Летняя война и Вестфальский мир. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Летняя война и Вестфальский мир.

2017-07-25 155
Летняя война и Вестфальский мир. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы по курсу «История Германии»

1. Реформация – истоки, содержание, итоги.

2. 30-летняя война и Вестфальский мир.

3. Возвышение Браденбургско-Прусского государства в XVII–XVIII вв.

4. Революция 1848–1849 гг. Первый опыт демократической борьбы. Итоги.

5. Создание Германского рейха под главенством Пруссии в 60–70-е гг. XIX в.

6. Роль Германской империи в развязывании Первой мировой войны.

7. Поражение Германии и Версальский договор-диктат.

8. Ноябрьская революция в Германии, её характер и итоги.

9. Возникновение Веймарской республики. Общая характеристика её конституции, социально-политической системы.

10. Кризис Веймарской республики и установление нацистской диктатуры (1930–1933 гг.)

11. Нацистская диктатура – сущность и идеология.

12. Расистская идеология фашизма. Холокост.

13. Решения держав-победительниц в отношении Германии, ялтинско-потсдамский курс.

14. Оккупационный режим в Германии на Западе и Востоке, раскол и образование двух немецких государств.

15. «Эра Аденауэра» (1949–1963 гг.), социально-экономическое развитие ФРГ.

16. Курс ФРГ на перевооружение, вступление в НАТО и на интегграцию в атлантическо-европейское сообщество.

17. «Новая восточная политика» В. Брандта (1969–1974 гг.)

18. Социально-политический кризис в ГДР (70–80-е гг. XX в.)

19. Объединение двух немецких государств (1989–1990 гг.)


 

1. Реформация – истоки, содержание, итоги.

Определение. Реформация - мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви. Возникло в Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. После того как большая группа германских государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователи их стали называться протестантами, а новая форма христианства – протестантизмом. Теологическая структура протестантизма опирается на три фундаментальных принципа. Это: 1) учение об оправдании только верой, 2) принцип solo scriptura, 3) учение, согласно которому церковь представляет собой сообщество избранных христиан, предопределенных к спасению.

Сущность. 31 октября 1517 года молодой августинский монах Мартин Лютер (1483–1546), профессор теологии в недавно основанном Виттенбергском университете, вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов, которые он намеревался защищать на публичном диспуте. Поводом для такого вызова послужила практика распространения индульгенций, выдававшихся папой всем тем, кто внес денежный вклад в папскую казну. Можно было приобрести и особую индульгенцию за души, находящиеся в чистилище. Лютеровские тезисы не только осуждали злоупотребления, приписывавшиеся продавцам индульгенций, но и вообще отрицали сами принципы, согласно которым эти индульгенции выдавались. Он полагал, что папа не имеет власти отпускать грехи и оспаривал учение о сокровищнице заслуг Христа и святых, к которой папа прибегает для отпущения грехов. Кроме того, Лютер сожалел о том факте, что практика продажи индульгенций внушает людям ложную уверенность в спасении. В январе 1521 года папа Лев Х отлучил Лютера от церкви. Тем временем Лютер опубликовал три памфлета: «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства»; «О вавилонском пленении церкви; «О свободе христианина». Лютера поддержала значительная часть духовенства и миряне как высших, так и низших слоёв общества. Кроме того, Фридрих III Мудрый, курфюрст Саксонский, государь Лютера, и некоторые другие немецкие князья, сочувствующие его взглядам, взяли его под свою защиту. Фридрих III защитил его от ареста. На рейхстаге в Вормсе (апрель 1521) Лютер был признан виновным, но отказался отречься от своих взглядов, и на него и его последователей была наложена имперская опала. В дороге по приказу курфюрста Лютера перехватили рыцари и поместили для его безопасности в отдаленный замок в Вартбурге. Во время войны против Франциска I, с которым папа заключил союз, ставший причиной знаменитого разграбления Рима (1527), император не смог или не захотел довести до конца дело Лютера в течение почти 10 лет. В этот период перемены, за которые ратовал Лютер, вошли в практику не только в Саксонском курфюршестве, но и во многих государствах Центральной и Северо-Восточной Германии. Пока Лютер пребывал в своем вынужденном уединении, дело Реформации оказалось под угрозой в результате серьезных беспорядков и разрушительных налетов на церкви и монастыри, совершавшихся при подстрекательстве «цвиккауских пророков». Эти религиозные фанатики утверждали, что действуют по вдохновению от Библии. Возвратившись в Виттенберг, Лютер сокрушил фанатиков силой красноречия и своим авторитетом, а Фридрих III изгнал их за пределы своего государства. Ответственность за беспорядки, учиненные «пророками» и крестьянами (Крестьянская война 1524-25 гг., когда Лютер не смог убедить крестьян и дворян пойти на взаимные уступки и восстановить мир), была возложена на Лютера. Тогда он отказался от первоначальной идеи создания христианской церкви, независимой от светской власти, и склонялся теперь к мысли поставить церковь под прямой контроль государства.

