Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания?

2017-07-24 442
Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мисаренко Г. Г.

Правописание безударных окончаний: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. — 64 с. — (Рус­ский язык в начальной школе. Дидактический материал).

ISBN 5-329-01313-5

Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок уче­ников в правописании безударных окончаний слов. Последовательное выполнение упражнений пособия помогает детям осмыслить понятия, соответствующие теме, и формирует план учебных действий, необходи­мых для правильного решения грамматических и орфографических за­дач.

Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индиви­дуальной работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении рус­ского языка.

УДК 372.41:808.2

ББК 81.2Рус-9

ISBN 5-329-01313-5

© АНО «Институт инноваций в обра-

зовании им. Л. В. Занкова», 2005

© ООО «Издательский дом

«ОНИКС 21 век», 2005

© Мисаренко Г. Г., 2005

От автора

При работе с окончанием слова ученики испытывают две главные трудности. Первая заключается в том, что они ещё слабо осознают грамматику родного языка, в частности явление согласования слов при помощи окончаний. В устной речи, которой дети активно пользу­ются, внимание обычно направлено на смысл, который улавливает­ся из общего контекста. Окончания же в контексте не являются смыс-лоразличительной частью слова и поэтому, как правило, произно­сятся недостаточно чётко. А в письменной речи это становится при­чиной ошибок. Вторая трудность в том, что дети пока не умеют про­извольно изменять по вопросам слово, взятое изолированно, вне контекста предложения. Да и самих вопросов (кому? о чём? что сде-лает? какому? и др.) ученики толком не знают, потому что основная работа с ними проводится значительно позже — во время изучения склонения и спряжения. А без изменения слова нельзя выделить его окончания, и дети начинают называть окончанием любые буквы, сто­ящие на конце слова.

Отсюда вытекает главная задача коррекционной работы — при­влечь внимание ребёнка к грамматической связи слов, вооружить его способами, помогающими менять форму изолированного слова, и научить видеть изменение последних букв (или отсутствие такового).

При этом очень важно приучить школьника произносить слова не спеша, очень чётко проговаривая каждый звук от первого до послед­него, делая особый акцент на последних звуках.

Операции, связанные с правописанием безударных окончаний, в значительной степени упрощены по сравнению с учебниками. Ос­новное внимание в упражнениях сводится к отработке действий, не­обходимых для правильного выбора окончания при помощи прове­рочного слова.

Первые упражнения этого раздела позволяют уточнить понима­ние детьми окончания как морфологической части слова и форми­руют операции по его выделению в слове. При этом дети сначала рассматривают окончания существительных, затем прилагательных и, наконец, глаголов.

 

№ упр. Задача упражнений стр.
1-3 Обращают внимание ребёнка на изменение букв на конце одного и того же существитель­ного на примере слов с ударным окончанием 6-10
4-8 Показывают, как можно определить окончание при помощи вопросов и предлогов 10-14
9-10 Помогают понять связь прилагательных с суще­ствительными и связь формы прилагательного с формой его вопроса 14-17
  Учит детей выполнять действия, необходимые для правильной постановки падежного вопроса и определения соответствующего окончания прилагательного (путём составления словосоче­таний) 18-19
12-13 Привлекают внимание ребёнка к окончаниям глагола 19-22
14-15 Помогают отработать операции по определению окончания глагола 22-25
16-17 Показывают ученику связь родовых окончаний | существительных и прилагательных женского и среднего рода 26-28
  Показывает способ выбора твердого или мяг­кого варианта окончания 28-30
19-20 Обобщают представление ребёнка о родовых окончаниях существительных и прилагательных 30-31
  Закрепляет умение правильно писать родовые окончания  
22-26 Развивают умение ставить существительное в начальную форму и определять тип склонения 33-41
  Учит пользоваться проверочным словом для определения падежного окончания существи-| тельных 1 и 2 склонения___________________ 41-43

 

 

 

 

    Направлено на овладение способами провер­ки безударных падежных окончаний   44-48 |
29-30 Акцентируют внимание на падежных оконча­ниях существительных в форме множествен­ного числа 49-51
  Помогает пронаблюдать падежные окончания прилагательных 51-52
32-35 Учат определять правильное падежное окон­чание прилагательных с помощью вопросов 52-56
36-39 Учат ребёнка ставить глагол в начальную форму, учитывая при этом форму вопросов совершенного и несовершенного вида 57-62
  Помогает осмыслить план действий для опре­деления безударных личных окончаний глаго­ла путём определения спряжения 62-63

