нет-нет (покачивает головой, побуждая ребенка к аналогичным действиям).

-Где же, где же колокольчик? (вынимает колокольчик из другой коробочки).

-Вот-вот, вот-вот (звонит в колокольчик, побуждая малыша к аналогичным действиям рукой).

Варианты: Использование погремушки, коробочки с мелкими предметами, трещотки. Постепенное увеличение расстояния между предметами.

Занятие №5.

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Взрослый просит ребёнка закрыть глаза, тихо встаёт в стороне от него (справа, слева, впереди, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок, не открывая глаза, рукой указывает, откуда доносится звук и поворачивается лицом в этом направлении.

Занятие №6.

Цель: формирование тонких звуковых дифференцировок.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты и звучащие предметы – барабан, колокольчик, погремушка и звучащая коробочка. Взрослый знакомит ребенка с их звучанием. Аналогичный набор предметов находится за ширмой. Далее, взрослый, демонстрируя звучание барабана за ширмой, предлагает ребенку выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан. Ребенок стучит по лежащему перед ним инструменту.

Варианты: Взрослый предлагает ребенку определить, звучит ли барабан среди других предметов за ширмой. Если ребенок слышит стук барабана, то производит имитационные движения игры на этом инструменте.

 

Занятие №7.

Цель: формирование основ слуховой дифференциации неречевых звуков.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Основные требования к изготовлению звуковых коробочек: коробочки должны быть одинакового цвета и формы, сделанными из небьющегося материала, с плотно закрывающейся крышкой. Наполнители коробочек: монеты, спички, пуговицы, фасоль, горох, скрепки, песок.

Процедура: Взрослый знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом, сопровождая действие словами: «Коробочка гремит». Затем предлагает найти такую же коробочку среди 2-3-х одинаковых по внешнему виду.

Варианты: Перед ребенком стоят три коробочки в ряд (две из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю». Постепенно наполнение коробочек становится более близким по звучанию.

 

Занятие №8.

Цель: знакомство с характером звучащих предметов, развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Взрослый поочередно показывает ребенку два музыкальных инструмента (барабан, дудочка, бубен, гармошка, губная гармошка, колокольчик). Называя их, демонстрирует их звучание. Ребенок слушает звучание и рассматривает инструменты. Взрослый за ширмой повторяет игру на разных инструментах, а ребенок по звуку угадывает, «чья песенка слышится».

Варианты: Постепенное увеличение количества музыкальных инструментов.

Занятие №9.

Цель: формирование умения различать и запоминать последовательность музыкальных шумов.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Взрослый демонстрирует звучание и выставляет звуковые коробочки в заданной последовательности, используя слова «Сначала», «потом». Затем предлагает ребенку сделать то же самое с его набором коробочек, (количество коробочек варьируется от 2-3-х до 4-6-ти в каждом наборе).

Варианты: После того как коробочки будут выставлены по порядку, взрослый меняет их расположение у себя или у ребенка и просит восстановить их последовательность в ряду.

 

Занятие №10.

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Перед ребёнком такой же набор предметов, как у взрослого (бумага, мяч, карандаш, монеты, спички и др.). Взрослый знакомит ребёнка с действиями, которые можно совершать с этими предметами – бросать на пол мяч, катать его по столу, катать карандаш, стучать им по столу, мять или рвать бумагу, стучать монетой, ломать спички и др. Затем логопед воспроизводит действия за спиной ребёнка, побуждая его к выполнению аналогичного действия.

Варианты: Постепенное увеличение количества предметов.

 

Занятие №11.

Цель: формирование фонематического анализа слова из речевого потока.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Взрослый показывает ребенку игрушечную мышку и читает стихотворение, сопровождая текст движениями рукой:

-Мышка, мышка, на горошку! Вылей воду на дорожку! Рука вытянута вперед, ладонью вверх
-Мышка, мышка, дай горошку! Вылей воду на дорожку! «Забирающее» движение рукой

И побуждая ребенка производить совместные действия. Затем взрослый показывает действие, а ребенок произносит слово «на» или «дай» в зависимости от движения.

Варианты: Взрослый сам произносит слово или весь стихотворный текс, а ребенок производит соответствующие движения рукой.

 

Занятие №12.

