Повседневная жизнь земледельцев и горожан. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Повседневная жизнь земледельцев и горожан.

2017-08-07 2948
Повседневная жизнь земледельцев и горожан. 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди упорно боролись за су­ществование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), а на юге — от кочевников. Нередко пахари выходили в поле вооружённые ро­гатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы от­биться от степняков.

Наиболее распространёнными на Руси были так называемые большие семьи. Старший из мужчин яв­лялся главой семьи, в которой совместно жили и ве­ли общее хозяйство не отделившиеся от него сыновья со своими жёнами и детьми. Они вместе обрабаты­вали землю. Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из её членов. Это касалось даже браков детей, которых могли женить или выдать за­муж против воли.

Воспитание детей в большинстве семей было трудовым. Лет с семи мальчика брали работать в по­ле, начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте, если была возможность. Девочки присмат­ривали за младшими братьями и сёстрами, помога­ли матери по хозяйству, учились у неё прясть пря­жу, ткать полотно, шить одежду.

В Древней Руси, особенно в крестьянских семь­ях, люди рано вступали в брак, так как очень цени­лись трудовые руки. Девочка в 12 лет была уже на выданье. Случались и более ранние браки, хотя христианская церковь их не поощряла.

Долгими зимними вечерами при свете лучин жен­щины пряли, мужчины делали домашнюю утварь, пили хмельные напитки, мёд, вспоминали минувшие дни, слушали сказителей, рассказывавших былины. Ещё долго сохранялись языческие праздники.

Часть населения Руси проживала в городах. В них селились князья, размещалась княжеская дружина. В городах князья со своими помощниками правили суд, управляли подвластными землями, принимали иностранных послов. На городских площадях соби­ралось вече.

Постепенно города росли и становились торговы­ми и ремесленными центрами. Одним из наиболее распространённых видов ре­мёсел было кузнечное дело. Обработка железа, изго­товление из него разных изделий осуществлялись в кузнечных мастерских — кузницах. Крупными ре­месленными центрами, производившими изделия из металла, были Киев, Чернигов, Вышгород, Галич, Новгород.

По большим и малым городам Руси шумели тор­ги. Сияла на солнце серебряная, отделанная чекан­ным узором посуда. Рядом стояли гончарные из­делия — кувшины, черпаки, чаши. Радовали глаз украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали. Сюда же приносили труды своих рук ко­жевенники и кузнецы, косторезы и плотники. Куп­цы предлагали песцовые, собольи и куньи меха. Иноземные гости (купцы) — греки, арабы, болгары, евреи, армяне, поляки, чехи, немцы, скандинавы — торговали драгоценными тканями и камнями, ору­жием, пряностями и винами.

С незапамятных времён из России вывозились мёд, воск, меха. Со временем расширяется вывоз льна, пеньки — сырья для производства верёвок, ка­натов и пр., выделанных говяжьих кож, а также про­дуктов морских промыслов Севера (тюленьи, мор­жовые шкуры, сало, треска, сёмга), лесоматериалов, в частности смолы.

Купцы играли значительную роль не только в го­родской жизни, но и в политических делах. На вер­шине общественной лестницы они стояли сразу же за боярами.

В городах сосредоточивалась и религиозная жизнь. Здесь сооружались большие храмы, жили и испол­няли христианские службы и обряды митрополит и епископы, стояли крупные монастыри.

Города были центрами культуры. В них органи­зовывались школы, писались иконы, создавались фрески и мозаики.

Быт простых горожан мало отличался от кресть­янского. Помимо ремесла и торговли, занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством. Глава семьи участвовал в городском вече, отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи.

В богатых и знатных семьях были свои порядки. Обычно до года дети находились на руках кормили­цы, до пяти лет — на попечении нянек. Холопка- кормилица и её сын были самыми близкими слуга­ми в доме. Сын кормилицы воспитывался вместе с юным хозяином и иногда оставался на всю жизнь самым близким ему человеком. Мальчиков в знат­ных семьях нередко начинали учить грамоте с пяти лет и воспитывали сообразно будущей службе. Со­гласно обычаю, воспитанием княжича руководил его дядя — брат матери.