 

Каждое упражнение (за очень небольшим исключением) включает в себя несколько вариантов материала для работы, объединённых одним заданием и одним технологическим планом действий. Они по­мечены номером упражнения и номером варианта, например: 32-1, 32-2, 32-3 и т. д. Взрослый либо предоставляет ребёнку право вы­брать для работы любой вариант, либо указывает на один из них. Нуж­но ли ученику выполнять весь набор вариантов того или иного упраж­нения, в каждом конкретном случае взрослый решает отдельно.

Несколько слов о планах учебных действий, которые присутству­ют почти в каждом упражнении. У них три цели: во-первых, показать ученику способы решения учебной задачи; во-вторых, помочь ему осознать собственную мыслительную работу, наполнить слово «ду­мать» конкретным смыслом; в-третьих, развивать речь ребёнка. Чтобы все три цели были достигнуты, необходимо требовать от ре­бёнка подробного рассказа от первого лица о том, как он собирает­ся выполнять поставленное перед ним задание. Рассказывать он может кому-нибудь (взрослому, соседу по парте и т. п.) или же само­му себе. Но ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок при­ступил к работе без такого устного планирования.

 

 

1. Найди слово, которое повторяется, и поставь к нему воп­рос. Спиши словосочетания с вопросом. Обведи квадра­тиком ту часть повторяющегося слова, которая изменя­ется.

План действий.

1) : Шкаф с зеркалом. Подошли к зер­калу. На зеркале пятна. Стоит у зеркала. Зеркало блестит.

2) : шкаф (с кем? с чем?) с зеркал [ом]

подошли (к кому? к чему?) к зеркал [у] пятна (на ком? на чём?) на зеркал[ё] стоит (у кого? у чего?) у зеркал[а] блестит (кто? что?) зеркал[о]

1-1. Соус к говядине. Суп с говядиной. Купили говядину. Молодая говядина. Котлеты из говядины.

 

1-2. Полотенце висит. Вытирает полотенцем. Принеси полотенце. Ходил по полотенцу. Ушёл без полотенца.

 

1-3. Посидим в беседке. Беседка в парке. Встре­тимся у беседки. Рядом с зелёной беседкой. Подошли к беседке.

 

1-4. Табуретка у стола. Встань на табуретку. Карандаш под табуреткой. Подними каран­даш из-под табуретки. На табуретке кошка.

 

1-5. Под ёлкой боровики. Суп из боровиков. Подполз к боровикам. Наклонилась над бо­ровиками. Много боровиков.

 

1-6. Компот из апельсинов. Купи апельсины. Сумка с апельсинами. Сладкий соус к апель­синам. На апельсинах салфетка.

 

2 Выпиши повторяющиеся слова, добавляя в них окончания.

 

2-1. Тёплая влажная земл.... На земл... трава. Кружил над земл.... Опустился на земл....

 

2-2. Постирали бель.... Бак с бель.... На бель... красные полоски. Ящик без бель.... При­шили к бель....

 

2-3. На стекл... трещинки. Вставили стекл.... Прилепили к стекл.... Окно без стекл.... Рамка со стекл....

 

2-4. Прилетела стрекоз.... Ловили стрекоз.... Подлетел к стрекоз.... У стрекоз... крылыш­ки. Гонялись за стрекоз....

 

2-5. Прилетели скворц.... У скворц... птенцы. Насыпали корм скворц.... Гнёзда построе­ны скворц.... Песня о скворц....

 

2-6. Лежат кочан... капусты. Гора спелых ко­чан.... Тележка с кочан.... Ползали по ог­ромным кочан.... Не хватает трёх кочан....

3. Устно вставь выделенные слова в предложения, изме­няя их по смыслу. Выпиши эти слова с предлогами, вы­дели в них окончания.

3-1 Крыльцо.

Под...... жил ёжик. Рая остановилась на

....... Кот вылез из-под....... Бочку подви­нули к.......

3-2 Бахрома.

На...... расплылось пятно. Мама купила

шерсть для....... Лена повесила шторы с

....... К сумке пришили.......

