Партийно-политическая система и общественно-политические проблемы Японии в конце XX- начале XXI в. Российско-японские отношения. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Партийно-политическая система и общественно-политические проблемы Японии в конце XX- начале XXI в. Российско-японские отношения.

2017-07-25 304
Партийно-политическая система и общественно-политические проблемы Японии в конце XX- начале XXI в. Российско-японские отношения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Монопольное почти в течение 40 лет нахождение у власти Либерально-демократической партии в значительной степени способствовало коррупции в высших эшелонах власти и сращиванию партийной и бюрократической верхушки. Неудивительно, что первое с 1948 года коалиционное правительство, сформированное летом 1993 года, сразу взяло курс на политическую реформу. В этом правительстве, оппозиционном ЛДПЯ, приняли участие все представленные на тот момент в Парламенте партии, кроме Коммунистической партии (КПЯ), и соответственно ЛДПЯ. В 1994 году Парламент принял ряд законов, имеющих принципиальное значение. Самым важным из них является Закон о малых избирательных округах, в соответствии с которым был пересмотрен порядок выборов в Палату представителей. Пропорциональная избирательная система, по которой выборы проводились только по многомандатным округам, была заменена на смешанную, при которой большая часть членов Палаты представителей избирается по мажоритарной системе в одномандатных округах, а меньшая – по партийным спискам, пропорционально полученным голосам избирателей.По итогам выборов 1996 и 2000 годов, проведенных же по новой избирательной системе, стало понятно, что результат нововведения в значительной степени не отвечает интересам его инициаторов. Преимущественно при такой системе получила ЛДПЯ, а другие партии оказались как раз в невыгодном положении, поскольку в период проведения избирательных компаний вынуждены были объединяться.ЛДПЯ - самая крупная консервативная партия Японии, созданная в 1955 году путем слияния двух буржуазных партий – Либеральной и демократической. Поскольку ЛДПЯ относится к организационно неоформленным партиям и не имеет фиксированного членства, то численность ее членов установить трудно, тем более что число их непостоянно (около 2 млн.). Верховным органов партии, согласно ее уставу, является ежегодно созываемый съезд. Депутаты Парламента внутри партии пользуются привилегированным положением, решение их общего собрания приравнивается к решению съезда. Возглавляет партию Председатель, который избирается в два этапа, причем в первом участвуют все члены партии, а во втором – только депутаты Парламента. С 1986 года при поддержке партии Комэйти и Партии демократического социализма ЛДПЯ провела законы: о денационализации корпорации государственных железных дорог и расчленении ее на несколько акционерных компаний; о введении косвенных налогов на продукцию; о пересмотре системы медицинского обслуживания и повышении платы за лечение с некоторых имущих слоев. Основным противником ЛДПЯ начиная с 1998 года является ДПЯ. Она относится к числу «молодых», была создана в 1996 году выходцами из Социал-демократической партии и Сакигаке. Возглавляют партию два сопредседателя. Главное в программе партии – достижение высокого уровня социальной защищенности населения, подлинное развитие демократии и административная реформа.

Почти 40 лет, с 1955 по 1993 годы, Социал-демократическая партия Японии (СДПЯ) была основной оппозиционной партией страны. Имея в лучшие годы до 150 мест в Палате представителей, за последнее десятилетие СДПЯ терпит одно поражение за другим. В конце ХХ века японские специалисты предпринимали действия для обновления образа партии, стараясь придать ей характер выразителя идей всего общества. Но коалиция с ЛДПЯ в составе кабинета Мураяма в 1996 году отразилась на имидже партии крайне невыгодно. Не имея возможности оказывать влияния на процесс и характер принимаемых решений, социалистам постоянно приходилось демонстрировать свою беспринципность, что в конце концов привело к потере доверия избирателей. В последнее время представительство СДПЯ в Парламенте не превышает 10 человек.

Социальную базу партии составляют рабочие, крестьяне, средние и мелкие предприниматели, часть интеллигенции.

Старейшей партией Японии является Коммунистическая партия, созданная в 1922 году и до 1945 года действовавшая нелегально. Максимальное влияние партия имела во второй половине 1980 –х гг. (на муниципальных выборах 1987 года имела большее за всю свою историю число депутатов-коммунистов – 3953 человека, в обеих палатах парламента имела по 30 депутатов. В последние годы представительство коммунистов в Парламенте малочисленно, но относительно стабильно – около 20 человек.

