История сексуальной объективации — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История сексуальной объективации

2017-07-25 338
История сексуальной объективации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема сексуальной объективации является одной из центральных в феминистской теории, потому как это явление – прямое следствие сексизма и патриархального склада общества. Этому, в основном, поспособствовали религиозные предпосылки, которые позднее плотно закрепились в светском обществе. В Библии, например, сказано: «Подчиняйтесь друг другу – из благоговения перед Христом. Жены – своим мужьям, как Господу, потому что муж – глава жены, точно так же, как Христос – Глава Церкви, Своего Тела, и Он его Спаситель. И как Церковь подчиняется Христу, точно так и жены должны во всем подчиняться мужьям» (Эфесянам 5:21–24), или: «Не давай воде выхода, ни злой [лукавой] жене - власти [дерзновения]. Если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей» (Сир. 25:28–29). В Коране также говорится о том, что жена должна подчиняться своему мужу: «От Абдуррахмана ибн Ауф передается, что пророк да благословит его Аллах и приветствует сказал: Если женщина молилась 5 раз в день, постилась месяц, оберегала себя и была послушна мужу, ей скажут: войди в рай через любые ворота, какие пожелаешь. Передал Ахмад» (1/191).

Разумеется, патриархальный склад общества отразился и на искусстве. Изображать обнаженное полностью или частично женское тело вплоть до середины XIX в. можно было, только соблюдая негласные правила: героиню картины от зрителя должна была разделять географическая, временная или даже «метафизическая» дистанция. Это может быть Венера, наложница султана, но никак не обычная женщина из общества, в котором существует зритель. Это объясняется тем, что исторически право на владение женским телом (и не только телом) закреплялось за мужчиной, которому она принадлежала, но не за самой женщиной.

рис.1 Гюстав Курбе. Купальщицы, 1853 г.

В 1853 году в Парижском Салоне была выставлена картина Гюстава Курбе «Купальщицы», которая вызвала большой скандал. Спровоцирован он был, в первую очередь, дотошно реалистичным изображением абсолютно бессюжетной сцены. На холсте изображены две крестьянки, одна из них полностью обнажена, а её фигура, по меркам того времени, считалась некрасивой и даже отвратительной. Даже сторонник Курбе – Эжен Делакруа – был раздосадован «отвратительной вульгарностью форм», стоит ли говорить о недоброжелателях, которых у художника было множество.[4] При этом обнажена она не для того, чтобы что-то символизировать, а просто потому, что она только что искупалась. У второй героини картины грязные ноги, что тоже вызвало всплеск негодования.

К сожалению, мы знаем только о реакции мужской половины населения, и не можем ничего сказать о том, как женщины отреагировали на картину. Но можно с уверенностью сказать, что зритель того времени привык, что обнаженных женщин изображают исключительно для его эстетического удовольствия или же в качестве символа внутри сюжета картины. И обществу понадобилось какое-то время после этой картины, чтобы осознать, что обнаженная женская фигура может быть изображена сама для себя.

К середине XIX в. зритель уже привык к сексуально объективированным телам на холстах художников. При этом гораздо раньше, в эпоху Античности и в Средние века, обнаженные фигуры не эротизировались, но со временем это стало постепенно происходить. Это можно легко отследить, наблюдая за видоизменениями изображений святого Себастьяна. Несмотря на то, что он – мужчина, можно легко заметить, как смещались акценты с сюжета на молодое тело самого персонажа. «Начиная с XV века художники, обращающиеся к образу святого Себастьяна, все чаще сосредоточивались на красоте его обнаженного тела, мученичество же отходило на второй план. Еще в первой половине XVI века Джорджо Вазари рассказывал в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», что в монастыре Сан-Марко во Флоренции решили убрать из церкви изображение святого Себастьяна: многие прихожанки на исповеди сознавались в том, что картина вызывает у них греховные мысли»[5].

После того, как реализм в живописи утвердился, случился разрыв между сексуальной объективацией и репрезентацией, и стало всё сложнее определить уровень эротизированности картин, и определить границу между искусством и порнографией. Например, уже в XXв., работы Эгона Шиле были спорными в этом отношении, потому как были наполнены эротизмом. Здесь, опять же, существует проблема разрыва между посылом художника и восприятием зрителя. Сам же Шиле в своих дневниках на этот счет писал следующее: «Я не отрицаю, что рисовал и писал акварели эротического содержания. Но это всегда были произведения искусства. Есть ли хоть один художник, который не делал эротические работы?»

