Общая характеристика юридической ответственности в социальном обеспечении — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общая характеристика юридической ответственности в социальном обеспечении

2017-08-11 1465
Общая характеристика юридической ответственности в социальном обеспечении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Юридическая ответственность тесно взаимосвязана с методом правового регулирования, который выступает одним из важных критериев отраслевой дифференциации в праве (см. Приложение 2).

Наравне со сказанным в праве социального обеспечения, представляющее собой довольно специфический метод общественных отношений в сфере распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению уполномоченными органами в порядка социального обеспечения и социального страхования денежных выплат, лекарственной и медицинской помощи, социальных услуг или льгот по нормам и в порядке, определенном законом, а также отношения по защите, реализации, восстановлению конституционного права на социальное обеспечение, институт юридической ответственности не получил существенного развития.

В. А. Тарасова и Р. И. Иванова рассматривали это в качестве существенного проблема в действующем законодательстве, который оказывает значимое влияние на полноту юридических гарантий в процессе осуществления прав граждан в социальном обеспечении[10].

Несмотря на тот факт, что на сегодняшний день положение вещей по большей части остается таким же, тем не менее, меры ответственности за правонарушения в праве социального обеспечения стали куда более многообразными, что привело к появлению более активного научного интереса по отношению к ним.

По своей правовой природе подобные меры различны: положения включены не только в законодательством об административной или уголовной ответственности, но в том числе и в законодательством о предоставлении гражданам различных видов социального обеспечения.

С. С. Маслов в специальном исследовании сделал вывод о том, что юридической ответственностью в социальном обеспечении является фактическое претерпевание правонарушителем лишения имущественного характера, который предусмотрены санкций, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения, с целью восстановления нарушенного права, о чем уже было сказано ранее[11]. Общепризнанным является тот факт, что в праве социального обеспечения нет репрессивных санкций, но в это же время присутствуют правовосстановительные наравне с правоограничительными.

Правовосстановительные санкции выражены в обращении имущественных взысканий непосредственно на граждан, которые по причине совершения действий виновного характера незаконно получили какое-то социальное представление[12].

В частности, согласно с положениями Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» на застрахованных лиц возлагается обязанность по своевременному предъявлению страховщику документов, которые содержат достоверные сведения, и, являются при этом основанием для назначения, а также выплаты страхового обеспечения, которое предусмотрено федеральным законодательством о конкретном виде обязательного социального страхования[13].

В развитие этих положений необходимы нормы закреплены в Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[14].

Есть они и в Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[15], который непосредственно связан с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[16]. Названный законодательный акт, в свою очередь, предусматривает, что получатели пособий обязаны своевременно извещать назначающие их органы о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров таких пособий или прекращение их выплаты. В противном случае излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя (либо взыскиваются с него в судебном порядке при прекращении выплаты пособия), но только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения пособий, на исчисление их размеров).

Подобные положения в себе содержит также и пенсионное законодательство. Ранее примером этому была ст. 25 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», которая закрепляла ответственность за достоверность сведений, являющихся необходимыми для установления, а также выплаты трудовой пенсии, предполагавшая возмещение Пенсионному Фонду РФ сумм, который были излишне выплачены вследствие недобросовестности субъектов пенсионных отношений[17]. Такого рода нормы теперь есть в ФЗ«О страховых пенсиях»[18], который в законную силу вступил с января 2015 года.

В системе пенсионного страхования подобные нормы связаны не только с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», но также и с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», согласно с положениями которого застрахованные лица при невыполнении ими собственных обязанностей и выплате в связи с этим фактом излишних сумм из бюджета ПФ РФ несут ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с положениями законодательства.

В 2013 г. подобные положения были включены в ст. 56 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В последнем в ст. 62 закрепляется, что сумма пенсии, которая была излишне выплачена пенсионеру вследствие злоупотребления им, может быть удержана из его пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно, а также в размере, не более 20% от пенсии, сверх удержания по иным основаниям.

Так же, в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении», которые по отношению к другим нормативно-правовым актам пока что не содержит таких норм, необходимо проявить повышенное внимание[19]. Учитывая приведенные разного рода положения из законодательных актов, следует признать, что положения Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» скорее являются исключением из общих правил[20].

Даже несмотря на то, в данном случае возможность взыскать подобный ущерб существует, так как в ст. 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» закрепляется, что выплата пенсии, её доставка и непосредственное удержание из нее осуществляются в порядке, который предусмотрен для выплат, доставки, удержания из пенсии, назначаемой в соответствии с положениями законодательства[21].

