Оборудование для прохождения практики — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Оборудование для прохождения практики

2017-08-11 533
Оборудование для прохождения практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.В. ФЕДЯЕВА

ЛЕТНЯЯ УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО БОТАНИКЕ:

ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ

Практическое руководство

Ростов-на-Дону

Федяева В.В. Летняя учебная практика по ботанике: Высшие растения. Практическое руководство. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008.– 170 с.

 

В руководстве сформулированы основные задачи и содержание практики, требуемое организационно-методическое и техническое обеспечение для ее самостоятельного прохождения. Рассмотрена методика проведения тематических ботанических экскурсий и ведения дневника практики. Описаны методика и техника сбора и сушки растений, правила этикетажа, приемы изготовления гербария. Уделено внимание вопросам охраны растений. Даются методы анализа морфологической структуры растений, краткие сведения о классификации и номенклатуре растений, структуре определителей и порядке определения растений. Рассмотрены правила и требования к оформлению результатов прохождения практики, указаны типичные погрешности и ошибки. Приведен список основных определителей и учебных пособий по полевой практике. В приложении дана краткая характеристика растительного покрова Ростовской области.

Учебно-методическое пособие предназначено для обеспечения самостоятельной работы в период учебной полевой практики по высшим растениям студентов очно-заочного и заочного отделений по специальностям 020201 Биология и 020803 Биоэкология.

Библиограф. 36 назв. Ил. 22. Табл. 5.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................. 5

Модуль 1. Общие методические требования к практике.................................. 6

1.1. Задачи и содержание практики........................................................... 6

1.2. Оборудование для прохождения практики........................................ 9

1.3. Задания для самоконтроля................................................................. 16

Модуль 2. Ботанические экскурсии и ведение дневника практики............... 17

2.1. Организация экскурсий...................................................................... 18

2.2. Тематика ботанических экскурсий................................................... 21

2.3. Ведение дневника практики.............................................................. 23

2.4. Задания для самоконтроля................................................................. 27

Модуль 3. Сбор растений для гербария............................................................ 29

3.1. Техника сбора растений для гербария.............................................. 30

3.2. Закладка растений в папки, полевой этикетаж................................ 37

3.3. Охрана растений при сборе............................................................... 43

3.4. Задания для самоконтроля................................................................. 45

Модуль 4. Сушка растений и изготовление гербария...................................... 47

4.1. Сушка растений для гербария ….………………………………….. 47

4.2. Техника изготовления гербария ….................................................... 52

4.3. Подготовка гербария к сдаче............................................................. 64

4.4. Задания для самоконтроля................................................................. 66

Модуль 5. Определение и морфологическое описание растений................... 68

5.1. Морфологическое изучение и описание растений.......................... 70

5.2. Краткие сведения о классификации и номенклатуре растений..... 78

5.3. Определение растений....................................................................... 85

5.4. Задания для самоконтроля................................................................. 93

Модуль 6. Составление систематического списка растений и его анализ.... 95

6.1. Сводный систематический список................................................... 95

6.2. Анализ итогов практики.................................................................... 97

6.3. Задания для самоконтроля............................................................... 100

Литература......................................................................................................... 102

Приложение 1. Ответы к заданиям для самоконтроля ……………………. 106

Приложение 2. Краткая характеристика растительного покрова

Ростовской области ………………………………………………….… 108

Приложение 3. Погрешности и ошибки в оформлении отчетных

материалов ……………………………………………..………………. 169

ВВЕДЕНИЕ

Летняя учебная практика по ботанике (раздел Высшие растения) предусмотрена учебным планом для студентов очно-заочного и заочного отделений биолого-почвенного факультета соответственно после окончания второго и четвертого семестров. В организационно-методическом плане она состоит из трех частей:

1) в период после окончания летней сессии студентов очно-заочного отделения и в период летней сессии студентов заочного отделения проводятся ознакомительные занятия, на которых студенты получают общие инструкции и задания на период прохождения практики, знакомятся с методикой проведения ботанических экскурсий, ведения дневника практики, методиками сбора, гербаризации, морфологического описания и определения растений;

2) в летний период осуществляется самостоятельное выполнение учебной практики, подготовка необходимых отчетных материалов;

3) в период установочной сессии пятого семестра студентов заочного отделения или же в начале третьего семестра студентов очно-заочного отделения проводятся зачетные занятия с подведением итогов практики.

