Место финансового права в системе права России. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Место финансового права в системе права России.

2017-08-07 2226
Место финансового права в системе права России. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Место финансового права в единой системе российского права. Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Для определения предмета регулирования и установления гра­ниц этой отрасли права служат определенные критерии, главным из которых является то, что финансовое право регулирует органи­зационные общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняе­мых в процессе финансовой деятельности государства распредели­тельной, контрольной и стимулирующей функций при распределе­нии общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансо­вого права, заключаются в том, что они: I) складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обще­ству денежных фондов, т.е. имеют организационный характер; 2) в этих отношениях участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным субъектам данных отношений, т.е. они но­сят властный характер; 3) объектом этих отношений всегда являют­ся деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеют имущественный характер.

Названные особенности позволяют выделить из большого круга денежных отношений те, которые по своему характеру являются финансовыми. Они имеют ряд особенностей, позволяющих их классифицировать по определенным группам. Так, финансовые от­ношения возникают:

между высшими, региональными и местными представительны­ми органами государственной власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расхо­дов между отдельными видами бюджетов, порядка их формирова­ния и исполнения;

между высшими, региональными и местными исполнительны­ми органами власти;

между финансово-кредитными органами и предприятиями, уч­реждениями, организациями, министерствами, ведомствами, физи­ческими лицами в связи с уплатой налогов, иных платежей, их пе­речислением в бюджет и т.п.

внутри единой системы исполнительных органов в области фи­нансов и кредита (например между Министерством финансов РФ и ЦБ РФ) в связи с реализацией функциональных обязанностей на­званных органов.

Своеобразие предмета регулирования обусловливает особенно­сти метода регулирования, свойственного финансовому праву, ко­торые заключаются в том, что это — метод «власти и подчинения». Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субор­динации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исхо­дят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Эти властные предпи­сания носят организационный, имущественный характер в сфере финансовой деятельности.

По методу правового регулирования финансовое право на пер­вый взгляд полностью совпадает с административным: тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовые отно­шения, их специфика определяет необходимость применения фи­нансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исхо­дит от финансово-кредитных органов государства, созданных спе­циально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функцио­нальной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финан­сового права кроется ее экономическое содержание. В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выра­жения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банка.

В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается как на уровне закона, так и на уровне таких подзаконных актов, как инструкции Мини­стерства финансов, налоговых органов, инструктивные указания Центрального банка РФ.

Вопрос о месте финансового права как самостоятельной отрас­ли права в системе еще советского права являлся предметом дис­куссии и практически был решен в конце 60-х — начале 70-х гг. Так, о том, что финансовое право является самостоятельной отрас­лью, писала еще P.O. Халфина. Однако она считала, что финансовое право выделилось из государственного и административного права.

Это положение, впервые сформулированное P.O. Халфиной в 1952 г., разделяли Б.Н. Иванов, М.И. Пискотин, С.Д. Цыпкин.

Другая точка зрения состояла в том, что финансовое право признавалось самостоятельной отраслью права. Эту точку зрения высказывали Е.А. Ровинский, М.А. Гурвич, С.И. Вильнянский, Н.И. Химичева.

В 1976 г. В.В. Бесчеревных в книге «Компетенция Союза ССР в области бюджета» подробно обосновал вывод о том, что финансо­вое право не выделилось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль наряду и одновременно с государствен­ным и административным правом. Следует обратить внимание, что вопрос этот настолько важен и сложен, что дискуссия по нему про­должается до сих пор. Так, М.В. Карасева в учебнике «Финансовое право (общая часть)» снова пишет, что финансовое право, в отли­чие от конституционного и административного, появилось значи­тельно позже, так как выделилось из этих отраслей права. В то же время А.И. Худяков в книге «Основы теории финансового прагма» в 1995 г. отметил: «Следовательно, государство, его финансы и фи­нансовое право, являясь атрибутами по отношению друг к другу, возникают практически одновременно». Этой же точки зрения придерживается П. Пацуркивский в работе «Проблемы теории фи­нансового права» (§ 5 гл. I).

Исходя из общих положений теории права об отраслях права, которые различаются между собой прежде всего по предмету пра­вового регулирования, который во многом определяет и метод пра­вового регулирования, мы присоединяемся к мнению, обоснован­ному В.В. Бесчеревных, а затем А.И. Худяковым и П. Пацуркив-ским, о том, что финансовое право не выделялось из других отрас­лей, а возникло вместе с возникновением государства. Поэтому воля, выраженная в нормах финансового права, является не просто усмотрением государства, а диктуется его объективно необходимы­ми экономическими потребностями.

На наш взгляд, в современных условиях развития рынка эта точ­ка зрения кажется наиболее обоснованной. При этом следует иметь в виду, что такие финансовое институты, как налоги и займы воз­никли одновременно с государством, так как были объективно необ­ходимы для содержания и функционирования публичной власти.