Итоги и последствия. Монастыри были упразднены, а монахи и монахини освобождены от всех аскетических обетов. Церковные владения были конфискованы. Стремясь достичь компромисса, имперский рейхстаг, созванный в Аугсбурге в июне 1530, потребовал от Лютера и его приверженцев представить на всеобщее рассмотрение изложение их веры и тех реформ, на которых они настаивают. Этот документ, получивший название «Аугсбургского исповедания», был явно примирительным по тону. Он отрицал какое бы то ни было намерение реформаторов отделиться от Римско-католической церкви или изменить какой-либо существенный пункт католической веры; реформаторы настаивали только на пресечении злоупотреблений и отмене того, что они считали ошибочными истолкованиями учений и канонов церкви. Эти требования были резко отвергнуты католиками. Император и большинство рейхстага при одобрении Католической церкви предоставили возможность протестантам до апреля 1531 вернуться в лоно церкви. Для подготовки к борьбе протестантские князья и города образовали Шмалькальденский союз и начали переговоры о предоставлении помощи с Англией, Данией и Францией.. В 1545 году папа Павел III уступил давлению со стороны императора и созвал собор в Триенте. Приглашение протестантам было с презрением отвергнуто Лютером. Император объявил ведущих протестантских князей вне закона и начал военные действия. Одержав решительную победу при Мюльберге (апрель 1547), он вынудил их сдаться. Но задача восстановления католической веры и дисциплины в протестантской Германии оказалась практически невыполнимой. Компромисс в вопросах веры и церковной организации, получивший название Аугсбургского интерима (май 1548), оказался неприемлемым ни для папы, ни для протестантов. Уступив давлению, последние согласились было послать своих представителей на собор, который после перерыва возобновил работу в Триенте в 1551, но ситуация в одночасье изменилась, когда Мориц, герцог Саксонский, перешел на сторону протестантов и двинул свою армию на Тироль, где находился Карл V. Император был вынужден подписать мирный договор в Пассау (1552) и прекратить борьбу. В 1555 был заключен Аугсбургский религиозный мир, по которому протестантские церкви, принявшие Аугсбургское исповедание, получили законное признание на той же основе, что и Римско-католическая церковь. Это признание не распространялось на другие протестантские секты. Принцип «чья власть, того и вера» был положен в основу нового порядка: в каждом германском государстве религия государя становилась религией народа. Католикам в протестантских государствах и протестантам в католических предоставлялось право выбора: либо присоединиться к местной религии, либо переехать со своим имуществом на территорию своей религии. Право выбора и обязательность для граждан городов исповедовать религию города распространялось на вольные города. Аугсбургский религиозный мир был тяжелым ударом для Рима. Реформация утвердилась, и надежда восстановить католичество в протестантской Германии растаяла.

 

Вопросы по курсу «История Германии»

1. Реформация – истоки, содержание, итоги.

2. 30-летняя война и Вестфальский мир.

3. Возвышение Браденбургско-Прусского государства в XVII–XVIII вв.