Летняя учебная практика по высшим растениям давно стала самостоятельной учебной дисциплиной с собственными задачами и программой. Она не может быть заменена никакими иными формами занятий по ботанике или же отработана в зимнее время. Поэтому она требует к себе самого серьезного отношения.

Во время прохождения практики, особенно на ботанических экскурсиях, следует строго соблюдать правила техники безопасности. Инструктаж по технике безопасности при работе в полевых условиях студенты получают на ознакомительных занятиях на кафедре ботаники, что фиксируется в журнале по технике безопасности.

Весь объем работ в период практики разбит на 6 учебных модулей, содержание и методические указания к выполнению которых изложены ниже.

Модуль 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИКЕ

Цель модуля: Уяснить основные методические требования к содержанию практики, ее цели и задачи, формы отчетности, время и место прохождения, изучить требования к материально-техническому оснащению прохождения практики.

Содержание модуля

Летние учебные практики по биологическим дисциплинам – особые формы учебных занятий. Они являются важнейшим звеном профессиональной подготовки биологов и биоэкологов, знакомя их с важнейшими чертами природных комплексов разных зон и подзон, развивая экологическое мышление, умение анализировать сложные связи между средой и живыми организмами. Практика по ботанике призвана научить студентов ориентироваться в видовом многообразии растений, в особенностях их адаптации к разным условиям абиотической и биотической среды, дать представление о наиболее важных и распространенных видах растений той или иной природно-климатической зоны.

 

1.1. Задачи и содержание практики

Летняя учебная практика по ботанике (раздел Высшие растения) является органичной составной частью курса по этой дисциплине. Ее основная цель – закрепление, углубление и расширение знаний, полученных при изучении раздела Высшие растения на лекциях, лабораторных занятиях и при подготовке к экзамену, освоение основных методов полевого изучения многообразия видов растений.

Научно-методические основы учебной полевой практики по ботанике базируются на классических методах полевого изучения растительного покрова, которые освещены в литературе, перечисленной в пункте Б списка литературы.

В ходе практики решается и ряд специфических задач, определяемых работой в полевых условиях. Это следующие задачи:

а) ознакомление с видовым составом флоры высших растений и основными типами растительности района прохождения практики;

б) наблюдение непосредственно в природных условиях различных форм приспособления растений к разным условиям существования;

в) изучение базовых методов полевого исследования растений, приобретение навыков наблюдений за растениями и ведения полевого дневника;

г) изучение методов научного коллекционирования высших растений, т. е. сбора растений и изготовления из них гербария;

д) приобретение навыков описания и определения высших растений.

Таким образом, летняя учебная практика имеет самостоятельное значение как особый учебный курс и как важное звено биологического и экологического образования. Полученные на ней знания и навыки являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки биолога и биоэколога.

Содержание практики определяется ее задачами. Оно включает:

1) Изучение видового состава и экологических особенностей высших растений в основных типах растительности на тематических ботанических экскурсиях.

2) Изучение морфологических признаков, свойственных ведущим семействам флоры высших растений района прохождения практики, составление полных морфологических описаний и зарисовок растений из этих семейств.

3) Сбор растений и составление научной гербарной коллекции из 50–75 гербарных листов и 5–10 пакетов мхов.

4) Определение высших растений района прохождения практики, составление систематического списка всех растений, изученных в период практики.

5) Ведение дневника летней полевой практики, с отражением в нем экскурсионных маршрутов, описаний мест сбора растений, наблюдений за особенностями распространения, биологии и экологической приуроченности отдельных видов, результатов их определения.

