Глава 20. НО: переворот с ног на голову (и речь вовсе не о гимнастике) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 20. НО: переворот с ног на голову (и речь вовсе не о гимнастике)

2017-07-31 249
Глава 20. НО: переворот с ног на голову (и речь вовсе не о гимнастике) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каждый из нас знает, как неприятно слышать это кошмарное слово «но». Однако, несмотря на все его разрушительное воздействие на нас, мы бездумно используем его в разговоре с другими людьми. Приведем пример:

 

«Мне очень понравился спектакль, спасибо за билеты, но оркестр играл слишком громко» (разговор с другом после спектакля).

«Я очень доволен проделанной работой, но не могли бы вы придерживаться графика по каждому проекту?» (встреча с менеджером).

«Последний, четвертый, квартал стал крайне успешным: наши продажи выросли благодаря публикациям биографий знаменитостей, но нам предстоит потрудиться, чтобы выполнить годовой план» («мотивационное» собрание группы).

 

Итак, для большинства людей (мы ведь такие чувствительные создания!) слово «но» вызывает мысль «Только не это!»

Слово «но» обесценивает все, что было сказано до этого. Проще говоря, это настоящий депрессант. Оно уничтожает радость, комплименты и приятные чувства, возникшие от первоначальных слов собеседника. Как правило, оно вызывает также антагонистическое чувство по отношению к говорящему. Жаль, если он рассчитывал на совершенно другую реакцию.

Так что действуйте с умом. Переворачиваем все с ног на голову (что ж, без труда не вытащишь и рыбку из пруда!). Переносим вторую часть предложения в начало. Так мозг собеседника воспримет и запомнит последнее, что вы скажете, то есть положительное утверждение.

Перефразируем наши утверждения:

 

«Оркестр играл слишком громко, но спектакль мне очень понравился – спасибо за билеты».

«Постараемся работать быстрее, чтобы укладываться в сроки, но в целом я доволен выполненной работой».

«Придется потрудиться, чтобы выполнить годовой план, но последний, четвертый, квартал стал крайне успешным: наши продажи выросли благодаря публикациям биографий знаменитостей».

 

Мы всего лишь переставили местами части предложения – и как изменился смысл!

Следите за своей речью (и мыслями; помните, что внутренний голос может стать настоящим демотиватором) и обратите внимание, как часто вы склоняетесь к «негативному» но.

Итак, не забывайте, что это маленькое, но сильное слово может уничтожить любые благие намерения, которые вы сформулировали в первой части утверждения; собеседник включает защитную реакцию и просто ждет завершающего утверждения. Перестройте предложение таким образом, чтобы позитивный элемент не потерялся. Возможно, вам понадобится время, чтобы изменить привычку, но результат превзойдет ваши ожидания!

 

Глава 21. «И» еще кое-что… (пока мы не перешли к другой теме)

 

Мы поговорили о демотивационном значении «но». В некоторых случаях, когда это уместно и допустимо, «но» лучше заменить на «и».

Как вы помните, предложения с «но» предполагают, что все внимание направлено на действия, которые следует выполнить в будущем. Иногда лучше использовать «и», которое позволяет разделить две части предложения, чтобы показать, что две разные оценки могут сосуществовать. Приведем пример:

 

«Я сегодня столько пробежала, мама, – видишь, даже ноги натерла, но я съела много жирного и сладкого, когда встретилась с Кейт в кафе».

 

Такая формулировка перечеркивает всю радость достижения: девушка действительно сделала что-то полезное для своего здоровья. Вместо того чтобы подчеркнуть этот момент, внимание заостряется на том, о чем она сожалеет, – она съела то, что вредно для нее.

В данном случае лучше перефразировать предложение, чтобы не тревожить маму так сильно, а также избавить себя от чувства вины и укоров; простая замена союза изменит восприятие слушающего (в данном случае мамы) и, самое главное, говорящего. Союз «и» позволит сформулировать фразу без негативного оттенка:

 

«Я сегодня столько пробежала, мама, – видишь, даже ноги натерла, и я съела немного жирного и сладкого, когда встречалась с Кейт в кафе».

 

Такая формулировка подчеркивает правильный поступок (тренировку), несмотря на угощение, от которого девушка не смогла отказаться. Утверждение то же самое, но без осуждения, а это крайне важно, так как наш внутренний голос (как мы уже говорили) оказывает сильнейшее воздействие на нас.

То же самое происходит, когда нужно прокомментировать действия человека:

 

«Итак, Том, ты прекрасно организовал работу по ремонту этажа, и на этот раз, надеюсь, удастся уложиться в сроки».

