Восточные славяне и их расселение по Восточно-Европейской равнине — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Восточные славяне и их расселение по Восточно-Европейской равнине

2017-07-25 2460
Восточные славяне и их расселение по Восточно-Европейской равнине 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Славяне в Восточной Европе

Есть мнение, что восточные славяне первыми заселили Восточную Европу. Однако оно ошибочно. Впервые на этой территории появились кроманьонцы, в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Они немного походили на современных представителей европеоидной расы. Постепенно их внешность стала приближаться к более характерным для человека чертам (например, челюсть уже не так выдавалась вперед, мозговой череп преобладал над лицевым). Происходило все это в условиях суровой зимы.

Примерно в десятом тысячелетии климат в Восточной Европе стал не таким суровым. И тогда постепенно начали появляться первые индоевропейцы на территории Юго-Восточной Европы. Где же они были все это время? Кто-то говорит, что к югу от Европы, кто-то – что к востоку. А в шестом тысячелетии до нашей эры индоевропейцы прочно основались здесь, на востоке Европы. Поэтому, можно сделать вывод, что заселение Восточной Европы славянами произошло гораздо позже появления на этой территории древних людей.

· К какому веку относится заселение славянами Восточной Европы? Трудно ответить на этот вопрос. История лишь знает о том, что начался этот процесс в первом тысячелетии до нашей эры. Потому что к шестому веку до нашей эры славяне заняли уже значительную часть Восточной Европы.

· Откуда пришли славяне в Восточную Европу? Скорее всего, они мигрировали с земель центральной Европы. Но, как всегда, на этот счет есть несколько гипотез. Согласно аутохтонной, они и появились здесь. Однако с ней можно поспорить. По другой точке зрения, славяне пришли сюда из Азии.

Расселение славян в Европе достигло своего пика в пятом-седьмом веках новой эры. Это был очень важный процесс. Как раз в этот же период, под давлением миграции, происходит разделение славян на восточных, южных и западных:

· Южные славяне стали расселяться на Балканском полуострове (в пятом-шестом веках), а также на близлежащих территориях. Как раз в это же время прекратила свое существование родовая община, появлялись первые подобия государств.

· Одновременно с южными, расселялись и западные славяне. Направлением их было северо-западное. Западные славяне заняли земли от Вислы до Эльбы. Но, согласно археологическим данным, попали они и в Прибалтику. Первое государство этой ветви славян относится к седьмому веку. Оно существовало на территории современной Чехии.

· А про расселение восточных славян поговорим более подробно. Восточные славяне в древности, как и все народы, жили первобытно-общинным, а чуть позже – родовым строем.

Расселение славян в Восточной Европе происходило без больших проблем. Населения в то время было еще немного, поэтому земли хватало на всех. Кстати, именно в Восточной Европе славяне ассимилировались с финно-угорскими племенами. Затем, как мы знаем, славяне начали создавать племенные союзы (в шестом-седьмом веках). Они, кстати, и стали первыми государственными образованиями.

Во времена, когда древние славяне населяли Восточную Европу, климат ее стал более мягким. Поэтому быстро здесь стало развиваться и земледелие, и скотоводство, и охота, и рыбалка. Сама природа пошла славянам навстречу.

Славяне Восточной Европы, или восточные славяне, стали самой многочисленной группой славянских народов. Мы знаем, что сегодня это жители России, Украины и Белоруссии. Именно эта ветвь достигла максимального распространения

Восточные славяне и их расселение по Восточно-Европейской равнине

Заселение славянами Восточно-Европейской равнины началось в период раннего средневековья. А к восьмому веку они стали здесь главенствующими. В каком веке произошло заселение славянами Восточно-Европейской равнины, сказать трудно. Историки не дают нам конкретных цифр. Но предположительно, что это пятый-шестой века новой эры.

