Обучение религии и религиозное воспитание детей 11-13 лет — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Обучение религии и религиозное воспитание детей 11-13 лет

2017-08-07 181
Обучение религии и религиозное воспитание детей 11-13 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ»

«СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ: НОВЫЙ ЗАВЕТ». ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Заветов направлено на достижение следующих задач:

· формирование целостной христианской картины мира;

· осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;

· освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории;

· овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;

· формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа;

· применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;

· воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

«Священное Писание: Ветхий Завет» (28 занятий)

Понятие о Священном Писании. Число священных книг и разделение их по содержанию. Канонические и неканонические книги. Важнейшие переводы Священного Писания.

История Шестоднева. Сотворение человека. Заповедь о труде и невкушении плодов с древа познания добра и зла. Наречение имен животным. Сотворение жены. Грехопадение. Последствия грехопадения. Обетование Спасителя. Каин и Авель. Растление людей; избрание Ноя. Всемирный потоп. Столпотворение вавилонское и рассеяние рода человеческого. Начало истории еврейского народа. Призвание Богом Авраама. История Лота. Содом и Гоммора. Рождение Исаака. Жертвоприношение Исаака. Истории жизни патриархов Исаака и Иосифа. Пророческое благословение Иаковом своих сыновей. Призвание Моисея. Видение Неопалимой купины. Египетские казни (обзор). Исход из Египта. Переход через Чермное (Красное) море. Синайское законодательство. Восстание народа и осуждение на 40-летнее странствование по пустыне. Медный змей. Смерть Моисея. Иисус Навин. Вступление евреев в землю обетованную. Завоевание земли обетованной. Правление судий: Гедеон, Самсон, Самуил. Период правления царей. Цари Саул, Давид, Соломон. Построение и освящение Иерусалимского храма. Разделение Царства еврейского на Израильское и Иудейское. Пророки Израиля: Илия, Елисей, Иона. Падение Иерусалима. Пророки великие и малые. Пророки Иудеи: Исайя, Иеремия. Вавилонское пленение. Пророки Иезекииль, Даниил. Ветхозаветные мессианские пророчества. Возвращение евреев из плена и построение нового храма в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Сирийское владычество. Восстание Маккавеев. Иудеи под властью римлян. Всеобщее ожидание Спасителя.

«Священное Писание: Новый Завет». Четвероевангелие (42 ЗАНЯТИЯ)

Рождество Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Обрезание и Сретение Господне. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрок Иисус во Храме. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, его свидетельство об Иисусе Христе. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Беседа Господа с самарянкой. Чудеса исцелений. Призвание учеников и чудесный лов рыбы. Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение по водам. Беседа о хлебе жизни. Притча о семени и плевелах. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления им Господа Иисуса Христа. Исповедание апостолом Петром Иисуса Христа Сыном Божиим и предсказание Господа о Своих страданиях. Преображение Господне. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве. Исцеление десяти прокаженных. Обращение Закхея. Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Притча о девах, ожидающих жениха и о талантах. Изображение Страшного суда. Совещание первосвященников об убиении Христа. Предательство Иуды. Тайная Вечеря. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Суд над Господом нашим Иисусом Христом у первосвященников иудейских, Анны и Каиафы. Отречение Апостола Петра и раскаяние его. Погибель Иуды. Иисус Христос на суде у Пилата. Приговор Синедриона. Осуждение Его и путь к Голгофе. Распятие. Смерть. Погребение. Положение во гроб Иосифом Аримафейским. Воскресение Христово. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Вознесение Господне.

Книга Деяний святых апостолов. Пятидесятница и история Иерусалимской общины. Жизнь первой христианской общины. Жизнь и служение ап. Петра. Послания апостола Петра. Первые обращения в христианство язычников. Распространение христианства за пределами Иудеи. Обращение Савла. Жизнь и служение ап. Павла. Миссионерские путешествия ап. Павла – их роль и значение в истории Церкви. Цель, события и итоги путешествий. Иерусалимский Собор. Послания апостола Павла.

