Вступительных испытаний в магистратуру — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Вступительных испытаний в магистратуру

2017-08-07 430
Вступительных испытаний в магистратуру 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

Вступительных испытаний в магистратуру

по направлению подготовки 37.04.01 «Психология»

Год

 

 

Раздел 1. Организация психики. Психические процессы

Физиологические основы психических явлений.

Связь психических процессов с мозгом. Отличие психических актов от физиологических по Л.М. Веккеру. Строение мозга. Структура центральной и периферической нервных систем. Строение центральной нервной системы. Клеточная структура мозга. Строение нейрона. Типы нейронов. Функции нейронов. Передача информации в ЦНС. Строение синапса. Медиаторы. Вегетативная нервная система: её структура и функции.

Ощущение и его характеристики.

Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Физиологические механизмы ощущения. Общее представление о классификациях ощущений. Интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Контактные и дистантные ощущения. Понятие о модальности ощущений. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Абсолютная чувствительность и чувствительность к различию. Понятие о сенсорной адаптации. Взаимодействие ощущений. Понятие о сенсибилизации. Явление синестезии.

Восприятие и его свойства.

Понятие о восприятии. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Восприятие как целостное отражение предметов. Врожденное и приобретенное в развитии восприятия. Восприятие как активный процесс построения перцептивного образа. Перцептивные действия. Основные свойства восприятия: предметность, объективированность, целостность, константность, апперцепция. Осмысленность восприятия. Восприятие пространства, времени, движения. Иллюзии восприятия. Теории распознавания образов.

Внимание.

Понятие внимания. Функции внимания. Свойства внимания. Ошибки невнимания. Внимание и сознание. Физиологические механизмы внимания и ориентировочный рефлекс. Основные виды внимания. Характеристики устойчивости внимания. Концентрация и распределение внимания. Переключаемость и объем внимания. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность. Теории внимания.

Память.

Память как психическое явление. История исследования процессов памяти. Общая характеристика памяти. Виды памяти. Непроизвольная и произвольная память. Эксплицитная и имплицитная память. Теория уровневой переработки информации. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти.

Мнемические процессы.

Основные процессы и механизмы памяти. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. Основные виды запоминания. Динамическое и статическое сохранение информации. Воспроизведение как процесс воссоздания образа. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Припоминание. Узнавание и его отличие от воспроизведения. Основные формы забывания. Понятие о ретроградной амнезии. Память как ансамбль мнемических систем. Сенсорный регистр. Рабочая память. Кодирование и перекодирование информации. Долговременная память. Процедурная память. Декларативная память. Структурная модель памяти.

Мышление как психический процесс.

Понятие мышления. Общая характеристика мышления как психического процесса. Виды мышления. Особенности основных типов мышления — понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного. Основные формы мышления. Понятие. Общие и единичные понятия. Процессы усвоения понятий. Осознание и понимание. Умственные операции. Умозаключение как форма мышления. Основные виды умственных операций. Сравнение. Ошибки сравнения. Анализ и синтез. Абстракция и конкретизация. Индукция и дедукция. Ошибки умозаключения. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление.

Психология речи. Язык и речь.

Общая характеристика речи. Речь и язык. Лексический, грамматический и фонетический состав языка. Слово и его значение. Речь как процесс словесного общения. Эмоционально-выразительная сторона речи. Смысловой подтекст. Основные виды речи. Устная и письменная речь. Разговорная и диалоговая речь. Монолог. Пассивная и активная речь. Кинетическая речь. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Мотивация и деятельность.

Мотивационная сфера человека. Понятие о потребности. Потребность как побудитель активности человека. Виды потребностей. Классификации потребностей. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Понятие мотива Сущность мотива. Функция мотива. Характеристики мотива. Борьба мотивов. Классификация мотивов. Мотивация как процесс. Виды мотивации. Стадии мотивационного процесса. Общая характеристика деятельности. Структура деятельности. Цель деятельности.

Психология воли.

Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные движения. Основные психологические теории воли. Структура волевых действий. Содержание, цели и характер волевого действия. Волевые качества человека и их развитие. Приемы волевой регуляции деятельности.

Темперамент

Темперамент как свойство личности. Теория И.П. Павлова о свойствах нервной системы как физиологической основе темперамента. Основные свойства темперамента и их проявления по Б. М. Теплову. Концепция темперамента В. М. Русалова. Физиологические основы темперамента. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности. Принципы составления психологических характеристик типов темперамента. Психологические характеристики типов темперамента по Я. Стреляу. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека.