4. Революция 1848–1849 гг. Первый опыт демократической борьбы. Итоги.

5. Создание Германского рейха под главенством Пруссии в 60–70-е гг. XIX в.

6. Роль Германской империи в развязывании Первой мировой войны.

7. Поражение Германии и Версальский договор-диктат.

8. Ноябрьская революция в Германии, её характер и итоги.

9. Возникновение Веймарской республики. Общая характеристика её конституции, социально-политической системы.

10. Кризис Веймарской республики и установление нацистской диктатуры (1930–1933 гг.)

11. Нацистская диктатура – сущность и идеология.

12. Расистская идеология фашизма. Холокост.

13. Решения держав-победительниц в отношении Германии, ялтинско-потсдамский курс.

14. Оккупационный режим в Германии на Западе и Востоке, раскол и образование двух немецких государств.

15. «Эра Аденауэра» (1949–1963 гг.), социально-экономическое развитие ФРГ.

16. Курс ФРГ на перевооружение, вступление в НАТО и на интегграцию в атлантическо-европейское сообщество.

17. «Новая восточная политика» В. Брандта (1969–1974 гг.)

18. Социально-политический кризис в ГДР (70–80-е гг. XX в.)

19. Объединение двух немецких государств (1989–1990 гг.)


 

1. Реформация – истоки, содержание, итоги.

Определение. Реформация - мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви. Возникло в Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. После того как большая группа германских государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователи их стали называться протестантами, а новая форма христианства – протестантизмом. Теологическая структура протестантизма опирается на три фундаментальных принципа. Это: 1) учение об оправдании только верой, 2) принцип solo scriptura, 3) учение, согласно которому церковь представляет собой сообщество избранных христиан, предопределенных к спасению.

Сущность. 31 октября 1517 года молодой августинский монах Мартин Лютер (1483–1546), профессор теологии в недавно основанном Виттенбергском университете, вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов, которые он намеревался защищать на публичном диспуте. Поводом для такого вызова послужила практика распространения индульгенций, выдававшихся папой всем тем, кто внес денежный вклад в папскую казну. Можно было приобрести и особую индульгенцию за души, находящиеся в чистилище. Лютеровские тезисы не только осуждали злоупотребления, приписывавшиеся продавцам индульгенций, но и вообще отрицали сами принципы, согласно которым эти индульгенции выдавались. Он полагал, что папа не имеет власти отпускать грехи и оспаривал учение о сокровищнице заслуг Христа и святых, к которой папа прибегает для отпущения грехов. Кроме того, Лютер сожалел о том факте, что практика продажи индульгенций внушает людям ложную уверенность в спасении. В январе 1521 года папа Лев Х отлучил Лютера от церкви. Тем временем Лютер опубликовал три памфлета: «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства»; «О вавилонском пленении церкви; «О свободе христианина». Лютера поддержала значительная часть духовенства и миряне как высших, так и низших слоёв общества. Кроме того, Фридрих III Мудрый, курфюрст Саксонский, государь Лютера, и некоторые другие немецкие князья, сочувствующие его взглядам, взяли его под свою защиту. Фридрих III защитил его от ареста. На рейхстаге в Вормсе (апрель 1521) Лютер был признан виновным, но отказался отречься от своих взглядов, и на него и его последователей была наложена имперская опала. В дороге по приказу курфюрста Лютера перехватили рыцари и поместили для его безопасности в отдаленный замок в Вартбурге. Во время войны против Франциска I, с которым папа заключил союз, ставший причиной знаменитого разграбления Рима (1527), император не смог или не захотел довести до конца дело Лютера в течение почти 10 лет. В этот период перемены, за которые ратовал Лютер, вошли в практику не только в Саксонском курфюршестве, но и во многих государствах Центральной и Северо-Восточной Германии. Пока Лютер пребывал в своем вынужденном уединении, дело Реформации оказалось под угрозой в результате серьезных беспорядков и разрушительных налетов на церкви и монастыри, совершавшихся при подстрекательстве «цвиккауских пророков». Эти религиозные фанатики утверждали, что действуют по вдохновению от Библии. Возвратившись в Виттенберг, Лютер сокрушил фанатиков силой красноречия и своим авторитетом, а Фридрих III изгнал их за пределы своего государства. Ответственность за беспорядки, учиненные «пророками» и крестьянами (Крестьянская война 1524-25 гг., когда Лютер не смог убедить крестьян и дворян пойти на взаимные уступки и восстановить мир), была возложена на Лютера. Тогда он отказался от первоначальной идеи создания христианской церкви, независимой от светской власти, и склонялся теперь к мысли поставить церковь под прямой контроль государства.