По итогам усвоения Священного Писания Ветхого и Нового Заветов воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями:

· иметь представление о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия;

· иметь представление об основных событиях библейской истории Ветхого и Нового Заветов, основных прообразов ветхозаветной истории;

· знание десяти заповедей Божиих;

· знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;

· умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;

· умение пересказать последовательность и содержание основных этапов ветхозаветной истории и объяснить смысл;

· умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;

· умение пересказать последовательность и содержание основных этапов новозаветной истории и объяснить их смысл;

· умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ» (42 ЗАНЯТИЯ)

Изучение «Основ православного вероучения» направлено на достижение следующих задач:

· формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина;

· освоение знаний, касающихся православного вероучения;

· формирование навыков добродетельной жизни;

· формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;

· применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;

· воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Основы православного вероучения. Понятие о Символе Веры. Понятие о Вселенских соборах. Понятие о вере в Бога, необходимости веры и ее исповедовании. Единство Божие. Свойства Божии. Учение о Троице. Непостижимость тайны Пресвятой Троицы. Личные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Мир невидимый: ангелы и понятие о них. Мир видимый. Создание человека. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Учение о предопределении и Промысле Божием о мире и человеке. Учение о втором Лице Пресвятой Троицы. Цель сошествия Сына Божия с Небес. Понятие о грехе. Понятие о воплощении Сына Божия. Значение слова «воплощение». Учение о Деве Марии, Приснодеве и Богородице. Значение Крестной смерти Спасителя. Возможность и способ нашего участия в страданиях и смерти Спасителя. Значение Воскресения Христова. Понятие об аде. Цель явления воскресшего Христа. Вознесение Христа (его толкование). Учение о Втором Пришествии Христовом, о Суде Божием и бесконечном Царстве. Понятие об антихристе. Учение о Святом Духе. Средства стяжания Святого Духа. Его главнейшие дары. Понятие о Церкви. Церковь небесная и земная. Пребывание благодати Божией в Церкви. Свойства Церкви. Единство небесной и земной Церкви. Основание призывания в молитве святых. Святые мощи. Святость Церкви и нахождение в ней людей согрешающих. Таинства Церкви. Число таинств, их благодатная сила. Таинство Крещения – смысл и подготовка. Крещение младенцев. Восприемники. Таинство Миропомазания. Таинство Евхаристии, условия, требуемые для приступающих к таинству. Таинство Священства. Понятие о таинстве Брака. Таинство Елеосвящения. Понятие о воскресении мертвых. Страшный суд. О разделении Заповедей на две Скрижали. О любви к Богу и о любви к ближнему. Учение Спасителя о молитве как средстве приобретения надежды. Определение молитвы; ее виды. Молитва Господня. Понятие об искушениях. Десять Заповедей Божиих. Обязанности в отношении к родителям. Отношение христианина к светским властям, любовь к Отечеству, почитание пастырей, старших возрастом, благодетелей и начальников. Обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к подчиненным. Смертная казнь преступников. Убийство на войне. Невольное убийство. Случаи, относящиеся к законопреступному убийству. Самоубийство. Духовное убийство. Заповеди Блаженства. Необходимость подвига для достижения надежды спасения. Учение Господа о блаженстве. Двойственность сторон в каждой заповеди блаженства.

По итогам усвоения «Основ православного вероучения» воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями:

· знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;

· знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;

· знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;

· знание смысла и значения таинств Церкви в жизни человека;

· представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;

· умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;

· умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;

· умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».

«ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ» (28 ЗАНЯТИЙ)

Изучение «Православного богослужения» направлено на достижение задач:

· осознанное участие в богослужении;

· формирование навыка подготовки к таинствам Покаяния, Евхаристии.

· формирование навыка домашнего (келейного) молитвенного правила.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Повторение: что такое богослужение и какова его цель?

Богослужебные книги. Всенощное бдение. Утреня. Вечерня. Служба занятий. Божественная литургия: общие понятия. Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. Таинства Церкви: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящение, Священство, Брак.

Повторение: цель молитвы, условия правильной молитвы (внимание («Душа молитвы – внимание»), благоговение); «Истинная молитва есть голос истинного покаяния».

