Модуль 2. Ботанические экскурсии и ведение дневника практики — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Модуль 2. Ботанические экскурсии и ведение дневника практики

2017-08-11 469
Модуль 2. Ботанические экскурсии и ведение дневника практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель модуля: Изучение способов организации и методики проведения ботанических экскурсий в период полевой практики по изучению высших растений, знакомство с методическими подходами к выбору тематики самостоятельных ботанических экскурсий и правилами их проведения. Овладение правилами ведения дневника учебной практики по ботанике.

Содержание модуля

Ботанические экскурсии – важнейший этап летней полевой практики и ее основа. Именно на экскурсиях глубже и полнее познается многообразие растительного мира, наблюдаются и изучаются живые растения в непосредственной связи с условиями их обитания и друг с другом. На экскурсиях выявляются закономерности размещения растений в зависимости от экологических условий – увлажнения, освещенности, характера субстрата и типа почв и др. Кроме того, на экскурсиях познается структура, видовой состав растительных сообществ разных типов растительности.

Виды ботанических экскурсий очень разнообразны. Это могут быть экскурсии флористические (для изучения видового состава флоры), геоботанические (для изучения и описания растительных сообществ) или же экскурсии для изучения сезонных явлений в растительном мире, биологии и экологии отдельных видов и групп растений и др. Экскурсии во время учебной практики носят, как правило, комплексный характер и являются целевыми – тематическими, посвященными знакомству с растениями какого-либо одного или немногих типов местообитаний или типов растительности.

Желательно, чтобы это были принципиально близкие, но экологически различающиеся местообитания, например: светлый и тенистый лес, естественный лес и искусственное лесонасаждение, луга с разной степенью увлажнения и засоления почв, выпасаемые и невыпасаемые степные участки, степь и степная залежь и т. п. Удачным местом для проведения экскурсий являются степные балки и склоны речных долин, где отчетливо проявляется влияние рельефа и экологических условий на закономерности размещения отдельных видов растений и растительных сообществ.

При проведении ботанических экскурсий ведется полевой дневник, в котором фиксируются все результаты наблюдений. Полевой дневник – важный рабочий научный материал для последующего анализа и обобщения. Ведение дневника позволяет развить наблюдательность, необходимую любому естествоиспытателю.

 

Организация экскурсий

Особенностью летней учебной практики студентов очно-заочного и заочного отделений является то, что она проходит самостоятельно, без ежедневного руководства и помощи преподавателя. Поэтому, чтобы успешно и с максимальной пользой провести экскурсию, к ней следует основательно подготовиться. Теоретическая подготовка способствует более осознанному и, следовательно, более продуктивному и полезному проведению экскурсий.

Предварительно надо ознакомиться с планом местности, в которой предполагается проводить экскурсию, изучить доступный картографический материал (в настоящее время изданы хорошие и детальные географические атласы практически всех областей и краев страны), побеседовать с хорошо знающими окрестности людьми: лесниками, охотоведами, егерями, местными жителями – селянами, учителями биологии и географии в школах, сотрудниками краеведческих музеев и т. п. Существенно облегчает работу наличие мелкомасштабной или топографической карты местности. При ее отсутствии можно составить схематический план территории, отметив на нем расположение балок, речных долин, лесных массивов, транспортных магистралей, населенных пунктов и т. п. с указанием хотя бы примерных расстояний между объектами.

Перед экскурсиями надо ознакомиться по литературе с особенностями флоры и растительности региона (области, края) и конкретного места прохождения практики, в том числе с возможностью произрастания здесь редких и исчезающих, полезных и вредных (ядовитых, источников пыльцевых аллергенов и т. п.) растений. По справочным и учебным руководствам надо изучить экологические особенности растений разных местообитаний и типов растительности – лугов, степей, лесов, болот, каменистых обнажений и др., а также примерный набор видов растений, которые могут быть встречены на экскурсиях.

