Месяцы зороастрийского календаря — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Месяцы зороастрийского календаря

2017-08-07 320
Месяцы зороастрийского календаря 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Месяц Фравардин

У зороастрийцев год начинается с весеннего равноденствия, то есть с 21 марта. Первый месяц носит название Фравардин и знаменует собой начало Эпохи Творения, которая соответствует календарной весне. Пробуждение от спячки всех жизненных потенциалов земли символизирует рождение проявленного мира, в творении которого принимали участие фраваши - первопредки и духи-хранители человека.

Авестийское слово Фраваши трактуется как производное от Fra-vart, что означает "осуществлять выбор", либо от Pra-vart-ti - "предсуществование". Оба смысла отображают истинную суть этого понятия, и подтверждение тому дает нам текст "Бундахишна" - зороастрийской книги, излагающей основы творения мира. В нем говорится о диалоге между Ахура-Маздой и Фравашами, с которыми он советовался относительно миссии человечества на Земле. Хормазд знал, что если души предков примут телесную оболочку и станут сражаться с Ахриманом в материальном мире - дьявол неминуемо погибнет, а люди обретут бессмертное духовное тело. Если же они не захотят воплотиться на Земле, то мир будет обречен на вечные страдания, причиняемые ему Ахриманом, а сами Фраваши будут нуждаться в постоянной защите от Разрушителя. Предки человечества осуществили свой выбор, решив сражаться с дьяволом, приняв человеческий облик.

В месяц Фравашей души предков спускаются на землю, воплощаясь в распускающихся цветах, в зеленеющей листве, а также в людях, рождающихся в это время. Эти люди приходят в мир для битвы, на них возложена огромная ответственность за то, как они распорядятся силой, энергией и творческим огнем - наследием духовного мира. Ведь человек - единственное создание на Земле, имеющее право свободного выбора, дарованного ему Фравашами. От выбора каждого из нас зависит то, как долго еще продлится Космическая Битва добра и зла и как долго еще мир будет погружен в пучину страданий.

В течении месяца Фравардин люди должны обязательно поминать своих предков, просить у них помощи, молиться за них. Это месяц возрождения духовных традиций, приобщения к религиозному эгрегору. Он соответствует знаку Овна, а им управляет Даэна, являющаяся воплощением веры и совести в каждом из нас.

Даэна встречает и провожает каждого, приходящего в этот мир и уходящего из него. Даэна - совесть, зеркало души человеческой, внутреннее мерило, позволяющее сделать правильный выбор, не оступиться на жизненном пути, сохранить чистой душу и не осквернить собственный род.

Месяц Аша-Вахишты

Аша-Вахишта - первое творение Ахура-Мазды. Это Космический Закон, воплощение порядка, благодаря которому мир находится в гармонии и равновесии. Это организующее начало Вселенной - огонь, возникший раньше других стихий и присутствующий во всех последующих творениях. Аша-Вахишта почитается в зорастризме вторым Божеством по значимости после самого Ахурамазды.

Аша-Вахишта в переводе с авестийского означает "Истина", "Правда". Ее почитали как Мать мира. Воспоминание о золотом веке Сатурна восходит к представлениям об идеальном мире, в котором царствовала Аша - истина и порядок.

В месяц Аша-Вахишты вся природа преображается и предстает во всем своем великолепии: зацветают деревья, благоухают цветы, наступает брачный период у животных - все напоминает о райском состоянии мира, еще не знающем зла.

Этот месяц связан с поддержанием Благих Творений в равновесии и гармонии, с накоплением Божественного огня, духовного и материального богатства. Это время считается наиболее благоприятным для посевов и возделывания земли. Зороастрийцы говорили: "Кто сеет хлеб, тот сеет Праведность (Ашу)". Семена Благих дел, посеянных вами в этот месяц, непременно дадут свои всходы и то, что отдали вы непременно вернется вам сторицею.

Аша (правда) противостоит демону по имени Друдж (Ложь). Друдж оскверняет человеческое достоинство, лишает чести и праведности - лучших моральных качеств, которыми наделяет людей Аша-Вахишта. Это противостояние определяет основную морально-этическую концепцию зороастризма, которая состоит в отрицании Лжи во всех ее проявлениях и следовании пути Праведности. Священная книга зороастризма "Видевдат" заканчивается глубокомысленным изречением: "Есть только один путь - это путь Аши. Все остальное - беспутье".