Важно также упомянуть и положения Главы 60 Гражданского кодекса РФ, которые посвящены обязательствам по причине неосновательного обогащения[22]. В ст. 1109 ГК РФ указано на то, что заработная плата и приравненные к ней пенсии, платежи, стипендии, пособия, возмещение вреда, причиненного здоровью или жизни, алименты и различные другие денежные суммы, которые предоставлены гражданину в качестве средств к существованию, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения только при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки[23].

Действующее регулирование предполагает собой разного рода порядок реализации правовосстановительных санкций. В частности, согласно с положениями законодательства о страховании профессиональных рисков при сокрытии или недостоверности указанных застрахованных сведений, являющихся необходимыми для подтверждения права на получение обеспечения по страхованию, они в обязательном порядке должны возместить страховщику излишне понесенные расходы добровольно или же на основании решения суда.

В Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» указывается, что возмещение страховщику ущерба, который был причинен выплатой излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, при предоставлении ему недостоверных сведений должен осуществляться виновным в порядке, который установлен законодательством РФ[24]. К тому же, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предполагается наличие возможности внесудебного взыскания излишне выплаченных сумм пособи по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком[25]. В отношении пособия по временной нетрудоспособности подобного специального порядка не предусмотрено.

Все сказанное дает основания полагать, что на современном этапе развития в законодательстве о социальном обеспечении сформулировано правило, в силу которого излишне выплаченные в результаты недобросовестности граждан суммы пособий, пенсий и других социально-обеспечительных выплат подлежат возмещению органу, по решению которого они предоставлялись. Такого рода положения обеспечивают единство в установлении правовосстановительных санкций, которые, все-таки отличаются друг от друга по порядку их непосредственной реализации.

Существуют также и иные подходы к разрешению данного вопроса. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О государственной социальной помощи», при установлении органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах, которые ему принадлежат имуществе на праве собственности или же несвоевременного извещения об изменении отмеченных сведений заявитель может быть лишен права на получение социальной помощи на период, который устанавливается органами социальной защиты населения субъектов Федерации, но не более чем на период, в течении которого отмеченная помощь заявителю незаконно оказывалась[26].

Такое регулирование, предусмотренное по отношению к социальной помощи, предоставляемое малоимущим гражданам за счет средств региональных бюджетов, обладает диспозитивным характером. Требования об обязательном удержании излишне выплаченных сумм в законодательстве не содержаться. Скорее всего, это обуславливается крайне низкими доходами получателей социальной помощи, несмотря на то, что в таком случае целесообразнее всего закреплять в законодательстве круг обстоятельства, непосредственное наличие которых предоставляет возможность освободить недобросовестных лиц из их числа от каких-то санкций. В противном же случае применение ст. 10 законодательства о государственной социальной помощи может оказаться недостаточно эффективным[27].

Данные выводы можно подтвердить и законодательством о социальном обслуживании населения, которое не предусматривает разного рода санкций к недобросовестным получателям социальных услуг. Данная особенность была свойственна не только Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который сегодня утратил силу, но также и закону «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»[28], который начал применяться только с 2015 г.

Вторым видом санкций являются правоограничительные. Они дифференцируются на две основные группы. Первая группа состоит из норм, которые направлены непосредственно на снижение размеров каких-то выплат или же продолжительности их предоставления. Самым ярким примером в данном случае является регулирование выплаты пособия по безработице. Согласно с положениями ст. 30 Закона РФ «О занятости населения», по общему правилу пособие по безработице должно выплачиваться уволенным гражданам в процентном отношении к среднему заработку, если они в течении года, предшествовавшего началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем[29].

Но, во всех других случаях в силу ст. 30 законодательства о занятости пособие устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. К числу граждан, которые получают пособие в данном размере, относятся следующие категории граждан: впервые ищущие работы; которые стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва; уволенные за нарушение трудовой дисциплины или иные виновные действия, которые предусмотрены законодательством РФ; уволенным по любым иным основаниям в течении 12 месяцев, которые предшествовали началу безработицы, имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель; граждане, которые были направлены органами службы занятости непосредственно на обучение и отчисленные за виновные действия. К тому же, для лиц, которые ранее не работали или были нетрудоспособными длительный период времени, не имевшие заработка, из которого могло бы быть начислено пособие, установление его в твердой сумме нельзя назвать санкцией, а единственно возможным способом определения величины пособия[30].

В отношении разного рода других, названных граждан, установление его в твердой сумме является не санкцией, а единственно вероятным способом определения величины пособия. В отношении других названных граждан установление пособия в твердой сумме следует рассматривать в качестве правоограничительной санкции.