3-3 Хвост.

Скорпионы сражаются....... Глупый волк

остался без....... К...... прицепился репей­ник. На......

красовался бантик.

3-4 Продавец.

У...... кончилась мелочь для сдачи. Витя

посмотрел на.......Олег протянул......день­ги. Папа о чём-то

говорил с …….

 

3-5 Звезда.

Солнце — это......, а Земля — планета. К

верхушке ёлки прикрепили....... У Вити

шапка со.......Ракета летит к далёкой.......

На небе появились две.......

 

3-6. Колчан.

Над......висел лук. Стрелы хранятся в.......

Стрелок не нашёл своего.......По всему......

шёл красивый узор.

 

3-7. Дрова.

У порога стояла корзина с.......Без......не

будет огня. Мышонок прятался в.......Аня

протянула руку к.......

 

3-8. Проводник.

Пассажиры обратились к.......На......была

новая форма. На лице...... сияла улыбка.

Мы поздоровались с.......

 

3-9. Бобры.

Слава увидел.......Ирина Петровна расска­зывала

о …… Лесничий залюбовался ………..

Охотник подкрадывался к.......

 

3-10. Лицо.

Лена поднесла розу к.......Вышел старик с

грустным....... На...... лежала тень. Сеня

не увидел ни одного знакомого.......

 

3-11. Грибы.

Отнеси...... в дом. Поляна была усыпана

.......На......блестела роса. Лучик пробежал

по траве и.......В этом году много.......

3-12. Муравьи.

Вечером...... спешат домой. Жуки подру­жились с.......

Мы знаем сказки и басни о.......

В своём большом доме...... тепло и удобно.

Ни один лес не обходится без тру­долюбивых.......

3-13. Пастухи.

Братья Петровы работают.......У......мно­го забот.

Собаки помогают...... стеречь ко­ров.

Вечером по сигналу...... коровы идут домой.

О...... рассказывают весёлые исто­рии.

 

 

4. Найди в предложениях повторяющиеся слова. Выпиши их вместе со сказуемым. Обведи квадратиком изменяю­щуюся часть этих слов.

Расскажи по плану, как ты будешь выполнять данное за­дание.

План действий.

1) : По рукаву шла широкая кайма. К юбке пришили красную кайму.

2) : По рукаву шла широкая кайма. К юбке пришили красную кайму.

3) .: шла (кто? что?) кайм[а] пришили (кого? что?) кайм[у]

 

 

 

4-1. На берег накатились волны. Слышался только шум волн. Пловца накрыло волна­ми. На волнах качались чайки. Яхта сколь­зила по волнам.

 

4-2. Валера взял одно полено. По всему полену шли трещины. Воробей покружился над по­леном и сел. Сидеть на полене было неудоб­но. Буратино сделан из одного полена.

 

4-3. Пришла Масленица с блинами. К блинам подали масло и мёд. На тарелке не оста­лось блинов. Мама испекла блины. О бли­нах говорят, что они похожи на солнце.

 

4-4. В коробке лежала блесна — маленькая ме­таллическая рыбка с крючками. Леску при­вяжи к блесне. Щуки охотятся за блесной, как за рыбкой. У Миши удочка без блесны. Он купит блесну в магазине.

 

5. Устно измени данные в рамке слова по вопросам. Голо­сом выдели окончания.

кто? что? трава пустота
без кого? без чего? без травы бревно
к кому? к чему? к траве жнивьё
на кого? на что? на траву стекло
с кем? о чем? с травой тряпьё
о ком? о чём? о траве белизна

 

 

 

6. Рассмотри образец и попытайся понять, почему у слова двор нулевое окончание.

Измени данные в рамке слова по вопросам. Выдели окон­чания.

 

 

кто? что? без кого? без чего? двор без двор[а| петух дворец кирпич
к кому? к чему? на кого? на что? ко двор[у] на двор хитрец квас
с кем? с чем? о ком? о чём? с двор[ом] о двор[е] грибник агроном коридор

 

7. Соедини данные слова с каждым предлогом. Напиши по­лучившиеся сочетания, выдели окончания.

 

Образец.

Стен[а]— без стен[ы], по стен[е], (смотрю) на стен[у], за стен[ой].