Месяц Хаурвата

Архангел Хаурват (хранитель целостности нашего мира) связан с целительством, милосердием, помощью другим людям. Его имя переводится с авестийского языка как "здоровье", "целостность", воплощает в себе силы регенерации и восстановления утраченной гармонии. Каждый живой организм - творение Хормазда - представляет из себя гармоничную замкнутую целостную структуру. Нарушение изначальной целостности влечет за собой изменения в работе функциональных систем организма и, как следствие, болезнь. Болезням противостоит архангел Хаурват - покровитель всех врачей и целителей. Он открывает для людей, обладающих хварной, все кладовые природы, он же пробуждает скрытые силы человеческого организма, заставляя его в борьбе с болезнью выходить на новый эволюционный уровень.

Хаурват - один из космических братьев-близнецов. В зороастризме миф о близнецах рассказывает о двух ангелах, неразрывно связанных между собой. Амертат, покровительствующий растительному царству, представляет собой Мировое Древо, на котором зиждется все живое. Хаурват, покровительствующий водной стихии, олицетворяет собой источник у корней этого древа, питающий его и дающий жизненные силы воплощенному миру. С этими двумя Изедами связано представление о живой и мертвой воде. Хаурват соответствует мертвой воде и всей материи, воплощенной в физическом мире. Он соединяет разрозненные части в единое целое, восстанавливая тем самым утраченную гармонию мира. Амертат же связан с живой водой духовного мира, той о которой Иисус Христос говорил, что пришедший к нему обретет в нем источник воды живой, ведущей в жизнь вечную. Смысл близнечного мифа о неразрывной связи живого реального человека и его небесного двойника раскрывается в мистерии взаимоотношений Амертата и Хаурвата, которые символизируют собой души Фравашей, сошедших на землю для борьбы со злом в материальном мире.

Хаурват призывает людей в этот месяц заняться своим здоровьем, очищением, а также напоминает нам о том, что необходимо вносить мир и порядок во взаимоотношения с людьми, а особенно с детьми, ведь Хаурват связан с Луной, а Луна является символом чистой, наивной, впечатлительной, переменчивой детской души. Нежность, любовь, милосердие и всепрощение - вот те драгоценные качества, которыми наделяет Хаурват своих избранников.

Месяц Тиштрии

Тиштрия - Небесный Всадник, разгоняющий тьму, засуху, голод и смерть, охраняющий традиции, истоки и законы рода.

Во всех мировых культурах имеются следы поклонения самой яркой звезде неба - Сириусу, которая восходит вместе с Солнцем 22 июня, во время летнего равноденствия, что и послужило поводом для названия месяца в честь этой звезды. В Персии она носила название "Тиштар" или "Тиштрия". Сириус - наиярчайшая звезда, а потому считался предводителем всех созвездий ночного неба. Считалось, что Сириус-Тиштрия приносит дождь, дарующий живительную влагу земле, иссушенной палящими солнечными лучами. А поскольку и по сей день вода в южных регионах представляет большую ценность и является священной, люди до сих пор почитают Тиштрию, как дарителя воды. Известен зороастрийский миф, согласно которому Тиштрия победил страшного и безобразного демона засухи - Апаошу. Нелегко далась Тиштрии эта битва. Демон Засухи был необычайно силен. Окончательно потерявший силу Тиштрия взмолился к Творцу о помощи. Ахура-Мазда, услышав его молитву, даровал ему невиданную доселе мощь, благодаря которой Тиштрия и победил Апаошу.

Люди, рожденные в этот месяц, обязательно должны жить с молитвой, иначе они лишаются космической поддержки и оказываются беспомощными перед ударами судьбы.

Очищение - сакральный смысл этого месяца. В этот месяц необходимо заниматься очищением дома и возделываемых участков от храфстры. Так же, как сделал это Тиштрия, очистивший землю от ядовитых змей, ящериц, скорпионов и других порождений Ангра-Манью при помощи проливного дождя, который уничтожил нечисть и заставил оставшуюся в живых часть храфстры запрятаться глубоко в норы.

