Тема «Притяжательные прилагательные» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема «Притяжательные прилагательные»

2017-07-31 266
Тема «Притяжательные прилагательные» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: закрепить навык практического употребления в речи притяжательных прилагательных.

Ход занятия

I. Организационный этап.

Логопед. Сегодня у нас в гостях животные, птицы, насекомые, а кто это, вы назовёте сами.

Логопед раздаёт картинки с контурным изображением животных, птиц, насекомых.

Логопед. У кого оса? Медведь? Пчела? Ястреб? Осёл?

Дети. У меня оса (медведь, пчела, ястреб, осёл).

II. Обучающий этап.

Логопед. Все они имеют свои жилища, которые называются по- разному. Давайте послушаем каждого из вас.

Предлагается образец ответа.

Дети. У меня оса — у осы осиное гнездо. У меня змея — у змеи змеиная нора. У меня собака — у собаки собачья конура.

Игра «Путешествие по лесу».

Логопед. Собрались дети за грибами и ягодами. Взяли корзинки и пошли в лес. Шли, шли и увидели волшебную поляну, на которой собрались все звери и птицы, каждый из них живёт в своём домике. А кто где живёт, расскажите сами.

Каждый ребёнок выбирает себе любой персонаж и рассказывает про него. Предлагается образец ответа.

У меня медведь. Он живёт в медвежьей берлоге.

У меня волк. Он живёт в волчьем логове.

У меня белка. Она живёт в беличьем дупле.

У меня змея. Она живёт в змеиной норе.

III. Закрепляющий этап.

Логопед. А кто ещё живёт в норах?

Дети. В мышиной норе — мышь, в лисьей — лиса, в барсучьей — барсук.

IV. Итоговый этап.

Игра «Что перепутал художник?»

Детям раздаются картинки-смешинки.

Логопед. Ребята, художник нарисовал ослу утиные лапы. Помогите художнику.

Дети. У осла утиные лапы. Ослу нужны ослиные лапы.

У мышки лисий хвост. Мышке нужен мышиный хвост.

У зайца медвежья морда. Зайцу нужна заячья морда.

Дети называют предложения, получают в подарок наклейки в тетрадь.

 

 

Тема «Словообразование прилагательных»

Цель: закрепить навыки образования и употребления

прилагательных, образованных от существительных со значением соотнесения с растениями.

Ход занятия

I. Организационный этап.

Дети гуляют по группе. Играет медленная музыка. Логопед тихо называет картинки, а дети ищут их. Как только зазвучит быстрая музыка, они находят эти картинки и выставляют их на доске:

яблоня, стол, стул, сахар; берёза, шашка, шуба, пальто; тетрадь, книги, блокнот, сосна; подушка, тополь, одеяло, простыня; самолёт, клён, поезд, машина.

Дети определяют, какая картинка лишняя и почему. Лишние картинки убирают. Один из детей, повернувшись спиной к доске, по памяти называет оставшиеся картинки.

II. Обучающий этап.

Логопед уточняет, где растут ели, сосны, клёны, берёзы, липы, ольха, осины: в лесу или в парке.

Логопед обращает внимание детей на то, как называется лес, если в нём растут только сосны (сосновый), ели (еловый), берёзы (берёзовый), липы (липовый), осины (осиновый).

Выставляются соответствующие картинки. Ответы проговариваются хором и индивидуально. Затем дети вспоминают, какие фруктовые деревья растут в саду (яблони, вишни, груши, персики и т. д.). Логопед предлагает найти на столе картинки, где изображены яблоневые и вишнёвые сады.

Составляются предложения по опорным словам: сад, в, яблони, растут (В саду растут яблони); вишни, сад, в, растут (В саду растут вишни). Далее детей спрашивают, как называется такой сад? (яблоневый, вишнёвый).

Предложения проговариваются хором и индивидуально.

Дети подходят к волшебному дереву, на котором висят картинки с изображением разных видов лесов. Логопед называет любое дерево, а дети находят соответствующий лес (берёзыберёзовый лес).

Логопед спрашивает, а какой может быть ещё лес. Каждый ребёнок, снимая картинку, называет новый вид леса (сосновый, кленовый, еловый, осиновый, дубовый, ольховый).

Логопед уточняет, что эти деревья растут не только в лесу, но и в парке.

Как будут называться аллеи из лип (липовая), клёнов (кленовая), дубов (дубовая), сосен (сосновая) и т. д.?

В группе оформляются стенды «Разные виды лесов» и «Разные виды садов».

Дети из чудесного мешочка достают иголки, жёлуди, шишки, подосиновики, берёзовые серёжки, яблоки, вишни, кленовые листочки, берёзовые веточки и т. д. и говорят, из сада они или из леса.

При этом дети составляют предложения:

У меня яблоки. Яблоки растут в яблоневом саду.

У меня сосновые иголки. Они растут в сосновом лесу.

У меня гриб подосиновик. Он растёт в осиновом лесу и т. д.

Логопед раздаёт детям карточки с контурным изображением листьев. Дети угадывают и называют их. Организуется диалог:

—У меня кленовый лист, а какой у тебя?

—У меня берёзовый лист и т. д.

