Статус воображения как психического процесса — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Статус воображения как психического процесса

2017-08-07 1682
Статус воображения как психического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 27. Воображение.

Статус воображения как психического процесса Физиологическая основа воображения. Соотношение воображения и мышления. Функции воображения. Способы создания образов воображения. Виды воображения. Активное произвольное воображение: воссоздающее воображение, антиципирующее (предвосхищающее) воображение, творческое воображение. Пассивное произвольное воображение: мечты, грезы (грезоподобные образы). Значение воображения в жизни человека.

Методические рекомендации к изучению темы.

Представления и воображение настолько связаны, что их часто отождествляют друг с другом. Однако воображение – это «процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений». Процесс воображения протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Поток сознания в состоянии бодрствования содержит комбинацию из фантазий и образов памяти. В процессе воображения может происходить переход конкретного в абстрактное, создаваться сложные комбинированные образы, включающие как чувственно-наглядные, так и рационально-логические компоненты.

Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Он создает образ материальной вещи, которая будет изготавливаться в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания вещей резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной. Основная функция воображения - познание того, что не воспринимается непосредственно. Фантазия восполняет пробелы в знаниях о реальности. Перекомбинация опыта в новые сочетания позволяет выйти за рамки причинно-следственных связей обыденной реальности и осуществлять опережающее отражение различного уровня. В воображении отмечаются: интегративные тенденции, тенденции к разрыву устоявшихся связей в опыте, выделение неразложимых элементов, переключение с одного на другой.

При изучении материала лекции обратите внимание на способы создания образов воображения, классификацию образов, ответьте на задания для самопроверки знаний, прочтите термины из глоссария и рассмотрите презентацию.

Воображение. Термин «воображение» встречается в психологии, философии, культурологи, религии, искусстве. Поэтому в это понятие вкладываются различные значения. «Воображение» (фантазия) через латинское imago (imaginatio) синонимично таким словам как образ, изображение. В словаре Даля «воображать» означает представлять мысленно, изображать в уме чувственные и отвлеченные предметы, мысленно живописать картины. В русском языке, например, говорят «представь себе» в смысле «вообрази». Этимология этого термина в различных языках несет в себе двойной смысл: формирование любых образов и создание новых образов.  


Мысленный эксперимент позволяет исследовать ситуации, не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные. Основаниями объективности мысленного эксперимента являются логическая корректность оперирования с образами, с одной стороны, и активность воображения – с другой. Мысленный эксперимент отличается от реального эксперимента идеальностью, а также – присутствием в нем элементов воображения как базиса оценки идеальных конструкций.

Процесс создания новых образов (в многообразии сенсорных, эмоциональных, понятийных компонентов) строится на основе изменения и перекомбинаций элементов. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Когда воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Когда воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.  

 

 


Вопросы для самопроверки

Какой способ создания образа воображения был использован:

1. А то свищет Соловей да по - соловьему, он кричит злодей Разбойник по-звериному, и от его ли-то от посвисту соловьего, и от его ли -то покрику звериного, то все травушки-муравы уплетаются,все лазуревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей, то все мертвы лежат.

а) агглютинация б) акцентирование в) гипербола г) типизация д) метафора

Ответ: гипербола - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей

Старый старичок: худой, как зайцы зимние, весь бел, и шапка белая, высокая, с околышем. Из красного сукна. Нос клювом, как у ястреба, усы седые, длинные, И — разные глаза. Один, здоровый светится, А левый – мутный, пасмурный, как оловянный грош

а) агглютинация б) акцентирование в) гипербола г) типизация д) метафора

Ответ: б) акцентирование - выделение какой-либо части, детали целого.

Виды воображения

Активное произвольное воображение направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение пробуждается и направляется целью, определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Человек оперирует единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Оно направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вневременных связей и обстоятельств). Активное произвольное воображение представлено разновидностями: воссоздающее воображение (на основе словесного описания, изображений в виде картин, схем, чертежей, моделей), антиципирующее и творческое. В связи с созданием материальных и духовных ценностей выделяется также практическое воображение.

Воссоздающее воображение – конструирование новых образов в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта. Главным образом воссоздающее воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации. Примером воссоздающего воображения является актуализация образов на основе литературного описания. Смысловое восприятие текста состоит в создании «динамического образа содержания текста», в котором отображается «стоящий за текстом» реальный мир. Интересно, что при чтении литературы на иностранном языке могут возникать более яркие образы (впечатление «прокручивания фильма»). Разновидностью воссоздающего воображения являются также образы, возникающие при чтении карты. «Представления по карте» связаны со способностью людей «видеть» за условными обозначениями на карте реальную местность. К образам воссоздающего воображения могут быть отнесены также следующие его разновидности:

· «кинематографические образы» - подобие «красочного фильма» перед мысленным взором;

· детские фантазии, достигающие большой реалистичности (дается детальнейшее описание цвета, формы, размера. Например, «воображаемый товарищ по игре» - человек или животное);

· образы при математических операциях - комбинации образов выступают своеобразными кодами при вычислении.