«У тебя получился хороший отчет, Менди, и, если ты добавишь статистические данные, о которых я говорил, можно раздать его сотрудникам отдела».

 

Иногда это крошечное слово может разрешить потенциальный конфликт и устранить неприятный осадок, если проявить внимание – и немного подумать! Так вы формулируете свое мнение о работе человека в позитивном ключе: «Ты сделал все хорошо, и если добавишь Х, то будет еще лучше».

 

Глава 22. Как вставить замечание… (но не перебивать)

 

Мне нравится отрывок из собрания правил поведения «Этикет эсквайра», в котором отмечено, что перебивать можно двумя способами:

 

«Самый очевидный способ – перебить собеседника, не дав ему закончить предложение, его легко избежать: просто дождитесь, пока собеседник закончит говорить, и тогда можете высказаться. (И никогда не говорите: «Вы закончили?» С тем же успехом можно сказать собеседнику, что он глупый болтун, и вы думали, он никогда не закончит.)».

 

Думаю, ситуация знакома каждому: либо нас перебивали, либо мы перебивали. Второй способ перебивать вы тоже использовали хоть раз в жизни:

 

«Другой способ перебивать, заслуживающий не меньшего порицания, часто начинается со слов «Это напоминает мне…» или «Кстати…» Такие фразы обычно представляют собой отступление или вообще никак не связаны с темой разговора. Прерывая ход мыслей собеседника или отклоняясь от темы разговора, вы демонстрируете либо глупость, либо грубость – вы либо не можете, либо не хотите внимательно слушать человека и придерживаться темы разговора».

 

Спустя 60 лет (да, я имел в виду издание «Этикета» 1954 года!) эти слова не утратили актуальности.

Так как мы думаем быстрее, чем говорим, то мы склонны перебивать друг друга. Постарайтесь удержаться. Это сбивает собеседника с мысли, а вам мешает получить информацию.

Вы ведь знаете, как это «приятно», когда вас перебивают прямо посреди разговора. Конечно, все зависит от того, как это сделано, но в большинстве случаев чувство остается неприятное. Это может даже навредить отношениям – как будто вы не считаете нужным дослушать человека и слишком мало цените то, что он говорит.

Проблема в том, что большинство людей не интересуются разницей между словом «перебить» и более приемлемым «сделать замечание».

Когда вы нарушаете ход речи собеседника, врываясь в разговор со своими комментариями, вы перебиваете. Если ваши слова не добавляют никакой ценности, а просто демонстрируют отсутствие воспитания, то человек может оскорбиться (даже если вслух он не признается в этом). Язык тела обычно красноречиво отражает чувства собеседника.

Если же в разговоре возникла пауза, то вы вполне можете вставить свое замечание или подать знак одобрения/согласия. (Только убедитесь в том, что пауза действительно означает, что ваш собеседник закончил свою мысль и не собирается продолжать.) Это может быть выражением радости или удивления – «Правда?», «Не может быть!» Важно, с какой целью вы это произносите.

Разница между замечанием и перебиванием заключается в том, что в первом случае ваши слова, выражающие согласие или интерес, стимулируют дальнейшее течение беседы. «Знаешь что, мне кажется, это очень смелый поступок с твоей стороны… Продолжай, пожалуйста». Как правило, это вежливые комментарии, в то время как перебивание вызывает у собеседника совершенно другую реакцию.

Иногда даже самое благонамеренное краткое замечание может сбить человека с мысли, и он забудет, о чем говорил. Поэтому постарайтесь запомнить последние слова собеседника. Это всегда полезно, потому что помогает избавить его от неловкой ситуации: «Продолжайте, пожалуйста, вы говорили, что проанализировали эффективность рекламы на радио, и…»

Помните, что если перебить собеседника в неподходящий момент, это может привести к совершенно неожиданным последствиям. Будьте осторожны и всегда думайте, что и когда говорить. Рассмотрим пример.

Продавец пылесосов постучался в дом, где жила пожилая дама, и спросил, нельзя ли ему зайти на пару минут. Дама хотела было возразить: «Нет, мне нужно что-то вам сказать…» – но он перебил ее и буквально ворвался в гостиную.

«Нет же, вы не понимаете, они…» – продолжила она, но он снова перебил ее, воскликнув: «Смотрите», – и разбросал целый мешок грязи на ее чистый ковер. «Если этот новый пылесос не уберет все до последней пылинки, я сам съем всю эту грязь».

Однако хозяйка, которая к этому моменту потеряла всякое терпение, ответила: «Сэр, если бы у меня были деньги на пылесос, я бы лучше оплатила счет за электричество, которое, кстати, отключили сегодня утром. Итак, что вы предпочитаете – ложку или нож с вилкой?»

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.