Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука Р» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука Р»

2017-07-25 826
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука Р» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука Р в слогах»

Цель:автоматизировать звук [Р] в слогах.
Задачи:

Образовательные

Уточнение, активизация словаря по теме “Игрушки”.).

Формирование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксои)

Коррекционные

развивать навыки звукопроизношения,

фонематический слух,

внимание, произвольную память; зрительное восприятие

Воспитательные

воспитывать навыки самоконтроля за произношением..

Оборудование: игрушки (лев, кошка, белка, цыплёнок)., карточки с изображением предметов, артикуляционный профиль звука «Р»

1. Организационный момент.
Логопед обращает внимание ребёнка на предложенные игрушки (лев, кошка, белка, цыплёнок). Говорит, что лев умеет произносить звук [Р] в слогах, а остальные нет. Предлагает ребёнку помочь научить игрушки произносить звук [Р].
2. Артикуляционная гимнастика.
Упр. «Улыбка-хоботок» (в темпе)
Упр. «Качели» (широки язык)
Упр. «Чашечка» (рот шире)

3.Пальчиковая гимнастика “Игрушки”. [Работа над темпом и ритмом речи.]

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.

4.Упражнение формирование воздушной струи: [Формирование направленной воздушной струи.]

Логопед дает ребенку маленькую прозрачую бутылочку, в которой находиться 10-12 разноцветных шариков из пенопласта. В пробку бутылочки вставлена и прочно закреплена трубочка для коктейля.

Логопед. Возьми бутылочку в левую руку, а трубочку возьмите в рот и придерживай правой рукой. Сделай вдох и подуй в трубочку медленно и спокойно, не раздувая щек. Получится настоящий салют.

Упражнение выполняется 3-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

5.Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.
Упражнение «Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].


6. Уточнение артикуляции звука [Р]. Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

- губы находятся в положении следующего гласного

- зубы сближены

- кончик языка подолам и вибрирует

-посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту

- воздушная струя идет через рот

- голосовые связки сомкнуты и вибрируют

Четкое произнесение звуков со звукосочетаниями «тр», «др»

Ребёнку предлагается произносить слоги, двигая игрушку (лев) параллельно остальным игрушкам, как бы проговаривая для каждого них:

Тра-тро-тры-тру. Дра-дро-дру-дры

Тро-тру-тры-тра дро-дру-дры-дра

Тру-тры-тра-тру дру-дры-дра-дро

Тры-тра-тро-тры дры-дра-дро-дру

Арт-отр-утр-ытр адр-одр-удр-ыдр

Ятр-етр-юдр-идр-едр ядр-едр-юдр-идр-едр

Атр-ятр-отр-етр адр-ядр-одр-едр

Утр-ютр-ытр-итр-етр удр-юдр-ыдр-идр-едр

Произнесение звука

Произнеси звук Р-Р-Р на одном выдохе (тихо, громко, шепотом).
9. Игра «Договори словечко»
уточняет названия. Ребёнку нужно договорить последний слог и показать на слово, которое загадала логопед.
Го….ра ша…ры ут…ро кенгу…ру
Но…ра го…ры пе…ро помидо..ры
Ды…ра кома…ры вед…ро
ку…ры жа-ра озе…ро светофо…ры

10.Игра «Кто сказал другой слог»
Логопед говорит ребёнку, что все игрушки научились проговаривать слоги и теперь хотят поиграть. Ребёнку предлагается внимательно слушать цепочку слогов и найти «лишний» слог, который отличается от всех остальных.

РА-РО-РУ
РУ-РО-РА
(Если ребёнку трудно выполнять это задание, то логопед произносит слоги, указывая на игрушки по очереди, как будто это они произносят, и предлагает показать, кто из них сказал другой слог)

11. Игра «Назови ласково» пример: кукла-куколка

лев, кошка, белка, цыплёнок, ежик, собака.

11.. Итог.
- Сегодня ты правильно произносил слова во всех слогах, был внимателен – правильно находил лишний слог, загаданные картинки. На следующем занятии мы будем учиться произносить звук [Р] в словах.

Артикуляционная гимнастика

Логопе. Дети, давайте покажем нашему гостю, что мы умеем делать. Сначала выполним гимнастику для языка:

«Чистка верхних зубов»

Зубы верхние - смотри:

Чищу «щеткой» изнутри.

