Осуществление научно-методического анализа — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Осуществление научно-методического анализа

2017-07-25 346
Осуществление научно-методического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОВЕДЕННЫХ ЗАНЯТИЙ

Наблюдение, анализ и оценка эффективности занятия – важнейшие компоненты контроля за деятельностью преподавателя, за качеством знаний студентов. Надо иметь в виду, что контроль – не самоцель, а средство, позволяющее своевременно заметить успех и неудачу преподавателя, отметить положительное в его работе и принять меры к ликвидации недостатков в учебно-воспитательном процессе, подготовить обмен опытом.

Анализ занятия должен быть направлен на усовершенствование учебного процесса, выполнение мероприятий по улучшению качества подготовки специалистов, оказание методической помощи преподавателям, не имеющим педагогического образования, молодым специалистам, оказание помощи или поддержки в творческих поисках более опытным преподавателям, выявление, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта. Главное внимание следует обратить на теневые стороны занятия, указать меры к их устранению. При составлении анализа посещённого занятия можно использовать его поэтапную структуру.

Анализируя опрос студентов, следует обратить внимание также на чёткость формулировок вопросов, их целенаправленность, установить, содействовал ли опрос выявлению уровня знаний студентов, способствовал ли повышению успеваемости, воспитанию у студентов чувства ответственности за свою работу.

Посещающий должен обратить внимание на количество студентов, опрошенных преподавателем в течение занятия, уровень их знаний, объективность выставленных оценок. Хорошо, если он сам оценит ответы студентов и проведёт сравнение с оценками преподавателя. При наличии расхождений следует проанализировать обоснованность оценок, что чрезвычайно важно для дальнейшей работы преподавателя.

Для успешного усвоения изучаемого материла важное значение имеет формирование у студентов конкретных образов, чётких, ясных и правильных представлений. Для того, чтобы эта опора была достаточно надёжной, необходимо актуализировать (оживить) в памяти студентов имеющиеся представления: что-то уточнить, дополнить, углубить. Следовательно, под актуализацией понимают определение уровня знаний студентов, уточнение, углубление и расширение правильных понятий, разрушение ошибочных представлений. Осуществляется актуализация опорных знаний путём фронтальной беседы, письменной работы, концентрирования внимания студентов на ранее изученном материале [20, c. 153-154].

После определения уровня знаний преподаватель должен вызвать у студентов интерес к новому материалу. Под мотивацией понимают применение различных методов, приёмов для формирования у студентов мотивов учения.

Основной целью мотивации является доведение до сознания студентов значения изучаемой темы и её места в подготовке специалистов, важности и необходимости овладения знаниями, умениями и навыками по изучаемой теме. Мотивация учебной деятельности студентов наиболее эффективно осуществляется путём создания проблемных ситуаций, постановки перспективы, использования наглядности и ТСО, эмоционального изложения, введения межпредметных связей и т. д. Особенное значение имеет мотивация, которая создаётся перед изучением новой темы, хотя необходимо её использовать и в течение всего занятия.

Анализируя занятие, следует обратить внимание на соответствие содержания занятия учебной программе дисциплины. Иногда случается, что преподаватель не даёт студентам знаний в достаточном объёме, установленном программой. Этот недостаток следует отметить особо и принять срочные меры к его ликвидации. Если преподаватель излагает материал в большем объёме, чем предусмотрено программой, то следует учесть подготовленность студентов.

Важно, насколько выдержанно содержание занятия с методической точки зрения, какова степень реализации принципов научности, наглядности, прочности и глубины знаний.

При анализе изложения нового материала должны быть отмечены:

· научная направленность, заключающаяся в строгом научном подходе к отбору материала и оценке его значимости;

· умение выделить главное, основополагающее;

· логическая последовательность и доказательность, которые обеспечивают систематический характер знаний, их осознанность;

· ясность, чёткость, доходчивость, способствующие прочному усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов;

· реализация межпредметных связей;

· использование конкретных научных и технических примеров, связь с практикой.

