Указатели курса судна. Определение направления в море. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Указатели курса судна. Определение направления в море.

2017-07-25 423
Указатели курса судна. Определение направления в море. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Компас – основной навигационный прибор, служащий для определения курса судна, определения направлений (пеленгов) на различные объекты. На

судах применяются магнитные и гироскопические компасы.

 

А. Магнитный компас.

1. Назначение и принцип действия.

В магнитном компасе использовано свойство магнитной стрелки устанавливаться своими концами в направлении действующего на нее магнитного поля. На стрелку судового компаса, кроме магнитного поля земли, действует также магнитное поле, создаваемое на судне железным корпусом и железными предметами оборудования. Под действием этих двух сил магнитная стрелка устанавливается в плоскости компасного меридиана. Угол между плоскостями магнитного и компасного меридианов называют девиацией.

Морской магнитный компас снабжен специальным устройством — девиационным прибором, уменьшающим воздействие на магнитную систему компаса магнитного поля железного корпуса судна.

 

2. Устройство 127-миллиметрового магнитного компаса марки ГУ.

Морской магнитный 127-миллиметровый компас состоит из картушки, котелка, заполненного компасной жидкостью, пеленгатора, нактоуза. Для защиты в непогоду и для освещения картушки ночью имеется устройство, названное шаровым осветительным прибором.


Рис.1Картушка магнитного компаса:

1 — магнитные стрелки; 2 — картушка; 3 — поплавок

 

Картушка (рис. 1) является основной частью компаса. Она состоит из системы магнитных стрелок, поплавка с латунным ободком и диска со шкалой. Шкала разбита на 360 градусов.

Котелок (рис. 2) представляет собой латунный резервуар, разделенный на две камеры: верхнюю — основную и нижнюю — дополнительную. В центре дна верхней камеры установлена латунная колонка со сквозным отверстием внутри. На верхнюю часть колонки на резьбе посажена компасная шпилька с напаянным на конце кусочком иридия. Внутри верхней камеры установлены две курсовые нити. Носовая курсовая черта служит индексом для отсчета курса судна. Внутренняя часть камеры окрашена в белый цвет. Дополнительная камера предназначена для компенсации объема жидкости при изменении температуры. Снизу картушка освещается электрической лампочкой.
Рис. 2. 127-миллиметровый компасный котелок с донным освещением системы ГУ:

1 — отражатель света; 2 — шпилька; 3—магнитные стрелки; 4 — курсовая черта; 5 — карданное кольцо; 6 — цапфа; 7—картушка; 8 — топка; 9 — поплавок; 10 — стекло; 11 — азимутальный круг; 12 — резиновая прокладка; 13 —верхняя камера; 14 — нижняя камера; 15 — диафрагма; 16 — световое окно; 17 — кольцо для вытаскивания патрона; 18 — патрон; 19 — электрическая лампочка

Пеленгатор (рис. 3) служит для определения направления на видимые предметы. Он состоит из основания, предметной и глазной мишеней, чашки для установки дефлектора. Пеленгатор ставится на азимутальном кольце компаса и поворачивается на нем в любом нужном направлении. Предметная мишень — это рамка, укрепленная на шарнире. Вдоль рамки натянута медная проволока — прицельная нить предметной мишени. Предметная мишень снабжена темным откидным зеркалом, которое необходимо для пеленгования небесных светил.

Глазная мишень представляет собой планку с прорезью. На мишень надета передвижная каретка с закрепленной в ней призмой, через которую производится отсчет с картушки компаса. В солнечную погоду глазная мишень прикрывается светофильтром.

Рис 3. Пеленгатор 127-миллиметрового компаса:

1 — стойка для проворачивания пеленгатора; 2—индекс; 3 — чашка пеленгатора; 4 — откидное зеркало; 5 — пеленгаторная нитка; 6 — предметная мишень; 7 — глазная мишень; 8 — откидной щиток; 9 — щель для дневного пеленгования; 10 — призма, 11 — откидной щиток призмы; 12—винтики, крепящие оправу призмы; 13 — цветные стекла; 14 — лапки

Рис.4 Нактоуз:

1 — палубные планки; 2 — талреп; 3 —бакштаг; 4 — бруски мягкого железа; 5— шейка; 6 — клеммы пружинного подвеса; 7 — девиационный прибор; 8 — труба; 9 — гнезда для магнитов; 10 — ползун с барашком; 11 — кольцо, закрепляющее креповой магнит; 12 — подушка

Нактоуз (рис. 4) представляет собой шкафчик с открывающейся в корму дверцей. Устанавливается и крепится к палубе на деревянной подушке. В нактоузе помещается девиационный прибор, предназначенный для уничтожения девиации. В верхнем части снаружи нактоуза размещены бруски, шары мягкого железа и магниты-уничтожители, предназначенные для компенсации девиации. На верхнем основании нактоуза укреплена латунная шейка с пружинным подвесом, на который подвешивается компас с карданным кольцом.

По назначению магнитные компасы делятся на главные (устанавливаются на верхнем мостике) и путевые (устанавливаются в рулевой рубке).

Б. Гирокомпас

Гирокомпас – механический указатель направления истинного меридиана с электромагнит­ным управлением. Принцип действия гирокомпаса основан на использовании свойств гироскопа

и суточного вращения Земли.

Гирокомпасы имеют два преимущества перед магнитными компасами:

- они показывают направления на истинный полюс, т.е. на ту точку, через

которую проходит ось вращения Земли, когда как магнитный компас

указывает на магнитный полюс.

- они практически не чувствительны к внешним магнитным полям.

Простейший гирокомпас состоит из гироскопа, подвешенного внутри полого шара, который плавает в жидкости. Плот­ность поддерживающей жидкости и вес гиросферы выбраны так, что при определенной температуре жидкости гиросфера при­обретает нейтральную плавучесть. Рабочая температура поддер­живается автоматически системой терморегулирования.

 

В. Электронный компас- построен на принципе определения координат

через спутниковые системы навигации. Принцип действия компаса:

1. на основании сигналов со спутников определяются координаты приемника системы спутниковой навигации;

2. засекается момент времени, в который было сделано определение коор-

динат;

3. выжидается некоторый интервал времени;

4. повторно определяется местоположение судна;

5. на основании координат двух точек и размера временного интервала

вычисляют вектор скорости движения:

а) направление движения;

б) скорость движения.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.