Иным примером можно считать правила, которые предусмотрены законодательством о страховании профессиональных рисков, в соответствии с которыми установление при расследовании страхового случая факта грубой неосторожности застрахованного, которая оказывала содействие возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, влечет за собой уменьшение размера ежемесячных страховых выплат соответственно степени вины, но не более чем на 25%[31].

В законодательстве о страховании на случай временной нетрудоспособности есть также соответствующие положения. Основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются: нарушение без уважительных причин застрахованным лицом в период временной нетрудоспособности режима, который предписан врачом; его неявка без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или же на проведение медико-социальной экспертизы; травма или заболевание, которые наступили вследствие наркотического, алкогольного, токсического опьянения или же действий, связанных с подобным опьянением.

Вторая группа правоограничительных санкций собой охватывает положения, закрепляющие основания непосредственно для отказа в предоставлении какого-либо вида социального обеспечения. В частности, в законодательстве о страховании профессиональных рисков отмечено, что вред, который возник вследствие умысла, застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, не подлежит возмещению. Законодательство о страховании на случай временной нетрудоспособности закрепляет, что основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности выступают: наступление временной нетрудоспособности по причине установленного судом умышленного причинения застрахованным вреда своему здоровью или попытки самоубийства; наступление временной нетрудоспособности по причине совершения застрахованным лицом умышленного преступления.

Такого рода положения также предусмотрены и в пенсионном законодательстве. Федеральный закон «О трудовых пенсиях» в случае наступления инвалидности по причине совершения застрахованным умышленного уголовно наказуемого деяния или же умышленного нанесения ущерба собственному здоровью, которые установлены в судебном порядке, ему назначалась социальная пенсия по инвалидности[32].

В законодательстве о трудовых пенсиях также закреплялось, что при совершении лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, которое повлекло за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, должна назначаться социальная пенсия по случаю потери кормильца. В Федеральном законе «О страховых пенсиях» правоограничения устанавливаются по отношению к пенсиям по случают потери кормильца в ряде следующих случаев: при совершении нетрудоспособными членами семьи умершего уголовно наказуемого деяния, которое повлекло за собой смерть кормильца и было установлено в судебном порядке, им назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца[33]. Наравне со сказанным речь идет о том, что подобное преступление должно являться умышленным, уже не содержится.

В соответствии со ст. 8 законодательства о государственном пенсионном обеспечении, при наступлении инвалидности или же гибели кормильца из числа военнослужащих вследствие совершения им преступления инвалиду или иждивенцам умершего должна быть назначена социальная пенсия.

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает ограничения для лиц, которые совершили противоправные действия, а также членов их семей, для граждан, которые были лишены специальных или воинских званий.

Все перечисленные примеры следует назвать иллюстрациями особенностей правоограничительных санкций в праве социального обеспечения, которые выражаются в том, что они устанавливаются за поведение, обычно на прямую не связанное с социально-обеспечительными отношениями[34]. Подобным поведением граждане нарушают правовые предписания другой отраслевой принадлежности, в частности нормы трудового, уголовного, медицинского права.

Нельзя оставить без внимания и изменения, что произошли в Уголовном кодекса РФ, в который были в 2012 г. внесены изменения и включена ст. 159.2 УК РФ, которая сегодня устанавливает ответственность за мошенничество при получении выплат, то есть хищении денежных средств или же другого имущества при получении пособий, субсидий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством, иными нормативно-правовыми актами, путем представления заведомо ложны и недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, которые влекут прекращение этих выплат[35].

Из сказанного следует, что был предусмотрен специальный состав преступления, который установил уголовное наказание для недобросовестных получателей социальных предоставлений.

Таким образом, был предусмотрен специальный состав преступления, устанавливающий уголовное наказание для недобросовестных получателей социальных предоставлений.

Второй стороной правоотношений по социальному обеспечению является государство в лице различных органов исполнительной власти или же уполномоченных им субъектов, в компетенцию которых входит предоставление разного рода видов социального обеспечения гражданам, которые нуждаются в их получении[36].

Характеризуя ответственность государства в праве социального обеспечения, фактическим основанием этой ответственности можно считать непринятие мер по своевременной компенсации последствий реализации социального риска, необходимо отметить всю сложность этого вопроса, подробное изучение которого требует по отношению к себе специального научного исследования.

Виды ответственности государства довольно разнообразны, так как она является гарантом реализации права граждан на социальное обеспечение. К их числу, к примеру, относится конституционно-правовая ответственность, гражданско-правовая и некоторые другие.

Спецификой конституционно-правовой ответственности, которая выражается в признании законодательного акта неконституционным, следует назвать её наступление независимо от вины. Этот вывод основан на презумпции добросовестности законодателя, которая применяется в конституционном судопроизводстве.

