Тема «Антонимы-прилагательные» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема «Антонимы-прилагательные»

2017-07-31 254
Тема «Антонимы-прилагательные» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: закрепить понимание и навыки понимания и употребления в речи антонимов-прилагательных.

Ход занятия

I. Организационный этап.

На столе разложены игрушки, картинки. Надо отобрать только те, которые назовёт логопед.

котёнок (пушистый), щенок (гладкошёрстный),лимон (кислый), конфета (сладкая), мячи (чёрный, белый).

II. Обучающий этап.

Предлагается погладить котёнка, почувствовав, какой он мягкий, пушистый. Оглядевшись вокруг себя, дети находят пушистые предметы (шарф, платок, кофта), мягкие (вата, подушка, одеяло, перина).

Затем дети гладят щенка, шерсть у него не пушистая, а гладкая, ищут предметы гладкие и твёрдые, определяют их на ощупь: стекло, камень, полированная доска, чашка, пластмассовая линейка.

Дети закрывают глаза и пробуют лимон, конфеты, определяя, что лимон кислый, конфеты — сладкие и т. д.

Игра «Экскурсия в волшебный сад».

В волшебном саду на деревьях растут конфеты (леденцы, шоколадки, пастила, зефир, мармелад), лук, шары чёрного и белого цвета, гуляют гладкошёрстные и пушистые собаки, котята, львята и тигрята. Дети внимательно рассматривают волшебное дерево.

Логопед спрашивает про что можно сказать кислый? (лимон, леденец, апельсин), кислое (яблоко), пушистый (котёнок, щенок, свитер), гладкий (камень, котёнок, щенок, тигрёнок, львёнок), гладкое (кольцо, стекло), чёрный (шарф, квадрат), чёрная (кошка, чашка), белый (круг, дом), белая (собака).

Дети проговаривают не только названия предметов, но и их признаки.

Игра «Наоборот».

Есть слова, которые никак не хотят жить дружно. Логопед предлагает игру с мячом:

—Я бросаю тебе мяч и говорю: горький перец, а ты, наоборот, возвращая мяч, говоришь: сладкий перец; мягкое кресло — твёрдое кресло; здоровый ребёнок — больной ребёнок; сухое полотенце — мокрое полотенце; дешёвая посуда — дорогая посуда.

III. Закрепляющий этап.

Игра «Покупки в магазине».

Дети рассматривают витрину магазина и, объединяясь парами, делают покупки. Они должны назвать предметы и их признаки с противоположными значениями. Например:

- Я покупаю мягкие конфеты, а я — твёрдые, дешёвоедорогое печенье, сладкий — кислый апельсин, чёрный — белый карандаш, гладкая — шершавая бумага, твёрдое —мягкое яблоко.

В качестве поощрения дети пробуют вкусные продукты.

IV. Итоговый этап.

Детям предлагается вспомнить и назвать, какие слова ссорились и не хотели дружить.

Ставится фланелеграф. Крепятся картинки с простыми сюжетами. С опорой на них составляются предложения.

Днём греет солнышко, и трава (к а к а я?) сухая, а после дождя она мокрая.

Ведьма в сказке (к а к а я?) злая, а фея — добрая.

Школьник защитил от собаки малышей, он (к а к о й?) смелый. Мальчик, который испугался и убежал, он (к а к о й?) трусливый.

 

 

Подготовительная к школе возрастная группа

Дети с III уровнем речевого развития

Тема «Предложение»

Цель: закрепить навык практического употребления предложений с использованием глаголов со значением передвижения.

Ход занятия

I. Организационный этап.

Дети должны запомнить и повторить действия в той последовательности, в какой их назовёт логопед.

Прыгает, скачет, летает.

Плавает, порхает, крадётся.

Ползает, бегает, ходит.

Игра «Живое — неживое».

Дети встают в круг. Каждый получает по два флажка: чёрный и красный. Если логопед называет живой предмет, поднимается красный флажок, если неживой — чёрный.

Самолёт, ворона, часы, медведь.

Змея, бабочка, поезд, собака, рыба, муха, кузнечик.

Лиса, паровоз, машина, заяц.

Игра «Кто самый внимательный?».

Логопед просит детей вспомнить животных, птиц, насекомых, которых она называла. На доске выставляются соответствующие картинки. Логопед обращает внимание детей на то, как они передвигаются.

Бабочка — порхает. Собака — бегает.

Ворона — летает. Змея — ползает.

Кузнечик — прыгает. Заяц — скачет.

Предложения проговариваются хором и индивидуально.

Игра «В гостях у Бабушки-загадушки».

Дети садятся в кружок около Бабушки-загадушки и слушают её загадки. Кто отгадает, получают призовые фишки.