Кроме Тиштара, покровителем этого месяца является еще один Изед - Ардвисура Анахита - богиня любви и Небесных Вод. И поэтому этот месяц благоприятствует заключению браков, обретению традиций, очищению истоков и строительству дома, подобно тому как это делает бобер - священное животное Ардвисуры Анахиты.

Месяц Амертата

Амертат на языке Авесты означает "бессмертие". Победа над смертью, обретение жизни вечной - это то, чему посвящали себя лучшие представители человечества. Идея торжества человеческого духа над бренной плотью настолько волновала зороастрийцев, что даже нашла отражение в религии в виде одного из определяющих космических принципов. Амертат - это бессмертный брат - близнец смертного Хаурвата. Мифологема близнечного мифа предполагает наличие двух братьев - близнецов, символизирующих верхний и нижний миры, один из которых, пребывающий в верхнем мире Менок - бессмертен, а другой - смертен, т.к. он принадлежит нижнему миру Гетик. Амертат и Хаурват связаны между собой неразрывной цепью, подобно тому, как физическое тело человека связано со своим астросомом - Фравахаром, существующем в духовном мире изначально. В зороастризме Фравахар - это Мировое древо Фравашей, наших прародителей и первопредков. Родовое древо каждого из нас - всего лишь небольшая веточка на огромном Мировом древе. Архангел Амертат, покровительствующий растительному миру, символом которого является Мировое древо и есть бессмертный двойник своего брата Хаурвата. Не смотря на то, что человек наделен смертным физическим телом, его бессмертная космическая сущность всегда пребывает рядом с Господом и участвует во Вселенской битве против сил зла. Амертат связывает человека с его Фравахаром. Неслучайно священным животным Амертата является орел как символ воспарившего человеческого духа, победившего змея-искусителя.

Творчество - высший космический принцип, благодаря которому человек уподобляется Небесному Творцу. Амертат одаряет человека духовными крыльями: вдохновением, радостью любви, жаждой созидания. Плоды творчества, как божественного проявления, остаются в этом мире даже тогда, когда мы из него уходим. Это и есть бессмертие, дарованное Богом нашим далеким предкам, и переданное нам как божественный огонь жизни, который мы обязаны передать нашим потомкам.

Люди, рожденные в месяц Амертата, должны более чем кто либо другой понимать свою ответственность перед детьми, воспитывая их в любви и способствуя раскрытию творческого дара. Люди этого месяца изначально одарены большим потенциалом творческого огня, который они не должны растрачивать попусту.

Месяц Шахревара

Шестой месяц зороастрийского календаря посвящен Изеду по имени Шахревар, или иначе Кшатро-Варью (что означает "Лучшая Власть"). Шахревар является стражем космического порядка, предводителем Небесного Воинства светлых сил. Он покровительствует металлам, его оружием является магический меч, разгоняющий тьму, разделяющий пространство на два противоборствующих лагеря. Разделяй и властвуй - вот принцип этого космического воина. Месяц Шахревара предшествует осеннему равноденствию - точке, разделяющей год на светлую и темную половину. Шахревар - предвестник Фрашегирда, Страшного Суда, связанного с осенним равноденствием и с 1° зодиакального знака Весов. Река расплавленного металла ждет каждого человека в конце времен, с наступлением космической эпохи Визаришн - эпохи разделения добра и зла. Река очищения, выжигающая любое зло - это и есть истинный символ Кшатро-Варью.

С Шахреваром связано представление о первичном каменном небе. Согласно зороастрийской мифологии, Ангра-Манью, пробивший каменное небо и вторгшийся в материальный мир, был пойман в нем как в ловушке, ибо Шахревар восстановил небо и встал на границе Вселенной стражем космического порядка, препятствуя выходу Ангра-Манью за пределы воплощенного мира, которому и суждено стать ареной борьбы сил созидания и разрушения. Шахревар провозвестит начало этой битвы по окончании эпохи смешения добра и зла.