Цель: формирование фонематического анализа слова из речевого потока.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Перед ребенком на столе фрукты – яблоко, банан, апельсин. Взрослый предлагает ребенку попросить яблоко, произнося слово «дай», затем угостить бананом кого-нибудь, произнося слово «на»

 

Занятие №13.

Цель: формирование ритмико-интонационной стороны речи, закрепление умения выделять слова «дай», «на» из речевого потока.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: У взрослого на столе яблоко, конфета, печенье. Он называет предметы и предлагает ребенку взять тот, который ему больше нравится, попросив: «Дай!».

Варианты: Игра «Дай соседу свой предмет» проводится с группой детей. У каждого из детей своя игрушка (любой предмет). Взрослый предлагает им обменяться предметами, используя слова «дай», «на».

Детям раздаются двусторонние разноцветные кружки (с одной стороны кружок синий, с другой – красный). Взрослый предлагает детям поднять кружок красной стороной, если они услышат слово «дай», и синей стороной, если они услышат слово «на».

 

Занятие №14.

Цель: закрепление умения выделять слова «дай», «на» из речевого потока, различение голосов ближайшего окружения.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Взрослый, произнося стихотворный текст, просит водящего ребенка угадать, кто произнес слова «дай», «на».

Поиграй-ка, Ваня с нами,

Выходи скорей вперед.

И с закрытыми глазами

Угадай, кто здесь поет!

 

Эту песенку свою

Я тебе, дружок, спою.

Ты глаза не открывай,

Кто я, ну-ка отгадай!

 

Занятие №15.

Цель: формирование регулятивной функции речи на основе упражнений в выполнении инструкций.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Перед ребенком на столе три предмета: ложка, чашка, тарелка. Взрослый просит ребенка быть внимательным и правильно выполнять команды. Задания даются краткие и простые, произносятся четко:

Возьми ложку (стакан, тарелку).

Дай мне ложку (стакан, тарелку).

Дай Кате ложку (стакан, тарелку).

Занятие №16.

Цель: развитие понимания слов и инструкций при выполнении соответствующих действий, организация зрительного восприятия в заданном пространстве.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Взрослый побуждает ребенка находить заданные предметы в пространстве комнаты, называть их:

-Где шкаф? (окно, стол, стул).

-Возьми книгу. Положи книгу на стол.

-Найди мячик под столом.

-Подойди к шкафу. Возьми из шкафа пирамидку.

Варианты: После предварительного показа взрослый на глазах ребенка прячет предмет (книгу, фломастер), затем просит ребенка повернуться в сторону спрятанного предмета и найти предмет.

Взрослый предлагает найти спрятанный предмет в пространстве комнаты с помощью «подзорной трубы», охватывающей оба глаза (листа плотной бумаги, свернутого в широкую трубочку).

 

Занятие №17.

Цель: развитие прослеживающих движений глаз, формирование произвольного произнесения звука «у».

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Взрослый показывает ребенку знакомые игрушки – мишку, собачку, кошку, производит с ними игровые действия, сопровождая их словами:

-К тебе пришли в гости игрушки. Они здороваются с тобой. Кошечка здоровается «мяу», собачка – «ав», а мишка –«у-у-у». Взрослый перемещает мишку за ширмой и просит ребенка сказать, откуда выйдет мишка, (движения игрушки определяются направлением маршрута передвижения). Изменения траектории движения позволяют формировать прослеживающие движения глазных яблок, которые необходимы для комплекса зрительного восприятия.

Варианты: В гости к малышу «приходят» два мишки. Игрушки располагаются по правую и левую сторону ширмы и по очереди «зовут» малыша. Он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала».

 

Занятие № 18

Цель: Формирование произвольного произнесения звука «а», развитие слухового внимания.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Взрослый предлагает поиграть ребенку в игру «У куклы болит горло». Взрослый обматывает горлышко кукле платочком и говорит:

– У куклы Маши заболело горлышко. Надо показать горлышко доктору. Как кукла покажет горлышко? Какой звук мы услышим? (а)

– Скажи тихо (громко) звук «а».

Варианты: Игра «Больные звери» (проводится с группой детей). У каждого ребенка в руках игрушка (мишка, кошка, собачка и др.) и платочек.

