Густав Густавович Шпет, Лев Семенович Выгодский, создавший — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Густав Густавович Шпет, Лев Семенович Выгодский, создавший

2017-07-25 137
Густав Густавович Шпет, Лев Семенович Выгодский, создавший 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

культурно- историческую теорию развития психики.

2-й этап 1930 - 1953 гг. Сталинский.

Это время теоретического упадка, полной вульгаризации и догматизации марксизма.

В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», где в качестве 4-го

раздела была не большая по объему статья «О диалектическом и историческом

материализме».

Эта статья была объявлена «вершиной марксистского философского мышления» и

положена в основу преподавания философии и методологии научного познания. Вся

философия свелась к «цитатничеству» классиков марксизма.

Тем не менее в этот период:

1) В.И. Вернадский создает «Размышления натуралиста», где

развивается идея ноосферы.

2) Кета Романович Мегрелидзе создает книгу «Основные проблемы

социологии мышления», на которой впоследствии учились философскому раздумью

целые поколения советских философов.

3) Возникает целый ряд формальных философских структур:

· на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты

· с 1947 г. начинает выходить существующий поныне журнал «Вопросы

философии».

Й этап 1953 - 1991 гг.

Явное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х годов хотя до

этого:

-с 1956 г. философию преподают как самостоятельный предмет не только в

гуманитарных вузах и университетах, но и в технических;

-в 1958 г. - возникает ещё один философский журнал «Философские науки»;

-с конца 50-х гг. Советские философы начинают принимать участие в

международных философских конгрессах.

Главные темы работы советских философов:

1. Новое прочтение К. Маркса (-соотношение идей раннего и

позднего Маркса, -анализ внутренней логики и диалектики «Капитала») М.М.

Розенталь, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров.

2. Развитие диалектической логики. Диалектика анализируется как

объективный процесс и метод познания. (Ильенков, Байтищев, Библер)

3. Формирование отечественной методологии науки.

Стремление соединить системные представления и диалектику (до этого системный

метод считался «буржуазным» и не мог использоваться как научный метод)

(Штофф, Швырев, Мамчур, Степин. Ракитов).

4. Под видом критики происходит, знакомство с западной философией

. (Мельвиль, Матрошилова, Богомолов, Быховский и др.)

5. Раскрытие проблем гносеологии и теории познания. (П.В. Копнин,

В.А. Лекторский, В.С. Швырев)

6. Обсуждение проблемы сознания. Развернулась многолетняя

дискуссия об идеальном между Э.В. Ильенковым и Д.И. Дубровским. Продолженная

Михайловым, Библером, Мамардашвили.

7. Обсуждение, прежде запрещенной, темы ценностей.

«Лекции по марксистко- ленинской эстетике» М.С. Кагана утверждают право на

существование аксиологического подхода к сознанию.

8. Выдвижение комплекса взаимосвязанных проблем «деятельность -

культура - человек».

-над проблемой деятельности и практики работали А.П. Огурцов, Б.А. Воронович,

М.С. Каган.

-по теме культура сформировались противоположные точки зрения:

· «Деятельностная» или технологическая позиция (Э.С. Маркарян,

В.Е. Давидович)

· «Кормативно- ценностная» (В.М. Межуев, Л.Н. Коган, А.С. Злобин)

-в теме человека (хотя экзистенциональные проблемы обсуждать не разрешалось)

обсуждались темы:

· сущности человека, его свободы, истории, диалектика его жизни

· ставились вопросы философской познаваемости человека и единства

человечества.

9. Темы, связанные со спецификой философского знания.

Она определялась как наука или не наука, выяснялось как она соотносится с

другими видами сознания. (Т.И. Ойзерман, П.В. Алексеев).

10. Осмысление социальной жизни.

Даже в условиях существенных ограничений, по- разному интерпретировались

марксистские положения с целью сделать предписанную схему как можно более

гибкой, позволяющей вмещать и охватывать те феномены, о которых специально не

задумывались классики марксизма. (В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Ю.К.

Плетников).

Выводы:

1. Диалектико- материалистическая философия в СССР, несмотря на сложные

политические и идеологические условия (начиная с 1917 г. и по н.в.), в

основном сохранила своё методологическое значение, приобрела начало

плодотворных идей из работ известных советских ученых: общественников и

естественников, историков философии, этиков, эстетиков.

2. Сегодня в России философы продолжают работать, творить. Освободившись от

жестких рамок официального марксизма они ищут новые пути в теории, открывают

для себя и других прежде неведомые пласты бытия, переживания, мышления.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.