Другие важные аспекты дошкольного воспитания — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Другие важные аспекты дошкольного воспитания

2017-07-25 159
Другие важные аспекты дошкольного воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Детская садовница»

Значение личности
воспитателя детского сада

Центральным во всем том, что описывалось выше, является фигура вальдорфской «детской садовницы». Именно ее наличие, просто присутствие, ее отношение к каждому ребенку, любовь к детям и любовь детей к ней — есть важнейший фактор здорового развития. То, что живопись, лепку, оформление праздников, пение, рассказывание сказок, рукоделие делает один человек, имеет огромное значение. Значимый Взрослый являет ребенку образ человека и действует очень глубоко на формирование личности. Это накладывает на воспитательницу большую ответственность. Что главное для вальдорфской «детской садовницы»? Чтобы во всем, что она делает и как она делает, просвечивала бы доброта и любовь ко всему. Это есть предпосылка и субстанция, необходимая для здорового воспитания в дошкольный период. И все должно быть, в то же время, совершенно естественно. В этом — ядро успеха.

Обратить внимание на этот личностный фактор необходимо именно сейчас, когда столь распространен принцип работы на результат, в итоге чего детский сад превращается в подобие школы, куда приходят всякие «специалисты» преподавать музыку, английский, математику и прочее. Следует сказать, что такой разброс ребенка между разными преподавателями, для которых самое главное это их предмет, а не ребенок, — необычайно вреден для ребенка на этой возрастной ступени. Ему необходим один человек, к которому устанавливается глубокое внутреннее, экзистенциальное отношение, выходящее далеко за рамки того, что можно установить при помощи искусственных тестов или экзаменов. Выше мы говорили о самоценности каждой возрастной ступени. Подчиняя дошкольный возраст задачам, которые должны решаться лишь значительно позже, мы наносим развитию человека непоправимый ущерб.

Разновозрастная группа

Из всей ситуации ребенка-дошкольника и из общего взгляда на проблемы воспитания в детском саду вытекает, что дошкольное воспитание целесообразно осуществляется именно тогда, когда группы не разделены между собою по отдельным возрастам, а представляют собой смешанную, разновозрастную группу от 3—3,5 до 6 лет. Дети в такой смешанной группе живут вместе, как в большой семье. Они учатся друг у друга и помогают друг другу. Маленький ребенок стремится участвовать во всем, что делают взрослые и старшие дети, что является мощным фактором обучения. Это лучший способ побуждения к развитию, чем искусственные программы. Участвуя в различного рода практической деятельности, старшие дети естественно притягивают к этой деятельности малышей, которые, однако, не могут еще выполнить ее с таким же совершенством. Но они втягиваются в активное наблюдение, стараются участвовать и помогать.

Это касается не только работы, но и игры, которой младшие естественно учатся у старших. Старшим же детям дается возможность взять на себя роль взрослых. И то и другое поддерживает и благотворно влияет на развитие. Более взрослые дети чувствуют свою «взрослость», помогают, поддерживают, опекают маленьких, что, опять-таки, очень благотворно в воспитательном отношении. Многолетний опыт работы в разновозрастных группах вальдорфских детских садов убедительно показывает плодотворность такого подхода.

Работа с родителями

Рудольф Штайнер называл историческую эпоху, в которой мы живем, эпохой души сознательной. Это значит, что вся деятельность человека, которая в прошлые эпохи исторического развития человечества регулировалась инстинктивно, путем перенятия культурных традиций или форм жизни через внешний авторитет, в настоящее время должна осваиваться заново, путем сознательного освоения и учения. Это относится и к формам семейной жизни и воспитания детей. Опыт клубной работы показывает, что масса молодых матерей не имеет ни малейшего представления о том, что им делать со своими чадами. Где спрос, там и предложение.

Книжный рынок завален многочисленными руководствами по воспитанию, в которых детально описывается, что должна делать мать в том или ином случае. Иные руководства типа «После трех уже поздно» вызывают серьезное беспокойство. Вальдорфские воспитатели отмечают, что увеличивается количество детей, приводимых в группы, которые стали жертвами разнообразных экзотических программ типа бэби-йоги и других систем раннего развития. Ясно, что работа с родителями составляет важнейшую задачу любого воспитательного учреждения.

Вовлечение родителей в педагогический образовательный и воспитательный процесс, разнообразные формы участия родителей в различных педагогических мероприятиях, — праздниках, выставках, базарах, а также в управлении детским садом и школой издавна считаются отличительной чертой деятельности вальдорфских детского сада и школы. Будущему воспитателю или учителю с самого начала ясно, что он работает с детьми и родителями, как и будущим вальдорфским родителям, что им придется принимать участие в воспитании своих детей. Поэтому, во время обучения своей будущей профессии, вальдорфский педагог знакомится также и с многообразными формами работы с родителями и участия родителей в жизни сада и школы, которое всячески поощряется. Существуют отдельные книги, обобщающие многолетний опыт работы с родителями и участие родителей в жизни сада и школы. Руководящей здесь является мысль о том, что образовательное учреждение — это не просто учреждение, где дети получают образование и учатся, но и место жизни, своеобразное жизненное пространство и оазис культуры. Такое понимание сада и школы в последние годы было признано на самом высоком уровне педагогической общественностью Германии и декларировано, как основное направление необходимых реформ («Школа будущего» — Материалы Комиссии по образованию земли Нордрайн-Вестфаллен, 1995 г.).

На регулярных родительских вечерах воспитатели детских садов беседуют с родителями о различных проблемах воспитания, питания, гигиены, здоровья и других аспектах ухода за детьми. На эти беседы может быть приглашен и врач. Кроме этого родителей вовлекают в изготовление игрушек, подготовку праздников, совместное музицирование, разучивание песни к празднику, подготовку кукольного спектакля и т. д. Мы уже кратко упомянули выше о том, что значительная часть игрового материала, а также оформления детского сада — есть плод родительского участия и заботы. Кроме того, абсолютное большинство вальдорфских детских садов и школ в Германии и других странах Европы возникло из родительских инициатив.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.