Молитвы: Трисвятое по Отче наш; Символ веры; молитвы перед Святым Причащением; Спаси, Господи, люди Твоя…; молитвы до и после трапезы, перед и после учения; Достойно есть; Ангел вопияше (9-я песнь Пасхального канона); покаянный псалом Давида, 50; молитва святого Симеона Богоприимца. Утренние и вечерние молитвы. Молитва за живых. Молитва об усопших.

По итогам усвоения «Православного богослужения» воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями:

· знание последовательности и смысла Божественной литургии;

· понимание значения церковных таинств в жизни христианина;

· сформированный навык домашнего (келейного) молитвенного правила.

При изучении данного курса рекомендуется делать основной акцент на изучении Божественной литургии, другие темы могут быть рассмотрены более обзорно.

Изучение молитвословий не должно носить характер схоластического зазубривания текстов, формирования умения «вычитывать молитвенное правило», а должно быть направлено на помощь в формировании навыка доступной в меру особенностей индивидуального развития каждого отдельно взятого ребенка осознанной личной (домашней, келейной) молитвы.

б) выстраивание системы воспитательных мероприятий, направленных на приобщение и развитие интереса к литургической, молитвенной, аскетической жизни Церкви (выражающейся, прежде всего, в участии в литургической жизни храма __________________, таинствах и церковных праздниках)

Главной сферой жизни ребенка, где происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления, помимо школы и Церкви, является семья. Отсюда следует, что организация совместного взаимодействия воскресной школы, прихода и семьи является одной из педагогических задач при обучении религии.

В семье совершается непрерывное образование и воспитание. Семья является малой церковью, хранительницей народных традиций и ячейкой гражданского общества. Семья вместе с Церковью создает условия для правильного развития и духовного становления детей. Воскресная школа помогает семье осуществить процесс непрерывного образования в линиях семейного воспитания.

Особую роль в обучении в воскресной школе играет знакомство с жизнью святых людей, их детством и особенностями воспитания в семье. При чтении нужно обращать внимание прежде всего на мысли и поступки, ведущие к добродетели, и стремиться подражать им на практике.

Многолетнее знакомство за время учебы в воскресной школе и сотрудничество с родителями помогает учителям опираться на семейные традиции, при этом родителям обеспечивается возможность активного участия в учебно-воспитательном процессе воскресной школы.

Формы работы с родителями: родительские собрания, катехизические беседы, открытые уроки, тематические встречи, анкетирование, кружки, информационные стенды для родителей, выставки творческих детских работ, совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей, совместное участие в Богослужении, паломнические поездки, помощь в облагораживании территории школы, мелкий ремонт, шитье костюмов, изготовление реквизита, выездные концерты в подшефные интернаты, трудовые десанты в приписные храмы, генеральные уборки к Рождеству и Пасхе, подготовка к ярмаркам, организация питания детей, фоторепортажи с праздников, техническая помощь.

Полученные воспитанниками духовные знания реализуются и укрепляются через систему воспитательных мероприятий:

1. Церковные богослужения (поздняя служба на Рождество, Пасху), исполнение послушаний:

- пение на клиросе части песнопений,

- снятие сгоревших свечей с подсвечников,

- посильная помощь в свечном ящике.

2. Общешкольные мероприятия:

- День знаний в День церковного Новолетия,

- Рождественский и Пасхальный праздники,

- Ярмарка в престольный праздник,

- Конкурсы чтецов (День матери, День православной книги),

- Конкурсы поделок и рисунков к Рождеству и Пасхе,

- День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (окончание учебного года)

3. Окружные, городские, российские мероприятия:

- День православной книги - презентация, викторина,

- Участие в концертах,

- Участие в спортивных соревнованиях

4. Социальное служение:

- выездные концерты в подшефные интернаты,

- посещение немощных прихожан на дому в праздники Рождества и Пасхи,

5. Информационная деятельность:

- помощь в распространении информационно-просветительских листов,

- информация о новостях ВШ на приходской сайт (детские мини-сочинения)

6. Трудничество:

- трудовые десанты,

- генеральные уборки к праздникам Рождества и Пасхи,

- облагораживание территории храма

7. ВШ Новороссийского благочиния:

- обмен опытом (взаимное посещение),

- выездные концерты,

- спортивные эстафеты,

- этап епархиальной викторины по основам православной культуры, проводимый в благочинии

8. Творческие конкурсы, фестивали:

- Участие в международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира»,

- Участие в епархиальном творческом конкурсе «Пасха Красная»

9.Паломничество по святым местам.