В соответствие с содержанием практики подготавливается и отчетный материал для зачета по практике. Он должен включать:

- дневник летней учебной полевой практики с описанием 5–7 тематических ботанических экскурсий;

- альбом с морфологическими описаниями и зарисовками представителей 10 ведущих семейств растений местной флоры;

- аннотированный систематический список видов растений, определенных, загербаризированных и встреченных (узнанных) в период прохождения практики;

- гербарий, включающий 50–75 гербарных листов сосудистых растений и 5– 10 пакетов мхов.

На зачете студенты должны показать знание латинских и русских названий растений, их принадлежность к семействам, классам и отделам, знание признаков важнейших семейств цветковых растений, морфологических и экологических особенностей собранных растений, а также показать навыки определения высших растений.

Рекомендации к выполнению основных разделов летней учебной практики более подробно изложены ниже, здесь же остановимся на двух заслуживающих внимания вопросах – о времени и о месте самостоятельного прохождения практики. Наилучшее время прохождения практики в степной зоне – конец весны и начало лета. Позже число активно вегетирующих видов растений заметно сокращается. Поэтому желательно пройти практику сразу же вслед за летней сессией, т. е. в конце июня и начале июля. Если обстоятельства не позволяют сделать этого, возможно прохождение практики и во второй половине лета. Однако состав и число активно вегетирующих видов сосудистых растений будут в это время однообразнее и беднее, так что выполнение всех задач практики потребует бóльших усилий.

В качестве места прохождения практики должен быть выбран район постоянного проживания студента, причем практику надо проходить в сельской местности, выезжая за пределы города и выходя за пределы сельских населенных пунктов. Из этого правила возможны мотивированные исключения, если, например, студент находится в длительном отпуске вдали от постоянного места жительства, где и проходит практику, и т. п.

 

Задания для самоконтроля

Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и сравните его с правильными ответами в конце настоящей работы.

1) В период учебной практики по ботанике необходимо овладеть методикой: А – сбора и гербаризации растений, Б – описания растительных сообществ, В – определения высших растений, Г – фенологических наблюдений, Д – сравнительного изучения флоры, Е – ведения полевого дневника.

2) Лучшее время для прохождения учебной практики по высшим растениям в степной зоне – это: А – июнь – июль, Б – июль – август, В – август – сентябрь.

3) Размер гербарного листа: А – 20 ´ 40 см, Б – 30 ´ 42, В – 30 ´ 50.

4) Оборудование для сушки гербария включает: А – гербарную папку, Б – гербарный пресс, В – термостат.

5) Оборудование для прикрепления растений к гербарному листу включает: А – иглы и нитки, Б – полоски клеящей бумаги, В – скотч, Г – клей.

6) Отчетное количество гербарных листов составляет: А – 30, Б – 50, В – 100.

7) Гербарная рубашка – это: А – сложенный вдвое лист ватмана, Б – лист бумаги формата А 3, В – сложенный вдвое лист газетной бумаги.

8) Портативный гербарный пресс изготавливают из: А – деревянных реек, Б – картона, В – металлических пластин, Г – деревянных реек и металлической сетки.

9) Экскурсионное снаряжение включает: А – гербарную папку, Б – гербарный пресс, В – бумагу для монтировки растений, Г – бумагу для сушки растений.

10) В бумажные пакеты собирают: А – мхи, Б – плоды и цветки, В – цветковые растения.

 

Организация экскурсий

Особенностью летней учебной практики студентов очно-заочного и заочного отделений является то, что она проходит самостоятельно, без ежедневного руководства и помощи преподавателя. Поэтому, чтобы успешно и с максимальной пользой провести экскурсию, к ней следует основательно подготовиться. Теоретическая подготовка способствует более осознанному и, следовательно, более продуктивному и полезному проведению экскурсий.

Предварительно надо ознакомиться с планом местности, в которой предполагается проводить экскурсию, изучить доступный картографический материал (в настоящее время изданы хорошие и детальные географические атласы практически всех областей и краев страны), побеседовать с хорошо знающими окрестности людьми: лесниками, охотоведами, егерями, местными жителями – селянами, учителями биологии и географии в школах, сотрудниками краеведческих музеев и т. п. Существенно облегчает работу наличие мелкомасштабной или топографической карты местности. При ее отсутствии можно составить схематический план территории, отметив на нем расположение балок, речных долин, лесных массивов, транспортных магистралей, населенных пунктов и т. п. с указанием хотя бы примерных расстояний между объектами.