Итоги и последствия. Монастыри были упразднены, а монахи и монахини освобождены от всех аскетических обетов. Церковные владения были конфискованы. Стремясь достичь компромисса, имперский рейхстаг, созванный в Аугсбурге в июне 1530, потребовал от Лютера и его приверженцев представить на всеобщее рассмотрение изложение их веры и тех реформ, на которых они настаивают. Этот документ, получивший название «Аугсбургского исповедания», был явно примирительным по тону. Он отрицал какое бы то ни было намерение реформаторов отделиться от Римско-католической церкви или изменить какой-либо существенный пункт католической веры; реформаторы настаивали только на пресечении злоупотреблений и отмене того, что они считали ошибочными истолкованиями учений и канонов церкви. Эти требования были резко отвергнуты католиками. Император и большинство рейхстага при одобрении Католической церкви предоставили возможность протестантам до апреля 1531 вернуться в лоно церкви. Для подготовки к борьбе протестантские князья и города образовали Шмалькальденский союз и начали переговоры о предоставлении помощи с Англией, Данией и Францией.. В 1545 году папа Павел III уступил давлению со стороны императора и созвал собор в Триенте. Приглашение протестантам было с презрением отвергнуто Лютером. Император объявил ведущих протестантских князей вне закона и начал военные действия. Одержав решительную победу при Мюльберге (апрель 1547), он вынудил их сдаться. Но задача восстановления католической веры и дисциплины в протестантской Германии оказалась практически невыполнимой. Компромисс в вопросах веры и церковной организации, получивший название Аугсбургского интерима (май 1548), оказался неприемлемым ни для папы, ни для протестантов. Уступив давлению, последние согласились было послать своих представителей на собор, который после перерыва возобновил работу в Триенте в 1551, но ситуация в одночасье изменилась, когда Мориц, герцог Саксонский, перешел на сторону протестантов и двинул свою армию на Тироль, где находился Карл V. Император был вынужден подписать мирный договор в Пассау (1552) и прекратить борьбу. В 1555 был заключен Аугсбургский религиозный мир, по которому протестантские церкви, принявшие Аугсбургское исповедание, получили законное признание на той же основе, что и Римско-католическая церковь. Это признание не распространялось на другие протестантские секты. Принцип «чья власть, того и вера» был положен в основу нового порядка: в каждом германском государстве религия государя становилась религией народа. Католикам в протестантских государствах и протестантам в католических предоставлялось право выбора: либо присоединиться к местной религии, либо переехать со своим имуществом на территорию своей религии. Право выбора и обязательность для граждан городов исповедовать религию города распространялось на вольные города. Аугсбургский религиозный мир был тяжелым ударом для Рима. Реформация утвердилась, и надежда восстановить католичество в протестантской Германии растаяла.

 

летняя война и Вестфальский мир.

Определение. Тридцатилетняя война (1618—1648) — один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию), за исключением Швейцарии и Турции. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.

Расстановка сил в Европе. Со времени Карла V ведущая роль в Европе принадлежала Aвстрийскому дому — династии Габсбургов. В начале XVII века испанская ветвь дома владела кроме Испании также Португалией, Южными Нидерландами, государствами Южной Италии и, помимо этих земель, имела в своём распоряжении огромную испано-португальскую колониальную империю. Немецкая ветвь — австрийские Габсбурги — закрепили за собой корону императора Священной Римской империи, являлись королями Чехии, Венгрии, Хорватии. Гегемонию Габсбургов всячески стремились ослабить другие крупные европейские державы, в т.ч. Франция.