Взрослый говорит:

– Вы врачи. К вам пришли больные звери – у каждого болит горлышко. Нужно обмотать горлышко больного зверя платочком. Звери показывают больное горло врачу. Как они это делают? Скажите громко (тихо). Затем дети меняются игрушками и повторяют игровые действия.

Примечание: Отработка звука «а» осуществляется на последующих 4 – 6 занятиях с использованием других игрушек.

 

Занятие № 19

Цель: Формирование произвольного произнесения звука «о»; развитие основ прослеживающих движений глазных яблок, регулятивной функции речи на основе упражнений в выполнении инструкций.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Игра «Айболит». Взрослый создает игровую ситуацию – к Айболиту приходят игрушки: зайка, кукла, крокодил.

– У зайки болят зубы. Зайка плачет. Как плачет зайка? (взрослый побуждает ребенка произносить звук «о»).

– Крокодил большой, он плачет громко. Как плачет крокодил?

– Зайка маленький, он тихо плачет.

– Покажи, как плачет зайка.

Варианты: Игра «Зайка в комнате».

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие инструкции:

– Возьми зайку на ручки. Как он плачет? Пожалей его.

– Зайка выздоровел, запрыгнул на стул.

Затем взрослый за ширмой производит движения с зайцем (игрушки не видно, взрослый следит за направлением глаз ребенка).

– Догадайся, откуда выпрыгнет зайчик?

Примечание: Отработка звука «о» осуществляется на последующих 4-6 занятиях с использованием других игрушек, наглядных средств: обруч, колесико, курочка.

 

Занятие № 20

Цель: Формирование умения произвольного произнесения звука «и», активизация ощущений; развитие слухового внимания.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Взрослый показывает ребенку игрушечную лошадку и объясняет, что лошадка говорит: «и-и-и», предлагая ребенку повторить этот звук.

Затем ставит на стол уже знакомые игрушки (мишка, кукла, зайка) и, закрыв губы экраном, произносит звук «у».

– Кто с тобой поздоровался, покажи.

– Как говорит лошадка?

Игрушки убираются за ширму, взрослый предлагает ребенку угадать, кто с ним поздоровался.

Варианты: Ребенок ощупывает игрушку за ширмой или под столом, (не видя ее) и воспроизводит соответствующий звук (мишка – «у», зайка – «о», кукла с обмотанным горлышком – «а», лошадка – «и»).

Упражнение в синхронности движения и звукопроизношения.

Игра «Лошадка». Взрослый предлагает ребенку поиграть в заводную лошадку, «заводит» ребенка, играющего роль лошадки, ключиком и тот произносит «и-и-и» с одновременной ходьбой на месте.

Усложнение: Можно предложить ребенку бег на месте.

Примечание: Отработка звука «у» осуществляется на последующих 4-6 занятиях с использованием других игрушек, картинок.

 

Занятие № 21.

Цель: Закрепление слухового образа звуков «а», «о», «у», «и», уточнение слуховых образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Игра «Кто как говорит».

За ширму спрятаны знакомые ребенку игрушки. Ребенок по звуку, произнесенному взрослым, догадывается, кто так говорит, и выбирает соответствующую игрушку за ширмой (не видя ее).

Усложнение:

– Кто говорит «у»? Найди эту игрушку и посади ее на стул.

Варианты: Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты (дудочка, барабан, бубен, колокольчик и т.д.). Взрослый предъявляет ему предмет, завернутый в газету, и предлагает, ощупав его, не разворачивая, догадаться, какой это музыкальный инструмент, выбрав из ряда нужный.

Примечание: Аналогичная работа проводится с игрушками (лошадка, зайка и др.). Ребенок угадывает, какая игрушка завернута в газету (или платок), воспроизводя соответствующее звукоподражание («и», «о», «у», «а»).

 

Занятие № 22

Цель: Формирование фонематического анализа и синтеза на основе упражнений в дифференциации звуков «у» – «а»; развитие тактильного восприятия.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Перед ребенком на столе знакомые игрушки. Взрослый произносит звук «а» и просит ребенка выбрать из предложенного ряда ту игрушку, которая так говорит.

Игра «По дорожке».