 

8. Спиши предложения. Найди в них все имена существи­тельные и определи их окончания. Расскажи по плану, как это надо делать.

 

План действий.

1) : Под корнями берёзы была нора.

 

2) : Под корнями берёзы была нора.

 

3) : без корн ей без берёз ы без нор ы

в корн ях в берёз е в нор е

с корням и с берёз ой с нор ой

 

4) ': Под корн [ ями] берёз[ы] была нор[а].

 

8-1. На крючке висит сумка с яблоками. Бал­кон был

обвит виноградом и украшен цве­тами.

Бабушка внесла вазу с печеньем.

У коршунов сильные крылья.

 

8-2. Можно сварить курицу с лапшой, а можно придавить

её крышкой и пожарить на ско­вородке.

Парикмахер быстро пощёлкивал ножницами,

когда переходил от прядки к прядке.

 

8-3. Мама ушла за мясом и велела дочкам со спичками

не играть, на лестницу не выхо­дить, на подоконники

не залезать и котён­ка не мучить.

И обещала принести с рынка по апельсину.

 

8-4. Во двор въехала машина, и шофёр с двор­ником

стали выгружать ёлку. Она вкусно пахла морозом

и хвоей. На её лапах висе­ло несколько шишек.

(По В. Драгунско­му.)

 

8-5. Мы с Мишкой понеслись по лестнице и вбе­жали

в зал. Весь потолок был увешан цвет­ными

лентами и фонариками, всюду горе­ли лампы

из зеркальных осколков. Детей встречали артисты

в смешных костюмах. (По В. Драгунскому.)

 

 

9. Из каждой группы предложений выпиши словосочетания с повторяющимися прилагательными. Поставь к ним во­просы и обозначь окончания.

Рассмотри план действий и расскажи себе, как ты будешь выполнять задание.

 

План действий.

 

1) и : За потайной дверцей был подзем­ный ход. Письмо хранилось в потайном ме­сте.

 

2) : За потайной дверцей был подземный ход. Письмо хранилось в потайном месте.

 

3) : за дверцей (как[ой]?) потайн[ой] в месте (как[ом]?) потайн[ом]

 

 

9-1. Игрок попал в штрафную зону. Матч

за­кончился штрафным ударом. Машина сто­яла

на штрафной площадке. У футболиста ни

одного штрафного балла.

 

9-2. Медведь жил в глухом еловом бору. В глу­хой

полуночи резко пробили часы. Котёнок выбрался

из глухого угла сада. Не будь глу­хой тетерей,

слушай внимательно. За глу­хим забором

послышался лай собаки.

 

9-3. Во дворе не было рябого петуха. На рябом лице

Петруши появилась улыбка. От ветра озеро стало

рябым. По рябой поверхности реки скользила лодка.

На стол постелили рябую скатерть.

 

9-4. Корабль затерялся в штормовом море. На завтра

обещали штормовую погоду. Радио передавало

штормовое предупреждение. Утро опять было

пасмурным и штормовым. От штормового ветра

дрожали стены домов.

 

9-5. Волосы заплетены в тугие косы. Верёвка была

завязана тугим узлом. Зрители любо­вались

тугими мускулами боксёра. В кузо­ве было тесно

от тугих мешков с мукой. Пуговица не лезла в

тугую петлю.

 

 

10. Рассмотри план действий и расскажи себе или другим, как определить окончания прилагательных.

План действий.

 

1) и : По тормозному пути можно опреде­лить скорость автомобиля.

 

2) : он какой? тормозной

она тормозная

оно какое? тормозное

они какие? тормозные

 

3) : по тормозн [ ому ] пути

 

10-1. На голубом небе оставил след реактивный самолёт.

В прозрачных окнах отражалось солнце. Надя

везла коляску с плюшевым мишкой.

 

10-2. Кочки поросли болотной травой. Зверёк

вы­сунул остренькую мордочку. Два сливовых

глаза глядели на меня. Дед шёл впереди

твёрдыми шагами. Сзади послышался груз­ный топот.

 

10-3. Была у зайца избушка лубяная. Над утрен­ней

землёй поднимался прозрачный туман.

Петербург называют северной столицей Рос­сии.

Про доброе дело говори смело. По кры­ше

застучали редкие капли.

