Темы 13-14. Перестройка в СССР и смена модели общественного развития (1985 — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Темы 13-14. Перестройка в СССР и смена модели общественного развития (1985

2017-08-07 181
Темы 13-14. Перестройка в СССР и смена модели общественного развития (1985 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тот, кто не жалеет о распаде Советского союза, не имеет сердца.

Тот, кто считает возможным вернуть его обратно, не имеет головы.

Цель занятия: раскрыть содержание политики перестройки и причины её неудачи. Уяснить глубину кризиса и необходимость радикальных перемен в обществе. Сформировать представление об эволюции политических партий и общественных движений России. Выработать понимание и оценку курса исполнительной власти на стабилизацию обстановки в стране.

 

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы.

2. Распад СССР: причины и последствия. Становление новой российской государственности.

3. Россия на путях суверенного развития.Конституционный кризис 1993 г. Конституция РФ. Политическое развитие России в 1990-е гг.: достижения и проблемы.

4. Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг. Проблемы перехода к рыночной экономике.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо разобраться в причинах и конкретных проявлениях экономического и политического кризиса в СССР в начале 80-х гг. Уяснить, насколько осознавались в 1985 г. глубина кризиса и необходимость радикальных перемен в обществе. Раскрыть содержание политики перестройки и причины её неудачи.

При подготовке второго вопроса проанализировать цели и последствия путча в августе 1991 г., начало нового реформирования экономики. Выявить причины обострения межнациональных отношений и усиления центробежных тенденций в обществе. Проанализировать причины распада СССР, развития процесса дезинтеграции, трагедию межнациональных конфликтов.

При подготовке третьего вопроса проанализировать процессы общественного развития в современном обществе, оценить значение утверждения в стране многопартийности. Дать характеристику Конституции СССР 1993 г.

При подготовке четвертого вопроса необходимо разобраться в проблеме становления рыночной экономики в России, дать характеристику процессам либерализации цен и приватизации.

 

Используемая литература: [1-15, 18, 24, 25, 27-29, 32, 39, 40].

 


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Тема 1. Сущность, формы и функции исторического знания

Основные проблемы. Предмет истории. Функции исторического знания. Источники изучения истории. Историография (отечественная и зарубежная). Русская историческая школа. Проблемы периодизации мировой истории. Основные этапы всемирно-исторического процесса.

Практическое задание: вариант 1.

 

Литература

Алексеев В.В. Исторический опыт как предмет изучения. Монреаль; Екатеринбург, 1995.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,1991.

Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 1992.

Историография истории России до 1917 года: учебник: в 2 т. / под ред. М.Ю. Лачаевой. М., 2003.

Источниковедение: теория, история, метод. Источники российской истории: учебник / И.Н. Данилевский В.В. Кабанов и др. М., 2000.

Ковальченко И.Д. Источниковедение истории СССР. М., 1981.

Методология истории: учебник. Минск, 1966.

Многоконцептуальная история России. С древнейших времен до конца XIX века. Екатеринбург, 2000. Кн. 1.

Попов А.В. Теория истории: учебник. Владимир, 2003.

Румянцева М.Ф. Теория истории: учебник. М., 2002.

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник. Брянск, 2000.

Теория истории: учебник. Екатеринбург, 2004.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.

Ясперс К. Смысл и назначение историю М., 1991.

 

Тема 2. Роль геополитического и природно-климатического факторов

В развитии России

Основные проблемы. Проблема места и роли России в мировой истории. Россия как многонациональное единство. Особенности пути России: географический, природно-климатический, социальный, культурно-религиозный и др. факторы. Геополитическое положение России и его роль в формировании особенностей развития государства. Роль природно-климатического фактора в складывании русского национального характера. Проблема выбора пути развития. Россия – органическая часть мировой истории.

Практическое задание: вариант 2.

 


Литература

Карамзин Н.М. История государства Российского: в 12 т. М., 1993.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: в 3 кн. Ростов н/Д, 1998. Кн. 1.

Петрухин В.Я, Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 1999.

Откуда есть пошла Русская земля. Века VI–X. М., 1986. Кн. 1–2.

Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984.

Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII вв. М., 1982.

Соловьев С.М. Общедоступные чтения по русской истории // собр. соч.: в 3 т. Ростов н/Д, 1997. Т. 1. Чтение I.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.