Взрослый показывает ребенку две дорожки, одна из которых сделана из атласной ленты, другая – из наждачной бумаги. Взрослый предлагает ребенку, ощупав дорожки, догадаться, по какой дорожке пойдет маленькая куколка, а по какой – большой мишка.

– Проведи пальчики по дорожке к мишке, произнося нужный звук.

Варианты: Взрослый предъявляет панно с перепутанными дорожками:

– Отведи домой мишку и скажи, как он говорит.

К произнесенному взрослым звуку ребенок выбирает нужную игрушку и ведет ее по дорожке домой, произнося соответствующий звук.

Примечание: Аналогичная работа проводится по дифференциации звуков «о» – «и» с игрушками или картинками (зайка и лошадка).

Тактильные дорожки выполняются из различных материалов (объемной тесьмы, кусочков меха, картонной полоски с накапанным воском или наклеенными обломками спичек).

 

Занятие № 23

Цель: Развитие умения различать и запоминать цепочку звукоподражаний (у-у-у, а-а-а, о-о-о, и-и-и).

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Игра «Кто сначала – кто потом».

В гости к ребенку по очереди (из-за ширмы) «приходят» знакомые игрушки и здороваются с ним: сначала лошадка – «и-и-и», потом мишка – «у-у-у», за ним – зайка – «о-о-о». Ребенок воспроизводит последовательность звукоподражаний вначале с опорой на игрушки, затем без них.

Варианты: Игра «Кто молчал?»

Ребенок «здоровается» с той игрушкой, чей голос он не услышал.

Игра «Кто пришел?» (продолжение игры «Кто сначала – кто потом»). После того, как ребенок воспроизвел цепочку звукоподражаний, взрослый ставит на стол новую игрушку и предлагает ребенку найти нового гостя и вспомнить, как он разговаривает.

 

Занятие № 24

Цель: Формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся своей ритмико-интонационной законченностью.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Взрослый предлагает рассмотреть ребенку картинку с одним объектом. Далее он говорит, кто это и что делает, интонационно выделяет слово-действие, показывая позу изображенного на картинке объекта.

 

Сюжетные картинки Позы, воспроизводимые ребенком
Птичка летит Ребенок в положении «руки в стороны»
Птичка сидит Руки опущены и прижаты к бокам
Мальчик спит Ребенок, «положив» голову на ладошку, склоняет ее к плечу
Мальчик стоит, сидит Ребенок стоит, сидит
Мальчик идет Ребенок идет на месте
Бабочка летит Ребенок машет руками, имитируя махи крыльев
Птичка клюет (пьет) Движение туловищем вперед с наклонами головы
Девочка ест Движение рукой от стола ко рту
Кошка лакает молоко Имитирующее движение языком.

– Кто идет? (ест, сидит…).

– Покажи картинку, где мальчик спит (бабочка летит, мальчик стоит и др.).

 

Занятие № 25

Цель: Уточнение ритмико-интонационной характеристики предложения как лексической единицы на основе упражнения в выполнении команд.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Взрослый говорит ребенку:

– Найди игрушку, которая говорит «а» и посади ее на стул.

– Найди игрушку, которая говорит «у». Положи ее на стол … и т.д.

Взрослый смешивает игрушки и просит детей дать команды друг другу или взрослому:

– Уложи больного зайку.

–Посади мишку.

Варианты: Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его ритмичными движениями. Затем взрослый читает только текст, а ребенок совершает ритмичные движения:

А. Вова хлопать как умеет, Своих ручек не жалеет Хлоп – хлоп, хлоп-хлоп! хлопает в ладоши
Вова топать как умеет Своих ножек не жалеет: Топ-топ, топ-топ топает ногами
Б. Ручками захлопали: Хлоп-хлоп-хлоп! Ножками затопали: Топ – топ- топ! хлопает в ладоши     топает ногами
В. Стук, хлоп, тра-та-та Растворились ворота Стук, хлоп, тра-та-та Выезжаем со двора стучит кулаком по столу хлопает в ладошки стучит кулаком по столу хлопает в ладошки
Г. Зайка беленький сидит И ушами шевелит Вот так, вот так Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, Вот так, вот так Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать Скок-скок, скок-скок Надо зайке поскакать. пальцы сжать в кулак, указательный и средний палец вместе, сгибает и разгибает пальцы   хлопает в ладошки   потирает ладони   прыгает на месте  

Примечание: Стихотворные тексты Б, В, Г читаются на последующих занятиях.

