Лекция №3. Рассройства мышления — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Лекция №3. Рассройства мышления

2017-07-25 255
Лекция №3. Рассройства мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мышление – это психический процесс опосредованного отражения существенных сторон предметов и явлений и их внутренних взаимодействий.

Мышление невозможно без языка и имеет свои логические формы. Главными из них являются: понятие, суждения, умозаключение.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений объективного мира. Понятия бывают: абстрактные, конкретные.

Составные элементы понятия (цвет, форма) принято называть признаками.

Понятие имеет объем и содержание. Чем больше объем, тем беднее содержание. Так, понятие эндогенные психозы больше по объему, но беднее по содержанию, чем понятие шизофрения.

Суждение – форма мышления, в которой высказывается мысль о предмете. Эта форма мышления существенно отличается от понятия. Понятие отражает совокупность существенных признаков, предметов, перечисляет их, а суждение отражает их связи и отношения.

Умозаключение – форма мышления, которая выводит из одного или нескольких суждений – новое (заключение).

 

Процесс мышления связанный с рядом логических операций:

Анализом (составные признаки)

Синтезом (воедино отдельные признаки)

Обобщением (сведение менее общих понятий в одно общее)

Деление (раскрывает общие понятия)

Классификация (разделение категорий по существенному признаку).

Виды мышления.

1. Наглядно – действенное мышление – отражение связей предметов и явлений, включенных в практическую деятельность человека. Оно используется для решения задач в процессе практической деятельности, часто методом проб и ошибок.

2. Образное мышление – отражает связи и отношение с помощью содержащиеся в памяти образов предметов и явлений.

3. Абстрактное логическое (отвлечения) мышление - отражение связей путем оперирования понятиями. Именно данный вид мышление позволяет устанавливать наиболее общие закономерности развития природы и общества. Поэтому его еще называют теоретическим.

Вышесказанное характеризуется содержательную сторону, мышления, формой выражения которой является речь.

Как отражение мышление она обладает логичностью, доказательностью, грамматическим строением, темпом, целенаправленностью, гибкостью, подвижностью, критичностью, любознательностью, находчивостью, остроумием, оригинальностью.

Расстройства мышления

I. Количественные

Нарушение темпа мышления

1) Тахифрения (ускоренное мышление) характеризуется быстрой сменой мыслей. Субъективно переживается как интеллектуальный подъем, особая ясность мыслей. В выраженных случаях ускорение мышления приобретает характер, «скачки идей» вихревой поток мыслей становится неуправляемым. Речь отстает от хода мыслей, успевает произносится далеко не все, о чем были мысли. На высоте болезненного состояния наблюдается при маниакальном состоянии, во время эпизодов психического возбуждения.

 

2) Брадифрения (заторможенное мышление) проявляется затрудненным образованием мыслей, уменьшение их числа, однообразием и скудностью содержания.

Внешне выражается продолжительными паузами между вопросами врача и ответами больных. Субъективно переживания как «чувство отупения, неясности в голове». Заторможенное мышления наблюдается при депрессии (при невротических расстройствах с неврастении).

 

3) Торпидность, вязкость (тугоподвижность) мышления – замедление темпа мыслительных процессов в виде затрудненного перехода от одной мысли к другой, вследствие длительной фиксации предшествующих ассоциаций, их вязкости. Торпидными становится также речь и действия. Встречается при органических поражениях головного мозга – эпилепсия.

 

4) Шперунг (закупорка мышления) эпизодически возникшие состояние блокады мыслительной деятельности, полного ее прекращения. Больные во время беседы внезапно прерываются, умолкают, спустя некоторое время (секунд, минут) возобновляют рассказ, иногда с того же, на чем останавливаются.

Субъективно ощущается: «пустота в голове, провал». Забывается, что и как надо было сделать, зачем понадобится тот или иной предмет.

Больные беспомощно топчется на одном месте, могут произносить одни и те же слова, фразы. Сознание не нарушается, воспоминания об этих состояниях сохраняются. Эпизоды закупорки мысли исчезают также внезапно, как и появились. Наблюдаются при шизофрении.