О том, что финансовое право является самостоятельной отрас­лью права и относится к публичному праву, можно найти под­тверждение и у П.М. Годме, который хотя и считает, что финан­совое право выделилось из государственного и административного, в своей книге «Финансовое право» пишет: «Связь финансов и экономики, гибкость и оборотоспособность данной части имуще­ства и связанная с этим возможность злоупотреблений требуют, чтобы государственные финансы регламентировались специальны­ми государственными нормами. Эти нормы дают возможность: 1) распоряжаться средствами в достаточном их количестве (прави­ла, регулирующие доходы); 2) точно учитывать движение средств (казначейские правила); 3) обеспечивать их использование в соот­ветствии с волей народа и в общих интересах (бюджетные правила). Эти нормы влияют на все стороны жизни и составляют само£До,я-тельную отрасль права». Финансовое право, конечно, взаимодейст­вует с другими отраслями права. Так, отношения чисто рыночные, отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, отношения внутренних финансов предприятий, в сфере внутренней деятельности банков, органов страхования, отношения товарно-де­нежные регулируются соответственно нормами гражданского и хо­зяйственного права.

Финансово-правовой аспект регулирования этих отношений определяется следующими обстоятельствами: а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств; б) на основе норматив­ных актов эти средства направляются на выполнение задач и функ­ций государства; в) они определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения; г) они определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчетной сфере, по обеспечению повседневного финансо­вого контроля за всей деятельностью государства.

Таким образом, все указанные отношения являются предметом регулирования как гражданского и хозяйственного, так и финан­сового права. Однако здесь следует исходить из того, что доходы, складывающиеся на рынке и в хозяйстве, должны быть перерас­пределены таким образом, чтобы была возможность обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государственного механизма. Аппарат же государства, получая дос­таточное количество средств, обеспечивал бы общее развитие госу­дарства в нужном направлении, т.е. решал бы наряду с политиче­скими задачи экономические и социальные. Эта область деятельно­сти государства не может быть обеспечена без применения и совер­шенствования норм финансового права.

Система финан­сового права Российской Федерации.

Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множе­ства отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы в определенной последова­тельности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимодействия регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группи­ровку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Следовательно, система российского финансового праваэто объективно обусловленное системой общественных финан­совых отношений внутреннее его строение, объединение и распо­ложение финансово-правовых норм в определенной последова­тельности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, под­отрасли, институты.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения в финансовом праве и определение содержания каждой из них относится к важным достижениям отечественной правовой науки. Однако работа в этом направлении требует про­должения и углубления с учетом развития финансового права в новых условиях жизни общества и государства.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и мето­ды финансовой деятельности государства и муниципальных обра­зований, систему государственных органов, осуществляющих фи­нансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значе­ние.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части, которая состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представ­ляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирую­щих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отно­шений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финан­сово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.

В последнее время некоторые крупные подразделения финан­сового права стали именоваться его подотраслями — бюджетное право, налоговое право. Названные подотрасли получили в систе­ме финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выра­зилось в принятии Бюджетного и Налогового кодексов РФ. В со­вокупности норм этих подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что свойственно хорошо развитым крупным подразделениям отрасли права (например, наследственное право в гражданском праве).

Подотрасли финансового права, как, например, налоговое право могут входить в раздел «Правовое регулирование государ­ственных и муниципальных доходов», состоящий помимо инсти­тута налогового права также из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям, институ­там пока еще не имеется.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в ко­торых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в об­ласти:

а) бюджетной системы;

б) внебюджетных государственных и муниципальных денеж­ных фондов;

в) финансов государственных и муниципальных предприятий;

г) государственных и муниципальных доходов;

д) государственного и муниципального кредита;

е) организации страхования;

ж) государственных и муниципальных расходов;

з) банковского кредитования;

и) денежного обращения и расчетов;

к) валютного регулирования.

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая основа. Единство финансов получила правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав его финансовой системы, выделение в ней нескольких зве­ньев. В результате бюджетная система, государственный, муни­ципальный и банковский кредит, организация страхования полу­чили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

В издававшихся ранее учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, специально посвящен­ный правовому регулированию финансов предприятий, хотя от­дельные вопросы функционирования этого звена финансовой системы освещались в разных разделах и институтах финансо­вого права. Потребность в его целостном правовом выражении вытекает из объективной основы — наличия соответствующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был разрабо­тан и выделен в учебнике по финансовому праву 1987 г. изда­ния. С появлением в российской финансовой системе такого его звена, как государственные и муниципальные внебюджет­ные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в сис­теме финансового права.

Научная обоснованность системы права, построение ее на ос­нове объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финан­совым правом своей активной роли.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.