Варяги

Книжно-иллюстративная выставка "Варяги и образование Древнерусского государства" из цикла "Трудные вопросы истории” освещает известную дискуссию о роли варягов в становлении древнерусской государственности, поднятую еще в XVIII веке в Петербургской Академии наук. Эта дискуссия, также известная как «варяжский вопрос», на всех этапах своего существования связывалась со многими политическими и национальными проблемами. Цель выставки – показать развитие «варяжского вопроса», главным образом, в отечественной историографии, дореволюционной, советской и российской.

Лаврентьевская летопись сообщает, что в 862 г. чудь, славяне, кривичи обратились к норманнам (варягам, как их называли на Руси): «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». По приглашению прибыли три князя: Рюрик, Синеус и Трувор со своими родами. Рюрик сел в Новгороде, Синеус - на Белоозере, Трувор - в Изборске.

Летописная версия уже в XVIII в. стала предметом ожесточенной дискуссии между немецкими учеными – российскими академиками (Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлецером) и М.В. Ломоносовым. В спорах родилась целая «норманнская проблема», которая на протяжении последующих двух столетий зачастую становилась объектом ожесточенной идеологической борьбы. Одни авторы отрицали способность восточных славян к созданию собственной государственности, другие – пренебрегали ролью варягов в отечественной истории. Фактически «варяжский вопрос» заключался в оценке степени участия скандинавов в формировании Древнерусского государства. В большей или меньшей степени «норманистами» являлись Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, В.О. Ключевский. С.М. Соловьев не отрицал призвания варяжских князей на Русь, но отказывался видеть в этом неразвитость славян. В.О. Ключевский утверждал, что из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение славянских племен.

Противниками норманистов выступили некоторые дворянские и буржуазные историки. Среди них Д.И. Иловайский, С.А. Гедеонов, В.Г. Васильевский и др. Немало было сделано попыток представить цельную картину этой научной полемики, но, несомненно лучшим и до сих пор остается обзор В.М. Мошина, опубликованный в 1931 г. в пражском журнале «Slavia». Эта работа представлена на нашей книжной экспозиции. «Варяжский вопрос» включает в себя кроме факта призвания варягов на Русь, вопрос о географической привязке древнейшей родины племени «русь», лингвистические толкования имен «русь» и «варяги», наконец, вопрос о хронологии: одни верят летописи, другие предполагают более раннее появление племени «русь» в Восточной Европе.

Еще в 1939 г. Е.А. Рыдзевская высказалась о необходимости преодолеть столь явное противопоставление норманизма и антинорманизма и учесть сильные и слабые стороны обоих течений в историографии. В советской историографии большой вклад в изучение этой проблемы внесла школа Б.Д. Грекова, сделавшая упор на изучение внутренних факторов и разработавшая концепцию классового общества и государства в восточнославянских землях. Формирование Древнерусского государства рассматривалось исследователями как результат многовекового процесса социально-экономического развития восточнославянского общества, протекавшего на огромном пространстве от Ладоги до низовьев Днепра, и от Карпат до бассейна Оки и Нижней Волги. Совершенно очевидным при этом становится тот факт, что радикальные социально-экономические изменения на столь огромной территории не могли быть результатом деятельности отрядов чужеземных пришельцев-завоевателей. Формирование нового подхода к варяжской проблеме в отечественной науке связано с именем В.Т. Пашуто. Анализ письменных источников, который провел Пашуто, позволил выработать тот взгляд на варягов, которого придерживаются большинство современных исследователей. Древняя Русь этнически неоднородное государство, выросшее из конфедерации 14 земель-княжений, возглавляемых славянской знатью. В летописном делении Руси на «верховную» (с центром в Новгороде) и «низовую» (с центром в Киеве) просматриваются следы союзов земель Южной и Северной Руси. Варяжские князья правили от имени давших им власть славянских мужей, а варяжские дружины были лишь из слагаемых рати, в которой преобладали славянские воины. В письменных источниках, по мнению Пашуто, нет данных ни о завоевании Руси норманнами, ни о ее колонизации.