«Маляр»

Язык как кисточка моя,

И ею небо крашу я.

«Барабанщик»

За зубами в бугорок

Бьет широкий язычок.

«Лошадка»

Рот широко открываю,

К небу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок,

И раздается щелчок.

«Грибок»

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на небо,

Челюсть вниз - и вся учеба.

(дети выполняют упражнения, один ребенок выполняет, всунув свою руку в язык лягушонка и манипулирует им.)

Развитие звукового анализа

Логопед. Посмотрите на домик с окошечками и на картинки. Лягушонок все перепутал. Помогите ему правильно распределить картинки.

(дети выполняют задание, определяя позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце)

Арбуз, огурец, помидор, дерево, перец, виноград, груша, редис и др.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука Р»

Цель занятия: постановка звука "Р".

Задачи:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мелкой моторики.

- развитие фонематического восприятия;

- развитие зрительно пространственных представлений;

- развитие умения контролировать темп и ритм речи, си

-формирование грамматического строя речи

Оборудование: картинки, зеркало, артикуляционный профиль звука Р

Ход занятия:

1. Артикуляционная гимнастика:

Упражнения: «Чистим зубы».

«Маляр»

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Все, до дальнего угла!

«Вкусное варенье».

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем.

С губ сотрем следы варенья,

Угощенья - объеденья!

«Грибок».

Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!

Качели.

Вот веселые качели -

Выше крыши подлетели.

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись!

«Лошадка».

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости,

Цокай громче, язычок,

Чтоб никто догнать не мог!

2. Пальчиковая гимнастика:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один,

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для чижа,

Эта долька - для крота,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура!

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь, кто – куда (по очереди загибать пальцы рук)

Упражнение на развитие воздушной струи:

«ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» Цель: выработать плавную, длительную, сильную воздушную струю. Описание: округлить губы и равномерно выдыхать воздух, как будто греем ладошки на морозе. Струя воздуха должна быть теплой.

3. Уточнение артикуляции звука Р.

– Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.

– Положение губ: они открыты, раскрой губки так же.

– Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.

– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает язычок? (Чашечку)

– Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути ее.

– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

– Молодец. А сейчас мы с тобой выполним упражнение барабанщики с помощью пальчика.

4. Постановка звука "Р".

Используется приём постановки звука Р от звука Д.

Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.

Прием постановки звука Р от правильного звука З.

При верхнем положении языка ребенок тянет звук З, верхние резцы должны находиться над нижними, между ними может быть очень небольшая щель. Во время произнесения кончик языка ребенка нужно продвинуть в глубь рта, так, чтобы тот прикасался к передней поверхности альвеол, почти к самой их верхушке. Когда язык достигнет альвеол, послышится фрикативный звук Р.Затем нужно прервать длительное произношение фрикативного звука Р произнесением звука Т. В результате ребенок будет произносить изолированные звукосочетания тр (тр-тр-тр)

Прием постановки звука Р с механической помощью.

Ребенок длительно произносит «верхнеязычный» звук З и в это время его язык перемещается к передней поверхности альвеол, пока не послышится фрикативный звук Р, пока он длительно произносит этот звук, ему под язык вводится зонд или собственный палец ребенка, и совершаются быстрые движения справа налево, и слева направо, вызывая колебание языка ребенка. Будет слышаться грубоватый, раскатистый звук Р.

5. Развитие фонематического восприятия:

Повтори за мной слоги:

Ша-ша-жа;

Зу-су-зу;

Ты-ды-ты;

Ка-ка-га;

Жи-ши-жи.

6. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»:

Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

В словах: морковь, заяц, трудный, яблоко, крот, карандаш, арбуз, ёж, стол, телевизор.

7. Логопед отстукивает на парте ритмический рисунок, ребёнок его воспроизводит:

Та-та-татата, тата-та-та-тата-та

8. Посчитай от одного до десяти со словами: куртка, карман, арбуз, парта, термос, кирпич.

9. Итог занятия. Какой звук мы сегодня с тобой учили? Молодец. Сегодня ты хорошо занималась. И за старательность я подарю тебе подарочек.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.