Формы учебных занятий в вузе — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Формы учебных занятий в вузе

2017-07-25 385
Формы учебных занятий в вузе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебный процесс в вузе состоит из учебных занятий (аудиторных и самостоятельных), практического обучения, научно-исследовательской работы студентов. На первом курсе это, в основном, учебные занятия. Учебные занятия проводятся в виде пары, состоящей из 2-х академических часов по 45 минут и проходящих без перерывов. Перерывы бывают между парами.

Расписания учебных занятий располагаются на информационных досках факультетов. Там есть вся необходимая информация — корпус, в котором проводится занятие, номер аудитории, фамилия преподавателя.

В расписании указываются такие формы учебных занятий как лекция, практические и лабораторные занятия, семинары. Остановимся на них подробнее.

Лекция — это логически стройное, систематическое, последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса. Лекция часто сопровождается демонстрацией опытов, наглядных пособий. Она предназначена для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех других видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Лекция, как правило, проходит для нескольких групп одновременно.

Практические занятия — это занятия, проводимые под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленные на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения (вычислений, расчетов, использования таблиц, справочников и т.п.)[9, c.145-146].

Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории и на методику решения типовых задач. Логическая связь лекций и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на лекции, в процессе работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается.

Семинар — это практическое занятие по гуманитарной дисциплине, на котором студенты приобретают умения выполнять и оформлять рефераты, учатся конспектировать первоисточники, устно излагать материал, а также защищать научные положения и выводы.

К семинару нужно тщательно готовиться: внимательно ознакомиться с планом семинара, изучить рекомендованную литературу, по каждому вопросу составить краткий план выступления. В процессе подготовки к семинару обычно требуется законспектировать один или несколько литературных источников: книг, брошюр, статей. При выступлении на семинаре нужно стремиться выразить свои мысли собственными словами, как можно реже прибегая к конспекту.

Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях, с применением техники и измерительной аппаратуры. При подготовке к лабораторному занятию необходимо изучить теоретический материал, который будет использоваться в ходе выполнения лабораторной работы. Лабораторные работы способствуют лучшему усвоению программного материала, так как в процессе их выполнения многие расчетные формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными; выявляется множество деталей, способствующих углубленному пониманию изучаемой дисциплины [5, c. 356-357].

Также элементами учебного процесса являются консультации, начиная со второго курса – курсовое проектирование и, наконец, дипломное проектирование.

На консультациях рассматриваются вопросы, касающиеся организации, и методики внеаудиторной самостоятельной работы студентов, связанные с уточнением тех или иных научных данных, новых для студента понятий, методов решения задач; даются сведения о дополнительной литературе. Обычно посещение консультации не считается обязательным, поэтому некоторые студенты ошибочно недооценивают их. На самом деле именно на консультации происходит тесное общение студента с преподавателем на самом доброжелательном уровне.

Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается разработкой курсовых проектов или работ. Курсовое проектирование способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению технических задач. При этом студенты получают навыки конструирования, выполнения технических и технико-экономических расчетов, учатся пользоваться технической литературой, ГОСТами, таблицами, справочниками. Курсовой проект обычно состоит из графической части и пояснительной записки.

Дипломное проектирование является завершающим этапом учебного процесса в вузе. Во время дипломного проектирования студент выполняет выпускную аттестационную работу, оформляемую в виде дипломного проекта или дипломной работы с научной направленностью. Защита аттестационной работы происходит в Государственной экзаменационной комиссии. В этой же комиссии перед защитой аттестационной работы студент сдает междисциплинарный экзамен, являющийся частью процедуры государственной аттестации выпускника, по результатам которой студенту-дипломнику присваивается та или иная квалификация.

Важное место в системе подготовки занимают также учебная и производственные практики, обеспечивающие связь теоретического обучения с инженерной производственной деятельностью. Во время практик студенты закрепляют теоретические знания, полученные в вузе, изучая опыт работы предприятий, овладевая производственными навыками и современными технологиями.

Теперь о внеаудиторной самостоятельной работе. В учебных планах на самостоятельную работу студента запланировано 14 часов еженедельно при 36 аудиторных занятиях (в качестве справки – в западных вузах на самостоятельную работу отводится до 60% всего учебного времени). Задания и материалы для самостоятельной работы выдаются во время учебных занятий по расписанию, на этих же занятиях преподаватель осуществляет контроль за самостоятельной работой, а также оказывает помощь студентам по правильной организации работы. Контроль самостоятельной работы студентов в течение семестра (текущий контроль) осуществляется путем проведения письменных контрольных работ, докладов и рефератов, коллоквиумов. Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься по 3 — 5 часов ежедневно. Начинать самостоятельные внеаудиторные занятия следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно. Первые дни семестра очень важны для того, чтобы включиться в работу, установить определенный порядок, равномерный ритм на весь семестр [14, c.231-232].

В данной главе были рассмотрены основные виды и формы учебных занятий, с которыми сталкивается каждый учащийся студент на протяжении всего процесса получения образования в ВУЗе.

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ И КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

К общим методическим требованиям к составлению опорных конспектов и планов, которые применимы при подготовке педагога к занятиям по различным дисциплинам, относят:

· грамотное определение типа занятия, его места в разделе, курсе, системе междисциплинарных связей, видение особенностей каждого занятия;

· учет реальных учебных возможностей обучающихся, их интересов, склонностей, потребностей и запросов; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях;

· выбор рациональной структуры проведения занятия, обеспечивающей успешное решение поставленных задач;

· концентрация внимания обучающихся на усвоении важнейших понятий, теоретических положений, закономерностей; выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной связи содержания занятия с практикой; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной картины;

· обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения обучающимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений;

· применение методов активного обучения, самостоятельной работы, стимулирования познавательных интересов;

· определение содержания и объема самостоятельных заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки обучающихся;

· с одной стороны - четкое следование замыслу плана занятия, с другой - готовность перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов;

· выявление в ходе самоанализа полученных результатов, сравнение их с поставленными задачами, нахождение причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих занятий [2, c. 123-124].

Опорный конспект - это не система жестких предписаний проведения занятия, поэтому при его использовании уместно его корректирование с учетом реально складывающейся коммуникации на занятии (необходимостью дополнить или сократить фактический материал; уточнить или пояснить отдельные сведения; скорректировать деятельность обучающихся; устранить недостатки уже созданного конспекта).

Отступая от намеченного, педагог, прежде всего, соотносит продуманные детали содержания учебного материала, собственные действия и действия обучающихся с этим материалом, характер их взаимодействия и только соотнося все это с создавшейся на уроке ситуацией, он привносит коррективы. Но эти коррективы являются не стихийными, а соотносятся с неожиданно возникшей новой ситуацией и ранее запланированными видами работы

Использование опорного конспекта или плана занятия включает в себя следующие основные разновидности педагогических высказываний:

· объяснения (лекция, портретная характеристика значимой личности, экскурсионная речь, рецензия на работу обучающегося, и т.д.);

· диа- и полилоги (репродуктивная или проблемная беседа, опрос, дискуссия, и т.п.).

Таким образом, говоря о подготовке и проведения занятий путем использования планов и конспектов можно сделать вывод о том, что соблюдение требований, предъявляемых к составлению и использованию опорных конспектов, позволит педагогу обеспечить соответствие специфическим особенностям изучаемой дисциплины и качество усвоения материала обучающимися [3, c. 203].

В данной главе были озвучены основные аспекты подготовки и использования плана и конспекта занятий.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.