В настоящее время «варяжский вопрос» все в большей степени становится предметом ведения археологии, ведь каждые три десятилетия археологические источники почти удваиваются. В работах Л.С. Клейна, Г.С. Лебедева, В.А. Назаренко, Т. Джаксон освящен характер норманнских древностей на древнерусской территории. Находки норманнских древностей продолжаются в могильниках Ярославского Поволжья, юго-восточного Приладожья, Верхнего Поднепровья, в Новгороде, Изборске, Белоозере, Полоцке, Ростове – в основных летописных центрах, связанных с «варяжской проблемой», по Волжскому торговому пути, по Волховско-Днепровскому пути – пути «из варяг в греки». Результатам археологических исследований посвящен большой раздел нашей выставки.

Хронология норманнских древностей на Руси - это IX-XI вв. Современные исследователи в большинстве своем признают, что факт приглашения варягов имел место. Оказав значительное влияние на становление княжеской власти (основание княжеской династии Рюриковичей), варяги не принесли на Русь государственности, которая зарождалась в недрах древнерусского общества и прошла длительный путь развития.

Норманская теория

Норманская теория – комплекс научных представлений, согласно с которыми, именно скандинавы(т.е. "варяги"), будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности. Согласно с норманской теорией, некоторые западные и российские ученые ставят вопрос не о влиянии варягов на уже сформировавшиеся племена славян, а о влиянии варягов на само происхождение Руси как развитого, сильного и независимого государства.

Сам термин “варяги” возник в конце IX — начале X вв. Варяги впервые упоминаются в "Повести временных лет" на ее первых же страницах и они же открывают список из 13 народов, продолживших после потопа род Иафета. Первые исследователи, занимавшиеся разбором повествования Нестора о призвании варягов, все почти в общем признавали его достоверность, видя в варяго-руссах выходцев из Скандинавии (Петреюс и другие шведские ученые, Байер, Г. Ф. Мюллер, Тунман, Шлецер и т. д.). Но еще в XVIII веке начали появляться и активные противники этой "норманнской теории" (Тредьяковский и Ломоносов).

Впрочем, до шестидесятых годов XIX века школа норманнистов могла считаться безусловно господствующею, так как против нее было высказано лишь немного возражений (Эверс в 1808). За это время наиболее выдающимися представителями норманнизма явились Карамзин, Круг, Погодин, Куник, Шафарик и Миклошич. Однако, с 1859 г. оппозиция против норманнизма поднялась с новой, небывалой до того силой.

Норманисты - приверженцы норманнской теории, исходя из рассказа Несторовой летописи о призвании варяго-руссов из-за моря, находят подтверждение этого рассказа в свидетельствах греческих, арабских, скандинавских и западно-европейских и в фактах лингвистических, все согласны в том, что русское государство, как таковое, действительно основано скандинавами, т. е. шведами.

Норманская теория отрицает происхождение древнерусского государства как результат внутреннего общественно-экономического развития. Норманисты связывают начало государственности на Руси с моментом призвания варягов на княжение в Новгород и завоевания ими славянских племен в бассейне Днепра. Они считали, что сами варяги, “из которых был Рюрик с братьями, не были колена и языка славенского... они были скандинавы, то есть шведы”.

М. В. Ломоносов подверг уничтожающей критике все основные положения этой «антинаучной концепции генезиса Древней Руси». Древнерусское государство, по мнению Ломоносова, существовало задолго до призвания варягов-россов в форме разобщенных племенных союзов и отдельных княжеств. Племенные союзы южных и северных славян, которые «без монархии почитали себя вольными», по его мнению, явно тяготились какой-либо властью.

Отмечая роль славян в развитии всемирной истории и падении Римской империи, Ломоносов еще раз подчеркивает свободолюбие славянских племен и их нетерпимое отношение ко всякому угнетению. Тем самым косвенно Ломоносов указывает, что княжеская власть существовала не всегда, а явилась продуктом исторического развития Древней Руси. Особенно ярко показал он это на примере древнего Новгорода, где «новогородцы варягам отказали в дани и стали сами собою правительствовать».

Однако в тот период классовые противоречия, раздиравшие древнерусское феодальное общество, привели к падению народоправства: новгородцы «впали в великие распри и междоусобные войны, восстал один род против другого для получения большинства».