Перед экскурсиями надо ознакомиться по литературе с особенностями флоры и растительности региона (области, края) и конкретного места прохождения практики, в том числе с возможностью произрастания здесь редких и исчезающих, полезных и вредных (ядовитых, источников пыльцевых аллергенов и т. п.) растений. По справочным и учебным руководствам надо изучить экологические особенности растений разных местообитаний и типов растительности – лугов, степей, лесов, болот, каменистых обнажений и др., а также примерный набор видов растений, которые могут быть встречены на экскурсиях.

Собрав как можно больше информации, можно приступать к разработке примерной тематики ботанических экскурсий (примерной, поскольку она может корректироваться по ходу практики в зависимости от погодных и иных условий) и составлению календарного плана их проведения. При составлении календарного плана надо учитывать два обстоятельства. Во-первых, собранный на экскурсиях материал должен быть обработан, поэтому экскурсии надо проводить через определенный интервал времени. Во-вторых, в первую очередь надо планировать экскурсии по изучению растительного покрова степных участков из-за затухания цветения большинства видов степной флоры к середине лета.

Первые экскурсии целесообразно проводить в ближайших окрестностях населенного пункта. По длительности они должны быть относительно короткими. На них, а также при последующей обработке собранного материала отрабатываются необходимые практические навыки сбора, этикетажа, сушки и определения растений, ведения наблюдений за растениями и заполнения полевого дневника и др. Затем можно предпринимать более длительные и дальние экскурсии. Разнообразие флоры места прохождения практики должно быть отражено в гербарных сборах более или менее полно, поэтому экскурсиями надо охватить максимально возможное число различных местообитаний растений и типов растительности.

Определившись с тематикой экскурсии, следует разработать ее план и маршрут. Маршрут экскурсии лучше вырабатывать по карте местности, прокладывая его так, чтобы он меньше захватывал участки под сельскохозяйственными полями и т. п. и кратчайшим путем приводил к территории, намеченной к обследованию. Возвращаться с экскурсии лучше по иному пути. Это дает возможность собрать новые растения и оценить местность с точки зрения целесообразности проведения в ней отдельной экскурсии.

Выбирая маршруты экскурсий, надо принимать во внимание все ближайшие пути сообщения: проселочные, автомобильные и железную дороги, узнать расписание движения транспорта, чтобы воспользоваться им для переезда к интересным в ботаническом отношении урочищам или для быстрого возвращения с экскурсии при ухудшении погоды и иных обстоятельствах. Естественно, накануне экскурсии надо поинтересоваться прогнозом погоды. В дождливую и, тем более, грозовую погоду экскурсировать и собирать растения для гербария не следует.

Лучшее время выхода на экскурсию – раннее утро. За время пути успевает высохнуть роса, так что в 9–10 часов утра, до наступления жары можно приступать к сбору растений. Время экскурсии надо распределять с известным «запасом». Всегда существует вероятность непредвиденных обстоятельств и, кроме того, неопытный сборщик часто преуменьшает время, нужное для тщательного заполнения полевых этикеток, ведения полевых записей и пр. Именно поэтому первые экскурсии и следует предпринимать в ближние окрестности.

После проработки плана и маршрута экскурсии тщательно готовится экскурсионное снаряжение, одежда, лекарственные и другие необходимые средства. Крайне неприятно, потратив время и усилия на то, чтобы добраться до конечного пункта экскурсии, не провести ее на должном уровне из-за отсутствия какого-либо предмета снаряжения или вспомогательных средств.

На экскурсиях не следует увлекаться сбором большого числа растений. Качественная сушка растений для гербария, описание и определение растений, обработка полевого дневника требуют от студента немалого времени. Оптимальное число растений, собираемых на экскурсии, составляет 10.

