Святая Феврония: 15 уроков женской мудрости — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Святая Феврония: 15 уроков женской мудрости

2017-07-24 208
Святая Феврония: 15 уроков женской мудрости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Святая Феврония: 15 уроков женской мудрости

 

8 июля – день святых Петра и Февронии, покровителей семьи. «Кто такие эти ваши Петр и Феврония, чтобы брать с них пример?!», спрашивают порой. Отвечаем

Житие святых супругов Петра и Февронии имеет каноническую и апокрифическую версии. Апокриф (повесть о Петре и Февронии), чтобы понять все правильно, следует рассматривать как притчу, метафору отношений между двумя людьми, между мужем и женой, где важны не буквальности и «обстоятельства», а их внутренний смысл.

 

Без страха и смущения делать то, что считаете правильным

Февронию невозможно ни оговорить, ни подкупить, ни уж, конечно, перехитрить. Почему? Один из секретов: она никогда не сворачивает со своего пути и не предает своих ценностей. На первом месте – Бог, на втором – муж, все остальное – частности.

 

Читателю житийного сказания Феврония может показаться нескромной. Как же так?

Без обиняков заявляет простая дева, что хочет выйти замуж за самого муромского князя!

 

Да еще и условия ставит: чтобы был смиренным, чистосердечным. Не много ли на себя берет «дочь древолазца» (отец Февронии промышлял тем, что извлекал из дупел мед диких пчел)? Но она уверена в своей интуиции, а что о ней подумают – дело тридцатое.

Сказать «Нет!» компромиссам

 

Что до требований Февронии, многих смущающих, то просит-то она не шикарного свадебного пира, не фотосессии в жемчугах-бриллиантах, а мужа хорошего – честного, доброго, надежного. Благородных кровей? Так что же в этом плохого? Петр, на забудем об этом, прежде всего — герой, рисковавший своей жизнью ради чести семьи. Что до «высокого поста», то Петр, хоть и называется в тексте князем – лишь младший брат правителя Мурома.

Знать себя и слушать свое сердце

Когда любишь, недостатки другого перестают быть главными, уходят на второй план. Петр предстал перед Февронией в жутком виде: весь покрытый струпьями после битвы с драконом. И та полюбила его с первого взгляда. Она увидела его сердцем — и в этом ее мудрость. Ведь только увидев молодого князя, Феврония начинает говорить о замужестве, узнав в нем своего героя. И тут уже ничего не имеет значения: ни сословные различия, ни болезни, ни неприглядная внешность… Она любит – и это главное.

 

Можно возразить: но где же здесь мудрость? Сколько несчастных девиц падают жертвой своей самонадеянности, надеясь вылечить алкоголиков, притерпеться к богатым тиранам, смириться с тяготами ухода за больным!

 

Но в том и мудрость св. Февронии, что она не налагала на себя неудобоносимых бремен. Она прекрасно знает, что делает, на что способна, на что нет. Она знает себя. И здесь нет никакого противоречия с умением слышать свое сердце. Как подметил академик Д.С.Лихачев: «Ее мудрость — не только свойство ее ума, но в такой же мере — ее чувства и воли».

Не давать повода сплетникам

 

Дева Феврония была простолюдинкой, вышедшей замуж за князя Петра. Само собой, знатным горожанам (и особенно – горожанкам) такое положение дел не понравилось. Чтобы как-то опорочить княгиню в глазах супруга, им пришлось немало постараться: Феврония вела себя так, что придраться было абсолютно не к чему. Вот настоящая женская мудрость: с одной стороны, она ни во что не ставит общественное мнение, а с другой – не дает этому самому мнению ни малейшего повода для злых слов.

 

Только так, лавируя между Сциллой и Харибдой, можно жить, не отступаясь от главных ценностей и ориентиров своей жизни. Пришлось сплетникам наскребать в буквальном смысле крохи: доложили Петру, что княгиня по-деревенски собирает после обеда хлебные крошки в ладошку.

Не мстить

Увидев ее суженого в столь жалком положении, Феврония ни на секунду не дает волю гневу: а ее, между прочим, сильно обидели. Она лишь снова твердо повторяет свое условие. Феврония понимает, что упреками и скандалами нельзя добиться ничего – тем более, удержать рядом с собой любимого. Начни она уличать Петра во лжи, скорее всего, тот сел бы на своего добра коня и помчался бы дальше искать другого лекаря, коих, как гласит повесть, в рязанских краях было очень много в ту пору.

