Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-08-07 | 696 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Лекция 26 Представление.
Представление как следовая форма отражения. Эволюция научных взглядов на представления. Репродуктивные образы долговременной памяти: образы-воспоминания, образы-воспроизведения, образы-представления. Репродуктивные образы кратковременной памяти: послеобразы. Эйдетические образы. Эмпирические характеристики образов представлений: пространственные характеристики (панорамность, взаимоотделение фигуры и фона, выпадение абсолютных величин, схематизация образа); временные («временная панорамность образа», сдвиги в воспроизведении длительности, более прочное сохранение временной последовательности); интенсивность и модальность. Виды представлений. Классификация представлений. Вторичные эмпирические характеристики (неустойчивость, фрагментарность, обобщенность, контролируемость).Индивидуальные особенности и развитие представлений.
Методические рекомендации к изучению темы.
«Представление» синоним «картинки перед мысленным взором», образов памяти и образов воображения или фантазии. «Представление» трактуется как совокупность правил, посредством которых человек запечатлевает свои «встречи» с миром и т.д. В русском языке встречаются слова: «образ», «воображение», «отображение», «изображение». Этимологически корни слова «image» (англ.), «imagen» (исп.) и т.п. восходят к латинскому «imago», корневая метафора которого указывает на имитацию (imitari) в процессе копирования оригинала (первоначально при изготовлении скульптурной копии). «Образ» по словарю Даля, означает модель, вещь, по размеру и подобию которой другие вещи должны изготавливаться. Терминами «представление», «образ» широко пользуются философия, логика, эстетика, искусствоведение. |
|
Эмпирические характеристики образов представлений.
Интенсивностные.
Степень яркости вторичного образа может быть различной, но в среднем представление отличается значительно меньшей яркостью по сравнению с сенсорно-перцептивными образами. Однако за счет явления синестезии (взаимодействия образов разной модальности) яркость представлений может быть увеличена.
Модальностные.
Выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные представления.
|
Зрительные представления связаны созрительным восприятием. Они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе. Характер зрительных представлений зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искусствами (рисование по памяти, рисование с натуры).
Слуховые представления. Важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. Речевые представления подразделяются: на фонетические и темброво - интонационные представления. Фонетические представления – представление слова на слух, не связанное с определенным голосом. Они имеют большое значение при изучении иностранных языков. Темброво-интонационные отражают тембр голоса и характерные особенности интонации говорящего. Они имеют большое значение в работе актера и при обучении выразительному чтению. Суть музыкальных представлений заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. У большинства людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсутствует, потому что знакомый мотив, как правило, представляется не сыгранным на каком-либо инструменте или спетым каким-либо голосом, а как бы звучащим «вообще», в каких-то «абстрактных звуках». Однако у высококлассных музыкантов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных представлениях с полной ясностью.
Двигательные представления никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. При представлении движений происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Например, если представить, что правая рука согнута в локте, то в бицепсах правой руки произойдут сокращения, которые регистрируются чувствительными электрофизиологическими приборами. При исключении возможности мышечного сокращения, представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, при представлении произнесения какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Без двигательных представлений невозможна речь. Ощущения, возникающие от зачаточных движений, всегда образуют неразрывное целое с зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления подразделяются на две группы: представления о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные представления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами (например, при представлении сгибания правой руки в локте, возникает зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо - двигательными (речевые представления). Слуховые представления очень редко бывают чисто слуховыми. Слуховые и двигательные речевые представления — качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. Так как, зрительное представление какого-либо предмета может сопровождаться мысленным произнесением слова, обозначающего этот предмет, поэтому вместе со зрительным образом возникает слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями. Зрительное представление без сопровождения слуховыми образами возможно, но тогда представляемый зрительный образ будет смутным и неопределенным. Ясное зрительное представление возможно только при совместном воспроизведении со слуховым образом.
|
Пространственные представления. Термин «пространственные представления» относится к пространственной форме и размещению объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как пространственное размещение вещей они передают с полной наглядностью. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда — двигательный компонент. Такие представления важны для шахматистов, играющих вслепую. В повседневной жизни при движении от одной точки пространства до другой. В этом случае необходимо представлять маршрут и движение по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в сознании. Если отвлечься, и представление конечной точки перестанет осознаваться, то возможна ошибка в передвижении (пропуск нужной остановки).
|
Классификации представлений
В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений (см. рисунок). Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации ощущений и восприятий.
Принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.
Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить и по другим признакам:
1) по содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.;
2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях.