КПЯ не строит свою деятельность на основе марксизма-ленинизма, с другими компартиями е связывает только название и некоторые пункты программы.Комэйто (Партия чистой политики) была основана в 1964 г. при непосредственном участии довольно популярной в Японии буддийской секты «Сока гоккай». Основная цель – построение «гуманного социализма», основанного на идее «буддийской демократии». Призывает к сплочению оппозиции и созданию на этой основе правительственной коалиции «срднего пути», сотрудничает по этим вопросам с СДПЯ, входила в семипартийную правящую коалицию. Проповедует «Сдержанность, постоянство и гармонию». Основная база – мелкие городские предприниматели. В настоящее время партия входит в правящую коалицию.До недавнего времени правящая коалиция была трехпартийной: кроме ЛДПЯ и Комэйто в нее входила также Консервативная партия, достаточно малочисленная и не имеющая самостоятельного значения. В конце 2003 года уже после парламентских выборов, было принято решение о слиянии ЛДПЯ и Консервативной партии.Реорганизация партийной системы Японии еще не завершена. Роспуск старых, появление новых партий, разъединения и слияния проходят преимущественно в форме перетасовки парламентских фракций. В результате одним из последствий перемен стала значительная нивелировка позиций партий по большинству актуальных проблем. В настоящее время в Японии действует многопартийная система со значительными тенденциями к формированию в стране двухпартийной системы.

Россия – Япония. Асимметрия в отношениях. Вступление СССР в войну против милитаристской Японии в августе 1945 года было связано в первую очередь с выполнением им своего союзнического долга в рамках антигитлеровской коалиции с США и Великобританией.

Как известно, по итогам Второй мировой войны, в соответствии с Ялтинским соглашением СССР, США и Великобритании от 11 февраля 1945 года Советскому Союзу была возвращена южная часть острова Сахалин и переданы Курильские острова.

К сожалению, доставшееся России как государству – продолжателю СССР трудное политическое наследие в отношениях с Японией пока еще не преодолено до конца. В последнее время многочисленные российско-японские форумы и конференции, будь то встречи общественности или дискуссии специалистов, почти всегда проходят под девизом «За новые российско-японские отношения», и это не просто дань звонкой фразе. Участники встреч действительно ощущают объективную потребность выведения их на новый, качественно более высокий уровень. Однако аналитики отмечают, что в российско-японских отношениях наблюдается значительная асимметрия приоритетов в подходе каждой из сторон к этим отношениям. Что стоит за этим выводом и оправданы ли ожидания нового этапа в российско-японском сотрудничестве? В последние годы отношения России и Японии характеризуются позитивной динамикой, как с точки зрения количественных показателей, так и наращивания интенсивности контактов. Расширению связей способствовал принятый лидерами двух стран в январе 2003 года «Российско-японский план действий», охватывающий практически все сферы сотрудничества.

Тема сотрудничества в области обеспечения энергоносителями становится одной из ключевых в российско-японском диалоге, особенно через призму вопроса о строительстве нефтепровода из Восточной Сибири к Тихому океану, в соответствии с принятым правительством России в конце 2004 года принципиальным решением на этот счет. Наметились позитивные подвижки и в сфере экспорта в Японию из России уранового топлива для японских АЭС, о чем свидетельствовало, в частности, открытие в Токио в 2005 году дочерней компании крупнейшего в мире поставщика этой продукции - российской компании «Техснабэкспорт».

Впечатляющие, действительно качественные позитивные изменения произошли в области российско-японского инвестиционного сотрудничества. В апреле 2005 года японская автомобилестроительная корпорация «Тойота» - признанный мировой лидер в этой области - приняла решение о строительстве в России, в Санкт-Петербурге, своего сборочного предприятия. На российском рынке появились и такие лидеры японского бизнеса, как «Нисан», «Исудзу», крупнейшие банки, транспортные и страховые компании.

Освещая японо-российский диалог, мы не можем обойти стороной и имеющую место территориальную проблему в отношениях между двумя странами, суть которой сводится к следующему. Многолетняя японская позиция требования «возврата» четырех южных Курильских островов является неприемлемой для российской стороны, выступающей против логики решения, означающей в какой-либо форме пересмотр итогов Второй мировой войны. Суть линии Москвы - в готовности продвигаться к решению этой проблемы на основе комплексного развития двухсторонних отношений в соответствии с российско-японским «План действий». Такое решение должно быть приемлемым для обеих сторон, одобрено парламентами и общественностью России и Японии и отвечать их национальным интересам. При этом российская сторона подтвердила, что Совместное декларация СССР и Японии 1956 года, предусматривающая, в частности, согласия на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора, является для России действующим юридическим документом. Как заявил В.Путин на совещании с членами правительства 15 ноября 2004 года, «мы, разумеется, всегда выполняли и будем выполнять взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы, но, разумеется, в таком объеме, в котором наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности». «Пока, - подчеркнул он - как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов так, как мы это видим и как мы это видели в 1956 году».

Таким образом, полемика по территориальной проблеме показывает, что стороны на высшем уровне еще раз публично зафиксировали свои противоположные официальные позиции с упором на их принципиальный и неизменный характер. Пока опыт переговоров по данной проблеме позволяет констатировать, что в позициях сторон единственным совпадающим моментом пока является стремление найти решение, но ни в принципах, ни в оценках истории ни одна сторона не намерена уступать.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.