Характер

Определение характера. Характер в структуре личности. Закономерности формирования характера. Типологии характера А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса-Р. ЛеСенна, Э. Фромма. Акцентуации характера. Концепции акцентуаций К. Леонгарда, С. Хатуэй и Дж. Мак-Кинли, а также А. Е. Личко. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Факторные теории личности. Теории черт Г. Айзенка, Р.Б. Кеттелла. Модель большой пятерки.

РАЗДЕЛ 2. Личность: структура, развитие, социальное взаимодействие

 

14. Личность как интегральная психологическое образование.

Характеристика человека через понятия индивид, личность, субъект. Различные концепции в понимании сущности человека. Психологическое понимание личности. Деятельностная теория личности. Понимание личности с позиций теории отношений. Структурно-динамический подход в психологии личности. Самосознание. Я-концепция. Самооценка.

Развитие личности.

Понятие психического развития. Характеристики психического развития. Факторы психического развития. Теории развития. Периодизация психического развития: З.Фрейд, Э. Эриксона, Ж.Пиаже, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

Понятие и функции общения.

Понятие общения в психологии. Характеристики общения. Общение как коммуникация. Общение как деятельность. Общение как взаимодействие субъектов. Потребность в общении. Основные функции общения. Виды общения. Способы общения. Средства общения. Речь. Вербальное общение. Невербальное общение. Факторы эффективности общения. Умение слушать. Эффективное слушание.

Наблюдение и беседа.

Наблюдение как метод исследования. Виды наблюдения. Особенности обыденного и профессионального наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения. Типичные ошибки наблюдения. Преимущества и недостатки метода наблюдения. Опрос и беседа как методы исследования. Классификация опросных процедур. Структура опроса. Характеристики интервью. Общая характеристика метода беседы. Психологический контакт. Преимущества и недостатки метода беседы.

Приложение к программе

Год

 

Приложение к программе вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» содержит список учебников и учебных пособий, рекомендуемых методической комиссией факультета социальных наук ННГУ для подготовки к экзамену. Для подготовки можно также использовать любые другие учебные материалы, которые содержат информацию по содержанию вопросов программы.

 