Логопед уточняет, а что ещё может быть берёзовым? (роща, аллея, листок, сок, пень, полено, ствол).

III. Закрепляющий этап.

Игра «Слушай и отвечай!»

Про что можно сказать берёзовый:... (лес, ствол, пень, сок); берёзовая... (чаща, аллея, ветка); берёзовое... (полено); берёзовые... (дрова).

Игра «Весёлая путаница».

В гости к детям пришёл весёлый Лесовичок. У него в портфеле картинки. Он хочет рассказать детям о разных садах и лесах. Если Лесовичок ошибётся, то дети должны его исправить:

У меня тополиный пух. Его много в дубовой роще.

У меня жёлуди. Они растут в берёзовой чаще.

У меня яблоки. Они растут в вишнёвом саду.

У меня шишки. Они растут в липовой аллее.

IV. Итоговый этап.

Дети повторяют, какие виды лесов они знают, какие бывают сады, аллеи, ветки, листья?

Где растут жёлуди, шишки, яблони, вишни; каждый выбирает лист любого дерева и называет его.

Дома дети наклеивают в тетрадь контуры листьев и раскрашивают.

их.

 

Тема «Приставочные глаголы»

Цель: закрепить навыки употребления приставочных глаголов Ход занятия

I. Организационный этап.

Логопед раздаёт детям конверты.

Логопед. Слушайте меня внимательно, сядет тот, у кого на конверте нарисованы: воробушек, ласточка, снегирь, попугай, сорока, дятел.

II. Обучающий этап.

Логопед. Посмотрите, ребята, птичка летает, летает. Она к дому подлетает. Летает — подлетает.

Кто скажет — это одинаковые или разные действия?

Логопед. Птичка подлетает к дому. Подлетать к чему-то. Часть слова под- помогает правильно назвать действие.

(Логопед крепит на доске схему).

К чему ещё может подлететь птичка?

Дети отвечают. Подлетает к дому. Подлетает к дереву. Подлетает к гнезду.

Логопед. Что слышали в начале слова?

Дети. Под.

Логопед. А теперь птичка улетает из гнезда. Покажите и назовите картинку.

Дети называют.

Логопед. А еще про какие картинки можно сказать «улетает»?

Дети. Улетает самолет. Улетает шар. Улетает листик

Логопед. Подлетает и улетает. Это одинаковые действия или разные?

Дети. Разные.

Логопед. Обозначать их будем разными карточками Логопед. Кто запомнил, что звучало в начале слов?

Дети. Подлетает - под. Улетает -у.

III. Закрепляющий этап.

Логопед. Ребята, а сейчас давайте посмотрим, что же у вас в конвертах. На счёт «раз» — открыть конверт. На счёт «два» — достать карточку. Сейчас я буду называть начало слова, а вы назовете и поднимите только ту картинку, которая подходит.

Логопед. - у

Дети. Улетает, убегает, уплывает

Логопед. Под.

Дети. Подбегает, подлетает, подплывает.

Дети выполняют задание.

Логопед. А теперь, ребята, выбирайте, кто кем птичкой будет. Я буду кукушкой. А ты?

Дети. Я буду снегирём. Я буду рыбкой. А ты? И т. д.

Логопед. Сейчас вы будете гулять по группе. А когда я назову под -, вы должны будете остановиться и сказать, кто что сделал.

Дети. Я снегирь. Я подлетел к шкафу. Я рыбка. Я подплыла к стулу и т.д.

Логопед. А теперь вы должны остановиться, когда услышите у-.

Дети. Я снегирь. Я улетел из группы. Я кукушка. Я улетела из гнезда

Дети выполняют задание.

Логопед. А теперь, ребята, мы с вами походим по группе.

Мы по группе шли, шли и к игрушке подошли.

Логопед. Давайте ещё раз повторим все вместе. Какое действие мы с вами сейчас выполнили?

Дети. Мы подошли.

Логопед. Какое начало слова нам помогло выполнить действие?

Дети. под -.

Аналогично выполняется задание со словами с приставкой у-.

Логопед. Молодцы ребята. Садитесь все на места.

Логопед. Сейчас, ребята, я вам расскажу про машинку. Слушайте внимательно.

«Жила-была маленькая, легковая машинка. Решила она поехать в гости к своему другу грузовичку. Машинка из гаража (выехала) и по дороге (поехала), яму (переехала). С моста (съехала). Ехала, ехала и в гости к своему другу-грузовичку (приехала). Побыла в гостях, а потом - уехала».

Логопед. Интересный был рассказ?

Дети. Да.

Логопед. Давайте повторим его все вместе и найдём слова-действия.

Логопед повторяет рассказ вместе с детьми.

Логопед. А сейчас, ребята, посмотрите, у меня на столе лежат картинки. Нужно взять картинку из каждой стопочки и составить предложение. Например: Птичка из клетки (улетела). А у тебя?

Дети. Девочка к дороге (подошла). Машина из гаража (выехала). Мальчик из дома (вышел). Птичка к дереву (подлетела). Машина к дому (подъехала). Птичка клетку (перелетела).

Логопед. А теперь давайте все вместе повторим и найдём слова- действия.

Дети выполняют задание и получают поощрительные картинки.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.