В целом, во время экскурсии надо соблюдать ряд простых, но обязательных правил:

- работать строго по намеченному плану, реализуя запланированные задачи экскурсии;

- тщательно, аккуратно и на месте документировать наблюдения в полевом дневнике и сборы растений в полевых этикетках;

- собирать материала ровно столько, сколько можно будет качественно обработать, избегать бесцельного уничтожения растений, особенно из категории редких и исчезающих.

Экскурсия может считаться законченной не тогда, когда студент благополучно возвратился с нее домой, а лишь тогда, когда весь собранный на ней растительный материал обработан, изготовлен гербарий с чистовыми этикетками и выполнено описание экскурсии в дневнике практики.

Правило, которого следует придерживаться неукоснительно, – не экскурсировать в одиночку. Спутниками во время экскурсиимогут быть взрослые члены семей, друзья, однокурсники при проживании их в одном населенном пункте. В последнем случае практика каждым из студентов выполняется индивидуально: каждый из студентов оформляет все необходимые отчетные документы и материалы, их дублирование должно быть исключено.

 

Ведение дневника практики

Дневник практики – важнейший документ, который позволяет оценить успешность и плодотворность прохождения практики студентом. Ему надо уделить серьезное внимание.

Во время экскурсии в черновой полевой дневник вносятся сведения о месте проведения экскурсии, подробно описывается ее маршрут, время начала и окончания. Надо сделать схематический план местности или приложить копию мелкомасштабной или топографической карты. Сведения о погодных условиях во время ботанической экскурсии не так важны, как во время зоологической, однако и они не излишни. Так, в ветреную погоду легче провести наблюдения над распространением плодов и семян у анемохоров и, напротив, при сильном ветре невозможно делать наблюдения над опылением энтомофильных растений и т. п.

В полевом дневнике детально описываются особенности растительного покрова: тип растительности (степная, луговая и пр.), видовой состав и строение растительных сообществ (высота травостоя или древостоя, ярусность, проективное покрытие и др.). Тщательно отмечаются все наблюдения над растениями: их приуроченность к определенным местообитаниям и растительным сообществам, фенологическая фаза, средняя высота, обилие, жизненность, способы опыления и распространения семян и плодов и другие специфические биологические и экологические особенности.

Растения, предназначенные для гербаризации или морфологического описания, надо помечать в дневнике номерами, соответствующими их номерам в полевых этикетках. Наблюдения над экологической приуроченностью и биологическими особенностями этих видов растений должны быть особенно полными.

После возвращения с экскурсии на основе полевых записей безотлагательно должно быть выполнено описание экскурсии в дневнике практики. На экскурсии в сравнительно короткое время охватывается обширный материал. Многое при этом не отражается в полевых записях полноценно, в тексте часто используются сокращения. По ходу экскурсии наблюдения над некоторыми видами растений могут неоднократно дополняться новыми сведениями. При составлении описания экскурсии в дневнике практики восстанавливается ход экскурсии, систематизируются наблюдения над растениями, формулируются ее итоги. К описанию прилагаются схемы или карты местности, фотографии, зарисовки.

Полнота описания экскурсии в дневнике практики находится в прямой зависимости от полноты записей в черновом полевом дневнике. Его небрежное ведение (или даже отсутствие его у особо нерадивых студентов) легко обнаруживается при чтении дневника: в нем нет живой конкретности и индивидуальности наблюдений над растительным миром, описания абстрактны и чрезмерно кратки, если не фантастически вообще.

Дневник практики должен иметь титульный лист, где указывается название вуза и факультета, фамилия практиканта, место прохождения практики, даты начала и окончания практики.

Описание тематических экскурсий в дневнике практики проводится с соблюдением определенного плана. Ниже в качестве образца приведено примерное начало описания тематических экскурсий.

ОБРАЗЕЦ

«Экскурсия № 3

Тема экскурсии: Растения пойменных лугов и болот долины р. Калитвы.

Место проведения экскурсии: Левобережная пойма р. Калитвы в окрестностях хутора Маршинского Тарасовского района Ростовской области.

Дата и время проведения экскурсии: 7 июля 2003 г., 8.00–14.00.