Г. А. Гаджиев указывает на то, что в основу этой презумпции заложена довольно высокая вероятность того, что в процессе создания правовой нормы, законодатель стремился к тому, чтобы она не противоречила положениям Конституции РФ[37].

Законодательством устанавливается ответственность для тех субъектов, на которых непосредственно возложены разного рода обязанности, направленные на реализацию прав граждан в сфере социального обеспечения. Как указывают Э. Г. Тучкова, М. Л. Зарахов, относительно санкций, применяемых к иному субъекту, являющемуся органом, который предоставляет обеспечение, то в таком случае речь идет в основном не о санкциях, а об обязанности данного органа восстановить нарушенное право гражданина, если по его вине гражданин не смог в полной мере воспользоваться собственным правом[38]. Тем не менее, санкции к соответствующим должностным лицам в подобных случаях применяются. Примером выступают меры административной и уголовной ответственности за невыплату отдельных видов социального обеспечения.

Ст. 145.1 УК РФ предусматривает ответственность за невыплату заработной платы, стипендий, пенсий, пособий, а также других, установленных законодательством выплат[39]. Эта норма содержит в себе три основных состава преступления. Первый собой охватывает частичную невыплату названных предоставлений более трёх месяцев, совершенную из корыстной или другой личной заинтересованности руководителем организации, физическим лицом, которое является работодателем, руководителем представительства, филиала, другого структурного обособленного подразделения организации, второй – полную их невыплату более двух месяцев указанным субъектами по тем же мотивам. Третий связывает совершение названных деяний конкретно с наступлением тяжких последствий.

Санкция статьи, учитывая тяжесть деяния, закрепляет разного рода виды наказаний: лишение права занимать определенные должности или же заниматься определенной деятельностью, штраф, лишение свободы, принудительные работы.

Согласно со ст. 5.41 Кодекс РФ об административных правонарушениях, непредоставление на безвозмездной основе услуг, которые предусмотрены гарантированным перечнем услуг по погребению, а равно и невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, другим родственникам, законному представителю умершего или же другому лицу, которое взяло на себя обязанность по осуществлению погребения умершего, влечет за собой наложение административного штрафа[40].

Крайне важное значение имеет статья 15.34 КоАП РФ[41]. Последняя закрепляет ответственность в виде штрафа за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве, а также профессиональных заболеваний.

Институт административной ответственности за правонарушения в сфере социального обеспечения активно развивается. В частности, в 2013 г. в КоАП РФ была включена ст. 6.30, в силу которой ответственность наступает непосредственно за невыполнение обязанностей об информировании граждан по поводу получения ими медицинской помощи в пределах программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также ст. 15.33.1 КоАП РФ, которая установила санкции за невыполнение требований законодательства об обязательном медицинском страховании относительно размещения в сети Интернет информации об условиях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования[42]. Обе эти нормы начали применятся с января 2014 г. Это означает, что особая защита предусматривается не только для права на социальное обеспечение, но еще и для связанных с ним информационных прав. Реализация этих норм имеет определяющее значение для того, чтобы гражданин имел возможность воспользоваться собственным правом на социальное обеспечение своевременно, а также в полном объеме.

Следует упомянуть также об установленной действующим законодательством ответственности лиц, которые не выступают субъектами правоотношений по социальному обеспечению граждан, но при этом участвуют в процессе формирования и дальнейшей реализации права на социальное обеспечение. Так, ст. 15.10 КоАП РФ предусматривает санкции по отношению к банку, который не исполняет поручения государственного внебюджетного фонда[43].

В КоАП РФ закреплен широкий перечень статьей, которые гарантируют реализацию прав лиц с ограниченными возможностями. К примеру, ст. 5.43 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках или остановках мест для специальных автотранспортных средств инвалидов. Ст. 9.13 КоАП РФ устанавливает ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры. Ст. 9.14 КоАП РФ содержит в себе санкции за отказ от производства транспортных средств общего пользования, которые приспособлены для использования инвалидами[44].

Правонарушения, на первый взгляд, не связаны с реализацией права инвалидов на социальное обеспечение. Тем не менее, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» регламентирует особенности реабилитации инвалидов, которая представляет собой систему, а также процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к общественной, бытовой и профессиональной деятельности[45]. К тому же, реабилитация направлена на устранение или же возможно более полную компенсацию ограниченной жизнедеятельности, что вызвано по причине нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, для социальной адаптации инвалидов, достижениям материальной независимости, интеграции в общество.

Базовые направления реабилитации инвалидов включают в себя основные в том числе социально-педагогическую, социально-средовую, социально-психологическую, социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов[46].

