Фома Аквинский –реформатор и систематизатор средневековой схоластики. Гармония веры и разума, религии и философии, рациональное обоснование бытия Бога. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Фома Аквинский –реформатор и систематизатор средневековой схоластики. Гармония веры и разума, религии и философии, рациональное обоснование бытия Бога.

2017-08-11 1249
Фома Аквинский –реформатор и систематизатор средневековой схоластики. Гармония веры и разума, религии и философии, рациональное обоснование бытия Бога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Систематизировал схоластику Фома (Томас) Аквинский (1225-1274). Фома был монахом доминиканского ордена, преподавал теологию в Парижском университете и в доминиканских школах Италии. Он является автором обширных трудов, за что после смерти был объявлен "ангельским доктором" и причислен к лику святых.

Его именем было названо одно из господствующих направлений философии католической Церкви – томизм. В 1878 г. его учение было объявлено официальной философией католицизма, а со второй половины XIX в оно становится основой неотомизма, являющегося одним из мощных течений в современной религиозно-философской мысли.

Главная философская проблема - отношение веры и разума - ре­шается Фомой в пользу автономии разума. Следует различать, утвержда­ет он, истины веры и истины разума. Вместе с тем, между ними нет непре­одолимой преграды: веру и разум можно соединить, в случае если руководство­ваться принципом, - разум всесилен, пока он не противоречит вере.

Рассматривая проблему соотношения веры и знания, религии и науки Аквинат разрабатывает учение о двойственности истины. Отдавая первенство религиозной истине (истине откровения), он в то же время признавал большую значимость научных истин (истин разума), призванных объяснить сотворенный мир и тем самым помочь в познании самого Творца. Концепция двойственной истины открывает новый этап в развитии философии – начало освобождения ее от религиозного контроля.

Рассматривая проблемы общества, Фома рассматривает государство как божественное установление, главная цель которого в том, чтобы поддерживать в обществе мир, порядок и добродетель. Он выделял пять форм государственного устройства, лучшей из которых считал монархию. Однако полагал он, если монарх становится тираном, то народ имеет право свергнуть его. Но это возможно только с церковного благословения тогда, когда деятельность монарха противоречит целям и интересам церкви.

Его труды "Сумма теологии", "Сумма философии", "Сумма против язычников" опираются главным образом на труды Аристотеля. Бытие Аквинским рассматривается как возможное и как действительное. В его работах ʼʼСумма филосо­фииʼʼ и ʼʼСумма теологииʼʼданы систематизация и обоснование христианской теологии на принципах гармонии веры и разума.

В своем объемном труде "Сумма теологии" Фома дал образец схоластического мышления и основанных на нем методов изложения теоретических проблем. Вместе с тем, он проявил себя как мастер систематизации и компромисса; мы имеем дело с теолого-философским синтезом веры и разума. Сам факт такого синтеза отражал ту обстановку, которая складывалась к XIII ст. в богословии. Дело в том, что в Европу стали проникать новые идеи с арабского Востока, где лучше знали труды Аристотеля и могли толковать их более свободно. По поручению Римской курии Фома переработал учение Аристотеля в христианско-католическом духе.

Фома сформулировал ряд принципиальных положений:

1. Теология самодостаточна: она использует науку и философию в целях лучшего понимания божественных истин, но не зависит от них.

2. Истины теологии имеют своим источником откровение, а истины науки - чувственный опыт и разум. Поэтому они (теология и наука) не мешают друг другу, а лишь дополняют одна другую, существую в согласии. Он говорит: "Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над ней же размышляю, чтобы думать о Боге". Как видно, Фома высказывает относительно мягкую позицию, как бы примиряя их. Он говорит, что с помощью разума можно доказать истины (догматы) о бессмертии человеческой души, о существовании Бога, о сотворении мира и др. Но нельзя доказать догмат о воскрешении, святую Троицу, сотворение мира во времени, что такое Бог. Это прерогативы теологии.