Кроме этого, предлагается классификация по степени проявления волевых усилий.
Рисунок Классификация основных видов представлений
Данный подход к классификации представлений не может рассматриваться как единственный.
Развитие представлений
Психологические эксперименты показывают, что яркость и точность представлений возрастают под влиянием упражнений. Например, если в эксперименте требуется сравнить два звука, отделенных друг от друга промежутком в 20-30 секунд, то сначала эта задача оказывается почти невыполнимой, так как к моменту появления второго звука образ первого уже исчезает или становится настолько тусклым и неясным, что не допускает точного сравнения. Но затем, постепенно, в результате упражнений, образы становятся ярче, точнее и задача оказывается выполнимой. Этот эксперимент доказывает, что представления развиваются в процессе деятельности, причем той деятельности, которая требует участия представлений определенного качества.
Важнейшим условием развития представлений является наличие богатого перцептивного материала. Например, большинство людей слова иностранного языка чаще представляют зрительно, а слова родного языка — слухо-двигательно. Это объясняется тем, что родной язык мы постоянно слышим и обучаемся речи в процессе общения с людьми, а иностранный язык, как правило, изучаем по книгам. В результате представления иностранных слов формируются в виде зрительных образов. По этой же причине представления о цифрах воспроизводятся в виде зрительных образов.
|
Тот факт, что представления формируются на основе перцептивных образов, необходимо учитывать в процессе обучения. Нецелесообразно ставить преждевременные задачи, требующие свободного, не имеющего опоры в восприятии, оперирования представлениями. Для того чтобы добиться такого оперирования представлениями, ученику необходимо сформировать на основе соответствующих перцептивных образов представления определенного типа и иметь практику оперирования этими представлениями. Например, если предложить ученикам представить мысленно расположение на карте городов Москва и Тверь, они вряд ли смогут это сделать, если плохо знают карту.
Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. Многие исследования показали, что есть люди, которые совершенно не способны произвольно вызывать у себя представления. Поэтому основные усилия при формировании способности оперировать представлениями определенного вида должны быть направлены на выработку умения произвольно вызывать эти представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.
Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь — это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь — путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными, и отображают целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, которые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут содержатьширокие обобщения.
Задание для форума:
Напишите эссе на одну из тем:
Ø Сравнительный анализ первичных и вторичных образов.
Ø Отличие образов представления от галлюцинаций.
Задания для самопроверки
1. Ответьте на вопрос: верно ли утверждение, которое приводится ниже:
А) Вторичные образы тесно связаны с текущей стимуляцией, а восприятие же невозможно без воображения (апперцепция).
Ответ: верно - образы тесно связаны с текущей стимуляцией
Б) Достройка перцептивного образа элементами воображения связана с механизмом поиска соответствия формируемых человеком гипотез о реальности.
Ответ: верно гипотезы о реальности необходимы для достройки перцептивного образа
В) Соотнесение перцептивного образа с эталонами памяти облегчает категоризацию и обобщение воспринятого материала
Ответ: верно - соотнесение перцептивного образа с эталонами памяти облегчает категоризацию и обобщение
Г) Образы-представления участвуют, в сличении результата восприятия с «акцептором действия» при антиципации
Ответ: верно - участвуют в акте сличения
Д) Возможны искажения восприятия при творческом озарении, вторжении в перцепцию сновидных и галлюцинаторноподобных эпизодов.
Ответ: верно искажения восприятия возможны
Опишите и объясните результаты экспериментальных исследований:
2. В экспериментах, Кюльпе и Перки исследовали интерференцию вторичных образов и перцепции. Испытуемых просили сообщать о любых объективных или субъективных событиях, которые они переживали во время релаксации в темной комнате. Время от времени на стены проецировался квадрат, который изменялся по размеру, яркости и локализации. Что сообщали испытуемые?
Ответ: наблюдалось смешение восприятия стимула с образом представлений, в зависимости от когнитивного стиля испытуемых, их установок, характера стимуляции, внутренний опыт, детерминированный преимущественно входной информацией, может переживаться и как вторичный образ, и как перцептивный. Материалом для любых образов является нейрофизиологически закодированная информация. Под «образом» понимается субъективный феномен, возникающий при различных сочетаниях внешней и внутренней стимуляции: при доминировании первой употребляется термин «перцептивный образ», при доминировании второй — «образ представлений».
2.Могут ли сильно желаемые или, наоборот, тревожные ожидания породить иллюзорный образ?