 

5) Ментиз – непроизвольное, насильственное возникновение потока мыслей, воспоминаний, обычно плохо запоминающихся и нелепого содержания. Ментизм чаще всего непродолжителен, но может длиться неопределенно долго. Наплыв мыслей может рассматривается больными как результат внешнего воздействия на их психику: «Голова все время под напряжением, мозг не отключен, не отдых, думал все время, и днем, и ночью. Кажется, кто-то думает за меня. Ощущение, что мысли под гипнозом. Мыслей много, они разные не запоминаются». Ментизм относится к проявлениям ассоциативного автоматизма, включает в синдром Кандинского-Клерамбо. Наблюдается при шизофрении, эпидемическом энцефалите, травматические повреждения мозга, реактивных психозах.

 

II. Качественные

· Нарушение связанности мышления

- Разорванность мышления - характеризуется распадом логического строя речи с сохранением способности составлять грамматически правильные фразы и предложения. Клиническим примером может служить следующий отрывок речи: «Голоса – это взаимное понятие дорожки к воде. Голоса мы сопоставляем как связки своих рук с руками руковых рук. Надо беречь руку, потому что там находятся сплетения пишущих устройств, которые всех слышат и разговаривают».

Разорванность мышления может проявляться монологом, при этом больной не обращает внимание на реакцию собеседника.

Разорванность мышления может наблюдаться в письменной речи.

- Инкогеренция (бессвязность мышления) - проявляется распадом логической структуры мышления и грамматического строя речи одновременно. Речь состоит из бессвязного набора отдельных слов, в основном имен существительных, которые могут рифмоваться, «Доля, глаза, коза, пескари….». Наблюдается при аментивном помрачении сознания, а также спутанности сознания в острых психотических состояниях различного генеза.

· Нарушение логического строя

- Резонерство (тангенциальное мышление) – основными его признаками является его непродуктивность, склонность к общим рассуждениям. В связи с этим рассуждения приобретают характер беспочвенных, беспредметных – не приводящих к конкретному выводу словесных построений.

- Обстоятельность (патологическое мышление) – заключается в чрезмерной детализации при описании каких – либо явлений и неспособности разграничивать главное от второстепенного. Темпы рассказа замедлены, перевести разговор на другую тему не является возможным, больные стремятся говорить начатое до конца.

Иллюстрации – служит ответ больного эпилепсией на вопрос о характере своего припадка. Далее следует масса прочих подробностей поездки (рассказывают где был, у кого, что там делал и т.д.). Наблюдаются при органических поражениях головного мозга и в частности при эпилепсии. Например: «В этот день мы ездим в деревню, к родне. Было воскресенье…. Сестра там живет, на парниках работает, огурцы растят… Жара стояла в автобусе духота, все мокрые сидели, у меня хоть рубаху отжимай».

- Паралогическое мышление – характеризуется односторонним, предвзятым направлением мыслительной деятельности, в ходе которой принимаются во внимание лишь отдельные случайные факты.

Выводы больных с паралогическим мышлением часто совершено – неожиданны, страны, отчего оно называется мышление с выкрутасами. Например: «Больная увидев на столе разрезанный на две половины яблоко и лежащий рядом нож решила: одна половина яблока принадлежит матери, вторая половина – отцу, а нож принадлежит мне, значит я должна покончить с собой – что она попытается сделать.

Паралогическое мышление «или кривое» мышление не является собственно алогичным, нормально логический процесс не нарушается. Речь идет о тенденциозности – кривизне мышления.

- Символическое мышление.

· Патологические идеи

А. Навязчивые идеи.

Впервые навязчивые состояния были описаны Платтером в 1617 году. О навязчивости, по мнению K. Schneider, следует говорить в тех случаях, если «нечто» не может вытеснено из сознания…..

Клинические особенности навязчивых явлений:

1. Непроизвольность, непреодолимость возникновения

2. Чуждость сознанию

3. Понимание их болезненности и критического к ним отношения при неврозах и психопатиях

4. Наличие постоянного ощущения тревоги и внутреннего беспокойства

5. Наличие персеверационного принуждения

Навязчивые явления подразделяются по Ясперсу на:

1. Отвлеченные – безразличные по своему содержанию.