 

 

 

10-4. Этот Пачкуля Пёстренький ходил обычно в серых

штанах и серенькой курточке, а на голове была

круглая тюбетейка с разными узорами. Его весёлое

и задорное лицо было покрыто грязными

пятнышками. (По Н. Но­сову.)

 

10-5. Поэт Цветик рассказывал, что самое боль­шое для

него удовольствие — это забраться в проливной дождь

на чердак, улечься на сухих листьях и слушать,

как дождевые кап­ли стучат по черепичной крыше.

(По Н. Но­сову.)

 

10-6. На старичке был длинный халат из краси­вой

тёмно-синей материи с вышитыми зо­лотыми звёздами

и серебряными полуме­сяцами. Голова покрыта

чёрной шапкой, на ногах красные туфли с

загнутыми острыми носками. (По Н. Носову.)

 

10-7. На пароходной палубе находились пассажи­ры.

Одни дремали в мягких креслах с от­кидными

спинками, другие прохаживались по ковровым

дорожкам, третьи беседовали возле высоких

бортов. Чёрную трубу паро­хода украшала

широкая красная полоса.

 

 

11. Рассмотри план действий и постарайся понять, как надо выполнять это упражнение. Расскажи себе или кому-ни­будь, что надо делать, чтобы определить окончание при­лагательного.

 

План действий.

 

1) : Любит крот сырое подземелье.

 

2) : Любиткрот сырое подземелье.

 

3) : любит (кого? что?) подземелье

подземелье (какое?) сырое

 

4) : он о сыр ое, он сыр ой, он а сыр ая, он и сыр ые

 

5) : сыр[ое] подземелье

 

11- 1. Фокусник взмахнул зажжённым факелом.

Щенок радостно замахал коротким хвости­ком.

На гладкой поверхности появилась тре­щина. На

тёплой кочке грелся лягушонок. Звонок разбудил

спящего котёнка.

 

11- 2. Володя работает на железной дороге. Од­нажды

Петя возвращался из детского сада. Мы попросили

у тёти Наташи толстую ве­рёвку. Нитка не пролезала

в игольное ушко. На мокром асфальте блестели лужи.

 

11- 3. Толстяк держал в руках пушистых зайчат. Снежинки

тают на тёплых руках. В людных местах

легко потеряться. Люди проло­жили в

пустынях караванные пути. На пол­ке стоял мёд

в глиняных горшочках.

 

 

11- 4. Гости сидели за накрытым столом и ждали

обещанный сюрприз. Вошла бабушка с боль­шим

блюдом и поставила его на самую се­редину стола.

На блюде лежал именинный пирог, а на нём

горели разноцветные све­чи.

 

 

12. Выпиши из предложений главные члены. Поставь воп­рос к сказуемому. Выдели его окончание. Рассмотри план действий и расскажи, как ты будешь вы­полнять задание.

 

План действий.

 

1) и : Козляталежат на травке. Мыле­жим на пляже. На ветках лежитснег. Ты тихо лежишь в тенёчке. Ялежу на диване, а вылежите на кровати.

 

2) :

 

козлята (что делают?) Леж[ат]
мы (что делаем?) Леж[им]
снег (что делает?) леж [ит]
ты (что делаешь?) Леж[ишь]  
я (что делаю?) Леж[у]  
вы (что делаете?) леж[им]

 

12-1. Таня надевает платье. Дети надевают паль­то.

Ты надеваешь костюм пирата, а я наде­ваю

костюм медведя. Мы надеваем кепки, а вы

надеваете панамки.

 

12-2. Мама подметает пол. Вы подметаете двор,

а мы подметаем в доме. Ты подметаешь не

очень чисто! По утрам дворники подмета­ют улицы,

и я тоже подметаю комнату по утрам.

 

12-3. Я леплю бегемота, а Саша лепит танк. Ре­бята

лепят снежную бабу. Мы лепим пирожки. Зачем

вы лепите куличики? Ты ле­пишь куклу для Оли?

 

12-4. Мальчик машет флажками. Кому ты ма­шешь?

Вы слабо машете, надо сильней. Про­вожающие

машут нам руками, и мы ма­шем им в ответ.

Я машу платком.

 

12-5. Зачем он копает яму? Огородники копают грядки.

