Метод исследования внимания «Корректурная проба» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Метод исследования внимания «Корректурная проба»

2017-08-07 567
Метод исследования внимания «Корректурная проба» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эту методику создал Б. Бурдон в 1895 году. В эксперименте испытуемому предъявляется страница, заполненная какими-нибудь знаками, расположенными случайно.

С помощью корректурной пробы можно оценить разные параметры внимания: устойчивость, концентрация, также распределение и переключение.

Для проведения исследования необходим секундомер, ручка или карандаш и бланк.

Инструкция к детскому варианту корректурной пробы – «Зачеркни квадратик

и поставь точку в кружочке».

Результаты пробы оцениваются по количеству просмотренных знаков и по

количеству ошибок (пропущенных не зачеркнутых знаков или зачеркнутых неправильно).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на

протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 (30) секунд по формуле:

A = Z / t, где

А – темп выполнения,

Z – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,

t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

ШО Характеристика уровня устойчивости внимания

0-3 Низкая устойчивость внимания

4-7 Ниже среднего устойчивость внимания

8-11 Средняя устойчивость внимания

12-15 Выше среднего устойчивость внимания

16-19 Высокая устойчивость внимания

Методика "Заучивание 10 слов"

Предложена А.Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов.

Первое объяснение. "Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?"

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции. "Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке".

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: "Еще раз".

 

Методика «4 лишний»

Цель: Выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения; уровень развития категориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков.

Процедура проведения: ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".

За каждый правильный ответ начисляется 2 балла, за неправильный — 1 балл.

10-8 баллов — высокий уровень развития обобщения;

7-5 баллов — средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

4 и менее баллов — способность к обобщению развита слабо.

 

Методика "Простые аналогии" (диагностика мышления)

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития.

Выполнение методики "Простые аналогии" требует понимания логических связей и отношений между понятиями.

Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. "Вот посмотрите, - говорят испытуемому, - здесь написано два слова - сверху лошадь, снизу жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок - детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово - корова, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову "корова", как жеребенок к лошади, т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, и затем установить такую же связь справа.

Интерпретация Значительным преимуществом являются точные, быстрые подсчеты, которые дает методика «Простые аналогии».

Интерпретация ее в количественном варианте выглядит так:

при 31-32 баллах логическое мышление у ребёнка развито высоко; при 25-30 баллах качество мышления оценивается хорошо, но следует поработать над устойчивостью внимания;

при 15-24 баллах логика и внимание ребенка нуждаются в регулярной тренировке;

при 5-14 баллах можно говорить о ежедневных занятиях по развитию навыков. - \

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.