К ним относятся:

- Навязчивый счет (аритомания) выражается назойливым стремлением считать и удерживать в памяти количество пройденных шагов, столбов и т.д.

- Навязчивые репродукции – назойливое припоминание забытых или ненужных терминов, эпизодов жизни.

2. Образные, чувственные (с аффективным, нередко крайне тягостным содержанием).

К ним относится:

· Навязчивые страхи:

- аграфобия- страх открытого пространства

- гипсофобия – страх высоты

- клаустрофобия - страх закрытого пространства

- нозофобия – страх заболеть тяжелой болезнью

- танатофобия – страх смерти.

· Навязчивые сомнения или болезнь сомнений. Неуверенность в правильности совершенных действий, вынуждающая больных многократно повторять сделанное.

· Навязчивые опасные – необоснованные страхи в удачном исходе привычных действий. Они могут касаться даже простых автоматизированных актов: глотания, ходьба, произношение слов.

· Навязчивые воспоминания непроизвольные проявление в сознании образных воспоминаний о неприятном, реальные события из жизни больного

· Навязчивые влечения – стремление совершить непристойные бессмысленные или опасный поступок. Например: бросится в одежде в воду, лечь под машину и т.д.

· Навязчивые действия к ним относят: тики – непроизвольное подергивание определенных групп мышц; произнесение слов – паразитов; онихофагия – стремление грызть ногти, трихотилломания – стремление выдергивать волосы.

Многие исследователи указывают, что по мере прогрессирования болезни, навязчивости могут трансформироваться в другие нарушения психической деятельности, психические автоматизмы, дерелизации, деперсонализации, амбивалентность, слуховые галлюцинации.

Патофизиологические механизмы навязчивых состояний были изучены Павловым в 1933 году. По его мнению: навязчивым состояниям соответствует появление в коре головного мозга изолированного функционально «больного пункта» с наличием патологически невероятного застойного возбуждения.

Б. Сверхценные идеи.

Впервые описаны С. Werneke в 1892 году. Представляет собой суждения односторонне отражающие реальные обстоятельства и доминирующие в сознании в силу их особой личной значимости.

Содержание сверхценных идеи не бывает странным, нелепым, оно верно отражает реальные факты. Например, больной что-то изобрел, создал и в этом, конечно, есть нечто полезное и ценное. Но затем, он начинает считать себя талантливым ученым и изобретателем и высказывает убеждение о своем высоком призвании, в то время как объективно его возможности являются более чем скромными.

Сверхценные идеи отличаются:

1. стойкостью

2. способностью застревать в сознании

3. эмоциональной насыщенностью

4. способностью оказывать значительное влияние на поведение больного.

 

Выделяют 3 варианта сверхценных идей:

1. Свехценные идеи, связанные с переоценкой биологических свойств, своей личности. Имеют 3 варианта:

· Дисморфофобические идеи – убежденность больного в том, что он имеет косметический или физиологический дефект, приводящий к уродству, на устранение которого он направляет все свои усиления.

· Ипохоидрические идеи – характеризуются преувеличением имеющегося соматического заболевания.

· Идеи сексуальной неполноценности

· Идеи самоусовершенствования физического и психического здоровья. Для реализаций этих идей используется известные системы культуризм, йога, диеты и т.д. или создаются новые.

2. Свехценные идеи, связанные с переоценкой психологических свойств, своей личности. Имеют 3 варианта:

· Идеи изобретательства – преувеличение больным значимости сделанных им изобретений или рацпредложении в сочетании со стремлением к их всеобщему признанию.

· Идеи реформаторства – возникают на основе дилетантской ревизии существующих социальных и экономических концепций с предложениями собственных, осуществление которых становится целью их жизни.

· Идеи талантливости – состоят в убеждении больного том, что он особо одаренная личность. Достижения всеобщего признания становится целью его жизни.