Антиципирующее (предвосхищающее) воображение – построение образов будущего, проигрывание вариантов будущих событий. «Визуализация гипотез» — важный элемент механизма опережающего отражения, помогающий моделировать будущее. Этимологически слово "предвидеть" происходит от одного корня со словом "видеть", что указывает на значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. Благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или миром в будущем. Ф. Лерш назвал это «прометеевской» (глядящей вперед) функцией воображения: чем моложе человек, тем в большей степени воображение ориентировано вперед. У пожилых людей воображение скорее ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение - вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи. Они могут представлять ценность для общества и воплощаться в оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение необходимый компонент всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются с помощью различных приемов интеллектуальных операций. Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две такие операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Существуют и другие интеллектуальные операции, например, рассуждения по аналогии с частным и чисто случайным сходством. В образах творческого воображения присутствует сопоставление и обобщение, сочетание типического и индивидуального, благодаря агглютинации, гиперболизации, схематизации и др. Выделяют два типа художественных образов:

1) образы, базирующиеся на осознаваемом опыте автора, его конкретных воспоминаниях, воссоздаваемые впечатления комбинируются вокруг замысла;

2) образы, формируемые на неосознаваемом уровне:

· перекомбинирование известных образов в новые сочетания происходит на основе группировки образов памяти вокруг главной идеи («кристализация»);

· символическое воображение; образ-символ вызывает широкий диапазон различных образов, оставаясь основой переживаний.

В качестве основы художественного образа выступает главная идея (замысел). Развитие творческого замысла представляет собой постепенный процесс осознания от «нечто неуловимого», но интуитивно целостного до конкретного образа-плана художественного произведения. Наполнение замысла конкретным содержанием происходит, как правило, в процессе расчленения общих представлений на частные образы. Направляют работу воображения установка (система установок), а также доминирующие эмоции. Рациональное мышление участвует в отборе художественного материала в соответствии с замыслом и оценивает образы с точки зрения художественной и психологической правды. Эмоциональные переживания фильтруют поток сознания художника, высвечивая особенно значимые образы. Яркие образы эмоциональных состояний придают отчетливые формы тончайшим движениям души. Погруженность в образы позволяет автору «жить» в воображаемом мире. Исходной формой творческого воображения можно считать «сказочное воображение», связанное с феноменом одушевления материального мира. «Сны наяву», в которые погружается художник, дают ему наслаждение от игры собственного воображения.

Пассивное произвольное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые представляются осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая из опыта.

Мечты – образы желаемого будущего, пока неосуществленного, а иногда и вовсе неосуществимого. Образы, которым отдается человек в своих мечтах, имеют следующие особенности:

· яркость и конкретность образов, обилие деталей и частностей;

· отражение путей осуществления мечты в виде тенденции;

· эмоциональная насыщенность образов;

· соединение образов с чувством уверенности в их осуществимости;

· творческий характер образов, ярко выраженные черты нового, требующего осуществления.

Мечты считаются средством пробуждения инициативы, поддержания энергии, стимулом к деятельности. Мечты помогают определять и конкретизировать цели жизни, несмотря на то, что они не реализуются немедленно.

Грезы (грезоподобные образы) возникают под действием слабо осознанных или неосознанных потребностей, в состоянии бездействия, скуки. Эти непроизвольные образы представляют собой воображаемые («мечтательные») ситуаций, «удовлетворяющие» сокровенные желания, такие образы эмоциональны и тенденциозны, подчинены неосознанным желаниям, потребностям. Они не предполагают их целенаправленного воплощения в жизни. Их особенностями являются символичность, трудности описания, «путешествия по оси времени». Благодаря им, человек знакомится с неизвестными аспектами своего внутреннего мира. Блейлер грезоподобные образы анализировал в контексте аутического мышления. «Нормальный аутизм» отделяет фантазию от реальности, усиливает положительный опыт (стремление к приятному) и редуцирует отрицательные эмоции (избегание неприятного). Пассивное грезоподобное воображение детерминировано личностными особенностями, а также особенностями переживаний в состоянии фрустрации. Реальные события также влияют на содержание образов, но последние конструируются из любого материала, ассоциированного по любому признаку.