Развлечением знати были охота и богатые дру­жинные пиры. Столы были уставлены дорогой по­судой, не только кубки, но и ложки были серебря­ными. Рекой текли заморские вина и русский мёд — так назывался хмельной напиток, приготовляемый из мёда. Большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом вместе с мужчинами. Гостей на пирах развлекали скоморохи и гусляры.

Любимыми забавами богатых людей была соко­линая, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.

Даже после принятия христианства большин­ство населения носило славянские имена. Знатные люди, получив при крещении имена христианских святых, продолжали в быту именоваться славян­скими — Ярослав, Святослав, Всеволод, Мстислав и т. п. Именами остальной части населения могли служить любые существительные, прилагательные и их сочетания — Добрыня, Сновид, Лют, Волчий Хвост и т. д.

 

Военное дело.

Большое место в жизни людей за­нимали различные военные дела. Профессиональны­ми воинами были княжеские дружинники. Они пе­редвигались по суше на конях, по рекам и морям в быстрых и лёгких ладьях. Вооружены они были мечами, копьями, саблями. Головы воинов защищали шишаки — изящные остроконечные шлемы. Защит­ными средствами были щит, броня или кольчуга. Во время рукопашных схваток специальные телохрани­тели оберегали князя, заслоняя его своими щитами и телами от вражеских сабель и стрел.

Во время больших военных походов созывалось народное ополчение. Его члены — вой — вооружа­лись попроще: лук, колчан со стрелами, нож, копьё либо тяжёлый боевой топор, который пробивал на­сквозь крепкую броню. Сами вой броню не носили,

она была слишком дорогой. Кольчуга тоже была редкостью. Зато щиты имелись в руках у каждого.

Войско выступало в поход по сигналу боевой трубы. Впереди ехал князь, за ним гарцевала дружи­на, далее шли вой. Следом тянулся обоз, в нём на­ходилось вооружение воинов и съестные припасы. Сражения нередко начинались с поединка богаты­рей, которых выставляла каждая сторона.

Жилище.

Характерной чертой быта жителей Древнерусского государства стало возникновение су­щественной разницы между образом жизни верхуш­ки общества и основной массы населения.

Жилища князей и бояр — хоромы — состояли, как правило, из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился те­рем — высокое деревянное здание-башня, где разме­щалось отапливаемое помещение — изба, а также хо­лодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Рядом с теремом находились летние неотапливае­мые помещения. Их соединяли с избой холодные пе­реходы — сени. В богатых хоромах была ещё и грид­ница — большая парадная горница, где хозяин пи­ровал со своей дружиной.

Недалеко от хором находились жилища господ­ских управителей, поварня, конюшня, кузница. Здесь же располагались кладовые, зер­новые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши. В них храни­лись зерно, мясо, мёд, вино, ово­щи и другие продукты. В не­большом отдалении находилась баня. Все постройки объединя­лись единым двором. Дворы бы­ли окружены каменными или деревянными оградами с могу­чими воротами.

Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Нижний этаж был хозяйственным, верхний — жи­лым. Здания состояли из нескольких комнат. В ком­натах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развеши­вали полки для посуды. Богатые покои часто укра­шались восточными коврами, дорогими греческими тканями. На полу и скамьях были разбросаны мед­вежьи или рысьи шкуры. Жилые покои в богатых хоромах и домах освещались свечами.

Ремесленный люд обитал на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленых деревянных изб или глинобитных домиков.

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в ле­состепной зоне, это были полуземлянки (т. е. жили­ща, пол которых был ниже уровня почвы) с земля­ными полами, с покрытой сверху слоем земли кры­шей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные по­стройки с деревянными полами. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились по-чёрному. Окна были маленькими. Они обтягивались коровь­ими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами — тонкими щепками сухого дерева.

 

Одежда.