И именно в этот момент острых классовых противоречий обратились новгородцы (а точнее, та часть новгородцев, которая одержала победу в этой борьбе) к варягам со следующими словами: “земля наша велика и обильна, а наряда у нас нету; да пойдете к нам княжить и владеть нами”.

Акцентируя на этом факте внимание, Ломоносов подчеркивает, что не слабость и не неспособность россов к государственному управлению, как это упорно старались утверждать сторонники норманской теории, а классовые противоречия, которые были подавлены силой варяжской дружины, явились причиной призвания варягов.

Помимо Ломоносова опровержение норманнской теории высказывают и другие российские историки, в том числе и С. М. Соловьев: «Норманны не были господствующим племенем, они только служили князьям туземных племен; многие служили только временно; те же, которые оставались в Руси навсегда, по своей численной незначительности быстро сливались с туземцами, тем более что в своем народном быте не находили препятствий к этому слиянию. Таким образом, при начале русского общества не может быть и речи о господстве норманнов, о норманнском периоде» (С.М. Соловьев, 1989; стр. 26).

Итак, можно сказать о том, что норманская теория потерпела поражение под натиском российских ученых. Следовательно, до прихода варягов Русь уже была государством, может еще примитивным, не до конца сформированным. Но так же нельзя отрицать и того, что скандинавы в достаточной мере повлияли на Русь и, в том числе на государственность. Первые русские князья, бывшие скандинавами, все-таки внесли много нового в систему управления (к примеру, первая правда на Руси была варяжская).

Однако, вне всякого сомнения, влияние скандинавов на Русь было довольно существенным. Оно могло происходить не только вследствие тесного общения скандинавов и славян, но просто по тому, что все первые князья на Руси, а значит законная власть, были варягами. Следовательно, первая правда на Руси была варяжская.

Помимо законодательства и государственности скандинавы приносят с собой военное дело и кораблестроение. Разве славяне на своих ладьях могли бы доплыть до Царьграда и захватить его, бороздить черное море? Царьград захватывает Олег – варяжский конунг, со своей дружиной, но он теперь русский князь, а значит его корабли теперь русские корабли, и наверняка это не только суда пришедшие с варяжского моря, но и срубленные здесь, на Руси. Варяги приносят на Русь навыки мореплавания, владение парусом, ориентирования по звездам, науку обращения с оружием, военное дело.

Разумеется, благодаря скандинавам на Руси развивается торговля. В начале Гардарик – просто некоторые поселения на пути скандинавов к Византии, потом варяги начинают торговать с и туземцами, некоторые так и оседают здесь – кто станет князем, кто дружинником, кто останется торговцем. В последствие славяне и варяги вместе продолжают путь «из варяг в греки». Так благодаря своим князьям-варягам Русь впервые появляется на мировой арене и принимает участие в мировой торговле. И не только.

Уже Княгиня Ольга понимает, как важно заявить Русь среди других государств, а ее внук – Князь Владимир заканчивает ею начатое, осуществив Крещение Руси, тем самым, переводя Русь из эпохи варварства, из которой давно вышли другие государства, в эпоху средневековья.

И хотя норманская теория не получила абсолютного исторического подтверждения, с приходом скандинавов на Руси появилось:

  • Кораблестроение;
  • Обращение с парусом, мореходство;
  • Навигация по звездам;
  • Расширение торговых отношений;
  • Военное дело;
  • Юриспруденция, законы.

Именно скандинавы поставили Русь на одну ступень развития с другими развитыми государствами.

Рюрик (до 879)

  • - Не киевский правитель, но родоначальник династии Рюриковичей (по «ПВЛ»).
  • - По летописи пришел по призванию племен (чуди, славян, кривичей и веси) с братьями Синеусом и Трувором. После их смерти стал единолично властвовать в Новгороде.
  • - Историки считают, что братьев не было, а была «Дружина» и «дом» (см. пред. тему).
  • - Есть мнение, что изначально Рюрик сел княжить в Старой Ладоге, т. к. была возможность в случае опасности быстро сбежать за море. А только потом, утвердив свою власть, перенес свою резиденцию в Новгород. Здесь следует вспомнить упоминание в новгородской летописи о том, как он подавил восстание Вадима Храброго.
  • - Сведений о деяниях мало. Дореволюционные историки сообщают, о том что он укреплял границы своего княжества, строил города.