№ вопрос Формулировка вопроса Источники (Основные учебники, их разделы и страницы)
Раздел 1. Организация психики. Психические процессы
1. Физиологические основы психических явлений Николаева, 2008, гл.1. (стр. 9-32).
2. Ощущение и его характеристики. Маклаков, 2001, гл. 7.1-7.4 (стр. 164-183).
3. Восприятие и его свойства. Маклаков, 2001, гл.8, (стр.200-232)
4. Внимание. Маклаков, 2001, гл. 14.1-14.3 (стр. 354-370). Нуркова, Березанская, 2013, гл. 6 (стр. 320-359).
5. Память. Маклаков, 2001, гл. 10.1-10.2 (стр. 245-261). Нуркова, Березанская, 2013, гл. 8.1-8.3 (стр. 424-52).
6. Мнемические процессы. Маклаков, 2001, гл. 10.3 (стр. 261-275). Нуркова, Березанская, 2013, гл. 8.5 (стр. 453-474).
7. Мышление как психический процесс. Маклаков, 2001, гл. 12.1-12.2 (стр. 298-309). гл. 12.4-12.5 (стр. 316-325).
8. Психология речи. Язык и речь. Маклаков, 2001, гл. 13.1 (стр. 333-336), гл. 13.4 (гл. 344-348).
9. Эмоции как психические явления. Нуркова, Березанская, 2013, гл. 5.1. (стр. 268-306).
10. Мотивация и деятельность. Нуркова, Березанская, 2013, гл. 4. (стр. 195-221). Маклаков, 2001, гл. 5.1-5.2 (122-130).
11. Психология воли. Маклаков, 2001, гл. 15.1-15.2 (стр. 371-379), гл. 15.4-15.5 (стр. 383-391). Нуркова, Березанская, 2013, гл. 5.2. (стр. 308-317).
12. Темперамент Маклаков, 2001, гл. 24 (стр. 553-560).
13. Характер Столяренко, Самыгин, 2014, гл. 1 (стр. 6-60), гл. 5 (стр. 352-380).
РАЗДЕЛ 2. Личность: структура, развитие, социальное взаимодействие
14. Личность как интегральная психологическое образование Столяренко, Самыгин, 2014, гл. 1 (стр. 6-60), гл. 5 (стр. 352-380).
15. Развитие личности Сапогова, 2005, гл. 2-3 (стр. 18-22), гл. 3 (стр. 24-31), гл. 7 (85-93), гл. 8 (стр. 101-121)
16. Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте Сапогова, 2005, гл. 13-15 (стр. 187-225)
17. Психологические особенности развития ребенка в дошкольные периоды развития Сапогова, 2005, гл. 16-18 (стр. 226-299)
18. Психологические особенности развития младших школьников и подростков Сапогова, 2005, гл. 19-20 (стр. 301-345)
19. Психологические особенности развития юношеском возрасте и периоде молодости Сапогова, 2005, гл. 21-22 (стр. 349-392)
20. Психологические особенности развития в периоды взрослости и старости Сапогова, 2005, гл. 23-24 (стр. 393-424)
21. Социальная регуляция поведения Андреева, 2007, гл. 17-18 (стр. 281-. 308)
22. Социализация в процессе развития Андреева, 2007, гл. 16 (стр. 281-. 308) Столяренко, Самыгин, 2014, гл. 4 (стр. 271-299), гл. 5 (стр. 357-371).
23. Межличностные отношения и взаимодействие Ильин, 2011, гл. 11 (стр. 194-204); гл. 12 (205-223) Андреева, 2007, гл. 6 (стр. 103-111), гл. 7 (стр. 119-140)
24. Понятие и функции общения. Ильин, 2011, гл. 1-3 (стр. 18-69)
25. Группа как социально-психологический феномен. Андреева, 2007, гл. 8-10 (стр. 147-182), Андреева, 2007, гл. 11 (стр. 184-201)
26. Динамические процессы в малой группе Андреева, 2007, гл. 11 (стр. 191-194), гл. 12 (стр. 202-232)
РАЗДЕЛ 3. Научная и прикладная профессиональная деятельность психолога
27. Структура труда и факторы успешности профессиональной деятельности Организационная психология / Под ред. А.Б. Леоновой, 2014, гл. 6 (стр. 97-114).
28. Профессионально важные качества и профессиональная пригодность Психология труда/ Под ред. А.В. Карпова, 2011. С.190-195.
29. Развитие личности профессионала Психология труда/ Под ред. А.В. Карпова, 2011. С.249-268
30. Организация профессиональной деятельности практического психолога Болотова, Макарова, 2002, гл. 1 (стр. 9-37). Организационная психология / Под ред. А.Б. Леоновой, 2014, гл. 17- (стр. 299-312).
31. Теория и практика тренингов Организационная психология / Под ред. А.Б. Леоновой, 2014, гл. 21 (стр. 368-384).
32. Деятельность психолога в сфере управления людьми Захарова 2009, гл. 1.3. (стр. 21-30), гл. 1.5. (стр. 37-42), гл. 2.1. (стр. 44-46), гл. 2.3. (стр. 73-85).
33. Методология психологического консультирования и психотерапии Кочюнас, 2002, гл. 1 (стр. 9-23), гл. 3 (стр. 47-80).
34. Психологическое консультирование как процесс Кочюнас, 2002, гл. 4 (стр. 82-143), гл. 3 (стр. 57-73).
35. Профессионально важные качества психолога-консультанта. Кочюнас, 2002, гл. 2 (стр. 24-45), гл. 6 (стр. 228-234).
36. Научное исследование в психологии. Эксперимент в психологии. Дружинин, 2004, гл. 1 (стр. 11-29), гл. 2 (30-40). Основные методы сбора данных в психологии /Под ред. С.А. Капустина, 2012, гл. 7 (стр. 142-158)
37. Наблюдение и беседа Дружинин, 2004, гл. 2 (стр. 40-45). Основные методы сбора данных в психологии /Под ред. С.А. Капустина, 2012, гл. 1 (стр. 6-24), гл. 3-4 (стр. 52-99).
38. Тест как основной инструмент психодиагностика Бурлачук, 2008, гл. 2 (стр. 125-126, 132-136); гл. 3 (стр. 165-191); Основные методы сбора данных в психологии /Под ред. С.А. Капустина, 2012, гл. 6 (стр. 121-141)
39. Психодиагностический процесс Бурлачук, 2008, гл. 2.6 (стр. 138-143); гл. 2.8 (стр. 150-164).

 

Список литературы

Программа

вступительных испытаний в магистратуру

по направлению подготовки 37.04.01 «Психология»

Год

 

 

Раздел 1. Организация психики. Психические процессы


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.