 

Однако надо иметь в виду, что теология у Фомы выше науки, и если, как он пишет, разум не выполняет своей задачи в деле доказательства догматов, он становится бесполезным и есть опасность того, что он переродится в опасные заблуждения. В случае конфликта решающее слово остается за теологией (верой), которая выше всех рациональных доказательств. Не трудно догадаться, что наука здесь втянута в рамки христианской ортодоксии и ее место только там.

В вопросе об отношении веры и разума, религии и философии Фома исходил из того, что религия и философия разными способами достигают истину. Религия обретает свои истины в откровении, философия же приходит к истине посредством опыта и разума. Источником истин откровения и истин разума является Бог, поэтому нет противоречий между религией и разумом. Вера и религия возвышаются над знанием, философией. Религия и философия совершенно самостоятельны, но христианство обращается к философии с тем, чтобы с ее помощью сделать свое учение более доступным и понятным для верующих.

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к сле­дующим выводам:

· вера и разум – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

· вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

· вера и разум дают истинное знание;

· если человеческий разум противоречит вере, то он дает не­истинное знание;

· все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

· разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

· не поддаются рациональному (разумному) познанию про­блемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бо­га, а, следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

· философия и теология — разные науки;

· философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

· все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

 

Истины науки и истины веры не могут противоречить ​друг другу; между ними существует гармония.

В своих трудах он, опираясь на труды Аристотеля, рассматривает бытие как возможное и как действительное Бытие – это существование единичных вещей, что и есть субстанция. Материя - это возможность, а форма - действительность. Используя идеи Аристотеля о форме и материи, он подчиняет им учение о религии. Он утверждает, что материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы - Бога. Бог же - существо духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. Но материя пассивна, активность ей дает форма.

Отстаивая идею божественного творения мира, Фома Аквинский утверждал также, что сама эта идея означает возможность для творца совершить и обратный процесс. Это значит, что мир имеет, не только начало во времени, но и конец. Отсюда следовал его вывод о незначительности, т.е. ничтожности всего материального.

Фома считал, что доказать существование Бога можно двумя способами, а именно - через причину и через следствие, то есть в первом случае доказательство идет от причины к следствию, во втором - от следствия к причине.

Фома предложил свои пять доказательств существования бога, которыми пользуется и современная католическая церковь:

§ Все, что движется, движимо кем-то, следовательно, есть и перводвигатель всего – Бог;

§ Все, что существует, имеет причину, следовательно, есть и первопричина всего – Бог;

§ Случайное зависит от необходимого, следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

§ Все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно быть высшее качество – Бог;

§ Все в мире имеет цель, или смысл – значит, существует разумное начало, которое направляет все к цели – Бог.

 

 

В споре номиналистов и реалистов философ отстаивал позицию умеренного реализма, полагая, что универсалии имеют троякое существование: они существуют до вещей (в уме Бога), в вещах (как в творениях Бога) и после вещей (в словах человеческого языка).

В вопросе об отношении веры и разума, религии и философии Фома исходил из того, что религия и философия разными способами достигают истину. Религия обретает свои истины в откровении, философия же приходит к истине посредством опыта и разума. Источником истин откровения и истин разума является Бог, поэтому нет противоречий между религией и разумом. Вера и религия возвышаются над знанием, философией. Религия и философия совершенно самостоятельны, но христианство обращается к философии с тем, чтобы с ее помощью сделать свое учение более доступным и понятным для верующих.

Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в Средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX в. под названием неотомизма одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.

Философия Фомы Аквинского неоднозначно воспринимается в христианском мире: католики называют его философию «вечной», а православные считают, что его философия открыла «новый путь для чисто философского творчества, которое не просто стало обходиться в дальнейшем без религиозного обоснования (“верхнего этажа”), но постепенно вышло на путь полной автономии, возводимой отныне в принцип». На самом деле, Фома лишь находится у границы, за которой начинается «чисто философское творчество», самостоятельный путь «чистого разума». Фома Аквинский, предостерегая об опасности отрыва разума от веры, показал, что вера и внерелигиозное познание могут существовать независимо друг от друга.