Все жители Руси одевались одинаково. Главными элементами древнерусской мужской одеж­ды были рубаха и порты — неширокие, сужающие­ся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Мужской костюм простолюдина состоял из холщовой до ко­лен рубахи с разрезанным впереди воротом, шерстя­ных домотканых портов. Единственным украшением этой незамысловатой одежды был узкий пояс, укра­шенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой были также зипуны — застёгиваю­щиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы — кожухи — и островерхие меховые или войлочные шапки. Ноги оборачивали узкими и длинными кус­ками ткани — онучами, на которые надевали лапти из коры липы.

Люди знатные и богатые носили рубахи из тон­кого полотна или шёлка. Порты шились из шёлка и парчи. Верхней одеждой были епанчи — широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями. На ногах красовались кожаные сапоги с загнутыми кверху носами, расшитые золотом и шёлком. С при­нятием христианства в быт князей в качестве парад­ной одежды вошёл византийский костюм: тога из плотной, тяжёлой шёлковой или парчовой ткани с крупным рисунком. Княжеским одеянием был так­же плащ, который накидывали на левое плечо, а на правом застёгивали пряжкой.

У горожанок и крестьянок главной частью кос­тюма была длинная холщовая рубашка. Поверх неё надевалась понёва — домотканая шерстяная юбка, нередко с набивным рисунком, состоящая из трёх или четырёх полотнищ, собранных на шнуре. Ино­гда поверх рубах надевали кусок холщовой прямо­угольной ткани, имевший отверстие для головы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтяну­тый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий чепец.

Костюм знатной женщины отличался богатством тканей — шёлковая рубаха, затканный золотыми ни­тями и отороченный драгоценным мехом бархатный плащ. Обувь делалась из сафьяна и отличалась рос­кошным узором, шитым золотом или жемчугом.

Несколько позже появились длинные широкие платья без застёжек впереди. Девушки и молодые женщины предпочитали красные и алые платья. Они опоясывали их лентами немного выше талии. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. Его делали из твёрдого материала, обтя­гивали дорогой тканью и украшали жемчугом.

Русские женщины украшали себя золотыми и се­ребряными цепочками, ожерельями из бисера, серь­гами, браслетами и другими ювелирными изделия­ми из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью, жемчугом, бирюзой и рубинами. В деревнях украше­ния были попроще — из меди, бронзы, недорогих камней.

Таким образом, формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой древнерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни вер­хушки общества и основной массы населения.

 

 

9 Князь Владимир Святославович и крещение Руси

Владимир Святославович (князь Владимир, Владимир Святой, Владимир Креститель, Владимир Великий, Владимир Красное Солнышко, Владимир Ясно Солнышко) – Великий князь Киевский и князь Новгородский родился около 960 года, стал князем Новгородским в 970 году и великим князем Киевским в 978 году. Князь Владимир, по разным источникам, либо второй, либо третий сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши, по средневековым понятиям был бастардом, но в язычестве это особой роли не играло. Канонизирован христианской церковью за Крещение Руси.

Точная дата его рождения неизвестна. Исторически исходят из даты рождения Святослава (942 год) и даты рождения старшего сына Владимира Вышеслава (977 год) и выводят среднюю дату – около 960 года плюс-минус два-три года.

Воспитанием Владимира занимался брат матери дружинник Добрыня из села Нискиничи (позже превратившийся в народных былинах как Добрыня Никитич). В скандинавских сагах Владимир фигурирует как конунг Вальдемар («Владимир» - возможно славянская адаптация этого имени).

В молодости в Эстонии, собирая дань, Владимир встретил сбежавшего сына норвежского короля – Олафа, попавшего в рабство со своей матерью. Князь их выкупил, и юный Олаф вырос в Новгороде, а позже все-таки стал королем Норвегии.

В 972 году после смерти Святослава Киевом стал править Ярополк. Здесь надо отметить, что в молодости Владимир Великий (Ясно Солнышко, Святой и Креститель) был человеком вспыльчивым, эмоциональным, а также похотливым и убежденным язычником, как и его отец. Остепенился он только к концу 80х годов Х века.