Месяц Шахревара для зороастрийцев - время осмысления и покаяния. Солнце уходит на зиму, ночь становится длиннее дня, природа засыпает летаргическим сном - все напоминает о смерти, о мосте Чинват и Страшном суде. Увы, жизнь - бесценный дар Создателя, не бесконечна. Шахревар призывает людей осуществить выбор между светом и тьмой еще при жизни, ибо в загробном мире, который символически открывает перед нами свои двери во время осеннего равноденствия, нас ждут беспристрастные судьи и право выбора будет предоставлено уже им, а не нам.

Месяц Митры

Седьмой месяц зороастрийского календаря посвящен божеству справедливости и закона - Митре.

Имя Митры восходит к индоиранскому корню "mi", "mei", что означает идею взаимности, обмена, дружбы, согласия и мира. Русское слово "мир" восходит непосредственно к имени этого божества. В переводе с индийского "Митра" буквально означает "друг", понимаемый как второй участник договора. В современном русском языке первоначальный смысл слова "друг" был сознательно искажен силами зла. "Друг" происходит от авестийского слова "друдж", "друг", что означает "ложь". Митра же как истинный хранитель дружбы и договора строго карает всех клятвопреступников и лжецов.

Основная функция этого индоиранского божества заключается в охранении территориальных границ, святости договора и поддержании закона в материальном мире. Митра как истинный хранитель дружбы и договора строго карает всех клятвопреступников и лжецов. Он объединяет людей и определяет жизнь социума. В Авесте подчеркивается функция Митры, как различителя добра и зла, правды и лжи. В этом смысле Митра - божество, определяющее не только физические, но и морально-этические границы. Митра также является защитником брачных отношений, построенных на доверии, согласии, верности и гармонии. Но он не терпит лжи и разрушает те союзы, в которых есть место предательству и обману.

Митра - это небесный судья, которого брали в свидетели древние персы при заключении важных договоров. Считалось, что он осуществляет посмертный суд над каждым человеком, взвешивая на весах справедливости его злые и добрые дела.

Начало месяца Митры, соответствующего зодиакальному знаку Весов, совпадает с точкой осеннего равноденствия. А эта точка на эклиптике символизирует собой переход Солнца в верхнюю полусферу, т.е. в не проявленное состояние духовного мира. Жизнь замирает, природа погружается в спячку. Этот сон является символической смертью, за которой следует Страшный Суд (Фрашегирд).

Месяц Митры призывает каждого из нас к жесткому выбору между добром и злом, покаянию и отречению от грехов. Этот месяц благоприятен для объединения людей в различные союзы и содружества, заключения браков и договоров, а также восстановления справедливости во взаимоотношениях между людьми. Поскольку Митра является божеством строгого подчинения закону (в первую очередь морально-этическому), то месяц, посвященный ему, просто обязывает последователей "доброй религии" строжайшим образом соблюдать законы и предписания религиозного ритуала.

Месяц Апам-Напата

Восьмой месяц зороастрийского года посвящен божеству Апам-Напату, чье имя означает "Сын Вод". Апам-Напат - это эпитет Варуны - древнейшего бога индоиранского пантеона. Вместе с Митрой они составляли пару неразрывно взаимосвязанных космических сил. Но различие между ними состоит в том, что Митра символизирует стихию огня, солнце, социальное и внешнее проявление человека, Апам-Напат же, в отличии от Митры, символизирует стихию воды и Луну, он больше связан с природным и внутренним проявлением человека. Противопоставление между Митрой и Варуной (Апам-Напатом) выражается также и в том, что цвета, им посвященные, отличаются друг от друга как день и ночь. Митре соответствует белый цвет, а Варуне - черный, как крыло ворона. Кстати, славянский Ворон, приносящий живую и мертвую воду - зооморфное воплощение ведического Варуны и авестийского Апам-Напата. Именно поэтому ворон является тотемом восьмого месяца зороастрийского календаря.

Апам-Напат обладает чудесной колдовской силой и способностью воздействовать на мировые процессы тайно и непроявленно. Он изливает на Землю космические воды, наполняя моря и направляя теченье рек.