В Европе существовало несколько взрывоопасных регионов, где пересекались интересы враждующих сторон.

1) Наибольшее количество противоречий накопилось в Священной Римской империи, которая, в дополнение к традиционной борьбе между императором и немецкими князьями, была расколота по религиозному принципу. К Империи прямое отношение имел и другой узел противоречий —

2) Балтийское море. Протестантская Швеция (а также, отчасти, Дания) стремилась превратить его в своё внутреннее озеро и укрепиться на его южном побережье, в то время как католическая Польша активно сопротивлялась шведско-датской экспансии. Прочие европейские страны выступали за свободу балтийской торговли.

3) Третьим спорным регионом была раздробленная Италия, за которую сражались Франция с Испанией. У Испании были свои противники —Голландия и Англия, которая оспаривала испанское господство на море и покушалась на колониальные владения Габсбургов.

Назревание войны. Аугсбургский религиозный мир (1555) на время завершил открытое соперничество лютеран и католиков в Германии. По условиям мира немецкие князья могли выбирать религию (лютеранство или католичество) для своих княжеств по своему усмотрению, согласно принципу «Чья власть, того и вера».

Вместе с этим католическая церковь желала отвоевать потерянное влияние. Усилились цензура и инквизиция, Ватикан всячески подталкивал оставшихся правителей-католиков к искоренению протестантизма в своих владениях. Габсбурги были ярыми католиками, но императорский статус обязывал их придерживаться принципов веротерпимости. Поэтому они уступили главное место в Контрреформации баварским правителям. Росла религиозная напряжённость.

Для организованного отпора растущему давлению протестантские князья Южной и Западной Германии объединились в Евангелическую унию, созданную в 1608 г. В ответ католики объединились в Католическую Лигу (1609). Оба союза немедленно были поддержаны иностранными государствами. В этих условиях деятельность общеимперских органов — Рейхстага и Судебной палаты — оказалась парализована.

В 1617 г. обе ветви династии Габсбургов заключили тайное соглашение — договор Оньяте, урегулировавший существовавшие разногласия. По его условиям Испании были обещаны земли в Эльзасе и Северной Италии, которые обеспечили бы связь по суше испанских Нидерландов с итальянскими владениями Габсбургов. Взамен испанский король Филипп III отказался от притязаний на корону империи и согласился поддержать кандидатуру Фердинанда Штирийского. Правящий император Священной Римской империи и король Чехии Матвей не имел прямых наследников, и в 1617 г. он принудил чешский сейм признать своим преемником своего племянника Фердинанда Штирийского, ярого католика и воспитанника иезуитов. Он был крайне непопулярен в преимущественно протестантской Чехии, что и послужило поводом к восстанию, переросшему в длительный конфликт.

Противоборствующие стороны и периодизация. Тридцатилетняя война традиционно делится на четыре периода: Чешский, Датский, Шведский и Франко-шведский. Вне Германии было несколько отдельных конфликтов: война Испании с Голландией, война за Мантуанское наследство, Русско-польская война, Польско-шведская война и др.

На стороне Габсбургов были: Австрия, большинство католических княжеств Германии, Испания, объединённая с Португалией, Папский престол, Польша. На стороне антигабсбургской коалиции — Франция, Швеция, Дания, протестантские княжества Германии, Чехия, Трансильвания, Венеция, Савойя, Республика Соединённых провинций, оказывали поддержку Англия, Шотландия и Россия. В целом война оказалась столкновением традиционных консервативных сил с крепнущими национальными государствами.