2. Олег Вещий (879-…).

  • - Дата смерти дискуссионная: 912 (Пятецкий, дореволюционные историки), 913 (Кацва, Юрганов), 922 (по другим данным – Стариков).
  • - Первый достоверный государственный деятель.
  • - Скандинавское имя – Хельг(helgi).
  • - Правил за малолетнего Игоря (возможно сына Рюрика – отсюда династия «Рюриковичей»), возможно приходился ему дядей, по другим сведениям – дружинник Рюрика.
  • - По пути к Киеву овладел Смоленском (главным городом кривичей) и Любечем, передал власть в них своим сподвижникам.
  • - В 882 г. захватил Киев, не потеряв власти в Киеве. Возможно для этого он убил князей Аскольда и Дира, но некоторые полагают, что они вообще жили с Олегом в разное время (данные Старикова). С этого момента традиционно считаю началом Киевского государства.
  • - Подчинил северян, полян, древлян кривичей, словен ильменских, возможно дреговичи, радимичей, хотя последние видимо долго сопротивлялись, т. к. о них не упоминает Константин Багрянородный среди племен платящих дань, да и в летописи есть данные, что Киевский воевода Волчий хвост обложил данью радимичей в 984 г., т. е. почти век спустя.
  • - Воевал с уличами и тиверцами.
  • - По мнению ряда историков, до первого вторжения печенегов на Русь (915) использовал их как союзников.
  • - Ходил с войском на Константинополь (Византия) в 907, 911 гг. Подписал экономически и политически выгодные договоры.
  • - Воевал с Хазарами, под влиянием Византии нападал на них в Крыму, а так же, возможно, на Каспии.
  • - По приданию умер от укуса змеи. По новгородской летописи в Старой Ладоге, хотя не исключено, что погиб за морем. Похоронен был возле Киева, на горе Щековице.

Игорь (912 – 945).

  • - новгородская летопись сообщает, что он участвовал в убийстве Аскольда и Дира, но навряд ли, т. к. был малолетним.
  • - В 903 г. женился на Ольге.
  • - Первый, кто из русских князей, кто столкнулся с печенегами, заключил с ними договор.
  • - Ходил на Византию. В 941 г. русский флот потерпел поражение от «греческого огня». В 944 году Игорь снова предпринимает поход на греков (по летописи в походе приняли участие несколько славянских племен), но те уплатили дань без войны. В 945 г. был заключен мирный договор, но русские купцы, по нему, уже не могли зимовать в Византии. И Игорь обязывался не нападать на Корсунь (греческий город Херсонес в черте современного Севастополя), не допускать в него дунайских болгар.
  • - Вторично покорил древлян. В 945 г. пошел собирать с них дань и собрал больше чем обычно (подговорила дружина, ссылаясь на то, что войны Свенельда не наги, в отличие от них). На обратно пути он распустил дружину и отправился опять собирать дань. Древляне сказали: «Аще (если) повадится волк по овцы ходить, то вынесет все стада, пока не убьют его». И убили (по «ПВЛ» разорвав на части между двумя натянутыми деревьями), т. к. малочисленная дружина не смогла защитить его.

Ярополк Окаянный (972-980).