План мероприятий* (ПРИМЕР)

Месяц Мероприятия
Август Подготовка к участию в региональном этапе Международного конкурса детского творчества: «Красота Божьего мира»
Сентябрь Молебен на начало учебного года (молебен прп.Сергию, иконки и молитвы – в подарок детям как поздравление с началом года, посвященного Преподобному)
  Оформление информационно-тематического стенда.
  Беседа со священником
  Родительское собрание
27 сентября, Воздвижение Креста Господня Беседа о празднике  
Октябрь  
14 октября, Покров Пресвятой Богородицы Беседа о празднике.  
  Беседа со священником
  Родительское собрание
Ноябрь Подготовка и проведение праздника, посвященного Дню Матери
  Беседа со священником
  Родительское собрание
Декабрь  
4 декабря, Введение во Храм Пресвятой Богородицы Беседа о празднике
  Подготовка Рождественского утренника и выступления на Рождественской Архиерейской Елке
Январь Рождественская Литургия (на приходе)
  Рождественская Архиерейская Литургия
  Рождественский утренник
  Миссионерские и социальные рождественские мероприятия
  Беседа со священником
  Родительское собрание
19 января, Богоявление или Крещение Господне Беседа о празднике  
Февраль Подготовка к участию в Епархиальном конкурсе «Пасха Красная»
  Подготовка к школьному этапу епархиальной викторины по основам православных знаний
  Беседа со священником
  Родительское собрание
15 февраля, Сретение Господне Беседа о празднике
Март Подготовка и проведение Дня православной книги
  Проведение школьного этапа епархиальной викторины по основам православных знаний
Великий Пост Беседа на тему «Великий Пост». Составление календаря Поста.
  Подготовка к празднованию Пасхи.
  Беседа со священником
  Родительское собрание
Апрель Архиерейская Божественная Литургия
  Пасхальный утренник
  Миссионерские и социальные пасхальные мероприятия
  Подготовка и участие в благочинническом этапе епархиальной викторины по основам православных знаний.
  Участие в спортивных соревнованиях, организованных в благочинии.
  Беседа со священником
  Родительское собрание
Май Подготовка к празднованию завершения учебного года.
  Благодарственный молебен об окончании учебного года. Награждение воспитанников, учителей и родителей.
  Паломническая поездка.

 

в) содействия в осознании личной ответственности воспитанников за Церковь, приходскую общину, раскрытие перед ними горизонтов возможных форм служения в Церкви и приобщение к ним детей в доступном им виде (в том числе через организацию школы алтарников, групп милосердия, детского/молодежного хора, иных форм активного участия в миссионерской и социальной работе);

Церковь прилагает огромные усилия, чтобы прежде всего просветлить или, так сказать, – выверить совесть своих воспитанников, чтобы совесть была безошибочным показателем преступления и добродетели от самого зарождения их в мысли, до осуществления на деле. Для этого непрестанно при богослужениях преподается учение о Боге всесовершенном и всеправедном, ненавидящем грех и любящем добродетель, возносятся молитвы о прощении наших согрешений и избавлении от соблазнов и искушений. На это направлены все правила об исповеди и причащении. Именно здесь ребенок вместе с родителями ставится со своею совестью перед Богом – ни для кого невидимо, но для него понятно; здесь совершается процесс разделения в нашем сознании двух присущих нам природ или двух человеков – ветхого и нового, доброго и злого, и не только предлагается нашей свободе выбор направления жизни, но и прямо дается почувствовать, что только в направлении к добру есть истинная жизнь и счастье человеческой души.

Для содействия в осознании личной ответственности воспитанников за Церковь в воскресной школе организована группа алтарников, проходят репетиции детского хора.