Мы копаем червяков для рыбалки. Вы копаете не там,

где надо! Я копаю кана­ву. Ты копаешь

слишком медленно.

 

12-6. Шофёр меняет колёса автомобиля. Я меняю жвачку

на точилку. Весной змеи меняют свою кожу. Мы

меняем старую мебель на новую. Вы меняете монеты

на жетоны.

 

13. Найди главные члены предложений. Поставь вопрос к сказуемому. Выпиши главные члены с вопросом. Выде­ли окончания сказуемых.

Образец.

 

Клоуныменяются париками. От удивления я меняюсь в лице. Зачем тыменяешься с Васей ручками? С годами люди меняются. Погода часто меняется.

 

клоуны (что делают?) меня[ют]ся

я (что делаю?) меня[ю]сь

мы (что делаем?) меня[ем]ся

люди (что делают?) меня[ют]ся

погода (что делает?) меня[ет]ся

 

13-1. Я качаюсь на качелях. Чайки качаются на волнах.

Обезьяна качается на ветке. Поче­му мы качаемся?

Ты слишком сильно ка­чаешься!

Вы уже давно качаетесь!

 

13-2. В прихожей одевается Таня. Дети одевают­ся

на прогулку. Ты одеваешься пиратом, а я

одеваюсь медведем. Мы одеваемся мед­ленно,

а вы одеваетесь слишком быстро.

 

13-3. Вы тихо плетётесь к дому. Кибитка по до­роге

еле плетётся. Вечно ты плетёшься в са­мом хвосте.

Под палящим солнцем мы пле­тёмся к речке.

Туристы плетутся к лагерю.

 

 

13-4. Ты никогда не просишься к доске. Мы про­симся в цирк,

а Виталик просится в кино. Я прошусь гулять, но мама

не пускает меня. А вы лучше не проситесь! Малыши

всё вре­мя просятся на руки.

 

13-5. В воздухе кружатся лёгкие снежинки. Мы с

партнёром быстро кружимся в танце. Ты кружишься

на одном месте. Я долго кру­жусь от радости. Она

кружится по комнате уже полчаса! Вы кружитесь

и кружитесь вокруг ёлки.

 

 

14. Внимательно рассмотри план действий и расскажи себе или кому-нибудь, что ты будешь делать, чтобы опреде­лить окончания глаголов.

 

План действий.

 

1) и : Вдруг гляжу: крышка на кастрюле трясется.

 

2) : я гляжу я трясусь
мы глядим мы трясёмся
ты глядишь ты трясёшься
вы глядите вы трясётесь
он глядит он трясётся
они глядят они трясутся

 

3) : Гляж[у|, тряс[ет]ся.

 

14-1. Мишка берёт кастрюлю и идёт с ней к пли­те.

А на сковородке шипит и трещит масло.

 

14-2. Вдруг Феня как задрожит, как затрясётся, а у самой

из глазёнок слёзы так и текут.

 

14-3. Серёжа мчится домой. Дома он тормошит маму и

торопит её. Ребята стоят и смотрят на пароход,

который гудит, входя в порт.

 

14-4. Собака ложится перед крыльцом и начина­ет

жалобно скулить. Ветер погудит в печ­ной трубе,

поскрипит воротами и мчится в поле, кружит

снежные вихри.

 

14-5. Мама Ивана днём работает в библиотеке, а

вечером учится в колледже. Иван представ­лял себе,

как завтра придёт в школу. Ле­сенка спускается,

но не доходит до пола — обрывается в воздухе.

 

14-6. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Мальчики с разбега кидаются в воду. Да­вайте

сперва поставим чайник, а потом раз­будим бабушку.

 

14-7. Оглянешься кругом и бросишь перышко по ветру —

куда оно полетит, туда и ты пой­дёшь. Деревья в

лесу дрожат от холода, а солнце не светит, потому

что его закрывает чёрная туча.

 

 

14-8. Поезд несётся по лесам, а Петька стоит у окна

и выкрикивает свою песенку. Муся знает своё имя,

и когда её зовут, бежит и смешно кружится, ловит

свой хвостик. Если никто не обращает внимания на

её танец, она сердится и кричит.

