Методики, используемые на адаптационном этапе — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методики, используемые на адаптационном этапе

2017-08-07 395
Методики, используемые на адаптационном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На этапе адаптации специалисты продолжают мотивационную работу. Но если на первом этапе целью мотивации была профилактика возврата к употреблению ПАВ после дезинтоксикации, то на втором этапе специалисты сосредоточены на предотвращении раннего ухода резидента из РЦ. С этой целью проводится клинико-психологическая диагностика (приложение 2), направленная на исследование индивидуальных особенностей резидента. Также применяется ряд методик, выполняющих двойную функцию – диагностическую и мотивационную. На первой беседе при поступлении в РЦ психолог предлагает пациенту заполнить «Социальный паспорт резидента» (приложение 3), в котором он: а) перечисляет свои социальные проблемы; б) вместе со специалистом определяет способы и сроки их разрешения. Если пункт а) выполняет диагностическую функцию, то б) – мотивационную, так как для решения социальных проблем в первую очередь нужно научиться оставаться трезвым! То есть пройти курс реабилитации.

Следующая методика – «Журнал аналитических мотивационных заданий». Каждое задание из мотивационного журнала (приложение 4) обсуждается с психологом и является отдельной темой для проведения консультационно- мотивационной беседы. Работая над журналом, резиденты учатся конкретности и искренности – двум качествам, утраченными в процессе наркотизации. Дело в том, что психолог требует, чтобы события, на которые указывает задание, было бы описано с максимальной точностью. Всякая попытка обобщить, придумать или «забыть» ту или иную ситуацию воспринимается как психологическая защита пациента и приводит к возвращению задания на доработку. При этом поощряется активность в обращении за помощью: психолог готов помочь вспомнить ситуацию, сформулировать и описать ее, поддержать пациента, если воспоминания вызывают негативные эмоции.

Аналитическое задание прочитывается индивидуально специалисту или на групповом занятии с другими реабилитантами. Первая форма приема задания рекомендуется на первой неделе включения пациента в программу реабилитации, когда происходит адаптационный период. Индивидуальный прием заданий практикуется до момента преодоления пациентом чувства страха и недоверия к другим участникам группы.

Групповая форма приема аналитического задания пациентам полезна тем, что дает возможность получения обратной связи от большего количества участников, позволяет резиденту преодолевать свои страхи (страх оценки, выступления перед аудиторией и т.д.) и повышать уверенность в себе.

Опыт работы показывает, что лучше разделять резидентов адаптационного и остальных групп. Дело в том, что «новички» нуждаются в большей поддержке специалистов, они менее самостоятельны в разрешении как бытовых, так и психологических проблем. Поэтому подход и требования к участникам в адаптационной группы мягче, чем в основной. Главная задача специалистов, курирующих адаптационный этап, – это организовать резидентам безопасную терапевтическую среду, в которой можно искренно переживать и проявлять чувства.

Помимо работы над аналитическими заданиями, резиденты адаптационной группы принимают участие и на других групповых занятиях: утренних и вечерних собраниях, лекциях, группах поддержки и психотерапевтических группах согласно расписанию занятий (приложение 5). Следует отметить, что эти занятия резиденты регулярно посещают и на последующих этапах реабилитационной программы. Перейдем к описанию методов реабилитации. День для резидента начинается с Утреннего собрания, который проводит консультант.

Утреннее собрание (УС).

Задача УС – сплочение группы и формирование активного рабочего настроя на день. Форма проведения собрания может быть различной в зависимости от задач, которые ставят перед собой специалисты реабилитационной программы. Обычно УС проводит консультант.

Примерный сценарий собрания:

1. Приветствие. Пример: Ведущий и участники стоят, организуя замкнутый круг. Ведущий: «Доброе утро!» Участники группы хором: «Доброе утро!».

2. Философия. Ведущий и участники зачитывают (произносят по памяти) философию сообщества. Текст философии пришел из американского терапевтического сообщества «Дейтоп» и является своеобразным медитативным текстом, призванным сконцентрировать внимание участника на эффективной форме поведения в терапевтическом сообществе (приложение 6).

После Философии участники собрания садятся по своим местам.

3. Заявки, проблемы сообщества. Данный пункт собрания посвящен обсуждению бытовых, хозяйственных и организационных вопросов, таких как, прогулка, очередь в душевую, заявки на консультацию со специалистами, встречи с родственниками, телефонные звонки, нарушения режима, конфликты и пр. Пример: консультант: «Ваши заявки?». Вася: «У меня заявка на прогулку и душ вечером».

После окончания утреннего собрания консультант вместе с Руководителем программы принимают решения по поводу принятых заявок и произошедших нарушений участников программы.