г) использования возможностей досуговой деятельности воспитанников через такие формы, как встречи, конкурсы, творческие выставки, ремесла, паломничества, походы, театральные постановки и спектакли, интеллектуальные игры, викторины, краеведение, занятия спортом и др.;

Посредством уроков творчества детям открывается богатство национального искусства: литература, поэзия, архитектура, живопись, скульптура, музыка, театр, танец. Особого внимания заслуживает знакомство с шедеврами искусства. Сказки, положенные в основу театральных постановок, учат отличать добро от зла, хранят народную мудрость.

Среди дисциплин дополнительного цикла в воскресной школе: «Декоративно-прикладное творчество» для детей 5-7 лет, «Театральная студия» для детей 8-13 лет, а также курс «Православная психология» для детей 14-17 лет. В воскресной школе стало традицией организовывать в конце учебного года паломническую поездку. Планируется посещение святых мест в городе (если заранее планируется, можно указать конкретные храмы) и в крае (если заранее планируется, можно указать конкретные святые места).

II. СЕТКА РАСПИСАНИЯ ЧАСОВ

РАСПИСАНИЕ НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД* (ПРИМЕР)

КЛАСС ДИСЦИПЛИНЫ ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ
«Преподобного Сергия Радонежского»* (класс 4-1**, дети 14-17 лет) ТРАПЕЗНАЯ 10.00 – 10.45
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ: НОВЫЙ ЗАВЕТ 10.45 – 11.15
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ 11.15 – 11.45
ОСНОВЫ ХОРОВОГО И ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ 11.45 – 12.15
«Благоверного великого князя Дмитрия Донского»* (класс 3-1**, дети 11-13 лет) ТРАПЕЗНАЯ 10.00 – 10.45
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 10.45 – 11.15
ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ 11.15 – 11.45
ОСНОВЫ ХОРОВОГО И ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ 11.45 – 12.15
«Преподобного Серафима Саровского»* (класс 2-1**, дети 8-10 лет) ВЕТХИЙ ЗАВЕТ/НОВЫЙ ЗАВЕТ 10.00 – 10.45
ТРАПЕЗНАЯ 10.45 – 11.15
ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК/ ОСНОВЫ ЗАКОНА БОЖИЯ 11.15 – 11.45
ОСНОВЫ ХОРОВОГО И ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ 11.45 – 12.15
«Святого равноапостольного князя Владимира»* (класс 1-1-А**, дети 5-7 лет) ТРАПЕЗНАЯ 10.00 – 10.45
ВВЕДЕНИЕ В ЗАКОН БОЖИЙ 10.45 – 11.15
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 11.15 – 11.45
ОСНОВЫ ХОРОВОГО И ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ 11.45 – 12.15
«Святой равноапостольной княгини Ольги»* (класс 1-1-Б**, дети 5-7 лет) ТРАПЕЗНАЯ 10.00 – 10.45
ВВЕДЕНИЕ В ЗАКОН БОЖИЙ 10.45 – 11.15
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 11.15 – 11.45
ОСНОВЫ ХОРОВОГО И ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ 11.45 – 12.15

* Для того, чтобы не использовать нумерацию в общении с воспитанниками и родителями, можно выбрать названия классов в честь одного из святых.

** Нумерация класса, которая больше необходима для преподавателей, чтобы отслеживать и планировать образовательный маршрут воспитанников, может быть следующей:

1 -1-А первая цифра (1,2,3,4) соответствует возрастной группе, где 1-дети 5-7 лет, 2 – дети 8-10 лет, 3 – дети 11-13 лет, 4 – дети 14-17 лет

1- 1 -А вторая цифра (1,2,3) соответствует году обучения в этой возрастной группе: 1 - первый год обучения, 2 – второй год обучения, 3 – третий год обучения

1-1- А буква в нумерации класса может использоваться в воскресных школах, где большой набор детей, и в результате создаётся несколько групп детей одной возрастной группы и одного года обучения.

ПЛАНИРУЕМАЯ СЕТКА ЧАСОВ * (ПРИМЕР)


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.