В 977 году между братьями (Владимиром, Ярополком и Олегом) разгорелась междоусобица. Во время боя с Ярополком Олег был случайно раздавлен лошадью и погиб. Владимир же сбежал в Норвегию. В Скандинавии он вместе с Добрыней набрал войско, вернулся в Новгород и выгнал ставленника Ярополка. Потом захватил Полоцк и насильно взял в жены Рогнеду, просватанную за Ярополка. Затем Владимир с норвежскими наемниками и сочувствующими славянами окружил Киев, заставив Ярополка бежать, но князь его настиг, и варяги его убили. Жену Ярополка Владимир взял в наложницы.

После князь киевский уклонился от выплаты дани скандинавским наемникам и хитростью отправил варягов на службу в Константинополь.

Существуют косвенные сведения, что Ярополк симпатизировал христианству и построил в Киеве православные церкви. Владимир же церкви разрушил и воздвиг языческий храм. Считается, что именно тогда, во время гонений христиан в Киеве, погибли одни из первых мучеников – Федор и Иоанн.

«Повесть временных лет» утверждает, что в Киеве, Новгороде, Вышгороде и Белгороде у Владимира было по 100-200 наложниц в каждом городе. После принятия христианства князь, по мнению православных источников, освободил всех своих жен от супружеских обязанностей, а Рогнеда ушла в монахини.

 

Крещение Руси.

 

Со временем князь Владимир пришел к выводу, что у Древнерусского государства гораздо больше перспектив развития, если оно будет иметь официальную религию, любую кроме язычества. Летописи гласят о выборе между исламом, иудаизмом, западным христианством и православием. Некий византийский философ убедил его принять православие. Перед окончательным решением князь все же пригласил к себе представителей ислама, иудаизма и католицизма. В 987 году на совете с боярами Владимир все же принял решение о крещении «по греческому закону».

В следующем году он захватил Херсонес (Корсунь в Крыму) и взял себе в жены принцессу Анну, угрожая пойти на Константинополь. Константин VIII согласился на брак, с условием того, что Владимир примет христианство. Император не знал, что князь Киевский уже принял решение о крещении. Таким образом, Владимир хитростью получил и Корсунь, и Анну.

Вернувшись в Киев, князь разрушил теперь уже языческих идолов и храмы. В крещении Владимир взял христианское имя Василий. В Киеве крещение прошло спокойно, а вот в Новгороде народ воспротивился, и Добрыня силой подавил недовольных.

Русь стала Киевской метрополией Константинопольского патриархата с учреждением соответствующей церковной иерархии.

 

 

10 Рассвет Руси при Ярославе Мудром.

15 июля 1015 года умер великий киевский князь Владимир Святославович, четвертый в династии Рюриковичей, прожив немного более 50 лет. У Владимира к этому времени было в живых 11 сыновей. У каждого из братьев и при дворе, и в тех местах, где они «сидели» на княжениях, была своя партия, были свои дружины, готовые поддержать претендентов на киевский стол. Старший сын Владимира от полоцкой княжны Рогнеды Ярослав не собирался отказываться от своих прав на киевский престол. Но был еще и Святополк, по рождению старше Ярослава, пасынок Владимира, сын убитого им брата Ярополка.

К началу 11 века в состав Руси вошли практически все крупные восточнославянские союзы племен, а также населявшие Восточно-европейскую равнину на севере, северо-западе и северо-востоке - угро-финские и балтийские племена, на юге и юго-востоке - тюркские. Русь к этому времени уже была полиэтническим государством, в котором иные, неславянские народы были и данниками, и союзниками, и полноправными жителями огромной страны. Сцепленные воедино государственной волей киевских князей, общими жизненными, хозяйственными, торговыми интересами, а также необходимостью обороняться от внешних врагов, многочисленные бывшие восточнославянские и иноязычные племена и племенные конфедерации уже несколько десятилетий существовали в составе единого государства, деля с ним историю, достижения, успехи и его неудачи.

К началу 11 века Русь стабилизировала свои границы с соседями и обозначилась как единое, с централизованным управлением, восточнославянское государство.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.