  • В 970 г. Святослав посадил княжить в Киеве Ярополка, в землю древлянскую послал Олега (т. к. эти сыновья не захотели княжить в Новгороде), новгородцы попросили тоже князя и тогда дружинник Добрыня (дядя Владимира) посоветовал им попросить третьего сына Святослава – Владимира, родившегося от Ольгиной рабыни – Ключнице Малуши. Что он и сделал.
  • Но в 970 г. сын Свенельда, тогда уже дружинника Ярополка, Лют отправился на охоту и зашел на землю древлянского князя Олега, тот убил его за эту дерзость. Тогда, по мнению дореволюционных историков (Карамзина, Татищева), Свенельд стал стравливать Ярополка и Олега, забыв про обещание данное Святославу поддерживать мир на Руси.
  • И летом 9777 г. произошла битва. Ярополк победил Олега Олег бежал в город Вручий. Город был окружен рекой, через которую был перекинут мост. Люди теснясь на мосту сбросили нечаянно Олега вниз, где тот и утонул.
  • Далее Владимир стал готовится к схватке с Ярополком. Пытаясь заручиться поддержкой Рогволода, князя Полоцкого, пришедшего из-за моря, он стал свататься к его дочери – Рогенде. Но она ответила Владимиру, что он сын рабыни, и поэтому не хочет за него замуж, а пойдет за Ярополка. Тогда Владимир собрал много войнов-варягов, словен, чуди, кривичей напал на Полоцкого князя и двух его сыновей, победив его взял Рогенду замуж.
  • В 980 г. Владимир подошел к Киеву и осадил его, подговорил Блуда – воеводу Ярополка, тот стал советовать Ярополку бежать из Киева, т. к. киевляне хотят передать власть Владимиру. Ярополк бежал в г. Родне, в устье р. Роси. Владимир осадил этот город, и был там страшный голод. Ярополк сдался Владимиру, но Владимир убил его, т. к. Блуд не дал дружине Ярополка следовать за ним.
  • Точки зрения на Ярополка:
  • А) Карамзин – добродушный, но слабый человек
  • Б) Соловьев писал, что он одержал несколько побед над печенегами, о заключении договора с греками, о приходе послов папских.

Крещение Руси

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.

“Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: “Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?”

Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).

Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников — Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.

Императоры не выполнили своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.

Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.

Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.

Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: “Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю”.

Нашествие 1237-1238 годов

В 1236 году монголы начали очередной поход против половцев. В этом походе они добились большого успеха и во второй половине 1237 года подошли к границам рязанского княжества. Командовал азиаткой конницей хан Батый (Бату-хан), внук Чингисхана. В его подчинении было 150 тысяч человек. С ним в походе участвовал Субедей, который был знаком с русичами по предыдущим столкновениям.

 

Карта татаро-монгольского нашествия

Вторжение произошло в начале зимы 1237 года. Здесь невозможно установить точную дату, поскольку она неизвестна. Более того, некоторые историки говорят о том, что вторжение произошло не зимой, а поздней осенью того же года. С огромной скоростью конница монголов передвигалась по стране, покоряя один город за другим:

· Рязань – пала в конце декабря 1237 года. Осада длилась 6 дней.

· Москва – пала в январе 1238 года. Осада длилась 4 дня. Этому событию предшествовала битва под Коломной, где Юрий Всеволодович со своим войском пытался остановить врага, но был разбит.

· Владимир – пал в феврале 1238 года. Осада длилась 8 дней.

После взятия Владимира фактически все восточные и северные земли оказали в руках Батыя. Он покорял один город за другим (Тверь, Юрьев, Суздаль, Переславль, Дмитров). В начале марта пал Торжок, открыв тем самым путь монгольскому войску на север, к Новгороду. Но Батый совершил другой маневр и вместо похода на Новгород, он развернул свои войска и отправился штурмовать Козельск. 7 недель шла осада, завершившаяся только тогда, когда монголы пошли на хитрость. Они объявили, что примут сдачу гарнизона Козельска и отпустят всех живыми. Люди поверили и открыли ворота крепости. Батый же слова не сдержал и отдал приказ убить всех. Так завершился первый поход и первое нашествие татаро-монгольского войска на Русь.

Нашествие 1239-1242 годов

После перерыва в полтора года, в 1239 году началось новое нашествие на Русь войск хана Батыя. В этом году основанные события происходили в Переяславе и Чернигове. Вялость наступления Батыя связана с тем, что в это время он вел активную борьбу с половцами, в частности на территории Крыма.