3. Сверхценные идеи связанные с переоценкой социальных факторов. Имеют 3 варианта:

· Идеи виновности – проявляется преувеличением значимости поступков больного.

· Эротические идеи – проявляется тем, что обычные знаки внимания противоположного пола расцениваются больными как признаки страстной влюбленности в них.

· Идеи сутяжничества (кверулянства) при них возникают убеждения в необходимости борьбы с реальными общественными недостатками, возводимыми больными в ранг социальной несправедливости.

В силу своей патологической активности больные дезорганизирует деятельность различных учреждений своими письмами, заявлениями, жалобами.

Сверхценные идеи встречаются:

- при самостоятельных психопатологических расстройствах в виде «моно-симптоматических» синдромов.

- у акцентуированных и психопатических личностей.

- на начальных этапах формирования хронических бредовых синдромов.

 

В. Бредовые идей

Бредовые идей – это возникающие на болезненной почве неверные, ложные мысли, не поддающиеся коррекции ни путем убеждения, ни другим способом. Совокупность бредовых идей называются бредом.

В бредовых идеях наиболее существенными признаками являются:

- ложное содержание идей

- болезненная основа их возникновения

-убежденность больного в их абстрактной правильности

- недоступность психологической коррекции.

Бредовые идеи многообразны. Содержание бредовых идей имеет диагностическое значение. Бредовые идей ревности чаще указывают на злоупотреблением алкоголем. Бред преследования при шизофрении.

1.Первичный (интерперативный, паранаяльный) характеризуется нарушением преимущественно рационального, логического познания при сохранении чувственного познания.

В развитии первичного бреда различают периоды:

- Инкубационном периоде наблюдается предвестники бреда в виде: недоверчивости, подозрительности, переоценки собственной личности.

- Манифест бреда наступает по типу внезапного озарения, интуитивного постижения тайного смысла различных событий прошлого, настоящего и будущего. В ходе последнего «бредовой работы», расширяется круг объектов бредовых интерпретации, разрабатываются тщательно продуманная и аргументированная бредовая система, существующая на протяжении многих лет.

- В терминальной стадии происходит распад бреда, что может быть связано с затуханием болезненного процесса (появляется критическое отношение к бреду, понимание его болезненности) либо с присоединение признаков слабоумия.

Содержание первичного бреда может быть различным: изобретения, реформаторство, ревность, преследование и т.д.

2. Чувственный (образный, вторичный) бред в отличие от интерпретативного (первичного), с самого начала развивается – в рамках должного синдрома, наряду с другими психическими нарушениями – сенестопатиями, галлюцинациями, расстройствами памяти, аффективной сферы, сознания.

Фабула бреда составляют образные представления обычного или фантастического содержания. Обычно это острый бред, лишенный последовательной системы доказательства фрагментарный, изменчивый, полиморфный. Здесь нет активной работы над содержанием бреда.

Формирование образного бреда в ряде случаев предшествует «бредовое настроение» - состояние неопределенной тревоги, неясных опасений, внутреннее напряжение. На высоте указанного состояния внезапно появляется бредовые идей различного содержания – «кристаллизация» бреда.

Содержание бреда с самого начала могут приобретать фантастический характер. Наблюдаются следующие виды фантастического образного бреда антагонистический бред, бред могущества, величия, богатства, бессмертия, мессианства.

3. Аффективным (голотимный) называется разновидность образного бреда, возникающего на фоне депрессии или маниакального состояния.

4. Психогенно - обусловленный бред развивается в связи с психотравмирующей ситуации, повышенной внушаемостью и рядом других дополнительных факторов – переутомление, длительным лишением сна. Психогенно - обусловленным может быть, в частности, бред преследования и отношения, бред невиновности и помилования.

Наблюдается, кроме того, «совместные психозы» или «психозы вдвоем», впервые описанные С. Berlyn в 1819 году. Их обозначали другими терменами: «индуцированное помешательство».

Патофизиологической основой механизмов бреда, согласно исследованиям И.П.Павлова, является образование инертного патологического очага возбуждения преимущественно во 2-ой сигнальной системе (первичный бред) или в первой сигнальной системе (образный бред).



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.