 

14-9. Кошка проносится по двору и быстро шмы­гает в

щель сарая. Куры недовольно подни­мают головы и

кудахчут. Говорят вам, что автобус не ходит, а вы

всё стоите и стоите! Когда выходишь утром в поле,

цветы кива­ют тебе головками, а ветерок шевелит

твои волосы.

 

15. Найди в тексте все глаголы, выпиши их и выдели оконча­ния.

15-1.Гугуцэ знает, откуда берутся Деды Моро­зы. Зима

выводит их так: рассыпает крош­ки по снегу и

накрывает шапкой. Наутро из крошек вырастают

маленькие Деды Мо­розы.

 

15-2. Три дня Зима держит их в доме и кормит одними

снежинками, ждёт, пока у них от­растут белые усы и

бороды. А потом выпус­кает во двор — сами растите!

— и выводит новых.

 

 

15-3. Маленькие Деды Морозы гоняются друг за другом,

катаются с гор и кидают шапками в белых медведей.

В школу они ездят на оленятах. Там они учатся и

растут.

 

15-4. Перед Новым годом, когда снег засыпает их дома,

Деды Морозы суют игрушки в меш­ки и садятся верхом

на оленей. В поле оле­ни прокладывают путь ногами,

а волки слу­жат им вместо собак.

 

15-5. Едут Деды Морозы, едут и добираются до белой

конюшни. Там их ждут белые кони и везут кого на

восток, кого на запад, а кого и на юг. Только снег

скрипит под полозья­ми саней, да метель развевает

белые боро­ды — ими Деды Морозы погоняют лоша­дей.

 

15-6. Опустошат они свои мешки, выучат на­изусть все

стишки, которые дети прочтут на ёлках, и вернутся

восвояси. Дома они поют друг другу детские песенки

и ждут не дождутся, когда же опять придёт Новый год.

И всё это время облака в их стране дрожат от холода,

а в небе светит лишь осколок луны да несколько звёзд.

(С. Вангели.)

 

 

16. Рассмотри образец и постарайся понять, как окончание прилагательного помогает правильно написать оконча­ние существительного.

 

Образец.

 

Больш[ ая] речк[а] игров[ая] песн[я]
Больш[ ое] озер[о] игров[ое] пол[е]

Допиши окончания существительных.

 

16-1. Штормовое волнени..., смешная истори...,

круговое движени..., грибная продукци...,

снеговое кружени..., озорная комеди...,

цвет­ное вязани....

 

16-2. Крутая горк..., торфяное болот..., плохая застёжк...,

большое гор..., носовая палуб..., больное горл...,

голубое кресл..., деловое предложени....

 

16-3. Старая ворчунь..., крепкое здоровь..., виш­нёвое варень...,

хищная пирань..., осеннее ненасть..., душистая петунь...,

удобное плать..., мясное кушань..., звонкая певунь...,

сладкое печень....

 

16-4. Удалая дружин..., рулевое управлени..., прямое русл...

реки, кольцевая гонк..., смешное чудищ..., сухое дерев...,

золотое яблочк..., вставное стёклышк..., ледяная

избушк..., цирковая артистк....

 

 

 

16-5. Дождевая водиц..., лесное болотц..., склад­ная лестниц...,

голубая мыльниц..., мокрое полотенц..., небольшое

корытц..., свиное копытц..., лесная красавиц..., яркое

солнц..., золотое сердц..., шестое оконц..., ветряная

мельниц..., простое блюдц..., окружная боль­ниц....

 

17. Рассмотри план действий и расскажи, что надо делать, чтобы правильно написать окончание прилагательного.

План действий.

1) : газов... плита

 

2) : плита какая? Газовая

 

3) : газов[ая] плит[а|

 

17-1. Шумн... утро, плотн... штора, штопан... ва­режка, восточн...

лакомство, сдобн... тесто, соломенн... шляпка,

вкопан... бревно.

 

17-2. Грушев... повидло, квашен... капуста, ко­ван... железо,

снежн... месиво, мелк... ка­навка, открыт... поддувало,

жирн... пятныш­ко.

 

17-3. Стареньк... ружьишко, зелен... сахарница, бутылочн...

горлышко, трудн... правило, свеж... гусятина, овсян...

поле, мягк... об­ложка.

 

17- 4. Ягодн... пюре, безбрежн... море, русск... на­роды... музыка,

ал... кашне, сильн... жела­ние, тяжёл... зубило, жёлт...