5. Прокомментируйте высказывание Августина «… что я разумею, тому и верю; но не все, чему я верю, то и разумею. Все, что я разумею, то я знаю; но не все то знаю, чему верю. Я знаю, как полезно верить многому и такому, чего не знаю».

Августин ставил веру выше разума, он считал, что верить можно многим вещам, но не все их понимать. В высказывании Августина говорится, что человек, который не верит, ничего и не поймёт. Он обязательно должен верить! Верить должны даже в то, чего мы не видим, но нам об этом говорят. Вера и понимание должны быть в сердце человека.Более того, без веры не могло бы существовать и само человеческое общество.

Особенность решения проблемы соотношения веры и разумаАвгустином в том, что он считал, что вера и разум взаимосвязаны и дополняют друг друга.Вера нуждается в разуме как доказательстве и инструменте истолкования сущности Бога и его деяний. Без веры разум пуст, а вера без разума, дающего знание о Боге, слепа. Вера стимулирует понимание, «понимание - вознаграждение веры», разум же укрепляет веру. С помощью разума душа обретает способность судить о вещах. «Разум, – писал Августин, – есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное». Истина же содержится в душе,которая бессмертна, и человек не вправе забывать о высшей цели своей жизни. Человек должен подчинять свои знания вере, ибо в спасении души – его высшее назначение. «Итак, – делает вывод Августин, – что я разумею, тому и верю; но не все, чему я верю, то и разумею. Все, что я разумею, то я знаю; но не все то знаю, чему верю». Разум без веры самостоятельно бессилен искать истину

Проблемой соотношения веры и разума в средневековье занимался также Фома Аквинский.Он провозгласил тезис о гармонии разума и веры, в рамках которой философия и богословие призваны к сотрудничеству, но одновременно несводимы всецело друг к другу.

Фома обосновывает гармонию между верой и разумом, но не в смысле их равенства (ибо первенство отдается вере), а в том смысле, что и у веры, и у разума есть своя определенная область применения, за пределы которой они не должны выходить. Вера не только открывает перед разумом новые горизонты, но и укрепляет познающий разум сверхъестественным светом. Разум же должен сверять свой ход с верой подобно тому, как часы сверяют с «эталоном времени».

 

Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы были рассмотрены особенности средневековой философии.

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью, традиционностью, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

Проанализировав основные положения философии средних веков, можно сказать, что средневековая философия в целом теоцентрична: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него.

В этот период, благодаря философам, сформировалась христианская религия - её догматы, были приведены в определенную систему вероучения и мировоззрения церкви. Так же были истолкованы и теоретически оправданы все элементы церковного христианского мировоззрения.

Знакомство с философией Средневековья показывает культурную преемственность эпох (с античностью), и их различие, качественно новое состояние средневекового философствования. Философия средневековья была определена историческими событиями, а разные ее течения стали ответами на поставленные временем вопросы. Главной проблемой философии средневековья был вопрос «Бог и человек», именно этому взаимоотношению и его особенностям были посвящены труды средневековых философов.

Значение средневековой философии для последующего развития философии в том, что она:

Ø стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;

Ø сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;

Ø способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии - учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология - самостоятельное учение о познании);

Ø способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

Ø положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я - концепция, рационализм);

Ø пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

Ø выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешении.

 

Список использованной литературы:

1. Антология мировой философии. Под редакцией В.В. Соколова. - М.; Мысль, 1969.

2. Д. Антисери и Дж. Реале Западная философия от истоков до наших дней. -СПБ: ТОО ТК Петрополис, 1994.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 1991.

4. Рассел Бертран. История западной философии. – Ростов – на Дону: Феникс, 1998.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.,1991.

 

Список интернет-ресурсов:

1. http://filosof.historic.ru/ - Электронная библиотека по философии.

2. http://www.philosophy.ru/ - Философский портал.

3. http://www.gumer.info/ - Библиотека Гумер - гуманитарные науки.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.