Необходимо также охарактеризовать педагогическое мастерство преподавателя, охарактеризовать методы и методические приемы, использованные им во время изложения нового материала. Следует отметить эффективность проведённых экскурсий, демонстраций наглядных пособий, применения технических средств обучения [16, c. 300-301].

Закрепление изученного материла способствует приобретению студентами прочных знаний и одновременно служит преподавателю средством проверки качества усвоения студентами нового материла. В анализе следует отметить рациональность выбранного метода закрепления знаний: фронтальная беседа по всему материалу или только по некоторым узловым моментам, письменные или практические задания, упражнения и т. д. Необходимо обратить внимание на логическую связь задаваемых вопросов, на продуманность подбора тренировочных упражнений или практических заданий.

Цель домашнего задания – повторение, закрепление и усвоение пройденного на занятии материала, подготовка к изучению новых вопросов, расширение и углубление знаний, формирование умений и навыков. Задание на дом должно быть оптимальным по объёму и содержанию, рассчитано на преемственность перехода от ранее изученного к новому. Целесообразно использовать индивидуальные задания, дифференцированные в соответствии с особенностями каждого студента, содержащие в себе элемент творчества. Разъяснение к выполнению домашнего задания даётся преподавателем только во время занятия (до звонка).

В ходе анализа следует обратить внимание на:

· связь с предыдущим и последующим материалом;

· целесообразность и обоснованность избранного типа и структуры занятия;

· рациональность распределения времени между отдельными элементами занятия.

Анализируя все виды деятельности студентов на занятии, подчёркивается:

· активность, заинтересованность, уровень самостоятельности работы студентов;

· уровень аналитического мышления;

· степень актуализации знаний (умение выделить ведущие идеи);

· развитие речи, письменных, графических и специальных навыков и умений;

· уровень культуры, рациональности и эффективности труда студентов;

· уровень организованности и дисциплинированности;

· внешний вид студентов.

При анализе следует обратить внимание на организацию занятия, к которой предъявляются следующие требования:

· организационная чёткость занятия, рациональность использования времени, умение дорожить каждой минутой;

· наличие обратной связи со студентами и её уровень, организация контроля за деятельностью студентов на занятии;

· методы активизации студентов на занятии и интенсификации учебного процесса;

· умелое обращение со специальным оборудованием;

· состояние документации (тетрадей, журнала);

· выполнение основных психологических и гигиенических требований к занятию;

· умение владеть группой, дисциплина студентов, причины её нарушения.

Преподаватель – руководитель и организатор учебного и воспитательного процесса. Поэтому при анализе занятия необходимо отметить:

· владение преподавателя материалом, чёткая и умелая ориентация в сложной системе фактов, идей, понятий, над которыми он работает вместе со студентами на занятии, умелое использование межпредметных связей;

· графическая грамотность преподавателя, аккуратность, чёткость и последовательность изображения схем, рисунков, формул и т. д.;

· качество речи преподавателя: оптимальность темпа, чёткость дикции, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность;

· педагогическая культура, построение взаимоотношений со студентами, такт и внешний вид преподавателя.

В заключении анализа даётся оценка занятия, при определении которой следует исходить из основных требований к современному занятию.

В результате проведённого анализа должны быть сделаны выводы и предложения, даны конкретные указания, как закрепить и усовершенствовать то положительное, что было на занятии, избежать в дальнейшем, недостатков, например:

· ликвидировать отставание по календарно-тематическому плану и программе дисциплины;

· к каждому занятию разрабатывать чёткий план;

· активизировать работу студентов на всех этапах занятия;

· разнообразить методику контроля знаний;

· шире использовать наглядные пособия;

· усилить межпредметные связи, связь с производством, практикой, жизнью;

· информировать студентов о способах и порядке выполнения домашнего задания;

· ознакомиться с методической литературой и т. д.[7, c. 143-144]

Очень важно, чтобы схема анализа занятия была доступна для преподавателя до момента планирования и проведения занятия. Преподаватель вправе знать, какие требования будут ему предъявлены проверяющим после посещения занятия. Следует стремиться к тому, чтобы выполнялось единство требований всех проверяющих в данном учебном заведении.