дублёнка, мах­ров... полотенце.

 

18. Рассмотри каждый из планов и расскажи, что надо де­лать, чтобы выбрать правильное окончание.

 

План действий.

 

1) : высок... камен... забор

 

2) : забор высок каменн

 

3) : высок[ий] каменн [ый] забор

 

18-1. Древн... город, храбр... воробей, метк... стре­лок,

тяжк... путь, пуглив... зверёк, пузат... самовар, мелк...

песок, ясн... взгляд, финск... домик.

 

18-2. Щипан... мех, хлипк... забор, плоек... эк­ран, скромн...

подарок, терпк... вкус, анг-лийск... язык, незряч... пёс,

ядовит... гриб, гладк... лёд.

 

18-3. Цепк... взгляд, хлебн... колос, гибк... пру­тик, двурог...

носорог, жгуч... ветер, хвойн... лес, замшев... костюм,

тряск... вагон, задн... ряд, Велик... Устюг, верхн... этаж.

 

План действий.

 

1) : тёпл... зимн... одежда

 

2) : одежда тёпл зимн

 

3) : тёпл[ая| зимн[яя| одежда

 

18-4. Модн... юбка, осени... вода, летн... жара, нижн... полка,

сорн... трава.

 

18-5. Прян... зелень, ломан... линия, задн... стен­ка, тощ...

кобыла, верхн... кромка, нервн... работа.

 

18-6. Новогодн... ночь, штопальн... игла, крайн... избушка,

средн... сестра, лечебн... настой­ка, тыльн... сторона.

 

18-7. Утрен... заря, проворн... ворона, ватн... по­душка, зимн...

синева, вечерн... роса, глян­цев... бумага, поздн... пора.

 

План действий.

 

1) : свеж... курин... яйцо

 

2) : яйцо свеж курин

 

3) : свеж[ё~ё] курин[оё] яйцо

 

18-8. Ранн... утро, горяч... молоко, игольн... ушко, радости...

лицо, зимн... пальто, лучш... зда­ние.

 

 

18-9. Удобн... место, старш... поколение, поющ... деревце,

полезн... занятие, плотн... кольцо.

 

18-10. Верхн... течение, успешн... лечение, дружн... топанье,

горяч... желание, стран... свечение, дальн... болото.

 

18-11. Народн... гулянье, свеж... молоко, паруси... судно,

хорош... тесто, точн... измерение, прежн... время.

 

18-12. Любящ... сердце, пахуч... вещество, под-вижн...

щупальце, рван... полотнище, ле-тящ... облако.

 

19. Из данных слов составь и напиши словосочетания «прил.+ сущ.». Выдели окончания прилагательных. Расскажи по плану, как ты будешь выполнять задание.

 

План действий.

 

1) и : Ложка, чай.: ложечный чай

чайная ложка

2) : чайн[ая] ложк[а]

 

19-1. Море, даль. Семафор, сигнал. Прозрач­ность, капли.

Полка, книги.

 

19-2. Лодка, парус. Штраф, удар. Шум, улицы. Пюре, овощи.

 

19-3. Голод, волк. Дверь, балкон. Серёжки, бе­рёза. Жар, солнце.

 

 

19- 4. Правда, рассказ. Прогулка, лыжи. Крыльцо, сосна.

Работа, руки.

 

19-5. Болото, сырость. Фарфор, чашка. Мышь, король. Берега,

кисель.

 

19-6. Вкус, клюква. Зрение, орёл. Дыра, мото­шлем. Яд, змея.

 

20. Просмотри упражнения 16—19, которые ты выполнил (выполнила) раньше и заполни таблицы окончаниями.

 

Окончания имён существительных
в единственном числе во множ.
мужск. р. женск. р. средн. р. числе
     
     
     
       
 
Окончания имён прилагательных
в единственном числе во множ.
мужск. р. женск. р средн. р. числе
  -ая    
  -яя    
       

 

21. Подумай, посоветуйся с кем-нибудь и реши, что ты бу­дешь делать, чтобы правильно написать окончания дан­ных слов. Встретились ли тебе нулевые окончания?

21-1. Окончилась рабоч... недел..., пасутся жирн... баран...,

шелестят кленов... листь...


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.491 с.