Притомится — отдыхает, от цветка к цветку порхает. (Бабочка)

Очень кошек я боюсь и под досками скребусь. (Мышь)

—А мышь тоже порхает, как бабочка?

—Она быстро бегает?

—А кто ещё бегает? (Собака, волк, медведь, ёж.)

Я под кустиком спасаюсь, всех зверей я опасаюсь. (Заяц)

Зимой белый, а летом серый. (Заяц)

II. Обучающий этап

Логопед. Заяц не порхает, как бабочка, не бегает как мышка, у него длинные задние ноги, он скачет.

Дети проговаривают предложение:

—Заяц быстро скачет, спасаясь от врагов.

Всех птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач)

—Грач не порхает, не скачет, не бегает, он летает.

—Кто ещё летает? (Ворона, муха, ястреб, стрекоза, пчела, жук.)

—Составьте про них предложение, используя вопросы кто? что делает?

Повторять одинаковые предложения нельзя.

По земле ползёт, кто её ударит, того туг же ужалит. (Змея)

Логопед. Как, передвигается змея? (Она ползает.)

III. Закрепляющий этап

Игра «Весёлые картинки».

Собрались на поляне звери, птицы, насекомые и решили поменяться ролями. Надоело им летать, прыгать, скакать, ползать.

Я — рыба, буду летать, я — заяц, буду ползать.

Я — медведь, буду прыгать, я — бабочка, буду скакать,

Я — лягушка, буду порхать.

Это выглядело очень смешно и нелепо, и они вернулись к прежнему образу жизни.

Вспомните, какие действия мы называли. (Порхать, летать, ползать, бегать.)

Летают не только птицы и насекомые, но и кто ещё? (Самолёты, шары, воздушные змеи, снежинки.)

Отгадайте загадку: В небе гудит, высоко летит. (Самолёт)

Прыгает не только заяц, но и кенгуру, мяч.

Дети проговаривают хором, а дома заучивают загадку.

Прыгает и скачет, а ударишь его — не плачет. (Мяч)

Идёт человек, девочка, мальчик. Но можно сказать: идёт поезд, идёт снег, идут часы.

Про кого можно сказать крадётся? (Лиса, кошка, собака, охотник, солдат, волк, лев, тигр.)

Плавает не только рыба, но и человек, корабль, лодка, змея, водомер, пароход.

Дети заучивают следующую загадку.

По морям, по волнам, нынче здесь, завтра там. (Пароход)

IV. Итоговый этап.

Логопед называет действие (летит, скачет, прыгает, порхает, идёт), а дети составляют предложения.

Например:

Самолёт летит высоко в небе.

Ворона летит в своё гнездо.

В траве скачет кузнечик.

 

 

Тема «Рассказ-описание»

Цель: учить составлять рассказ-описание о животном.

Ход занятия

I. Организационный этап.

Игра «Чудесный мешочек».

Дети поочерёдно подходят к столу, достают из мешочка игрушку, на ощупь угадывая её. Игрушки выстраиваются на столе (зайчик, котёнок, собачка, лиса, медвежонок, ёжик, белка, тигрёнок!.

II. Обучающий этап.

Дети, рассматривая игрушки, определяют их размер, цвет, пушистость. Соответствующие символы-картинки вывешиваются на доске. Дети выбирают себе по две игрушки.

Игра «Кто самый внимательный?».

Логопед спрашивает

—Про кого можно сказать: маленький? пушистый?

полосатый? колючий? рыжая? белый? серый? чёрная? коричневый? большая?

Дети отвечают.

Логопед предлагает детям послушать, какой рассказ можно составить про собаку.

«Это большая собака. У неё гладкая чёрная шерсть. Она ест мясо. Зовут собаку — Рекс. Она охраняет дачу».

Рассказ проговаривается детьми хором и индивидуально.

Далее детям раздаются опорные символы, они по цепочке составляют рассказ-описание, стараясь, чтобы он не был точным повторением образца.

«Это маленькая собачка. У неё длинная пушистая шерсть. Она питается мясом, молоком. Зовут собачку Пушок. Она любит играть с детьми».

III. Закрепляющий этап.

Логопед задаёт вопросы:

Эта собака, какая? Большая или маленькая? Шерсть у неё какая? Гладкая или пушистая? Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается собака? Как её зовут? Какую приносит пользу? (Охраняет дом, помогает на охоте, при пожаре, служит на границе, собака- санитар).

Дети отвечают на вопросы.

IV. Итоговый этап.

«Игра с мячом».

Дети встают в круг. Логопед, бросает ребёнку мяч, называет признак, а тот, возвращает мяч и называет этот признак и соответствующее животное: колючий — ёжик; полосатый — тигрёнок; полосатая — кошка; неуклюжий — медведь; рыжая, пушистая — белка (лиса).

Дома дети составляют рассказ-описание о любом из этих животных.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.