По существу, реализация права на социальное обеспечение для инвалидов будет неполной в отсутствие возможности социальной реабилитации, поэтому данные положения об административной ответственности также можно отнести к гарантиям защиты граждан из числа инвалидов от социальных рисков.

Вместе с тем имеющиеся в законодательстве меры уголовной и административной ответственности за непредоставление отдельных видов социального обеспечения и совершение иных правонарушений, препятствующих реализации права граждан на социальное обеспечение, требуют дальнейшего развития.

В качестве примера для иллюстрации этого тезиса можно обратиться к ст. 145.1 УК РФ[47]. Так, не вполне целесообразным видится привлечение к уголовной ответственности в рамках одного состава преступления за невыплату как заработной платы, так и иных перечисленных в ст. 145.1 УК РФ сумм. Это объясняется тем, что все они имеют разную правовую природу, не совпадают правила их исчисления и назначения. При этом социальное обеспечение может предоставляться как в виде выплат, так и в виде услуг, а также в натуральной форме (лекарственное обеспечение). Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ, указанные виды социального обеспечения не охватывает[48].

Наиболее суровые санкции установлены частью третьей ст. 145.1 УК РФ, где определена ответственность за деяния, предусмотренные ее частями первой и второй, имевшие тяжкие последствия[49]. В литературе к их числу относят не только последствия, касающиеся лиц, которым не были предоставлены соответствующие выплаты, но и общества в целом, например, проведение забастовок, нарушение работы транспорта и т.д.). Поскольку положения УК РФ в этой части носят оценочный характер, целесообразно было бы их уточнить.

Следует отметить, что в примечании к ст. 145.1 УК РФ конкретизировано, что под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы[50].

Несмотря на то, что выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности соответствующего субъекта, по существу также представляет собой ее частичную невыплату, названное деяние квалифицируется по части второй ст. 145.1 УК РФ. Его отграничение от состава, предусмотренного частью первой ст. 145.1 УК РФ, обусловлено сущностью заработной платы, являющейся трудовым доходом работника, и особым значением минимального размера оплаты труда как минимального социального стандарта[51].

Однако некоторые виды социального обеспечения также служат гражданину основным источником средств к существованию. Если в результате частичной их невыплаты доходы лица оказываются ниже прожиточного минимума (который, как и минимальная заработная плата, является социальным стандартом), его материальное положение существенно ухудшается. В таком случае частичная невыплата социально-обеспечительных предоставлений сопоставима с их полной невыплатой, вследствие чего наличие иных, кроме минимальной заработной платы, социальных стандартов требует учета при установлении уголовной ответственности.

При наличии уголовной ответственности за частичную или полную невыплату заработной платы и социальных предоставлений в течение трех или двух месяцев соответственно, административной ответственности за несвоевременную (например, с задержкой на один месяц) выплату этих сумм не предусмотрено.

Гарантии своевременности выплаты заработной платы и иных полагающихся работникам сумм установлены ст. 236 Трудового кодекса РФ: при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя)[52]. Таков один из случаев материальной ответственности работодателя перед работником.

Законодательство о социальном обеспечении подобных положений практически не содержит. Необходимо упомянуть, что Закон о страховании профессиональных рисков в пункте 8 ст. 15 закрепляет, что при задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен их производить, обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5% от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки[53].

Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» закреплено, что в случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1% страховой суммы за каждый день просрочки[54].

Однако названные виды страхования очень специфичны. Так, в основу правового регулирования страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний были положены нормы о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей. Данный институт имел гражданско-правовую природу, что наложило свой отпечаток и на страхование профессиональных рисков. Правовая природа обязательного государственного страхования военнослужащих до настоящего времени остается дискуссионной, хотя следует признать, что, несмотря на цели данного вида страхования, его регулирование осуществляется нормами, основанными на принципах гражданского права[55]. Примеров разного рода нарушений в праве социального обеспечения довольно много, и, на современном этапе статистика и далее продолжает расти, что как нельзя кстати обуславливает актуальность изучения юридической ответственности в социальном обеспечении (см. Приложение 3).

Проведенное в рамках этой части исследование дает возможность сказать, что на современном этапе развития институт юридической ответственности за различные правонарушения в сфере социального обеспечения довольно активно развивается. Но, общего и концептуального подхода к установлению мер ответственности конкретных субъектов соответствующих отношений еще не сформировалось, из чего следует, что достижения должного единства законодательство в сфере социального обеспечения требует по отношению к себе совершенствования и унификации. В заключительной части данной главы следует обозначить существующие виды юридической ответственности в социальном обеспечении.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.