Значение воображения в жизни человека.

· Воображение влияет на состояние организма. На основе воображаемой болезни появляются телесные симптомы. Вольтер, как известно, заболевал, в годовщину Варфоломеевской ночи.

· Воображение является важным показателем одаренности человека;

· Воображение формирует способность метафорично выражать мысли,

· Воображение лежит в основе эмпатии и включается как компонент способности представлять внутренний мир и переживания других людей,

· Воображение создает основу изобретательности – способности устанавливать необычные связи объектов, примирять противоречия и склонности знакомое с ощущением новизны.

Вопросы для самопроверки

1.Какое слово пропущено в следующем утверждении:

Активное творческое воображение предполагает создание новых материальныхобъектов и идеальных образов, не имеющих аналога и характеризующихся …………….и новизной.

а) структурностью б) константностью в) оригинальностью ответ

в) оригинальностью

2.В каком из следующих отношений находятся пары понятий: воображение — мышление:

а) они тождественны б) первое шире, чем второе в) второе шире, чем первое г) они пересекаются д) они независимы

ответ: г) они пересекаются

3.В каком из следующих отношений находятся пары понятий воображение -опережающее отражение;

а) они тождественны б) первое шире, чем второе в) второе шире, чем первое г) они пересекаются д) они независимы

ответ б) первое шире, чем второе

Глоссарий

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

 

 

 

 

Лекция 27. Воображение.

Статус воображения как психического процесса Физиологическая основа воображения. Соотношение воображения и мышления. Функции воображения. Способы создания образов воображения. Виды воображения. Активное произвольное воображение: воссоздающее воображение, антиципирующее (предвосхищающее) воображение, творческое воображение. Пассивное произвольное воображение: мечты, грезы (грезоподобные образы). Значение воображения в жизни человека.

Методические рекомендации к изучению темы.

Представления и воображение настолько связаны, что их часто отождествляют друг с другом. Однако воображение – это «процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений». Процесс воображения протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Поток сознания в состоянии бодрствования содержит комбинацию из фантазий и образов памяти. В процессе воображения может происходить переход конкретного в абстрактное, создаваться сложные комбинированные образы, включающие как чувственно-наглядные, так и рационально-логические компоненты.

Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Он создает образ материальной вещи, которая будет изготавливаться в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания вещей резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной. Основная функция воображения - познание того, что не воспринимается непосредственно. Фантазия восполняет пробелы в знаниях о реальности. Перекомбинация опыта в новые сочетания позволяет выйти за рамки причинно-следственных связей обыденной реальности и осуществлять опережающее отражение различного уровня. В воображении отмечаются: интегративные тенденции, тенденции к разрыву устоявшихся связей в опыте, выделение неразложимых элементов, переключение с одного на другой.

При изучении материала лекции обратите внимание на способы создания образов воображения, классификацию образов, ответьте на задания для самопроверки знаний, прочтите термины из глоссария и рассмотрите презентацию.

Воображение. Термин «воображение» встречается в психологии, философии, культурологи, религии, искусстве. Поэтому в это понятие вкладываются различные значения. «Воображение» (фантазия) через латинское imago (imaginatio) синонимично таким словам как образ, изображение. В словаре Даля «воображать» означает представлять мысленно, изображать в уме чувственные и отвлеченные предметы, мысленно живописать картины. В русском языке, например, говорят «представь себе» в смысле «вообрази». Этимология этого термина в различных языках несет в себе двойной смысл: формирование любых образов и создание новых образов.  


Статус воображения как психического процесса

Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В различных философско-религиозных подходах выделяется три типа понимания воображения.

1) Рационализм (Декарт, Спиноза) рассматривает воображение как низший род познания. При таком понимании возвышается разум (источник истинного познания и добродетели), а воображение признается источником заблуждения, выражением страстей и пороков. Воображение создает фантастический мир, тогда как задача науки состоит в уничтожении фантастики, враждебной разуму. Воображению отводится также скромное место в искусстве.

«В фантазии слиты все психические функции: чувство, мысль, интуиция, ощущение. Она, в сущности, есть выражение активности всей нашей психики». (Б.П. Вышеславцев).  
2) Воображение — основная творческая сила человеческого духа, укорененная в подсознании. Фантазия «питается» творческой энергией души (К.Г.Юнг). Данный подход основывается на очевидной роли воображения в эстетике, этике, религиозной практике.

 

 

Предполагается, что деятельность фантазии регулируется какими-то специфическими закономерностями.