 

Осень 1240 года Батый привел свое войско под стены Киева. Древняя столица Руси не смогла долго сопротивляться. Город пал 6 декабря 1240 года. Историки отмечают особое зверство, с которым вели себя захватчики. Киев был практически полностью уничтожен. От города ничего не осталось. Тот Киев, который мы знаем сегодня, не имеет уже ничего общего с древней столицей (кроме географического положения). После этих событий армия захватчиков разделилась:

· Часть отправилась на Владимир-Волынский.

· Часть отправилась на Галич.

Захватив эти города, монголы перешли в европейский поход, но он нас интересует мало.

Экономика Москвы

Москва имела крайне выгодное географическое положение, так как была расположена на перекрестке дорог, ведущих из южной части государства в северную, а также на пути из Новгорода в Рязань. Такое расположение означало, что город мог активно вести торговлю, что, в свою очередь, давало широкие возможности для экономического роста и политического влияния. Помимо этого, выгодное расположение привлекало большое количество новых жителей, что также способствовало росту экономики региона. Чем больше жителей было в уделе, тем большую прибыль мог получить князь.

Немаловажную роль играл и тот факт, что Москва находилась на берегу реки. Водная артерия была еще одним торговым путем, по которому перевозились хлеб, мед, воск из Рязани в Новгород.

Политика Московских князей

Несмотря на изобилие денежных средств, Москва не смогла бы стать новой столицей, если бы не грамотное управление первых московских князей. Возвышение Москвы проходило в несколько этапов.

Первые два князя, Даниил Александрович и Юрий Даниилович значительно увеличили территории княжества, отобрав у своих соседей все течения Москвы-реки, включая все города, которые находились на этих территориях. Таким образом, Москва единолично стала владеть всеми землями на реке, что позволяло ее князьям диктовать свои условия в политике и экономике региона.

После того, как владения и богатства княжества достигли небывалых высот, князь Юрий Даниилович отправился в Золотую Орду, чтобы получить ярлык на великое княжение во Владимире, однако попытка не увенчалась успехом, и князь погиб. После смерти Юрия Москвой правил его брат Иван, получивший прозвище Калита. Именно ему удалось добиться получения ярлыка на княжение, и с тех самых пор Московское княжество уже не упускало своего права никогда.

С 13 века начинается усиление Москвы, которое в итоге приведет к тому, что вокруг Москвы соберется новое централизованное государство.

Причины возвышения Москвы

Возвышение Москвы имело несколько основных причин:

· Особое географическое положение;

· Грамотное управление и умелая политика Московских князей;

· Ослабление власти Киева;

Образование централизованного государства

Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Цент­ром объединения стало Московское княжество, выде­лившееся из Владимиро-Суздальского в XII в.

Причины.

Роль объединяю­щих факторов сыграли: ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства. В Московском княжестве развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. Также причиной объединения стала борьба за национальную независимость.

Особенности образования Русского централизованного государства:

Говоря о "централизации" следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

- государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение местного населения.

- образование государства проходило в очень короткие срок, что было связано с наличием внешней опасности в лице Золотой Орды; внутренняя структура государства была непрочной; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества;

создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество.

Особенности процесса государственной централизаци и сводились к следующему: византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти; основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство; централиза­ция сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.

Образование Русского централизованного государства проходило в несколько этапов:

Этап 1. Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.

Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.). В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступает в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар и пытался подчинить важнейшие политические центры: Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.

Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276 - 1303 гг.). Даниилу в удел досталось небольшое селение Москва. За три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: к Москве присоединились Коломна и Переяславль. Москва стала княжеством.

Его сын Юрий (1303 - 1325 гг.). вступил с тверским князем в борьбу за владимирский престол. Началось долгое и упорное противоборство за титул великого князя. Брат Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита в 1327 г. в Твери Иван Калита пошёл на Тверь с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.

Этап 2. Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.). При правлении князя Дмитрия Донского 8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва. Татарское войско хана Мамая было разгромлено.

<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.