Избегать конфликтов и обид

Мудрость женщины не в умении отстаивать свою точку зрения, а в способности избежать споров и ссор – в любой ситуации. Вот пример из жития Петра и Февронии. К княгине начинает приставать некий незнакомец. Есть масса способов избавиться от домогательств: позвать мужа, стражу, отбрить острым словцом.

 

Но Феврония предпочитает заняться педагогикой, используя «интерактив» и метод сократического диалога. Ухажеру предложено испить речной водицы с правой стороны ладьи, где происходит дело, потом с левой. Вода, конечно, оказалась одинаковой на вкус, что тот и вынужден был признать.

 

Феврония мирно отправляет его к жене, констатировав, что естество женское тоже одинаково, и совершенно бессмысленно «ходить налево» для новых ощущений.

 

Речь, конечно, не идет о духовном или душевном естестве, о личности – исключительно о плотском. Только оно и интересовало речного путешественника.

 

Знать цену молчанию

Прозорливая Феврония может сказать очень много, но словам она предпочитает молчание или дело. Вместо того, чтобы – по женской привычке – взять с Петра обещание, а лучше клятву, не обманывать, не бросать ее, просто оставляет на его теле одну невылеченную болячку. Та сама в случае подвоха образумит молодого князя. Вместо того, чтобы оправдываться, будучи оклеветанной боярами, молится. Вместо того, чтобы упрекать супруга в маловерии и унынии, сотворяет чудо.

 

Кстати, на чудеса способны большинство женщин. И для многих из них достаточно всего лишь обуздать свой язык. В тишине сами обстоятельства нашей жизни начинают дивным образом меняться.

Словесный поток, иссякнув, открывает место рефлексии, дает возможность окружающим – близким и дальним – увидеть нас, нашу неповторимость, а не только слышать щебетание (его, кстати, большинство мужчин очень часто пускают фоном, чтобы не засорять свой мозг лишней информацией и эмоциями).

Не забывать о чувстве юмора

Феврония молчалива и сосредоточенна. Но это не значит, что ей чуждо чувство юмора. Помните, как она ответила Петру, повелевшего ей исткать рубаху из льняной ниточки? Послала ему щепочку, чтобы сначала сделал из нее ткацкий станок! А ведь могла бы и обидеться, ведь дело происходило в самом начале их отношений, на той зыбкой почве, где переплелись правда и ложь, смущение и решительность, целомудрие и смелость.

 

Работать!

Мы видим Февронию практически все время с иглой в руках. Она сидит за рукоделием, оставшись без родительского пригляда девчонкой, а потом будучи княгиней, и, наконец, монахиней. Иглу оставляет только для самых важных дел: обсудить свою будущую судьбу или… отойти в мир иной. Быть может, в этой углубленности в дело заключается один из секретов несокрушимого спокойствия святой княгини?

 

Не бояться побыть в тени

 

Петр – князь, Петр – герой, Петр – глава семьи. И дело не только в историческом социальном контексте. Феврония все время подчеркивает, какой князь ценный и важный. А она — как нить, следующая за иголкой. Она исцеляет Петра, она творит для мужа чудеса, она вселяет в него бодрость духа, она может заставить подождать саму смерть. И при этом самым-самым-самым всегда остается Петр, совершивший самый великий подвиг своей жизни еще до знакомства с будущей женой.

 

Такое отношение не просто любовь, — подлинное уважение.

 

Такое отношение вселяет силу в любого мужчину и если он будет достаточно смел и решителен, то рано или поздно убьет своего дракона.

 

Святая Феврония: 15 уроков женской мудрости

 

8 июля – день святых Петра и Февронии, покровителей семьи. «Кто такие эти ваши Петр и Феврония, чтобы брать с них пример?!», спрашивают порой. Отвечаем

Житие святых супругов Петра и Февронии имеет каноническую и апокрифическую версии. Апокриф (повесть о Петре и Февронии), чтобы понять все правильно, следует рассматривать как притчу, метафору отношений между двумя людьми, между мужем и женой, где важны не буквальности и «обстоятельства», а их внутренний смысл.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.