Ответ: да, особенно при снижении уровня бодрствования и в случаях патологии. Влияние желаний, страхов, пропущенных через фильтр защитных механизмов, на формирование вторичного образа может быть выборочным в связи с конкретной личностной проблемой. Особое значение в различении образных явлений имеют состояния сознания. Дремотные и сновидные состояния ослабляют контроль над влиянием мотивации и защитных механизмов на формирование вторичных образов. В случае психопатологии нарушается механизм различения реального и представляемого. Объяснение этому предлагает Хэбб. Перцепты и вторичные образы активируются подобными «клеточными ансамблями». При определенных условиях информация с «перцептивного источника» может быть представлена в матрице, обычно кодирующей информацию из «внутреннего источника», и наоборот. Важна роль контролирующих систем обратных связей, которые могут работать как согласованно, так и конфликтно. При параллельной переработке информации из внешнего и внутреннего источников содержание сознания определяется неким общим лимитированным «когнитивным фактором» (в связи с активацией одних и тех же нейронных структур). Это предполагает конкуренцию информационных каналов за представленность своей информации в сознании, что объясняет факты смешения в сознании (в определенных его состояниях) галлюцинаций, сновидений, гипнагогических и других образов с актуальным восприятием.
Вопрос на форум
Глоссарий
Последовательный образ (послеобраз) - зрительные ощущения, которые остаются сразу после рассмотрения какого–либо объекта при строго фиксированном взгляде. Продолжительность действия может быть до десяти минут.
Представление - наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета.
Виды представлений. Представления различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), а также по их содержанию (математические, технические, музыкальные).
Эйдетические образы. Яркие, ясные, четкие, красочные позволяет буквально «видеть» стимул после прекращения его воздействия на органы чувств.
Презентация
Образы представления | Образы восприятия |
связывают образы с понятием | отражают предметы и явления |
относятся к настоящему, к прошлому, к будущему времени | относятся к настоящему моменту времени |
менее ясны и отчётливы, чем образы восприятия | интенсивность образов зависит от интенсивности раздражителей |
отличаются изменчивостью, непостоянством | отличаются устойчивостью и постоянством |
физиологической основой служат процессы, происходящие в корковых частях анализаторов; рецепторы при этом не функционируют | физиологической основой является нервное возбуждение в рецепторах и в различных участках коры больших полушарий головного мозга, между которыми прокладываются временные нервные связи |
образы фрагментарны, полны пробелов, отдельные части, и признаки представлены в них ярко, другие – очень смутно | образы восприятий - «целостное отражение предметов, ситуаций, явлений |
Лекция 26 Представление.
Представление как следовая форма отражения. Эволюция научных взглядов на представления. Репродуктивные образы долговременной памяти: образы-воспоминания, образы-воспроизведения, образы-представления. Репродуктивные образы кратковременной памяти: послеобразы. Эйдетические образы. Эмпирические характеристики образов представлений: пространственные характеристики (панорамность, взаимоотделение фигуры и фона, выпадение абсолютных величин, схематизация образа); временные («временная панорамность образа», сдвиги в воспроизведении длительности, более прочное сохранение временной последовательности); интенсивность и модальность. Виды представлений. Классификация представлений. Вторичные эмпирические характеристики (неустойчивость, фрагментарность, обобщенность, контролируемость).Индивидуальные особенности и развитие представлений.
Методические рекомендации к изучению темы.
«Представление» синоним «картинки перед мысленным взором», образов памяти и образов воображения или фантазии. «Представление» трактуется как совокупность правил, посредством которых человек запечатлевает свои «встречи» с миром и т.д. В русском языке встречаются слова: «образ», «воображение», «отображение», «изображение». Этимологически корни слова «image» (англ.), «imagen» (исп.) и т.п. восходят к латинскому «imago», корневая метафора которого указывает на имитацию (imitari) в процессе копирования оригинала (первоначально при изготовлении скульптурной копии). «Образ» по словарю Даля, означает модель, вещь, по размеру и подобию которой другие вещи должны изготавливаться. Терминами «представление», «образ» широко пользуются философия, логика, эстетика, искусствоведение. |
Представление как следовая форма отражения.
В психологии представление – это «психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта». В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.
· Представление – это вторичные образы, извлеченные из памяти "первые сигналы", что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов.
· Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами.
· Представление (вторичные образы) - психический процесс, заключающийся в отражении объектов или явлений, которые действовали когда-то на органы чувств, но в данный момент не действуют.
· Представления – наглядно-чувственные образы, связанные ассоциациями. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса. Наиболее близким к представлению считается понятие.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!