3) Воображение рассматривается как некая метафизическая сила. С позиций феноменологически-герменевтического подхода вызывает интерес многообразие разновидностей воображения, в силу чего образы воображения с трудом поддаются классификации. Многообразие образов связано с деятельностью, направляющей воображение, а также личностными особенностями фантазирующего.

В настоящее время признаются, что воображение:

· является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания;

· направлено преимущественно на практическую деятельность человека;

· предполагает определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения – объективная реальность;

· это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним). Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. В плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого;

· базируется на механизме переноса какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания;

· противопоставляется репродуцированию, имитации. Воображение — это создание того, что не существовало актуально.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые ранее сформировались в прошлом опыте. Простая актуализация имеющихся временных связей еще не приведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. Большое значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь их становления, является средством их удержания, закрепления, изменения.

Автор Трактовки процесса воображения
Т.Рибо репродуктивное воображение – это образная память
Эббингауз продуктивное и репродуктивное воображение принципиально не различаются
  восприятие аналогично процессу тиснения печати на восковой пластинке, а воображение оттиску, который остается после удаления печати
В.И.Слободчиков Е.И. Исаев воображение является одной из фундаментальных характеристик субъективности, и потому оно включено в процесс познания и преобразования мира
З. Блейер относил к воображению проявления аутичного мышления - «сны наяву», мечтательность. Как болезненное состояние психики, аутизм проявляется в концентрации на внутренней жизни, уходе от внешнего мира. В тяжелых случаях жизнь аутиста сводится к грезам, он воспринимается отрешенным и часто странным. В обычных случаях человек выглядит нормальным
С.Л.Рубинштейн воображение является аспектом любого акта психического отражения мира: в каждом из них есть «кусочек воображения»

Функции воображения:

· Образное представление действительности

· Регулирование эмоциональных состояний

· Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека

· Формирование внутреннего плана действий

Соотношение воображения и мышления.

Мышление и воображение выступают разноуровневыми аспектами интеллектуальной творческой деятельности. Перекомбинирование информации входит в механизмы и воображения и мышления. Воображение осуществляет моделирование будущего и участвует в программировании поведения, при высокой степени неопределенности проблемной ситуации. Продукты воображения проверяются мышлением. Воображение не считается понятийным познанием, хотя последнее невозможно без опоры на представления. Наглядные элементы в мышлении выступают обобщенными содержаниями восприятия и представления, особыми схемами, которые предвосхищают словесно еще не развернутую систему мыслей. В итоге устанавливается тесное взаимодействие между чувственным познанием и абстрактным мышлением. В истории психологии соотношение мышления и воображения трактовалось по-разному.

Авторы Взгляды на соотношение воображения и мышления
Аристотель мышление частично является воображением, а частично суждением
В. Вундт воображение – это мышление в образах
С.Л. Рубинштейн воображение - аспект и необходимая сторона всякого процесса чувственного отражения действительности. В познании абстрактные понятия и чувственно-наглядные элементы всегда функционируют во взаимопроникновении
А.И. Розов фантазия «вступает в игру» там, где мыслительная деятельность оказывается несостоятельной
А.В.Брушлинский воображение/ фантазия - разновидность чувственного познания.
В.Штофф преобразование образа объекта в воображении отличается относительной свободой и произвольностью в отличие от мышления, подчиняющегося строгим закономерностям.
Майер эмоциональное мышление выступает в роли воображения. Оно стремится «разрешать проблемы» в аффективных состояниях (эстетических, религиозных и др.) и дает суждения о ценностях и нормах.

 

Различие между «конкретным» и «абстрактным» воображением проявляется в неодинаковой яркости, отчетливости образов в связи с их абстрактностью, обобщенностью и схематизацией (т.е. в связи с выраженностью в образах сенсорной основы). Поскольку в результате трансформации представлений возникают новые образы, в воображении доминирует преобразования информации, в отличие от репродуктивных образов, в которых (несмотря на определенную трансформацию) происходит сохранение исходной информации. Например, в случае «пространственного воображения» исходными операндами являются пространственные вторичные образы, а операторами — геометрические преобразования, сохраняющие в разной степени метрику и топологию объектов. Результаты преобразований также фиксируются в образе. Даже «необразные» видоизменения обычно приводят к «образному» продукту — визуализация в воссоздающем воображении. Воображение создает феноменологически новые вторичные образы на основе перекомбинирования многомерного и многоуровневого полимодального опыта человека, т.е. дает новые сочетания и связи элементов внешней реальности и внутреннего мира человека в его субъективном пространстве.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.