рис.2 Эгон Шиле. Уолли Нойзель в красной блузе с поднятыми коленями, 1913 г

В это же время начинают появляться так называемые «идеалы женской красоты», выполненные, конечно, мужчинами. Самый известный образ – это девушки Гибсона, созданный американским иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном на рубеже XIX и XX вв. Девушка Гибсона была высокой, худой, с узкой талией, большой грудью и широкими бедрами. Силуэт, подобный песочным часам, достигался за счёт корсета. Не смотря на то, что девушки Гибсона часто изображались учащимися в колледже, а так же доминирующими над мужчинами, здесь уже можно говорить о явлении сексуальной объективации, т.к. акцент здесь явно смещён на идеализированную внешность девушки, которую создал мужчина. Считается, что эти изображения стали началом стиля пин-ап.

Пин-ап – изображение красивой, часто полуобнажённой, девушки в определённом стиле на плакате, предназначенном для прикалывания на стену, и хотя началось это ещё с девушек Гибсона, сам термин появился только в 1941г. Тогда же появилось понятие пинап-гёрлс – моделей, чьи растиражированные изображения стали знаковым явлением поп-культуры во фривольном стиле, а сам пин-ап перерос в изобразительный стиль. Основным принципом пин-апа было изображение идеализированной версии того, как именно должна выглядеть красивая или привлекательная женщина в повседневной обстановке, что особенно нравилось мужчинам.

Первой использовала красивую (но ещё не обнажённую) девушку в своей рекламе компания Coca-Cola. Ее примеру последовали Kodak, General Motors и другие крупные фирмы. В 30-50-е годы XXв. в Америке, а затем и в Европе стиль пин-ап стал доминирующим в рекламе. При этом изображение эротизированной девушки не имело прямого отношения к продаваемому товару – она могла продавать всё что угодно: от Coca-Cola и сигар до холодильников и гаечных ключей – и являлось универсальным средством для привлечения внимания. По мере роста тиражей печатной продукции все больше журналов старались привлечь читателя обложкой с сексапильной девушкой, даже если это никак не было связано с содержанием номера.

рис.3 Реклама Coca-Cola, конец XIXв

 

При этом художники, создающие пин-ап изображения, использовали фотографии моделей, часто очень известных. При этом они часто, но далеко не всегда, «улучшали» её формы: удлиняли ноги, уменьшали талию, делали лицо более привлекательным. И это стало началом тотальной сексуальной объективации в рекламе. При этом, всё-таки это была консервативная Америка, существовали нормы цензуры, которые диктовали художникам-иллюстраторам, что можно было оголять у девушек, и что нельзя, и эти нормы были достаточно жёсткими и всегда соблюдались.

рис.4 Создание пин-ап изображения на основе фотографии

 

Американка Жан Килборн, которая с конца 60-х годов изучает проблему сексуальной объективации в американской рекламе, в 2010 году отвечая на вопрос «Вы говорите об этом уже 40 лет. Есть ли какие-нибудь улучшения?», сказала о том, что единственное улучшение она видит в том, что большое количество людей заинтересовались и озаботились этой проблемой. Но что касается самой рекламы, то, на самом деле, стало всё только хуже. В связи с бурным развитием рынка количество рекламы стало интенсивно увеличиваться.

Также огромным толчком для перемен в рекламной индустрии стало появление компьютерной ретуши и монтажа. Обложка американского TV Guide 1989 года стала одной из первых, где использовалось уже ненастоящее изображение женщины: к телу Анны Маргарет была подставлена голова Опры Уинфри. При этом ни одна из них не давала на это согласия. К сегодняшнему дню эта ситуация только усугубилась. Для журналов и рекламы могут соединять от двух до пяти изображений разных женщин для получения образа «идеальной» женщины. Фоторетушер Кен Харрис рассказывает, что каждое фото проходит 20-30 циклов компьютерной обработки. Таким образом, сегодня, смотря на рекламу, мы почти никогда не видим настоящих женщин. И если во времена пин-апа мы смотрели на женщин, изображенных в рекламе, и не думали, что они реальны, потому что это были рисунки художника, то, смотря на отретушированную фотографию сегодня, нам кажется, что мы смотрим на настоящую женщину. В связи с этим однажды Синди Кроуфорд сказала: «Я хотела бы выглядеть, как Синди Кроуфорд», потому как она никогда не выглядела так, как она выглядит на снимках в журналах и рекламе.


 

Практическая часть


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.