Вода - очищающая стихия. Но очищение от скверны никогда не бывает безболезненным. Слезы - это тоже вода Апам-Напата. Понятие катарсиса связано именно с этим великим Изедом, а, как известно, в переводе с латыни "катарсис" означает "очищение". Слово "очищение" имеет и более глубокий - магический смысл, т.к. по-авестийски очищение звучит как "магус", от которого происходит слово "магия". Посему, именно зодиакальному знаку Скорпиона, на который приходится месяц Апам-Напата, свойственна мучительная, можно сказать, магическая борьба с самим собой на внутреннем уровне.

Этот месяц призывает каждого человека взглянуть внутрь себя, увидеть в себе пороки и отказаться от них, умереть для греха и возродиться для благих дел, излить душу, покаяться и, перестрадав, очиститься, ибо только очистившись можно подойти к таинству самого сокровенного знака на пути Солнца - знака Змееносца - хранителя магических сил природы.

Месяц Атара

Девятый месяц зороастрийского календарного года посвящен огню, который в зороастрийской мифологии выступает под именем Атар. Всем арийским народам было свойственно почитать огненную стихию как божественную субстанцию. В индийской Ригведе Atharyu - эпитет огня со значением "пылающий". Русское слово "Огонь" происходит от индоиранского слова "Агни", что является свидетельством того, что и наши славянские предки были огнепоклонниками. Зороастрийцы почитали огонь как тело Хормазда и как проявление высшего божества в физическом мире. Зороастрийский миф повествует о том, что Хормазд создал небо, воды, землю, растения, животных, человека и во всем этом был распределен огонь.

Основная функция огня - посредничество между людьми и богами. В зороастрийской церемонии огня заключен глубинный космический смысл единения человека с Богом.

Древние арии считали что Бог един и множественен одновременно. Эта множественность проявляется в тройственной природе огня, который присутствует во всех трех мирах - Менок, Ретак и Гетик. Основная морально-этическая триада зороастризма - следование благой мысли, благому слову и благому делу находит отражение в существовании трех священных огней. Это Атар-Гушнасп - огонь царей; Атар-Фарнбаг - огонь жрецов и священников; и Атар-Борзенмихр - огонь воинов и общинников. С этими тремя огнями связано понятие трех видов времени и трех видов Хварны - божественной благодати.

Огонь царей связан с благой мыслью и будущим временем, он дарует царскую хварну редким людям, способным понести тяжкое бремя власти.

Огонь жрецов связан с благим словом, молитвой, разгоняющей тьму, и с прошлым временем. Это хварна, передаваемая по наследству, идущая из поколения в поколение.

Огонь воинов связан с совершением благих дел в настоящем времени. Хварна воина - благодать человека, выбравшего путь активной борьбы со злом. Эту хварну может заслужить каждый человек.

В месяц Атара почитаются три священных огня, совершаются ритуалы, люди объединяются по духовным убеждениям. Месяц благоприятен для коллективной работы, учения, миссионерства, далеких путешествий.

Месяц Датуша

Десятый месяц зороастрийского календарного года посвящен Богу-Творцу Ахура-Мазде и носит название "Датуш", что означает "творящий", "дарующий", "дающий". К Ахура-Мазде всегда обращались за помощью как к дарителю всевозможных благ. Ведь само имя "Датуш" содержит в себе корень "дать". Верховное божество древних славян выполняло подобную функцию, а просители так и обращались к нему: "Дай Бог!".

Точка зимнего солнцестояния, с которым связан месяц Датуша, является поворотным пунктом в годичном движении Солнца. Именно с этого момента длина светового дня начинает постепенно увеличиваться, жизнь спящей природы незаметно пробуждается, что иносказательно отображено в одном из зороастрийских мифов. Этот миф повествует о первоначальном творении Хормаздом мира не проявленного и существ, его населяющих в теле духовном, неосязаемом. Этот идеальный мир существовал 3 тысячи лет, которые соответствуют трем зодиакальным знакам - Козерогу, Водолею и Рыбам. Рождению мира в материальной форме и началу космической эпохи Артезишн соответствует весеннее равноденствие, с которым зороастрийцы и связывали истинное начало года.

