Эмпиризм Бэкона. Материя и движение. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмпиризм Бэкона. Материя и движение.

2017-07-25 409
Эмпиризм Бэкона. Материя и движение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родоначальником эмпиризма был Ф.Бэкон. Общая задача всех наук, полагал Бэкон, – увеличение власти человека над природой. Афоризм Бэкона «Знание – сила» на века стал символом науки. Бэкон полагал, что для получения достоверного знания необходим особый эмпирический метод, основанный на индукции.

Он писал, что всякое познание должно опираться на опыт – результаты наблюдения и эксперимента. Оно должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Такое движение называется индукцией.

Бэкон полагал, что опыт служит не только основой познания, но и критерием истины. В опыт Бэкон включает не только чувственное восприятие, но и обработанные мышлением (разумом) результаты наблюдений, экспериментов, измерения, сравнения, т.е. то, что в современной науке называют эмпирическим уровнем знания.

Бэкон не отрицает роль теоретического знания, но источником его признаёт только опыт. Он разделяет опыты на «плодоносные», дающие непосредственный практический результат, и «светоносные», которые непосредственного выхода в практику пока не имеют, но вскрывают глубинные закономерности и вызывают прогресс науки. Поскольку эксперимент – это один из видов практики, то Бэкона можно считать родоначальником учения о практике как критерии истины.

Бэконовский призыв обратиться к опыту был услышан и поддержан естествоиспытателями. Однако Бэкон недостаточно учитывал роль мышления, разума в познании. У него разум только обрабатывает результаты опыта, но сам не порождает новое знание.

Рационализм Р.Декарта

Попытку показать творческую роль разума в научном познании предпринял французский философ Р.Декарт. Он разработал рационалистический метод познания, основанный на дедукции. Если Бэкон искал источник достоверности знания в объекте, то Декарт – в субъекте, в самосознании человека.

Образцом познания для Бэкона была экспериментальная наука (например, физика), где исходные данные даёт эксперимент; для Декарта же таким образцом служила аксиоматическая наука (например, геометрия), где из врождённых простых положений (аксиом) по правилам логики выводится всё остальное знание. Декарт при этом не учитывал того, что сами аксиомы не врождены, а есть концентрированное выражение прошлого опыта человечества.

Декарт не был крайним рационалистом, он отдавал должное и опытно-экспериментальным исследованиям, но полагал, что научные открытия совершаются не вследствие опытов, а вследствие деятельности ума, который и направляет сами эксперименты.

Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям:

· Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых совершенно ясных, фундаментальных истин.

· Во-вторых, разум должен из этих исходных истин на основе дедукции вывести все необходимые следствия.

Декарт попытался найти базовое положение теории познания. Для этого он становится на позицию сомнения. Сомнительны все знания - как существование внешнего мира, так и собственного тела; возможно, всё это обман чувств и мышления. Нельзя лишь сомневаться в самом сомнении. Но сомнение – это акт мышления. Поэтому верным будет следующее положение: «Я мыслю, следовательно, я существую».

По Декарту, существует Бог, сотворивший две субстанции – протяжённую (материю) и мыслящую (душу), и существую «Я» - тот, в котором эти две субстанции соединены и который может познать Бога и созданный им мир.

Хотя Бэкон недооценивал в какой-то мере роль теоретического мышления, а Декарт недооценивал значение опыта и ощущений в познании, они вместе заложили основы новой методологии научного познания, которая в настоящее время учитывает специфику и единство эмпирического и теоретического уровней научного знания.

Декарт ввёл в философию науки требование проверки всякого знания с помощью разума, а Бэкон с помощью опыта и практики.

Материя – это объективная реальность, обладающая свойством движения. Все существующее есть различные виды движущейся материи. Материя существует независимо от сознания человека. Материя существует либо в виде вещества, либо в виде поля.

Движение материи – постоянное ее взаимодействие, а также изменения состояния объектов, вызванные этими взаимодействиями. Формы движения материи различны. Пример формы движения материи: нагревание и охлаждение тел, излучение света, электрический ток, химические и физические превращения, жизненные процессы. Классификация форм движения материи:

1) неживая природа;

2) живая природа;

3) общество.

Неживую природу характеризует взаимосвязь физической и химической форм движения, живую – биологическая, а общество – социальная форма движения. Одни формы движения материи способны переходить в другие. Например: механическое движение переходит в тепловое, тепловое – в химическое, химическое – в электрическое. Возможен и обратный переход. Взаимопереход форм движения материи подтверждает единство и связь всех ее форм. В этом явлении отражен основной закон природы – закон вечности материи и ее движения:

1) ни один вид материи и ни одна форма движения не могут быть получены из ничего и превращены в ничто;

2) материя и ее движение неуничтожимы и несотворимы – вечно изменяясь, они вечно существуют.

Материя не может существовать вне движения, она всегда находится в состоянии движения, изменения и развития. При уничтожении движения объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которым характерно движение покоя – состояния движений, обеспечивающих стабильность предмета, сохраняя его качества. Покой относителен, а движение абсолютно – это неотъемлемое свойство материи. Структурные уровни материи:

Развитие материи – переход одного качества в другое, направленное формирование новых типов организации, рождающихся из предшествующих им типов. Две разновидности процессов развития:

1) процессы качественных превращений, в рамках соответствия вида материи, определенного уровня ее организации;

2) процессы перехода от одного уровня к другому.

Свойства и движение материи – предмет изучения естествознания. Оно изучает взаимные превращения, модификации и развитие конкретных видов материи, выявляет закономерности этих явлений и связь между ними. Изучение свойств и закономерностей материи позволяет управлять природными явлениями в нужном направлении и руководить ими в полном объеме.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.