4. План на день – распорядок действий участников группы на день, который они сами себе составляют. Путем составления плана на день резиденты обучаются ставить цели и задачи, определять приоритеты, анализировать проблемы, мешающие достижению поставленных задач, завершать начатые дела и пр. Таким образом, несмотря на достаточное однообразие распорядка дня резидентов в РЦ и, соответственно их планов на день, незаметно происходит процесс обучения и закрепления навыков самоорганизации. Пример:

  1. подъем – 7.30
  2. зарядка
  3. утреннее сообщество
  4. хоз. работы
  5. дописать аналитическое задание
  6. сдать аналитическое задание
  7. позвонить матери
  8. прогулка
  9. учебная группа Анонимных наркоманов
  10. подготовка к Итогам дня
  11. итоги
  12. душ
  13. написать шаги
  14. отбой 23.00

5. Дневник чувств (приложение 7). Резиденты читают свои дневники чувств. Согласно рекомендации дневники пишутся в течение всего дня: запись осуществляется, как только случается более-менее значимое событие, на которое реабилитант обращает внимание. Основная задача дневника чувств – научить участника отслеживать взаимосвязь своего эмоционального состояния и событий во внешнем и внутреннем мире. Отслеживая и устанавливая такие взаимосвязи в настоящем, резидент учится управлять собой в рискованных и стрессовых ситуациях в будущем. В зависимости от количества участников ведущий на Утреннем собрании может выбирать тех, кто прочитает свой дневник полностью (чаще всего новички программы и кто имеет проблемы с анализом и формулированием чувств), а кто ограничится только наиболее важными событиями.

Пример: ведущий: «Кристина, прочитай из дневника 2 негативных и 2 позитивных события». Кристина: «В «курилке» один из резидентов плюнул и случайно попал мне на ногу. Испытала возмущение, негодование. Сжались кулаки, покраснело лицо. Неприятно. Подумала: «Все козлы!». Быстро потушила сигарету и ушла.

Так как у резидентов на начальном этапе бывают проблемы с формулированием эмоций и чувств, специалисты им выдают своеобразную «шпаргалку» со списком чувств (приложение 7).

6. Фокус дня – задание из ежедневника Анонимных наркоманов, которое участники реабилитационной программы должны выполнить к итоговому собранию. Пример: ведущий зачитывает тему ежедневника на сегодня и дает задание: «Вы в течение дня должны выполнить 5 добрых дел». Фокус дня помогает реабилитантам концентрировать свое внимание, в частности, на наиболее важной задаче на сегодняшний день и, в общем, на главной задаче в ближайшей перспективе – на выздоровлении. «Первым делом – главное!». Этот лозунг выражает рекомендуемое реабилитанту поведение на первые годы выздоровления и означает, что резидент должен делать только то, что является полезным и безопасным для его трезвости. Участник должен избегать людей и ситуации, которые прямо или косвенно могут привести к «срыву»: контакты с наркозависимыми, стрессогенные и конфликтные ситуации, наличные деньги и пр. В отличие от «нормальных» людей, наркозависимому необходимо постоянно заботиться о своем душевном покое и эмоциональном равновесии.

8. Напутствие (приложение 8). Если Фокус дня выражает рекомендуемое поведение, то Напутствие демонстрирует своеобразное отношение к миру и к себе. Текст читает один из реабилитантов (назначается ведущим или вызывается добровольно). Концентрация на тексте Напутствия позволяет участникам увидеть свою ситуацию в более глобальном масштабе и осознать процесс реабилитации как фундамент для своей дальнейшей трезвой жизни.

9. Молитва (стоя в кругу). Текст молитвы (приложение 9), используемой сообществом Анонимных наркоманов, упоминается еще римским императором Марком Аврелием. Молитва является универсальным обращением к Высшей Силе, под которой понимается не только Бог (в понимании традиционных религий), но и все, что может помочь наркозависимому справиться с его болезнью (специалисты, другие члены программы, родные, знание, опыт и т.д.).

10. Приветствие. Собрание завершается персональным приветствием друг друга: участники обнимаются друг с другом и желают каждому доброго утра.

 

Лекции

Лекции о выздоровлении, проводимые психологом или консультантом, содержат информационный блок о принципах реабилитации, о симптомах психической зависимости и способах справляться с ними, о действиях, направленных на профилактику рецидива, о семейных аспектах наркомании, сопутствующих инфекционных заболеваниях и пр. В зависимости от специалистов и их интересов, содержание лекций могут варьироваться (приложение 10).

Лекционные занятия являются важной частью мотивационной работы. Организуя дискуссии, стимулируя задавать вопросы во время лекций, специалисты могут устанавливать с такими резидентами контакты, необходимые для эффективной работы.

Помимо лекций существует еще одно занятие, объединяющее как реабилитантов, так и «острых» больных – это обучающие группы, организованные по типу «Анонимных наркоманов». Задача резидентов – научиться работать в формате подобных групп, чтобы получать адекватную поддержку постреабилитационном этапе.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.