Предмет и задачи коррекционной педагогики — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Предмет и задачи коррекционной педагогики

2017-08-07 440
Предмет и задачи коррекционной педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время в общей детской популяции наблюдается зна­чительное количество детей с различными отклонениями в разви­тии — около 10%. Мы имеем в виду такие существенные отклоне­ния, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь — родите­лей, требуют комплексного вмешательства специалистов — врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопрос о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (дет­ских садах и школах) или классах, а в отдельных случаях и инди­видуально в домашних условиях или специальных интернатах.

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии слож­ный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основная масса детей с отклонениями в развитии нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого их про­движение будет замедленным и недостаточно успешным.

Проводить работу с разными категориями детей с отклонени­ями в развитии целесообразнее всего, привлекая для этого специалистов-дефектологов, понимающих нужды этих детей и владею­щих методиками их обучения.

Однако, очень большое значение имеет семья, в которой рас­тет ребенок с тем или иным дефектом. Именно семья может ока­зать ему существенную помощь, способствующую успешной интег­рации в окружающую социальную среду. В связи с этим родителям важно знать и основные психологические особенности ребенка, имеющего отклонения, и те учреждения, куда следует обратиться за консультацией и квалифицированной помощью.

Учителя младших классов и классов коррекционно-развивающего обучения школ общего назначения нередко имеют в своих классах детей с негрубо выраженными отклонениями. Им важно ориентироваться в том, как помочь такому ученику и что необхо­димо сделать, чтобы его обучение было успешным и не способство­вало формированию отрицательных черт личности.

Коррекционная педагогика (дефектология) — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к соци­ально-трудовой адаптации различных категорий детей с отклоне­ниями в развитии, т.е. тех, у кого в силу физических или психи­ческих дефектов (от латинского defectus — недостаток) имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Именно поэто­му для них необходимо создавать специальные условия воспитания и обучения, направленные на корригирование присущих им недо­статков, на продвижение в общем развитии и социализации. Спе­циальные условия это не всегда специальные учебные заведения, но и специальные группы или классы при обычных детских садах или школах, а также работа с ребенком в домашних условиях, осу­ществляемая непосредственно специалистом или под его система­тическим руководством родителями. В отдельных случаях ребенок с отклонениями в развитии может посещать и массовые учебные за­ведения, но при этом ему необходимо обеспечить постоянную ква­лифицированную помощь со стороны взрослых.

В основе отклонений в развитии ребенка лежат, в одних случа­ях, органические или грубые функциональные нарушения централь­ной нервной системы, в других — периферические поражения от­дельного или нескольких анализаторов; значимыми являются так­же резко неблагоприятные условия жизни ребенка в раннем периоде.

Обычно выделяют 10 категорий детей с отклонениями в раз­витии. К их числу относятся:

- неслышащие (глухие),

- слабослышащие, или, как их раньше называли, тугоухие,

- незрячие (слепые),

- сла­бовидящие,

- со специфическими речевыми отклонениями (алалия, общее недоразвитие речи, заикание),

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата (церебральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита),

- с умственной отсталостью,

- с различной степени выраженности задержки пси­хического развития (разные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной де­ятельности),

- со сложными нарушениями (незрячие умственно от­сталые, слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, сле­пые с нарушениями речи),

- аутичные (активно избегающие обще­ния с окружающими людьми).

 

Преобладающее большинство детей с отклонениями в разви­тии относится к числу умственно отсталых и имеющих задержку психического развития. Дети с полной потерей слуха или зрения, а также с грубо выраженными сложными нарушениями и аутиз­мом встречаются относительно редко.

Резко отличаясь друг от друга в самых различных отношениях, дети с отклонениями в развитии имеют ряд общих черт, которые позволяют объединять их в особую категорию детей. Эти черты с различной отчетливостью обнаруживаются у тех или иных групп детей, однако они прослеживаются у всех них.

У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются:

а) ряд достаточно резко выраженных специфических для каж­дой группы особенностей, не свойственных нормально развиваю­щимся детям, т.е. нарушения системы психической деятельности. Например, грубое нарушение пространственной ориентировки и координации движений у незрячих (слепых) детей, ущербность моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата да и многое другое, препятствует успешной адаптации детей в ок­ружающей их социальной среде.

б) своеобразие и трудности в овладении родной речью, кото­рые особенно очевидны у детей со сниженным слухом и специфи­ческими речевыми нарушениями;

в) отклонения в приеме, переработке и использовании инфор­мации, поступающей из окружающей среды. Так умственно отста­лые дети, рассматривая предмет, выделяют у него лишь немногие части и свойства и далеко не всегда осмысливают их значение.

К числу основных задач, решаемых коррекционной педагоги­кой, относятся следующие:

— комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей физического и пси­хического развития детей, отклоняющихся от нормы;

— определение качественного своеобразия структуры их нару­шений;

— разработка психолого-педагогических классификаций различ­ных категорий детей с нарушенным развитием; обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании, обучении и коррекции недостатков их познавательной деятельно­сти и личности;

— обоснование принципов организации системы разнообраз­ных специальных учреждений, создающих оптимальные условия для воспитания и обучения отклоняющихся в развитии детей;

— установление закономерностей коррекционного учебно-вос­питательного процесса, осуществляемого в специальных детских садах и школах, а также при индивидуальном обучении. Определение це­лей, задач, содержания, принципов и методов воспитания, обуче­ния, трудовой и социальной подготовки различных категорий детей с нарушением развития;

— разработка специальных технических средств, помогающих детям с отклонениями в развитии более успешно и в разных ас­пектах познавать окружающую их действительность, устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми;

— определение путей и средств профилактики возникновения нарушений развития у детей;

— нахождение путей, позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии, в со­циальной среде — в семье, в учебных и трудовых коллективах.

Основные положения коррекционной педагогики строятся на базе теоретических обобщений фактических материалов, получен­ных путем экспериментальных исследований и целенаправленных систематических наблюдений за отклоняющимися в развитии и нормально развивающимися детьми различных возрастов. Эта ра­бота осуществляется в клиническом, физиологическом, нейрофи­зиологическом, психологическом и педагогическом направлениях.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.