 

Занятие № 26

Цель: Закрепление ритмико-интонационной характеристики предложения на основе выполнений упражнений на координацию; активизация мышечных ощущений.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура:

Взрослый, читая стихотворный текст, показывает соответствующее движение, побуждая ребенка производить аналогичные действия.

 

А. Плечи вверх, Плечи вниз, Птичка села на карниз. А карниз высоко, Полетим далеко.   ребенок производит аналогичные движения ребенок садится на корточки через стороны поднимает руки вверх ребенок выпрямляется и потягивается
Б. Я направо наклонюсь, Я налево наклонюсь, Я до пола дотянусь, И немного покружусь. ребенок производит аналогичные движения   ребенок кружится на месте
В. У слона большие уши: Вот такие, вот такие: Длинный хобот Вот такой, вот такой! Слон качает головой.   круговые движения руками около ушей движения обеими руками вперед от лица покачивающие движения головой, ногами, приставные шаги в сторону
Г. Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик, И верхом поеду в гости. движения, имитирующие поглаживания движения рукой сверху – вниз прыжки на месте

Примечание: Стихотворные тексты Б, В, Г читаются на последующих занятиях.

 

Занятие № 27

Цель: Закрепление слуховых образов звуков «а», «у», «о», «и» на основе упражнений в узнавании и различении их в магнитофонной записи.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Игра «Кто за ширмой»

Ребенок указывает по произнесенному взрослому звуку, какая игрушка спряталась за ширмой. Затем взрослый перемещает игрушку, ребенок прослеживает движение игрушки и одновременно произносит соответствующий звук.

Варианты: Взрослый предлагает ребенку узнать и различить звуки, записанные на магнитофон:

– Выбери игрушку, которая так говорит.

Можно предложить ребенку воспроизвести звукоподражания и записать речь на магнитофон. Затем ребенок прослушивает запись.

Й год обучения

Задачи:

· Формирование межанализаторных связей, обеспечивающих основу коммуникативной функции речи.

· Развитие механизмов межанализаторных связей как основы адекватной реакции.

· Уточнение и обогащение поступающих сигналов ощущений.

· Расширение диапазона эмоциональной реакции.

· Развитие ритмико-интонационной стороны речи.

· Расширение рамок слухового восприятия, направленности слухового внимания, памяти.

· Формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Занятие №1.

Цель: Формирование навыка регулятивной функции речи на основе развития межанализаторных связей.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Игра «Игрушки в корзинке».

Взрослый предлагает ребенку раскидывать на пол (ковер) игрушки или мелкие предметы, бирюльки из корзинки (коробки) на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» или «бом». После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладется обратно в корзинку.

Варианты:

1. Ребенку предлагается перелистывать книгу из твердой бумаги на каждый удар бубна или барабана.

2. Взрослый предлагает ребенку действовать по световому сигналу (включает и выключает фонарик).

 

Занятие № 2

Цель: Знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование навыка адекватного реагирования на заданную инструкцию.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Игра «Два зайца».

Взрослый показывает ребенку две игрушки – большого и маленького зайца. Большой заяц стучит в барабан громко, а маленький заяц – тихо. Затем, убрав игрушки за ширму, предлагает ребенку угадать, какой заяц стучит в барабан – большой или маленький.

Варианты:

1. Взрослый предлагает ребенку постучать самому, как большой заяц (маленький).

2. Взрослый говорит: -Если барабан звучит громко, подними руки вверх, если тихо – разведи руки в стороны.

 

Занятие № 3

Цель: Закрепление фонематических представлений о различной интенсивности неречевых звуков (громко - тихо); формирование навыка скоординированных движений.

Оборудование: обычная обстановка в группе или дома.

Процедура: Игра «Громко – тихо».

Взрослый дает задание ребенку:

– Подними флажки вверх, когда бубен зазвучит громко

– Разведи руки с флажками в стороны, когда бубен будет звучать тихо.

Рекомендуется чередовать громкое и тихое звучание бубна не более 4 – 6 раз.

В


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.177 с.