В месяц Датуша каждый человек должен постараться почувствовать себя творцом и ощутить связь со Всевышним. Это время связано с созданием мыслеформ, рождением идей и планированием будущего. Люди, рожденные в этот месяц имеют особую отмеченность и несут большую ответственность, так как время зимнего солнцестояния связано непосредственно с самим Творцом, и не случайно рождение пророков и Спасителей человечества приходится на дни зимнего солнцеворота: ведь это время перигелия - ежегодного приближения Земли к Солнцу. В дни зимнего солнцеворота расстояние между нашей планетой и светилом уменьшается на 5 миллионов километров, а это значит, что Земля в это время принимает максимум энергии Солнца. Разумеется, факт такой огромной значимости не мог пройти мимо внимания древних жрецов - астрологов, а посему рождество большинства солярных божеств различных пантеонов приурочивалось именно ко времени зимнего солнцестояния.

Месяц Воху-Мана

Одиннадцатый месяц зороастрийского года посвящен архангелу Воху-Ману. Вохуман наряду с Ахура-Маздой и Аша-Вахиштой входит в верховную божественную триаду религии Заратуштры. Его имя в переводе с авестийского языка означает "Благая Мысль". Морально-этическая доктрина зороастризма состоит в обязательном следовании трем основным нравственным принципам: благой мысли, благому слову и благому делу. Воху-Ман -Благая Мысль является проявлением Божьей воли в идеальном мире Менок, где ей противостоит Злая Мысль, Аки-Мана. Благое слово связано с промежуточным миром Ретак, и здесь ему противостоит Злое Слово - Друдж (Ложь). В физическом мире Гетик Благому Делу противостоит демоница Аза, разрушающая благие творения материального мира.

Воху-Ман позволяет понять человеку волю Божью, он является вестником самого Хормазда. Наряду с другими архангелами, он относится к числу Амеша-Спента - Бессмертных Святых, которые покровительствуют различным благим творениям, созданным Великим Творцом. Сам Воху-Ман покровительствует животным, и является пастырем небесного скота. К нему обращались верующие с просьбами о наделении домашнего скота богатым и здоровым потомством - ведь от этого зависело материальное благосостояние зороастрийских семей и общин. Покровитель животного царства, Воху-Ман помогает человеку установить связь со своим тотемом, а ведь от проявления в жизни и характере человека черт тотемического животного зависит возможность пробуждения Хварны - божественной отмеченности.

Месяц Воху-Мана соответствует прохождению Солнца по знаку Водолея. В это время каждый человек обязательно должен контролировать собственные мысли, пресекая на корню появление зависти, мстительности и других злых мыслей. Это время создания мыслеобразов, которые могут реализоваться в конкретных событиях предстоящего года. Поэтому постарайтесь думать о хорошем.

Месяц Спента-Армайти

Последний месяц года посвящен Спента-Армайти — богине земли, плодородия и растительности. Спента-Армайти — одна из Бессмертных Святых. Имя ее переводится как "Святое благочестие" или "Благодетельный Мир". В иранской мифологии она является олицетворением возделанной земли, матерью-кормилицей. Она прародительница жизни, принявшая в себя семя Гайомарта, от коего родилась первая человеческая пара. Спента-Армайти являлась также олицетворением религиозного благочестия, так как всякому верующему зороастрийцу вменялось в обязанность заботиться о земле и поддерживать ее производительную силу. Именно в этом выражается отличие зороастризма от всех других мировых религий, которые считают материальный мир если не порождением дьявола, то уж, во всяком случае, его собственностью. Зороастрийцы считали наш мир величайшим творением Создателя. Страдания, скорби, болезни и прочее зло были внесены в расколотый мир духом-разрушителем Ангра-Манью. Поэтому поддержание целостности и красоты мира, очищение земли от скверны является священным долгом каждого зороастрийца.

Мать-земля воздаст сполна каждому, кто относится к ней с любовью. Разве мать может оставить голодными своих любимых детей? Спента-Армайти — воплощение нежности, любви и материнства. Она покровительствует роженицам и наделяет тех, кто благоговейно бережет землю, здоровыми, красивыми и любящими детьми. А что может быть лучше, чем дети, продолжающие благое дело, начатое их родителями?

Год заканчивается месяцем Спента-Армайти, дарующей людям надежду на продолжение рода. Мы уходим, а наши дети остаются, год уходит, но новый год приходит ему на смену — жизнь продолжается.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.