Собрав как можно больше информации, можно приступать к разработке примерной тематики ботанических экскурсий (примерной, поскольку она может корректироваться по ходу практики в зависимости от погодных и иных условий) и составлению календарного плана их проведения. При составлении календарного плана надо учитывать два обстоятельства. Во-первых, собранный на экскурсиях материал должен быть обработан, поэтому экскурсии надо проводить через определенный интервал времени. Во-вторых, в первую очередь надо планировать экскурсии по изучению растительного покрова степных участков из-за затухания цветения большинства видов степной флоры к середине лета.

Первые экскурсии целесообразно проводить в ближайших окрестностях населенного пункта. По длительности они должны быть относительно короткими. На них, а также при последующей обработке собранного материала отрабатываются необходимые практические навыки сбора, этикетажа, сушки и определения растений, ведения наблюдений за растениями и заполнения полевого дневника и др. Затем можно предпринимать более длительные и дальние экскурсии. Разнообразие флоры места прохождения практики должно быть отражено в гербарных сборах более или менее полно, поэтому экскурсиями надо охватить максимально возможное число различных местообитаний растений и типов растительности.

Определившись с тематикой экскурсии, следует разработать ее план и маршрут. Маршрут экскурсии лучше вырабатывать по карте местности, прокладывая его так, чтобы он меньше захватывал участки под сельскохозяйственными полями и т. п. и кратчайшим путем приводил к территории, намеченной к обследованию. Возвращаться с экскурсии лучше по иному пути. Это дает возможность собрать новые растения и оценить местность с точки зрения целесообразности проведения в ней отдельной экскурсии.

Выбирая маршруты экскурсий, надо принимать во внимание все ближайшие пути сообщения: проселочные, автомобильные и железную дороги, узнать расписание движения транспорта, чтобы воспользоваться им для переезда к интересным в ботаническом отношении урочищам или для быстрого возвращения с экскурсии при ухудшении погоды и иных обстоятельствах. Естественно, накануне экскурсии надо поинтересоваться прогнозом погоды. В дождливую и, тем более, грозовую погоду экскурсировать и собирать растения для гербария не следует.

Лучшее время выхода на экскурсию – раннее утро. За время пути успевает высохнуть роса, так что в 9–10 часов утра, до наступления жары можно приступать к сбору растений. Время экскурсии надо распределять с известным «запасом». Всегда существует вероятность непредвиденных обстоятельств и, кроме того, неопытный сборщик часто преуменьшает время, нужное для тщательного заполнения полевых этикеток, ведения полевых записей и пр. Именно поэтому первые экскурсии и следует предпринимать в ближние окрестности.

После проработки плана и маршрута экскурсии тщательно готовится экскурсионное снаряжение, одежда, лекарственные и другие необходимые средства. Крайне неприятно, потратив время и усилия на то, чтобы добраться до конечного пункта экскурсии, не провести ее на должном уровне из-за отсутствия какого-либо предмета снаряжения или вспомогательных средств.

На экскурсиях не следует увлекаться сбором большого числа растений. Качественная сушка растений для гербария, описание и определение растений, обработка полевого дневника требуют от студента немалого времени. Оптимальное число растений, собираемых на экскурсии, составляет 10.

В целом, во время экскурсии надо соблюдать ряд простых, но обязательных правил:

- работать строго по намеченному плану, реализуя запланированные задачи экскурсии;

- тщательно, аккуратно и на месте документировать наблюдения в полевом дневнике и сборы растений в полевых этикетках;

- собирать материала ровно столько, сколько можно будет качественно обработать, избегать бесцельного уничтожения растений, особенно из категории редких и исчезающих.

Экскурсия может считаться законченной не тогда, когда студент благополучно возвратился с нее домой, а лишь тогда, когда весь собранный на ней растительный материал обработан, изготовлен гербарий с чистовыми этикетками и выполнено описание экскурсии в дневнике практики.

Правило, которого следует придерживаться неукоснительно, – не экскурсировать в одиночку. Спутниками во время экскурсиимогут быть взрослые члены семей, друзья, однокурсники при проживании их в одном населенном пункте. В последнем случае практика каждым из студентов выполняется индивидуально: каждый из студентов оформляет все необходимые отчетные документы и материалы, их дублирование должно быть исключено.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.