Цель экскурсии: Изучение растительного покрова поймы р. Калитвы.

Задачи экскурсии: 1) знакомство с болотной и луговой растительностью речной поймы, закономерностями их размещения;

2) сбор растений для гербаризации и определения;

3) наблюдения над биологическими и экологическими особенностями луговых и болотных видов растений.»

Далее уместно привести схему местности с указанием маршрута движения. Затем описывается характер рельефа и растительного покрова на маршруте. В нашем примере это может выглядеть примерно так.

ОБРАЗЕЦ

«… Конечным пунктом экскурсии является урочище «Соловьиная заимка» на левом берегу р. Калитвы, примерно в 1,5 км выше по ее течению от хутора Перфильева. Погода солнечная, ветер слабый, юго-восточного направления, температура воздуха утром плюс 22° С. Экскурсия начата в 8 часов утра из поселка Россошь. Путь следования – по проселочной дороге в пойме реки в направлении хутора Перфильева (схематический план местности приведен ниже). Урочище находится в 3,5 км к югу от поселка и в 1,5 км к северу от хутора Перфильева.

Основная часть урочища расположена в пойме между уступом надпойменной террасы и руслом реки, к урочищу принадлежит также часть склона террасы. Площадь урочища – около 14 га. Высота уступа надпойменной террасы составляет около 3 м. Склон уступа выположен и рассечен неглубокими промоинами. Кроме того, на склоне террасы имеется небольшая овражистая балочка, на дне которой бьет родник, от которого берет начало небольшой ручей, пересекающий урочище в его южной части.

Территория урочища преимущественно безлесна. Древесно-кустарниковая растительность приурочена к сложенной песками возвышенной прирусловой части поймы и к склону террасы. В прирусловой части растет светлый пойменный лес. Основными породами деревьев являются верба (ива белая) и осокорь (тополь черный). Крупные деревья вербы растут по самому берегу реки на рыхлой песчаной почве. Дальше от русла встречаются смешанные вербово-осокоревые насаждения. Они развиваются на темных супесчаных почвах. Небольшой участок чистого, без вербы, осокорника отмечается только близ устья ручья. Древостой в вербняке и осокорнике одноярусный, кустарниковый ярус отсутствует. Подрост деревьев единичен в осокорнике и более обилен в прирусловом вербняке, особенно на прирусловом песке. На стволах деревьев имеются эпифитные обрастания, преимущественно из лишайников; эпифитные мхи редки, а напочвенные практически отсутствуют. Травяной покров в пойменном лесу разреженный. В нем доминируют злаки и ежевика. Особенно много ежевики под осокорем.

На склоне террасы среди разнотравно-злаковой растительности встречаются большие куртины терна диаметром от 3 до 8 м, терновники также тянутся полосами по секущим склон неглубоким промоинам. По периферии зарослей терна травостой густой и высокий, внутри зарослей почва практически голая. Отдельные куртины терна диаметром до 5 м встречаются также на пойме.

В овражистой балке по берегам ручья развиты почти чистые заросли тростника обыкновенного. Его побеги увиты травянистой лианой повоем заборным (Calystegia sepium). Склоны сильно смыты, на их крутых откосах растительный покров практически отсутствует, встречаются лишь единичные особи трав, например, аргузии сибирской (Argusia sibirica), хвоща ветвистого (Equisetum ramosissimum) и сорняков. На более пологих участках травяной покров более густой, в нем господствует пырей ползучий (Elytrigia repens).

В пойме распространена луговая растительность. Вурочище она представлена лугами умеренного увлажнения. Во время проведения экскурсии основной массив лугов подвергся сенокошению. Нескошенные участки луга приурочены к опушкам терновников, пойменных лесов и тростниковых зарослей вдоль ручья. На лугах господствуют злаки мятлик узколистный (Poa angustifolia), кострец безостый (Bromopsis inermis), полевица гигантская (Agrostis gigantea), обилен также пырей ползучий. Из цветущего разнотравья своим обилием выделяются бобовые: виды клевера (T rifolium pratense, T. repens), лядвенец украинский (Lotus ucrainicus), стальник (Ononis arvensis), горошек (Vicia tenuifolia), чина луговая (Lathyrus pratensis)а также девясил британский (Inula britannica), лапчатка ползучая (Potentilla reptans), молочай уральский (Euphorbia uralensis), подорожник ланцетный (Plantago lanceolata), тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium) и др.