1) Чешский период — 1618-1625

Сначала протестанты воевали очень успешно. Но в 1620 г. произошёл перелом в войне, они были разгромлены в бою у Белой горы. Затем и в других местах протестанты стали терпеть поражение за поражением. Император собирался праздновать победу. Но тут в войну вмешались иностранные государства. И война, которая началась, как германская, превратилась в общеевропейский конфликт, в котором участвовали великие европейские державы. Так начался 2-ой период войны.

2) Датский период - 1625–1629

Большую закулисную роль стала играть Франция, где первый министр Ришелье выступал на стороне протестантов. Им была оказана материальная помощь. У католиков выдвинулся выдающийся полководец Albrecht Walenstein (чешский помещик), который создал армию без денег, за счет грабежей. Был одержан ряд блестящих побед, и император создал в 1629 году "Реституционной эдикт", которыми повелевалось возвратить католической церкви все её бывшие земли.

3) Шведский период 1630-1635

Шведы успешно начали войну. Предводитель–король Густав Адольф (выдающийся полководец XVII в.). Валенштейн подал в отставку после эдикта, но были и другие, в частности, маршал Тилли. Но в 1632 году в бою погиб Густав Адольф. После этого шведы начали терпеть поражения, пока совсем не отступили с театра военных действий. Казалось, император окончательно победил, но Ришелье решил не сдаваться.

4) Французский период 1630-1648

Все военные действия велись на территории Германии. Становилось очевидной бесперспективность войны. Хотя противники императора оказались в невыгодном положении (во Франции–гражданская война, в Англии–революция), император пошел на переговоры о мире.

Вестфальский мирный договор. Ещё в 1638 году Папа и датский король призвали к прекращению войны. Два года спустя идею поддержал собравшийся впервые после длительного перерыва германский рейхстаг. 25 декабря 1641 состоялось подписание предварительного мирного договора, по которому император, представлявший также Испанию, а с другой стороны Швеция и Франция заявили о своей готовности созвать в вестфальских городах Мюнстере и Оснабрюке конгресс для заключения всеобщего мира.

Яростная борьба развернулась уже вокруг вопроса о том, кто имеет право участвовать в работе конгресса. Франции и Швеции удалось приглашения субъектов империи. В итоге конгресс получился самым представительным совещанием в истории Европы: на нём присутствовали делегации 140 субъектов империи и 38 других участников. Император Фердинанд III был готов пойти на большие территориальные уступки, но Франция потребовала такую уступку, о которой он первоначально не помышлял. Император должен был отказаться от поддержки Испании и даже не вмешиваться в дела Бургундии, которая формально являлась частью империи. Национальные интересы взяли верх над династическими. Император подписал все условия.

Заключенный 24 октября 1648 года одновременно в Мюнстере и Оснабрюке мирный договор вошёл в историю под наименованием Вестфальского. По условиям мира, Франция получила Южный Эльзас и лотарингские епископства Мец, Туль и Верден, Швеция — остров Рюген, Западную Померанию и герцогство Бремен, плюс контрибуцию в 5 млн талеров. Саксония — Лузацию, Бранденбург — Восточную Померанию, архиепископство Магдебург и епископство Минден. Бавария — Верхний Пфальц, баварский герцог стал курфюрстом.

Последствия. Тридцатилетняя война была первой войной, затронувшей все слои населения. В западной истории она осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов в ряду предшественников Мировых войн XX века. Наибольший урон был нанесён Германии, где, по некоторым оценкам, погибло 5 млн человек. Сокрушительный удар был нанесён производительным силам Германии. Шведы сожгли и разрушили в Германии практически все металлургические и литейные заводы и рудные копи. Немедленным результатом войны явилось то, что свыше 300 мелких германских государств получили полный суверенитет при номинальном членстве в Священной Римской Империи. Эта ситуация сохранялась вплоть до конца существования первой империи (1806). Война не привела к автоматическому краху Габсбургов, но изменила расстановку сил в Европе. Гегемония перешла к Франции. Упадок Испании стал очевиден. Кроме того, Швеция стала великой державой, значительно укрепив свои позиции на Балтике. С Вестфальского мира принято вести отсчёт современной эпохи в международных отношениях.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.