В данной главе описаны различные аспекты анализа проведенных занятий преподавателем.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При прохождении практики были получены знания по проведению занятий со студентами, составлению, лекций, опорных конспектов и планов, работе со студентами во время занятия.

В результате прохождения педагогической практики были изучены основные аспекты преподавания, методические рекомендации к проведению лекционных, семинарских и других видов занятий, рекомендации к подбору учебной литературы, методика использования принципа кейс-стади в обучении студентов, формы и виды занятий в высшей школе, а также сам образовательный процесс в ВУЗе.

В рамках прохождения педагогической практики были решены следующие задачи:

1) изучен ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» (уровень магистратуры);

2) исследована организационная структура образовательного процесса высших учебных заведений;

3) рассмотрены различные формы учебных занятий в ВУЗе;

4) изучены и проанализированы требования к составлению планов и конспектов занятий по учебным дисциплинам;

5) изучены подходы к подбору и анализу основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий;

6) рассмотрены методики проведения лекционных занятий, а также практических и семинарских занятий;

7) исследован метод кейс-стади (метод кейсов) как интерактивная форма самостоятельной работы студентов;

8) проведены пробные занятия со студентами и осуществлен научно-методический анализ проведенных занятий;

9) подготовлена отчетная документация по педагогической практике.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация. Стандарты. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» (уровень магистратуры): ФГОС ВО [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2015 года № 321]. – 18с.

2. Богачкина Н. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Н. А. Богачкина. –2-е изд., стер. –М.: Омега-Л, 2013. –233 с.

3. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов / А. С. Роботова [и др.]; под ред. А. С. Роботовой. —2-е изд., стер. —М.: Академия, 2014. —208 с.

4.Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-

ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие.–2-е изд./ под ред.В.А. Сластенина. –М.: Педагогическое общество России, 2015. –192 с.

5. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие/ Громкова М.Т. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.—447 c.

6.Ефремов О. Ю. Педагогика: учеб. пособие / О. Ю. Ефремов. –СПб.: Питер, 2013. –352 с.

7.Кикоть В.Я., Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования. –СПб. 2012. –270 с.

8.Кузин А. Ю. Педагогика и психология: практикум / А. Ю. Кузин –Томск: Изд-во ТПУ,2012. –96 с.

9. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие. –М.: Академия, 2011. –272 с.

10.Марцинковская Т. Д. Психология и педагогика: учебник /Т. Д. Марцинковская. –М.: Проспект, 2014. – 464 с.

11. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. –М.: Академия, 2015. –176 с.

12. Петрова О.О.Педагогика: учебное пособие/Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В.—Саратов: Научная книга, 2012. – 423 c.

13. Писарева Т.А.Общие основы педагогики: учебное пособие / Писарева Т.А. -Саратов: Научная книга,2012. – 239 c.

14. Подласый И.П. Педагогика: учебник. -М.: Юрайт-Издат, 2013 –540 с.

15. Попков В.А., Коржуев А.В.Теория и практика высшего профессионального образования. –М.: Академический проект, 2014. –432 с.

16. Сидоров Н. Р. Философия образования. Введение: учебное пособие для вузов / Н. Р. Сидоров. —СПб.: Питер, 2015. —304 с

17. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие / Столяренко А.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.—479 c.

18. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. –М.: академия, 2016. –288 с.

19. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. –СПб.: КАРО, 2015. – 448 с.

20. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход.– М.: Академия, 2012. –216 с.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФГОС ВО по направлению «Экономика» (магистратура) (продолжение)


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.