Вдоль проселочной дороги, троп и на берегу реки близ мест отдыха встречаются сорные растения: подорожник большой (Plantago major), лебеда татарская (Atriplex tatarica), спорыш обыкновенный (Polygonum arenastrum), амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia), марь белая (Chenopodium album), горец пятнистый (Persicaria maculosa) и др. На отдельных участках в прибрежной полосе реки и на месте выемки песка массово разрастается дурнишник калифорнийский (Xanthium californicum).

Формы хозяйственной деятельности на территории урочища – выпас скота, сенокошение и рекреация (отдых населения). Следы последнего в наибольшей мере проявляются на берегу реки, где имеются кострища, уплотнения почвы, бытовой мусор. В целом, антропогенные нарушения в урочище умеренные.»

Далее в дневнике подробно описывается, какие растения и в каких сообществах были взяты для определения и гербаризации. Отмечаются все особенности их экологической приуроченности, обилие, фенологическая фаза, наличие опылителей и пр. Затем можно кратко описать местность при возвращении с экскурсии, если оно происходило по иному маршруту.

Завершает описание экскурсии подведение ее итогов (в соответствии с поставленными задачами), а также результаты определения собранных видов растений (см. ниже). Целесообразно в конце описания составить список всех видов растений, с которыми удалось познакомиться на экскурсии.

Как уже указывалось, дневник практики должен содержать описание не менее 5 самостоятельных экскурсий и, кроме того, описание первой ознакомительной экскурсии, которая проходит в период летней сессии под руководством преподавателя.

Задания для самоконтроля

Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и сравните его с правильными ответами в конце настоящей работы.

1) В период учебной практики по высшим растениям наиболее продуктивны ботанические экскурсии: А – флористические, Б – фенологические, В – тематические, Г – геоботанические.

2) При организационной подготовке к ботанической экскурсии надо: А – изучить карту местности и проложить ее маршрут, Б – попрактиковаться в определении растений, В – изучить литературу об особенностях местности.

3) На экскурсию с собой надо обязательно взять: А – гербарную папку, Б – оборудование для сушки растений, В – бинокль, Г – определитель растений, Д – полевой дневник.

4) Маршрут экскурсии прокладывается с учетом: А – близости к населенному пункту, Б – близости к транспортным путям, В – близости к местам отдыха населения, Г – наличия участков естественной растительности.

5) Обязательными ботаническими экскурсиями в период практики являются следующие: А – для изучения сельскохозяйственных растений, Б – для изучения дикорастущих растений, В – для изучения ядовитых растений, Г – для изучения декоративных растений.

6) Оптимальное время для ботанической экскурсии – это: А – раннее утро, Б – первая половина дня, В – вторая половина дня, Г – дождливое время.

7) Цель ботанической экскурсии определяется: А – в подготовительный период, Б – при выходе на местность, В – при заполнении дневника практики.

8) Оптимальное число растений, собираемых на одной экскурсии в период практики, составляет: А – 5, Б – 20, В – 10 – 15, Г – 25.

9) Дневник практики должен отражать: А – сведения о месте проведения ботанической экскурсии, Б – сведения о погодных условиях, В – описание особенностей растительного покрова, Г – литературные выписки о растениях, встреченных на экскурсии, Д – результаты собственных наблюдений над растениями.

10) Какой из названных элементов дневника практики является обязательным: А – фотографии растений, Б – маршрут экскурсии, В – маршрут возвращения с экскурсии.

11) Отчетный дневник практики отличается от чернового: А – полнотой сведений о наблюдениях над растениями, Б – результатами определения собранных на экскурсии растений, В – схематическим отражением плана местности и хода экскурсии.

12) Описание ботанической экскурсии выполняется: А – при подготовке отчетных материалов, Б – после завершения экскурсии и определения собранных растений, В – во время экскурсии и дополняется после определения собранных растений.

 

Охрана растений при сборе

Сбор растений (выкопка целых особей трав, срезание побегов и коры древесных растений, сбор плодов, семян, цветков) наносит известный вред популяциям растений и среде их обитания. Важно стремиться сделать этот ущерб минимальным, для чего следует придерживаться следующих правил:

1) не производить сбор растений на особо охраняемых природных территориях – в заповедниках, заказниках, памятниках природы; наличие таких территорий в местах прохождения практики надо выяснить заранее;

2) в качестве рабочего места для записей в дневнике, закладки растений в папки, составления этикеток выбирать обочины дорог, тропы, межи, скошенные участки на лугах, в степях и т.п.;

3) не собирать растений больше, чем это необходимо для заполнения гербарного листа, определения и описания растений;

4) наблюдения, по возможности, проводить на живых растениях, не повреждая их.

В каждой местности встречается определенное число растений, запрещенных для сбора. Это растения, внесенные в федеральную и региональные “Красные книги”, в региональные списки редких, исчезающих и требующих охраны видов. Перед началом практики надо по литературе выяснить перечень таких видов. Для Ростовской области литературные источники со списками редких и исчезающих видов приведены в конце настоящей работы; один из вариантов списка может быть получен на кафедре ботаники ЮФУ. Кроме того, сведения об этих видов могут быть получены через интернет. По описаниям и изображениям редких и охраняемых видов нужно составить представление об их облике и ожидаемых местах произрастания, чтобы узнавать их в природе. В полевом дневнике надо обязательно отметить условия произрастания и жизненность видов этой группы в месте проведения экскурсии, установить примерную численность особей (хотя бы цветущих).

Если редкий вид растений встречен в местности, не отмеченной для него в соответствующих справочниках, следует произвести его сбор, но не более 1–2 экземпляров. Этикетка должна быть составлена особо тщательно. К сожалению, именно редкие растения часто собирают в большом числе экземпляров, нанося порой непоправимый ущерб их обычно малочисленным популяциям, по сути дела, истребляя их. Во время экскурсий надо выявлять виды растений, не только внесенные в региональные списки редких и требующих охраны видов, но и редкие для места прохождения практики, проводить наблюдения над их встречаемостью, приуроченностью к определенным экологическим условиям и урочищам. Все эти наблюдения надо фиксировать в дневнике практики.

 

Задания для самоконтроля

Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и сравните его с правильными ответами в конце настоящей работы.

1) Гербарий – это: А – высушенные растения, Б – специальное ботаническое учреждение, В – плоско высушенные растения, снабженные этикеткой с определенными сведениями.

2) Количество собираемых для гербария растений зависит от: А – размера растений, Б – обилия растения определенного вида в растительном сообществе, В – размера гербарной папки.

3) С корневыми системами и подземными побегами собирают: А – все растения, Б – травы, В – все травы, кроме редких и исчезающих.

4) В одном гербарном сборе комбинируют: А – растения одного вида из разных условий произрастания, Б – растения и части растений одного вида в разных фенологических фазах, В – растения одного вида из разных местностей.

5) Зрелые плоды обязательно необходимо собирать для растений из семейства: А – крестоцветные, Б – желательно для растений всех семейств, В – зонтичные, Г – плауновые.

6) После откапывания трав необходимо удалить: А –частицы почвы, Б – лишние корни, В – сухие листья.

7) Мхи желательно собирать: А – в обычную гербарную папку, Б – в специальные бумажные пакеты, В – в полиэтиленовые пакеты.

8) Крупные растения при укладке в гербарную папку: А – разрезаются на части, Б – изгибаются под острым углом, В – изгибаются дугой.

9) При закладке растений в гербарную папку необходимо следить, чтобы: А – все листья развернуть на одну (верхнюю или нижнюю) сторону, Б – часть листьев должна быть обращена на нижнюю сторону, В – не имеет значения.

10) Фильтров


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.